Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:44, отчет по практике
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной художественно-технической деятельности по формированию предметной среды. Целью дизайна является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека. Важнейшие два компонента дизайна: функциональность и эстетичность.
1.Введение
Дизайн - вид проектной, междисциплинарной
художественно-технической
Дизайн является феноменом художественной культуры ХХ века. Родившись на рубеже столетий, он на волне промышленной и научно-технической революции, стремительно развиваясь, превратился в один из самых влиятельных видов проектно-художественной деятельности. Сегодня трудно представить себе какую-либо сферу, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, влияет на стиль жизни. Он, как никто другой вид проектно-художественной деятельности, стремится к созданию комфортной для человека среды на основе специальных научных исследований, оптимальных условий жизнедеятельности человека, его потребностей, условий взаимодействий с современной техникой.
Понятие «Дизайн»
сегодня ассоциируется с
самыми прогрессивными явлениями
и самыми современными техническими
достижениями. Произведения дизайна
не только созвучны своему
времени, но и, как правило,
на полшага впереди
В современном мире рамки дизайна расширились:
Промышленный — дизайн промышленных товаров, конвейерно-потоковый массовый дизайн. Проектирование 3-х мерных объектов. Основная область дизайна, где наиболее полно применяются профессиональные навыки и опыт дизайнера, где от дизайнера требуется все его мастерство и даже больше это:
1. услуги технологических
дизайнеров, которые проектируют
эстетически совершенные
2. услуги декорирующего
дизайна, когда проектируются
художественные ткани,
3. услуги инженерного
дизайна, осуществляющего
4. услуги классического
дизайна (или художественного
конструирования) объектов
5. услуги нон — дизайна,
организующего процессы
Промышленный дизайн — это практика анализа, создания и разработки продукции для массового производства. Цель промышленного дизайна — создать формы, успех которых гарантирован до того, как были сделаны крупные капиталовложения, чтобы такая продукция производилась по цене, позволяющей ее хорошо продавать и получать разумные прибыли.
Стайлинг «дизайн» — художественная адаптация уже готовой формы (интерьер-экстерьер) или улучшение технической части объекта.
Графический дизайн — проектирование символов-знаков, логотипов, услуги дизайнеров, проектирующих полиграфическую продукцию и т.д. Услуги стайлинг и арт-дизайна, уделяющих основное внимание выразительности полезных предметов. Сплав формы и содержания, реализации и уникального выражения данных.
Публишь-арт — так называемый народный (городской) дизайн. Процветает на западе.
Нон-дизайн — организует процессы производства, обслуживания, сбыта, обучения.
Web-дизайн — проектирование интерактивных web проектов.
Сайнс-дизайн — научный дизайн.
Фито-дизайн — дизайн с применением, в основном, природных элементов, цветов и растений.
Рекламный дизайн — скорее коммерческое ремесло, основанное больше на достижении прибыли, чем на искусстве.
Футуро-дизайн — исторический дизайн и прогностический дизайн будущего.
Кустарный дизайн — скорее ремесло, основанное больше на личном опыте и вкусе, чем на образовании.
Китч — примитивный, тупой (кухонный) «дизайн», в настоящее время определение носит оттенок пренебрежения и презрения. Этот стиль широко используется в современной рекламе, ориентированной на широкого (народного) потребителя. Слово появилось в 1860-1870-е годы в Германии (Мюнхене) и означало переделку старой мебели, обновление с оттенком обмана: продавать старое как новое.
Арт-дизайн — дизайн штучный, концептуальный, элитный.
Психо-дизайн — это наука адаптации интерьеров, архитектурных и ландшафтных форм под конкретного человека, его психологические особенности и потребности. Интерьер способен стимулировать и разрушать, настраивать на успех, покой или активность, снимать или усугублять внутренние проблемы человека, семьи, коллектива; активизировать творческий процесс, влиять на продажи. Создать индивидуальную дизайн-модель «под человека» можно только на основе объективной, научно обоснованной информации и методики, объединяющей принципы дизайна и психологии.
Средовой дизайн —дизайн архитектурной среды. Услуги дизайнеров, проектирующих художественные праздники, шествия, обряды, выставки. Услуги программного дизайна, организующего масштабные объекты с учетом практических и художественных задач.
Поп-арт (pop art) — широкое художественное течение, охватившее в 1950-60-х все виды изобразительного искусства США, Великобритании и других западных стран. Отказавшись от элитарности и глубокомыслия абстрактного экспрессионизма, художники, работавшие в стиле поп-арт (в США Э. Уорхол, К. Олденбург, Р. Лихтенштейн и др.), избрали источником своего вдохновения массовую культуру: рекламу, комиксы, кино, джаз, иллюстрированные газеты и журналы и т.п.
Оп арт (optical art) — оптическое искусство) — художественное течение второй половины 20 века, использующее различные зрительные иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.
Нано арт — Знамением молекулярной эпохи электроники, генетики и нано-технологии становится нано-арт, исскусство сверхмалых величин, попадающее на сетчатку глаза через окуляр сверхмощного электронного микроскопа.
Экодизайн — направление в дизайне, уделяющее главное внимание защите окружающей среды на всём протяжении жизненного цикла изделия. В расчёт берутся, в комплексе, все стороны создания, использования и утилизации изделия. Экодизайн, наравне c очевидными и обыкновенными требованиями красоты, удобства и цены, уделяет особое внимание: потреблению ресурсов при проектировании, использовании, утилизации, происхождению материалов. В расчет берётся множество аспектов, начиная с защиты окружающей среды производителем (поставщиком) и заканчивая соблюдением прав работников на предприятиях.
Дизайнер является главным
действующим лицом процесса проектирования.
Дизайнер — это специалист, проектирующий
изделие с максимально
Процесс дизайна, осуществляется при наличии трех адекватных факторов — необходимость, готовность и озарение. Результат дизайнерской деятельности (дизайн-проект) должен представляться в виде чертежей, расчетов и наглядных материалов.
Тем не менее, нельзя забывать, что дизайн — процесс творческий, поэтому не исключается субъективный фактор, влияющий на стиль самого изделия. Любой профессиональный художник, дизайнер, архитектор имеет чувство композиции.
Отдельную важную роль играют законы композиции в решении дизайнерских вопросов. Композиция в дизайне - это построение (структура) произведения, дизайна, расположение и связь его частей, обусловленных их компоновкой, отвечающих назначению и технической идее произведения и его художественно-образному замыслу, отражающему эмоционально-чувственные ожидания потребителя дизайнерского продукта.
Сущность работы над композицией заключается в расширении художественной стороны изделия, достижения комплексного единства и упорядоченности путем использования композиционных средств.
Композиция - это связь различных частей в единое целое, в соответствии с какой либо идеей, которые вместе взятые составляют определенную форму. Термин "композиция применяется в двух аспектах: 1) это целенаправленное построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением. 2) это важнейший организующий элемент художественной формы, придающий произведению гармоничное единство и цельность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому, выступая как атрибут художественного произведения.
Композиция (сочинение, составление,
расположение — лат.) — объединение
отдельных элементов
Композиция не должна играть самостоятельной роли. Подобно тому, как речь имеет значение передатчика мысли, композиция служит лишь средством для выражения авторской мысли.
Наука о композиции изучает
общие внутренние закономерности строения
форм в искусстве и дизайне, а
также конкретные средства достижения
их целостности и единства с содержанием
вещей. Цель композиции в дизайне - утилитарно
оправданная форма вещи, имеющая
функциональную, конструктивную и эстетическую
ценность. Структура вещи, формируемая
по законам композиции, получает такие
функциональные и конструктивные особенности,
которые наилучшим образом
В настоящее время актуальность изучения дисциплины дизайн значительно возросла. Необходимость этого обусловлена тем, что сложившаяся школа подготовки дизайнеров высшей квалификации требует от абитуриентов обладать при поступлении начальными знаниями и навыками по специальности «Дизайн». На моих занятиях учащиеся ознакомятся с основными принципами и закономерностями композиционного мастерства в дизайне среды. Теоретический материал я сопровождаю практическими упражнениями, позволяющими освоить новый материал.
Курс моих лекций предназначен для ознакомления учащихся с основными принципами и закономерностями композиционного мастерства на базе вузовского курса основ композиции для специальности дизайн. Данный курс является тем связующим звеном, которое обеспечивает взаимоувязку всех художественно-проектных дисциплин. С учетом специфики специальности, для которой предназначен курс, излагаемый в нем теоретический материал, сопровождается практическими упражнениями, позволяющими освоить основные принципы формообразования.
Целью настоящего курса является знакомство учащихся с основными принципами, законами, методами и средствами художественно-композиционного формообразования как существенной составляющей профессиональной грамоты и творческого мышления дизайнера.
Основные задачи курса заключаются в развитии образно-пространственного мышления, способности выражать творческий замысел с помощью условного языка графических средств, а также в умении самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества.
По окончании моего курса лекций, учащиеся должны освоить необходимые законы, принципы, методы и средства художественно-композиционного формообразования, а так же уметь:
– определять состав необходимых изобразительно-художественных и композиционно-выразительных средств для реализации композиционного замысла;
– строить в ясной логической форме содержание будущего композиционного произведения в соответствии с поставленными задачами;
– представлять конечный результат работы в яркой художественно-образной форме;
– давать описание конечного результата в системе специальных композиционно-художественных терминов.
2. Методические рекомендации к моим урокам.
После знакомства с программой по композиции в Детской Художественной школе города Лермонтова, мне показалось уместным попытаться расширить понятия о композиции у детей. Провести с учащимися более интересные занятия. Курс моих занятий рассчитан на учеников старших классов (выпускной 4 класс). Научить дизайну и композиции, этим объемным по содержанию дисциплинам, изучаемым в специальных художественных училищах и институтах по пять-шесть лет, в ДХШ за один год невозможно. Но в свои уроки я попыталась включить информацию таким образом, чтобы дать учащимся какое-то минимальное представление о дизайне и о месте композиции в творчестве дизайнера. Для этого я предлагаю создать имитацию проектной деятельности. Первым шагом в этом направлении может быть требование аккуратности, эстетики рабочего процесса, а так же выработка у учащихся отношения к своим даже незначительным эскизам как к проектам и творческим замыслам.
Информация о работе Педагогическая практика в художественной школе