Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Дидактическая игра «Белый – синий – красный» с цветовыми сигналами.
Рисование на тему «Мой родной город».
Аппликация «Если скажут слово Родина - Моя страна».
Материал к занятию: карта России, карта Томской области, фломастеры, заготовки Россиских флагов (на каждого), конверты с флагами, гербами России; портрет Президента, альбомы «Оружие»,.
Конспект занятия № 2 на тему:
«С любовью по родному краю»
Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Томске. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к Родине.
Предварительная работа:
Беседы:
«Где я живу»
«Мой родной город»
«Улицы нашего города»
2 .Рассказ о растениях и животных Томска
Просмотр фотографий
Работа с картой микрорайона
Использование элементов ТРИЗ
Материал:
Игрушка Чумик (мешок с загадками и сюрпризами – в форме фантастического животного или человечка);
Птицы из бумаги (оригами);
Коробка с карточками, на которых изображены лесные травы и цветы, животные;
Костюмы для персонажей;
Блюдо с печеньем «Жаворонки»
Конспект занятия № 3 по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя мама лучше всех» для детей старшего дошкольного возраста
Тема: « Моя мама – лучше всех»
Цель:
Развитие у детей доброго, уважительного,
внимательного отношения к
Задачи:
1.Формировать представления детей о труде и профессиях своих мам.
2. Развивать желание оказывать посильную помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.
3. Воспитывать любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.
Предварительная работа:
1. Индивидуальные беседы с детьми о маме.
2. Рассматривание
фотографий из семейных
3. Рисование портретов мам.
4. Заучивание стихов о маме.
Мы уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Примерный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями (Приложение 2).
Сбор и анализ информации об оценке эффективности процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться.
В экспериментальной
программе патриотического
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств.
На данном этапе эксперимента вновь были проведены те же диагностические контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе у детей 5-6 лет что и на констатирующем этапе. Заключительная часть исследования была направлена на сравнительный анализ уровня развития патриотического воспитания у дошкольников.
Наблюдения:
Высокий: Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Томск, может объяснить символику Томского герба; называет народные праздники, предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.
Средний: Знает название города, свой домашний адрес, герб города Томск; затрудняется назвать достопримечательности, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта. Ответы дают без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.
Низкий: Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Таблица
Уровни сформированности знаний о родном городе
у детей 5-6 лет. Октябрь.
Контрольные задания | |||||||
Имя реб. |
Родной город |
Символика родного города |
История нородной культуры |
Историко-географический и природный компонент родного края |
Личностное отношение |
Бал. |
|
Андрей А. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
в |
Артём Я. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
в |
Вероника Ц |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
ср |
Алина Щ. |
3 |
2 |
3 |
2 |
2 |
12 |
ср |
Егор Р. |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
н |
Данник К. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
ср |
Антон В. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
в |
Ульяна Ю. |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
13 |
в |
Кирилл П. |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
11 |
ср |
Инна Ш. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
9 |
ср |
Ангелина Л |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
в |
Саша К. |
2 |
2 |
2 |
1 |
2 |
10 |
ср |
Никита Д. |
3 |
3 |
2 |
1 |
2 |
11 |
ср |
Женя Б. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
в |
Лера Т. |
3 |
3 |
3 |
2 |
3 |
14 |
в |
Ваня К. |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
15 |
в |
Дима К. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
ср |
Аня Д. |
3 |
3 |
2 |
2 |
2 |
12 |
ср |
Руслан Г. |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
11 |
Ср |
Максим С. |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
10 |
ср |
Таблица 2. Сравнительные результаты эксперимента
Этапы экспер. |
% |
Констатирующий |
Высокий – 2.5 Средний – 6.5 Низкий – 2 |
Контрольный |
Высокий -2 Средний -5.5 Низкий -0.5 |
Рис. 1 Мониторинг детского развития высокий уровень.
Рис. 2 Мониторинг детского развития средний уровень.
Рис. 2 Мониторинг детского развития низкий уровень.
Описание по результатам. Мониторинг детского развития детей выявил: на сентябрь-октябрь 2012 уч. Год большего количества детей уровень развития ниже среднего, что составило – 47 %, а на октябрь 2012 года у большинства детей средний уровень, что составило 51%.
В настоящее время проблема воспитания патриотизма является актуальной, однако, имеется многообразие определений патриотизма и воспитания патриотизма. Не создана целостная научная концепция воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.
На наш взгляд, современная трактовка патриотизма должна исходить из его традиционного понимания как духовно-нравственного отношения к окружающему миру: природе, человеческому обществу, его культурным ценностям.
Патриотизм
применительно к детям старшего
дошкольного возраста мы характеризуем
как потребность ребенка
Воспитание патриотизма мы понимаем как мягко управляемый педагогический процесс по передаче-восприятию духовно-культурных ценностей.
Воспитание патриотизма детей старшего дошкольного возраста мы видим прежде всего в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.
Особенности
воспитания патриотизма вытекают из
психологических и
Как
утверждают психологи, ребенок нерефлексивно
с детства сращивается с
Исходя из этого, особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста нами определены как формирование интереса к истории своей семьи, истории города (села), к народной культуре, природе родного края и чувства сопричастности им; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки, создание эвристической среды в детском саду и в семье.
Исходя из предлагаемой трактовки патриотизма как нравственной категории и выявления психологических особенностей формирования патриотизма, нами предложена модель воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие компоненты: цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности детей и взрослых и педагогические условия.
• Целями воспитания патриотизма являются: формирование у них потребности участвовать во всех делах на благо людей, представителей живой природы, осознания себя частью окружающего мира и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.
• Данные
цели конкретизированы следующими задачами:
формирование духовно-нравственного
отношения и чувства
Для реализации этих задач было отобрано содержание воспитания патриотизма, включающее в себя: знакомство с семьей, детским садом, городом (селом); приобщение детей к культурному наследию; приобщение детей к природе родного края.
При отборе содержания руководствовались общими методологическими и специфическими принципами. В качестве специфических принципов воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста нами определены следующие:
- принцип
расширения связей ребенка с
окружающим миром, который