Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Дидактическая игра «Белый – синий – красный» с цветовыми сигналами.

Рисование на тему «Мой родной город».

Аппликация «Если скажут слово Родина  - Моя страна».

Материал  к занятию: карта России, карта Томской области, фломастеры, заготовки Россиских флагов (на каждого), конверты с флагами, гербами России; портрет Президента, альбомы «Оружие»,.

 

 

 

Конспект  занятия  № 2 на тему:

«С  любовью по родному краю»

Цель: Расширять представления детей  о родном крае, культуре и традициях  людей, живущих в Томске. Продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к Родине.

Предварительная работа:

Беседы:

«Где я живу»

«Мой  родной город»

«Улицы  нашего города»

2 .Рассказ  о растениях и животных Томска

Просмотр  фотографий

Работа  с картой микрорайона

Использование элементов ТРИЗ

Материал:

Игрушка  Чумик  (мешок с загадками и  сюрпризами – в форме фантастического  животного или человечка);

Птицы из бумаги (оригами);

Коробка с карточками, на которых изображены лесные травы и цветы, животные;

Костюмы для персонажей;

Блюдо с печеньем «Жаворонки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия № 3 по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя мама лучше всех» для детей старшего дошкольного возраста

Тема: « Моя мама – лучше всех»

Цель: Развитие у детей доброго, уважительного, внимательного отношения к родителям.

Задачи:

1.Формировать  представления детей о труде  и профессиях своих мам. 

2. Развивать  желание оказывать посильную  помощь маме, заботиться и доставлять радость своими поступками и действиями.

3. Воспитывать  любовь и уважение к самому  близкому человеку – маме.

Предварительная работа:

1. Индивидуальные  беседы с детьми о маме.

2. Рассматривание  фотографий из семейных альбомов.

3. Рисование портретов мам.

4. Заучивание  стихов о маме.

Мы  уверены, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель  будет знать и любить историю  своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

Примерный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями (Приложение 2).

Сбор  и анализ информации об оценке эффективности  процесса патриотического воспитания проводится в начале работы, в середине года и по окончании учебного года. Естественно, что для сопоставимости диагностических показателей их набор должен оставаться в течение эксперимента неизменным. Методика обработки и интерпретации результатов на протяжении всего периода исследовательской работы тоже не должна меняться.

В экспериментальной  программе патриотического воспитания детей дошкольного возраста Пименовой  Л.В. даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики. С этой целью используются беседы, решение проблемных ситуаций, дидактические игры, анализ продуктов детской деятельности. Результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его структуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство причастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.

 

2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития  нравственных качеств.

 

На  данном этапе эксперимента вновь были проведены те же диагностические контрольные задания для определения уровня сформированности знаний о родном городе  у детей 5-6 лет что и на констатирующем этапе. Заключительная часть исследования была направлена на сравнительный анализ уровня развития патриотического воспитания у дошкольников.

Наблюдения:

Высокий: Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Томск, может объяснить символику Томского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний: Знает название   города, свой домашний  адрес, герб города Томск; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий: Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику  родного города. Помощь педагога и  вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и позволило сделать  следующие выводы.

 

Таблица

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

у детей 5-6 лет. Октябрь.

 

Контрольные задания

Имя реб.

Родной  город

Символика родного города

История нородной культуры

Историко-географический и природный компонент родного  края

Личностное  отношение

Бал.

 

Андрей А.

3

3

3

3

3

15

в

Артём Я.

3

3

3

2

3

14

в

Вероника  Ц

3

3

2

2

2

12

ср

Алина Щ.

3

2

3

2

2

12

ср

Егор  Р.

2

2

1

1

1

7

н

Данник  К.

3

3

2

2

2

12

ср

Антон В.

3

3

3

3

3

15

в

Ульяна  Ю.

3

3

2

2

3

13

в

Кирилл  П.

3

3

2

1

2

11

ср

Инна  Ш.

2

2

2

1

2

9

ср

Ангелина  Л

3

3

3

2

3

14

в

Саша  К.

2

2

2

1

2

10

ср

Никита  Д.

3

3

2

1

2

11

ср

Женя  Б.

3

3

3

3

3

15

в

Лера  Т.

3

3

3

2

3

14

в

Ваня  К.

3

3

3

3

3

15

в

Дима  К.

3

2

2

2

2

11

ср

Аня Д.

3

3

2

2

2

12

ср

Руслан  Г.

3

2

2

2

2

11

Ср

Максим  С.

2

3

2

1

2

10

ср


 

 

Таблица 2. Сравнительные результаты эксперимента

 

Этапы экспер.

%

Констатирующий 

Высокий – 2.5

Средний – 6.5

Низкий – 2

Контрольный

Высокий -2

Средний -5.5

Низкий -0.5


 

 

 

Рис. 1 Мониторинг детского развития высокий уровень.

 

 

 

Рис. 2 Мониторинг детского развития средний уровень.

 

 

Рис. 2 Мониторинг детского развития низкий уровень.

 

 

Описание  по результатам. Мониторинг детского развития детей выявил: на сентябрь-октябрь 2012 уч. Год  большего количества детей уровень развития ниже среднего,  что составило – 47 %,  а на октябрь 2012  года у большинства детей средний уровень, что составило 51%.

 В настоящее время проблема воспитания патриотизма является актуальной, однако, имеется многообразие определений патриотизма и воспитания патриотизма. Не создана целостная научная концепция воспитания патриотизма детей дошкольного возраста.

На  наш взгляд, современная трактовка  патриотизма должна исходить из его  традиционного понимания как духовно-нравственного отношения к окружающему миру: природе, человеческому обществу, его культурным ценностям.

Патриотизм  применительно к детям старшего дошкольного возраста мы характеризуем  как потребность ребенка активно  взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявление любознательности, сопереживания ему.

Воспитание  патриотизма мы понимаем как мягко  управляемый педагогический процесс  по передаче-восприятию духовно-культурных ценностей.

Воспитание  патриотизма детей старшего дошкольного возраста мы видим прежде всего в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

Особенности воспитания патриотизма вытекают из психологических и физиологических  особенностей возраста детей старшего дошкольного возраста, зависимости  их развития от воздействия внешней  среды, общения с людьми, предметным миром, активности и эмпатийных переживаний ребенка, играющих роль в формировании отношений к окружающему миру и представлений о нем, познания окружающего мира от близкого к далекому.

Как утверждают психологи, ребенок нерефлексивно  с детства сращивается с окружающей его культурной средой.

Исходя  из этого, особенности патриотического  воспитания детей старшего дошкольного  возраста нами определены как формирование интереса к истории своей семьи, истории города (села), к народной культуре, природе родного края и  чувства сопричастности им; совместная эмоционально-чувственная деятельность детей и взрослых; тесное взаимодействие воспитателей с родителями, работниками музеев, библиотеки, создание эвристической среды в детском саду и в семье.

Исходя  из предлагаемой трактовки патриотизма как нравственной категории и выявления психологических особенностей формирования патриотизма, нами предложена модель воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста, включающая в себя следующие компоненты: цели, задачи, принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности детей и взрослых и педагогические условия.

• Целями воспитания патриотизма являются: формирование у них потребности участвовать  во всех делах на благо людей, представителей живой природы, осознания себя частью окружающего мира и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства.

• Данные цели конкретизированы следующими задачами: формирование духовно-нравственного  отношения и чувства сопричастности родному дому (семье, детскому саду, городу, селу); формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности культурному наследию своего народа; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям).

Для реализации этих задач было отобрано содержание воспитания патриотизма, включающее в себя: знакомство с семьей, детским садом, городом (селом); приобщение детей к культурному наследию; приобщение детей к природе родного края.

При отборе содержания руководствовались общими методологическими и специфическими принципами. В качестве специфических принципов воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста нами определены следующие:

- принцип  расширения связей ребенка с  окружающим миром, который предполагает  преодоление имеющейся в дошкольных образовательных учреждениях замкнутости системы воспитательной работы, а также обогащение общения детей с окружающим социумом и природой, взаимопроникновение в мир других людей, культуры, красоты родного края.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания