Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
Знания и навыки
которые приобретут учащиеся
на моих занятиях будут
являться исходной базой
для последующего более
глубокого понимания и
изучения принципов, методов
и средств художественно-
На мой взгляд, последовательное изложение информации, должно проникнуть в умы будущих художников, дизайнеров и принести свои плоды. Темы я предлагаю излагать следующим образом:
1 урок - Основы композиции и художественного проектирования.
2 урок - Общее понятие о композиции. Цели и задачи.
3 урок - Формообразование в композиции.
4 урок - Пропорции – основное средство гармонизации формы.
5 урок - Понятие масштаба в композиции.
6 урок - Статика и динамика. Движение в композиции.
7 урок - Ритм в композиции.
8 урок - Текстура.
9 урок - Фактура, рельеф, объем.
10 урок - Орнамент как начальная форма создания условного изображения.
11 урок - Цветоведение – как один из важнейших компонентов дизайна.
12 урок - Язык цвета. Цветовые гармонии.
13 урок - Тональная гармонизация. Светлые, средние, темные тона
14 урок - Искусство шрифта как основа графического дизайна.
15 урок -Решение художественного образа. Форма и ее трансформация.
Конспект первого урока
Тема урока: «Основы композиции и художественного проектирования»
Цель урока: Раскрыть понятие «Дизайн». Посвятить учащихся в историю дизайна. Определить место композиции в дизайнерской деятельности.
Задачи:
1. Дать учащимся начальные знания по дисциплине дизайн.
2. Сформировать понимание об основных правилах композиционной деятельности дизайнера.
3. Заложить основу образно-пространственного мышления. Научить выражать творческий замысел с помощью условного языка графических средств.
Оборудование учителя к уроку:
1. Книги по дизайну с иллюстративным материалом.
2. Фото материал по дизайну.
3. Примеры дизайнерских проектов (студенческие работы).
План урока:
1. Вводная лекция, разъясняющая материал.
2. Беседа на тему урока.
3. Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент:
Сегодня на занятиях мы узнаем о роли дизайна в человеческом обществе. Познакомимся с хронологией и основными периодами развития дизайна, с его основными течениями и направлениями. Узнаем о творчестве выдающихся мастеров-дизайнеров и архитекторов.
Объяснение нового материала:
Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор (особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).
Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный сайнс-дизайн, текстовый дизайн...
Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.
Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века): производство создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.
Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким качеством.
"Баухауз"
(Bauhaus), Высшая школа строительства
и художеств, конструирования
(Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение
и архитектурно-художественное
Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве- ВХУТЕМАС создан в 1920 постановлением Советского правительства как "... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования". Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически ВУТЕМАС готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. Одновременно перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во ВХУТЕМАСе (а также в учебном заведении и архитектурно-художественном объединении "Баухауз" в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов. Важной частью нового метода обучения был разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.). Эти законы авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др. Во В. преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции русской художественной школы предреволюционных десятилетий (главным образом Московского училища живописи, ваяния и зодчества - А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков и другие, - а также Д. Н. Кардовский, преподававший в 1903-18 в Высшем художественном училище петербургской АХ), так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды "производственников", отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей, которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе.
Классические виды дизайна:
1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.
2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом.
3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.
4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов.
Новые виды дизайна. Выделяют две группы:
1. Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн ( различные технические сооружения, например мосты).
2. Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.
Стиль Модерн, его социальные и эстетические противоречия. Единство выразительности и новое мировоззрение во всех формах искусства и дизайна в стиле «модерн». Стилистические особенности модерна. Творчество Обри Бердслея.
Основные региональные течения стиля модерн.
"Сецессион" в Австрии и Бельгии. Работы Г. Климта, О. Вагнера, Й. Хоффмана, В. Орта. "Югендстиль" в Германии. "АР НУВО" во Франции. Работы Гимара, Эйфеля, Перре. Творчество Гауди. Работы Ч. Макинтоша. Школа в Глазго.
Русский модерн, его основные направления.
"Неорусский" стиль в Москве. Творчество Шехтеля. "Северный" модерн в Петербурге. Объединение "Мир искусства", работы Л. Бакста.
Особенности развития архитектуры и дизайна в США.
Отличительные особенности развития американской промышленности. Поиск новых форм, созвучные времени и характеру индустриального производства. Чикагская школа. Работы Салливена. Дома-прерии Ф.Л. Райта. Значение Чикагской школы для истории архитектуры. Преодоление разрыва между конструкцией и формой, между инженером и архитектором.
Появление промышленного дизайна как самостоятельной профессии.
Появление новой пространственной концепции в искусстве двадцатого века.
Исследование пространства – кубизм. Исследование движения – футуризм. Работы Сент Элиа.
Новые художественные средства выражения.
Экспрессионизм в живописи и архитектуре. Влияние современного искусства на художественную культуру. Неопластицизм – движение "Де Стиль". Ритвельд: новая эстетика - плита и плоскость.
Русский авангард.
Художественное
Конструктивизм.
Супрематизм Малевича. Творчество Эль Лисицкого.
Татлин – родоначальник конструктивизма.
Стиль Арт Деко.
Обтекаемая форма –
результат внедрения новым
Хай-тек.
Творчество Нормана Фостера. Международный центр искусств им. Д. Помпиду в Париже.
Изобразительный язык постмодернизма.
Постмодернизм, четко характеризующий
70-е годы, отражал реакцию на сугубо
функциональный и абстрактный
Постмодернизм: творчество Грейвза. Архитектура и дизайн парков Диснея.
"Тальер де Архитектура"
Рикардо Бофилла.
Дизайн на рубеже тысячелетий.
Дизайн как самостоятельный
вид проектно-художественной деятельности
со своим научно-
Подведение итогов урока.
После прослушанной темы задаю вопросы, выясняю, на сколько хорошо учащиеся усвоили новый материал. Объявляю тему следующего урока, напоминаю какие материаллы необходимо принести к следующему занятию.
Конспект второго урока:
Тема урока: «Общее понятие о композиции. Цели и задачи».
Цель урока: Объяснение учащимся законов композиции. Выполнение практического задания для закрепления темы.
Задачи:
1. Дать определение понятию «композиция», раскрыть его сущность. Разъяснить основные законы и принципы.
2. Заложить основы «чувства композиции».
3. Развить композиционное мышление.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе