Педагогическая практика в художественной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике

Описание работы

Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.

Работа содержит 1 файл

практика в худшколе.docx

— 147.93 Кб (Скачать)

   Знания  и  навыки  которые  приобретут  учащиеся  на  моих  занятиях  будут   являться  исходной  базой   для  последующего  более   глубокого  понимания  и   изучения  принципов,  методов   и  средств  художественно-композиционного  проектирования,  являющейся  существенной  составляющей  профессиональной  грамоты  и  творческого  мышления  дизайнера. 

   На мой  взгляд,  последовательное  изложение   информации,  должно  проникнуть  в  умы  будущих  художников,  дизайнеров и  принести  свои  плоды. Темы  я  предлагаю   излагать  следующим  образом:

1 урок - Основы  композиции  и  художественного  проектирования.

2  урок - Общее  понятие   о  композиции.  Цели  и   задачи.

3  урок - Формообразование  в композиции.

4  урок - Пропорции – основное  средство  гармонизации  формы.

5 урок -  Понятие  масштаба  в композиции.

       6  урок - Статика и динамика.  Движение  в композиции.

7 урок -  Ритм  в  композиции.

        8  урок - Текстура.

9 урок -  Фактура, рельеф, объем.

10 урок - Орнамент  как  начальная  форма  создания  условного  изображения.

11 урок - Цветоведение – как один  из  важнейших компонентов дизайна.

12 урок - Язык  цвета. Цветовые  гармонии.

13  урок - Тональная   гармонизация.  Светлые,  средние,  темные  тона

14 урок - Искусство шрифта  как основа  графического  дизайна.

15 урок -Решение  художественного   образа. Форма  и  ее  трансформация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект  первого  урока

Тема  урока:  «Основы  композиции  и  художественного  проектирования»

Цель  урока:  Раскрыть  понятие  «Дизайн». Посвятить учащихся  в историю дизайна. Определить место композиции  в дизайнерской  деятельности. 

Задачи:

1.   Дать  учащимся  начальные  знания  по  дисциплине  дизайн.

2.   Сформировать  понимание  об  основных  правилах  композиционной  деятельности  дизайнера.

3.   Заложить  основу  образно-пространственного  мышления.   Научить  выражать  творческий  замысел  с  помощью  условного  языка   графических  средств.

Оборудование  учителя  к уроку:

1.   Книги по  дизайну с иллюстративным  материалом.

2.   Фото  материал  по  дизайну.

3.   Примеры  дизайнерских  проектов  (студенческие  работы).

План  урока:

1.  Вводная  лекция,  разъясняющая  материал.

2.  Беседа  на  тему  урока.

3.  Подведение  итогов.

Ход  урока:

Организационный  момент:

   Сегодня  на  занятиях  мы  узнаем  о  роли  дизайна  в  человеческом  обществе.  Познакомимся  с   хронологией  и  основными   периодами  развития  дизайна,  с  его  основными  течениями   и  направлениями.  Узнаем  о   творчестве  выдающихся  мастеров-дизайнеров  и  архитекторов. 

Объяснение  нового  материала:  

   Прежде всего, хочется отметить, что слово "дизайн" имеет неоднозначную трактовку. Основные переводы с английского включают: план, проект, чертеж, узор, умысел, намерение. То есть дизайнер, с одной стороны, конструктор (особенно в области промдизайна), с другой - оформитель, а если смотреть глобально - человек, определяющий идеологию предмета, над которым он работает (независимо от того, веб-сайт ли это, танк или визитная карточка).

   Дизайн - одно емкое понятие, а включает в себя в нашем сознании: массовый и элитный дизайн, китч, стайлинг, поп-дизайн, единичный арт-дизайн, городской публишь-арт, архитектурный дизайн, промышленный дизайн, Web-дизайн, графический дизайн, кустарный дизайн, исторический футуро-дизайн, прогностический дизайн будущего, фито-дизайн, коммерческий рекламный дизайн, информационный и программный дизайн, научный сайнс-дизайн, текстовый дизайн...

   Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, малосерийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершенство, удобство, красота, экономическая целесообразность. Производством бытовых вещей издавна занимались ремесленники. Понятно, что ремесленник - не дизайнер. Ремесленник делает одну и ту же вещь из одного и того же материала.

   Индустриальное машинное производство (конец 18 века начало 20 века): производство создало "нечеловечные, холодные предметы" С приходом века индустриализации дизайнер стал создавать прототипы изделий, которые с помощью машин производили другие люди. Практика раннего дизайна была весьма примитивной. Функциональностью и экономичностью производимой продукции занимались инженеры, а дизайнеры отвечали лишь за ее эстетический вид. Оказалось, что дизайнеры должны создавать прототипы массового машинного производства, предварительно изучив технологию современного производства и свойства материалов.

   Этап Дизайна (с начала XX века): этот этап соединил достоинства предыдущих двух этапов :) Дизайнер работает на промышленном производстве, использует различные материалы и технологии. Дизайнер связан с массовым производством и с его уровнем и возможностями, а эти возможности, к сожалению часто не оправдывают ожиданий. Оформители и бутафоры украшают свои вещи, но дизайнер - существо высшее, он обязан мыслить масштабно и разнопланово, он обязан наперед представлять как поведет себя его будущее творение в своей среде обитания, как оно повлияет на среду и как среда уживется с вещью, а главное дизайнер должен придать вещи максимальную симпатию к человеку, к тому, для кого вещь будет предназначена, кому она будет служить. Дизайнер обязан сохранить чистоту идеи - функциональную обоснованность для формы, материала, суперграфики т.е. всех составляющих. И в конце концов предугадать необходимость создаваемой им вещи. А что же должен знать дизайнер (художник -конструктор) создавая вещь. Быт, этнографию, демографическую ситуацию, социологию быта (чтобы понять кто, когда, как и до каких пор будет пользоваться вещью, рождающейся сегодня), психологию, физиологию, медицину, эргономику, технологию изготовления вещи, свойства материалов, возможные инженерные и конструкторские решения. Дизайнеры знают, что в этом мире все соотносится друг с другом и человек воспринимает это на подсознательном уровне. Проблема цвета, например, уходит в глубины психологии. В зеленых комнатах почему-то простужаются, а ящик, окрашенный в желтый цвет легче поднять, чем серый ящик того же веса. Это уже колористика - наука о цвете. Практика показывает: там, где ценится работа дизайнера и выполняются его рекомендации, продукция отличается высоким качеством.

"Баухауз"

(Bauhaus), Высшая школа строительства  и художеств, конструирования  (Hochschule fur Bau und Gestaltung), учебное заведение  и архитектурно-художественное объединение  в Германии. Основана в 1919 архитектором  В. Гропиусом в Веймаре, в 1925 переведено в Дессау, в 1933 упразднено фашистами. Руководители ставили целью выработать универсальные принципы современного формообразования в пластических искусствах; они стремились к комплексному художественному решению современной материально-бытовой среды, развивали у студентов способность эстетически-творческого осмысления новых материалов и конструкций, учили осознавать специфическую красоту функционально обусловленных форм предметов, создаваемых в условиях современного машинного производства. В "Баухауз" главным звеном учебного процесса была трудовая практика студентов в производственных, художественных и проектных мастерских, где, наряду с работами этюдно-учебного характера, создавались архитектурные проекты (в том числе типовые проекты жилых домов), образцы массовой промышленной продукции (главным образом мебели, ламп, тканей), произведения декоративной живописи и пластики. Преподавательскую и творчески-экспериментальную работу в "Баухауз" вели крупные архитекторы-функционалисты (В. Гропиус, Х. Мейер, Л. Мис ван дер Роз), пионеры современного дизайна (И. Иттен, Л. Мохой-Надь), а также некоторые художники-авангардисты (П. Клее, В. В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер). Теоретическая и практическая деятельность "Б." сыграла важную роль для утверждения принципов рационализма в мировой архитектуре 20 в. и становления современного художественного конструирования.

   Высшие государственные художественно-технические мастерские, учебное заведение в Москве- ВХУТЕМАС создан в 1920 постановлением Советского правительства как "... специальное художественное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности, а также конструкторов и руководителей для профессионально-технического образования". Образован путём слияния московских 1-х и 2-х Свободных художественных мастерских. Включал факультеты: художественные (живописный, скульптурный, архитектурный) и производственные (полиграфический, текстильный, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Практически ВУТЕМАС готовил в основном художников-станковистов и архитекторов. Одновременно перед производственными факультетами была поставлена задача подготовки художников нового типа, способных работать не только в традиционных видах искусств пластических, но и в создании всей предметной среды, окружающей человека (предметы быта, орудия труда и пр.). Во ВХУТЕМАСе (а также в учебном заведении и архитектурно-художественном объединении "Баухауз" в Германии) впервые в мире были созданы основы сложившейся позднее системы подготовки художников-конструкторов. Важной частью нового метода обучения был разработанный во В. и обязательный для всех студентов, независимо от будущей специализации, пропедевтический (предварительный) курс, основанный на сочетании научных и художественных дисциплин. Пропедевтический курс должен был научить студентов языку пластических форм, законам формо- и цветообразования (включал рисование как основу пластического искусств, цветоведение, дисциплины, исследующие взаимоотношения между цветом и формой, изучение принципов построения пространственной композиции и др.). Эти законы авторы курса (В. А. Фаворский, П. Я. Павлинов, К. Н. Истомин, И. М. Чайков, Н. А. Ладовский и др.) считали универсальными для создания как произведений изобразительного искусства, так и для художественного конструирования предметов быта и техники. Пропедевтические курсы позже стали обязательными в мировой практике подготовки художников-конструкторов. На производственных факультетах разрабатывали проекты трансформирующейся мебели (кресла-кровати, шкафы-столы и т.д.), массовой посуды, светильников и др. Во В. преподавали как художники-станковисты, продолжавшие традиции русской художественной школы предреволюционных десятилетий (главным образом Московского училища живописи, ваяния и зодчества - А. Е. Архипов, П. В. Кузнецов, И. И. Машков и другие, - а также Д. Н. Кардовский, преподававший в 1903-18 в Высшем художественном училище петербургской АХ), так и представители производственного искусства (А. М. Родченко, В. Е. Татлин и др.). На производственных факультетах практически претворялись теоретические взгляды "производственников", отождествлявших художественное творчество с производством социально и функционально целесообразных вещей, которые, по их мнению, должны были определять характер всей бытовой среды в социалистическом обществе.

Классические  виды  дизайна:

1) Графический дизайн. Объектом проектирования являются: шрифты, пиктограммы, фирменный стиль, различные визуальные коммуникации и т.д. Это работа на плоскости.

2) Промышленный дизайн. Объектом проектирования являются: машины, приборы, оборудование, мебель, посуда, одежда... Здесь уже идет работа с объемом.

3) Архитектурный дизайн. Объектом являются: сооружения и их комплексы, включая дизайн интерьера. Идет работа с пространством.

4) Дизайн архитектурной среды. Объектом проектирования является сложно-динамическая система среды обитания человека, оптимальная предметно-пространственная организация и образность различных средовых объектов.

Новые виды дизайна. Выделяют две группы:

1. Дизайн сферы: экодизайн, эргодизайн (главное условие - отвечать эргономическим требованиям, т.е. удобству пользования), футуродизайн (дизайн проектов будущего, которые по каким-либо причинам не могут быть применены в настоящем), прикладной дизайн, экспозиционный дизайн (выставки), инженерный дизайн ( различные технические сооружения, например мосты).

2. Дизайн нацеленный на результат работ: артдизайн (единичные объекты дизайна, как объект искусства), штриховой, компьютерный дизайн и, наконец, наш любимый, web-дизайн.

Стиль Модерн, его социальные и эстетические противоречия. Единство выразительности и новое мировоззрение во всех формах искусства и дизайна в стиле «модерн». Стилистические особенности модерна. Творчество Обри Бердслея.

Основные региональные течения стиля модерн.

"Сецессион" в Австрии  и Бельгии. Работы Г. Климта, О. Вагнера, Й. Хоффмана, В. Орта. "Югендстиль" в Германии. "АР  НУВО" во Франции. Работы Гимара, Эйфеля, Перре. Творчество Гауди.  Работы Ч. Макинтоша. Школа  в Глазго.

Русский модерн, его  основные направления.

"Неорусский" стиль  в Москве. Творчество Шехтеля. "Северный" модерн в Петербурге. Объединение  "Мир искусства", работы Л.  Бакста.

Особенности развития архитектуры и дизайна в США.

Отличительные особенности  развития американской промышленности. Поиск новых форм, созвучные времени  и характеру индустриального  производства. Чикагская школа. Работы Салливена. Дома-прерии Ф.Л. Райта. Значение Чикагской школы для истории  архитектуры. Преодоление разрыва  между конструкцией и формой, между  инженером и архитектором.

Появление промышленного  дизайна как самостоятельной  профессии.

Появление новой  пространственной концепции в искусстве  двадцатого века.

Исследование пространства – кубизм. Исследование движения –  футуризм. Работы Сент Элиа.

Новые художественные средства выражения.

Экспрессионизм в живописи и архитектуре. Влияние современного искусства на художественную культуру. Неопластицизм – движение "Де Стиль". Ритвельд: новая эстетика - плита и плоскость.

Русский авангард.

Художественное конструирование  в первые годы Советской власти. ИНХУК, ВХУТЕМАС (ВХУТЕИН) – школа  по подготовке дизайнеров в СССР. Производственное искусство: теория и практика. Ярко выраженный социально-художественный характер производственного искусства. Работы Родченко и Степановой.

Конструктивизм.

Супрематизм Малевича. Творчество Эль Лисицкого.

Татлин – родоначальник  конструктивизма.

Стиль Арт Деко.

Обтекаемая форма –  результат внедрения новым материалов и технологий в массовое производство.

Хай-тек.

Творчество Нормана Фостера. Международный центр искусств им. Д. Помпиду в Париже.

Изобразительный язык постмодернизма.

Постмодернизм, четко характеризующий 70-е годы, отражал реакцию на сугубо функциональный и абстрактный интернациональный  стиль. Методика постмодернизма. Работы Р. Вентури, Ч. Мура, Джонсона.

Постмодернизм: творчество Грейвза. Архитектура и дизайн парков Диснея.

"Тальер де Архитектура"  Рикардо Бофилла. Концептуальные  работы группы "Сайт".

 Дизайн на рубеже тысячелетий.

Дизайн как самостоятельный  вид проектно-художественной деятельности со своим научно-исследовательским  аппаратом, арсеналом проектно-художественных средств.

Подведение  итогов  урока.

После  прослушанной  темы  задаю  вопросы,  выясняю,  на  сколько  хорошо  учащиеся  усвоили  новый  материал.  Объявляю  тему  следующего  урока,  напоминаю  какие материаллы   необходимо принести  к следующему  занятию.

 

 

Конспект  второго  урока:

Тема  урока: «Общее  понятие  о  композиции.  Цели  и  задачи».

Цель  урока:  Объяснение  учащимся законов  композиции.  Выполнение  практического  задания  для  закрепления  темы.

Задачи:

1. Дать  определение  понятию «композиция», раскрыть его сущность. Разъяснить основные законы и принципы.

2.  Заложить  основы  «чувства  композиции».

3.  Развить  композиционное  мышление.

Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе