Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:07, курсовая работа
Первые попытки осуществить музыкальное воспитание в рамках общеоб-разовательной школы можно отыскать ещё в Царской России. Школьная сис-тема отличалась крайней пестротой. Это были кадетские корпуса, Институт благородных девиц, духовные семинарии и училища, патриархальные училища. Допуская «пение и вообще музыку» в школу, «по мере возможности и усмотре-нию начальства», уставы всех видов школ на протяжении всего 19 столетия ни разу не включали музыкальные занятия в число обязательных предметов учеб-ного плана.
1. Вступление………………………………………………………….……….. 3
2. ГЛАВА 1
- существовавшие взгляды на проблему хорового воспитания в России в конце 19-начале 10 веков……………………………………………………… 8
- работа с детскими голосами в народной школе Бориса Бочева (Бол-гария) ……………………………………………………….…………………... 18
- значение хорового пения как процесса формирования творческих способностей детей. Особенности детского голоса………………………. 20
3. ГЛАВА 2
- проблема вокально-хорового воспитания детей младшего школьного возраста в музыкально-педагогической, научно-исследовательской литера-туре и обобщение собственного опыта .…………………………………… 23
- экспериментальная работа:
а) вокально-хоровые упражнения
1 класс……………………………………………………………………. 32
2-3 классы………………………………………………………………... 33
б) работа над песней…………………………………………………… 34
- рекомендации по подбору песенного репертуара………………… 37
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 38
5. СНОСКИ…………………………………………………………………… 39
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………... 40
Главной
задачей первого знакомства
явно способных детей.
Развитие
вокально-хоровых навыков в
школьников содержит в себе несколько этапов, в зависимости от поставленных
на каждом этапе задач.
Я выделяю три этапа развития певческих навыков.
1-ый период:
подготовительный или
кто такой дирижер и что такое хор. Для наглядности я демонстрирую картинку,
на которой изображен хор, а также мы прослушиваем пластинку со звучанием
детского хора.
После получения сведений о том, что же такое хор – объясняю, что и их
класс может стать хором, но для этого им придется постараться. Далее –
объясняю, как надо сидеть и стоять во время пения: руки свободно опускаются
вниз или на колени, голову держать прямо, рот открываем свободно.
Желательна вертикальная форма рта, так как она помогает «округлению» звука,
его красоте. К этим требованиям приходится возвращаться каждый урок, так
как навыки певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2-ой период: первичное освоение певческих навыков (дыхание,
звукообразование, дикция). Огромную роль в развитии первичных вокально-
хоровых навыков играет дыхание. Детские легкие малы по своей емкости и
отсюда – естественная ограниченность силы звука детского голоса. С первых
уроков приучаю детей брать дыхание по дирижерскому жесту. Предлагаю
несколько игровых упражнений: дунули на одуванчик, вдохнули аромат цветка,
надули шарик и т.д.
Я неоднократно
показываю, как делать
Первое время дети несколько утрируют вдох, порой даже с призвуком, но со
временем это проходит.
Часто при
пении у детей начинают
объясняю детям, что необходимо сидеть прямо, не поднимая плеч и не задирая
высоко голову. Первый год внимательно слежу за посадкой каждое занятие.
На этом этапе обучения работаю над смешанным дыханием, так как
развивать какой-то определенный тип дыхания – вредно, потому что в этот
период дыхание у детей – поверхностное. Правильное певческое дыхание
связано с правильной аттакой звука. На данном этапе обучения – используем
только мягкую аттаку. Она способствует развитию кантиленного пения и
образованию спокойного, мягкого звука. Твердая аттака обычно приводит к
форсированию звука, что может губительно сказаться на развитии голосового
аппарата ребенка. Очень часто дети не поют, а проговаривают текст в ритме
песни. Главным же в вокальном искусстве является связное, плавное пение,
поэтому с самого начала обучения следует прививать навыки протяжного пения.
Для достижения этой цели применяю русские народные напевки, например:
Огромное значение при обучении имеет знание диапазона детей, их
примарные тона. «Звучащая зона» интересующего меня возраста (дети 7-10 лет)
расположена от ми1 – си1 (до2).
В первом классе из этой «зоны» наиболее звучащими являются: соль,
соль#, ля первой октавы. Постепенно диапазон расширяется выше к «си» и ниже
к «фа», «ми».
На выразительное исполнение произведения огромное влияние оказывает
дикция. Наиболее яркое определение дикции я нашла в книге Е. Сарычева
«Сценическая речь»: «…Слово дикция в точном переводе значит – произношение
(от латинского dictio – произносить). Под хорошей дикцией подразумевается
четкое и ясное произношение, чистота и безукоризненность звучания каждой
гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом»16).
Как же работать над дикцией в хоре? Эту проблему подробно
рассматривают в своих методических трудах К. П. Виноградов, В. К. Тевлина,
Л. Г. Дмитриев, Н. М. Черноиваненко и другие. В основном выделяются два
этапа работы над произношением:
1-ый этап. Рекомендуется начинать работу с формирования округлых
гласных в умеренных по темпу песнях
Отмечено, что у детей младшего школьного возраста тембр неровный.
Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного их звучания
дети должны стремиться сохранять высокую позицию на всех звуках доступного
диапазона. Для этого используются попевки, упражнения на гласных «у», «ю»,
а также песни с нисходящим движением мелодии. Большое внимание в вокальном
формировании уделяется гласному звуку «о». Пение упражнений на гласные «о»,
«ё» способствуют образованию округлого красивого звука. Специального
округления требуют звуки «и», «а», «е». «И» приближено к звуку «ы», «а»- к
«о», «е»- к «е». Немаловажное значение в произношении гласных имеет
положение рта и губ. Если гласные необходимо тянуть, то согласные
произносятся чётко и легко. Прежде всего, необходимо учащимся прививать
умение ясно и одновременно произносить согласные в конце слова. Некоторые
согласные необходимо произносить утрированно, в первую очередь- согласную
«р».Следует обратить внимание детей на то, как следует переносить согласную
к следующему слогу или слову, например: «зво-нко», а не «звон-ко».
Здесь часто сталкиваюсь с трудностью: дети начинают слишком чётко
выговаривать текст, пение напоминает «разговор с сопровождением». Теряется
навык «тянуть» звук. Для устранения такой ошибки следует пропеть мелодию с
закрытым ртом несколько раз, чтобы дети в дальнейшем не акцентировали
внимания только на тексте. Это достигается не сразу, а постепенно.
2-ой этап:
Дети учатся выделять главные в смысловом отношении слова. На данном
этапе необходимо несколько раз вдумчиво прочитать детям текст и попросить
их самостоятельно выделить те слова, которые могут являться
кульминационными. Могут возникнуть споры, поэтому очень важно выслушать как
можно больше мнений. Важно обязательно следить, чтобы дети не просто
назвали слово или фразу, которые надо выделить, но и объясняли, почему
именно названные им слова являются главными, кульминационными. В этом
возрасте важно выбирать произведения, в которых кульминация сопровождения
совпадает с кульминацией текста.
Если говорить об ансамбле, то подразумевается работа над
уравновешенным, согласованным звучанием всего хора. Говоря о работе над
ансамблем, следует указать, что здесь идёт речь о воспитании ритмического,
динамического и темпового видов ансамбля.
Для развития
ритмического ансамбля
Во время урока возможны следующие движения: шаги на месте, хлопки, повороты
вокруг себя. Например: «Во поле берёза стояла», «А я по лугу» (хороводная),
«Стой, кто идёт» (марш).
Наиболее сложным ансамблем в младшем школьном возрасте является
интонационный и динамический ансамбль. Очень часто встречаются случаи,
когда ребёнок имеет сильный, выделяющийся из хора голос, который не
говорит о хорошем качестве слуха. В данном случае следует тактично
объяснить ребёнку, что его громкое пение нарушает общее впечатление от
песни.
Динамический и интонационыый ансамбль зависит так же от правильного
расположения учащихся в классе. У каждого ребёнка должно быть своё место в
хоре. Следует сажать хорошо и плохо интонирующих детей через одного, иногда
отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по характеру
звучания их голосов: высокие, средние, низкие - это даёт возможность
дифференцировать свою работу по отношению к каждой группе учеников.
Исполнение песен происходит не только всем классом, но и группами. Здесь
можно внести элемент игры- соревнования. Плохо поющие ученики слышат верное
пение своей группы и интонационно подстраиваются к ним.
Работа над строем начинается с первых уроков. Очень редко у
первоклассников встречается точное интонирование. Причины этого явления -
различны: Отсутствие координации между слухом и голосом, заболевания
голосового или слухового аппарата. Но при систематических занятиях у детей
происходит развитие музыкального слуха, вырабатывается чистая интонация в
пении, которая помогает ребёнку осмыслить движение мелодии.
Во время
работы над первичными
ряд недостатков, на которые следует обратить особое внимание:
1. У многих детей, даже с хорошим слухом, отсутствует координация между
слухом и голосом, что приводит к не чистому интонированию.
2. Некрасивый тембр
3. Пропуск согласных в конце и их искажение
4. Неумение правильно взять дыхание, что приводит к шумному вздоху и
стремительному выдоху
5. Использование твёрдой, активной подачи звука, которое может вызвать
форсированное пение.
6. Невосприимчивость к музыке.
Этот период подразумевает под собой долгую и кропотливую работу.
Занятия необходимо строить так, чтобы обеспечивалось одновременное развитие
всех навыков хорового пения (организация времени).
В процессе развития хоровых навыков у младших школьников следует
закреплять совершенствовать и закреплять полученные умения, а не
останавливаться на достигнутом:
1. Необходимо обращаться к логике детей, для получения некоторых выводов и
обобщений.
2. Расширять эмоциональный опыт детей через общение с отличным исполнением:
преподаватель, магнитофонные записи, пластинки.
3. Использовать в репертуаре
разных по настроению
4. Повышать требования к исполнению
3-ий период:
Даёт возможность сосредоточить максимум внимания учеников на
художественно- исполнительных задачах – сознательное восприятие текста,
ясное, выразительное произношение текста при пении, напевность звука.
Конечно,
такое деление развития
очень условно. 2-ой этап работы достаточно велик и было бы уместно его
поэтапное деление, но опыт показывает, что все хоровые навыки развиваются
одновременно.
До тех
пор, пока не произошло
детей - трудно говорить об эмоциональном и выразительном исполнении
произведения.
В описанной далее практической работе демонстрируется применение
существующих методик формирования первоначальных певческих навыков у
младших школьников.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА
В практической работе мной были систематизированы и обобщены все
знания, полученные из методических трудов, приведённых выше. Следует
отметить, что детские голосовые связки коротки и тонки, поэтому имеют
высокое звучание, ограниченный диапазон, особую лёгкость. В описанной ниже
работе учитываются эти особенности.
ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Особое внимание при пении уделяется посадке. Для каждого ребёнка на
уроке предусмотрено своё место. К более сильному, хорошо интонирующему
ребёнку сажаю более слабого ребёнка. На занятиях поют так же не все.
Сначала прошу спеть группу, которая хорошо интонирует, а затем подключаю
весь класс. Таким образом, более слабые дети начинают слышать более сильных
и подстраиваться под них.
Распевание длится 3-5 минут, так как на пение на уроке музыке
выделяется около 20 минут. При распевании дети привыкают реагировать на
дирижёрский жест.
В целом
вокально-хоровые упражнения
1. применяются вне связи, с каким либо конкретным исполняемым
произведением. Данные
упражнения способствуют
уровня художественного исполнения.
2. направлены на преодоление конкретных трудностей при разучивании
произведения.
В первом классе применяются распевки предлагаемые Л.Левандовской17)
Каждое упражнение способствует развитию конкретных вокально-хоровых
навыков и помогает их отработке.
1. Упражнение для развития звонкого, лёгкого звука и для выработки чёткой
дикции:
Упражнение для освобождения скованной челюсти и для развития плавного
звука:
Упражнение для развития мягкого, плавного, протяжного звука:
2-ой И 3-ий КЛАССЫ
Во втором и третьем классе уделяется большое внимание работе над
различными способами звуковедения:
1. Освоение приёмов цепного пения
2. Работа над расширением диапазона