Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

- принцип  приоритетности регионального культурного наследия, означающий воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, другим эмоционально-значимым людям), природе родного края; приобщения ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.

- принцип  опоры на эмоционально-чувственную  сферу ребенка требует создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые усиливают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии и поступке, что достигается через ситуации сопереживания и прогнозирование развития ситуации.

Наиболее  эффективными формами воспитательной работы являются комплексные формы, в ходе которых одновременно реализуются  различные задачи патриотического  воспитания.

Изучение  результатов диагностики по формированию нравственно-патриотических чувств у  дошкольников в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко. Сравнительные результаты диагностики отражают следующие данные:

    • положительно-эмоциональное восприятие членов семьи, домашнего  окружения, детского сада, города:

                           

                      Первичная диагностика             Итоговая диагностика

                                      Сентябрь                                  Октябрь

Высокий                            4%                                            78.2%

Средний                          73.2%                                         19.8%

Низкий                            22.8%                                            2%

 

    • личностное развитие, произвольность:

                                        

Высокий                              0%                                             45%

Средний                            71.8%                                          53.6%

Низкий                               28.2%                                         1.4%

    • социальное поведение, коммуникативность:

Высокий                              0%                                             60.9%

Средний                            61.8%                                           39.1%

Низкий                              38.2%                                              0%

При сравнении результатов исходной (сентябрь) и итоговой (октябрь) диагностики были сделаны следующие выводы:

значительно повысился высокий уровень развития, следовательно  число детей с низким уровнем развития имеет минимальный показатель или совсем отсутствует. В ходе проведенной работы дети научились осознанно не принимать проявления грубости по отношению к своим близким и друзьям,

у них  сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о  жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран,  проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников  от поведения каждого ребенка. 

Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги  – семья». Включившись  в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.

Было  установлено, что единое понимание  родителями задач, средств и методов  воспитания детей обеспечило комплексный  подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.

Результат работы позволяет  сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.

В конце  работы была проведена вторичная  диагностика с прежними критериями обследованиями. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем и увеличение с высоким уровнем развития нравственно-патриотических качеств. Эти изменения отражены в диаграммах.

 

Критерии  нравственно-патриотических качеств 

Низкий  уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Самооценка

          6%

         81%

         13%

Чувства и отношения

          - %

         38%

          62%

Нормы поведения

          - %

         31%

          69%

Патриотизм

           - %

          31%

          69%


 

Дальнейшее решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста предполагает целесообразность изучения проблем повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания, укрепление взаимодействия детского сада с семьей как важного педагогического условия воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, осуществление преемственности воспитания патриотизма в детском саду и начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Учитывая, что патриотическое воспитание детей приобретает в настоящее время особую актуальность и необходимость, мы попытались патриотическое воспитание использовать и как средство воспитания духовно-нравственной составляющей личности ребенка. Социальные изменения, интерес государства и общества к проблемам  патриотического воспитания, развитие науки свидетельствуют о необходимости повышения уровня патриотической воспитанности и. Однако существующие в педагогике исследования не позволяют решить данные проблемы совместно.

Гипотезой проводимого исследования явилось предположение, что патриотическое воспитание дошкольников с будет эффективным, если: определены основные критерии формирования патриотизма у дошкольников ; разработана и внедряется в педагогический процесс модель системы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи; внесены элементы патриотической направленности в формирование речевых навыков такие как: обогащение и активация словарного запаса; правильное употребление грамматических категорий русского языка; теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эффективности патриотического воспитания дошкольников.

Исследование  проводилось с учетом полученных в ходе теоретического анализа данных об отсутствии разработки проблемы, патриотического  воспитания детей дошкольного возраста. В своей работе мы опирались на понимание патриотического воспитания как на необходимую и важную составляющую духовно-нравственного воспитания личности и на использование патриотического воспитания как возможного средства в работе с детьми.

Для выявления уровня патриотической воспитанности  детей и изучения условий формирования патриотизма наше исследование носило трехвекторную направленность: анкетирование  детей, изучение микросоциального статуса  семей дошкольников; анкетирование  родителей.

В ходе констатирующего этапа работы изучалась  специфика формирования патриотической воспитанности дошкольников, типичные уровни их сформированности, было выявлено, что уровень патриотической воспитанности  у дошкольников в констатирующей группе ( 2.5%) выше, чем в контрольной(2%). Проведенное микросоциальное изучение семей и выявление условий формирования патриотической воспитанности дошкольников показало, что большинство родителей не проявляют заинтересованности в патриотическом воспитании своих детей.

На  основе сделанных в результате констатирующего  эксперимента выводов была разработана  модель коррекционно-развивающего пространства с целью содействия патриотическому  воспитанию дошкольников.

Патриотическое  воспитание рассматривается нами как  поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; освоение новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности. Указанные этапы реализуются в процессе проведения интегрированного игрового занятия «Путешествие в удивительное рядом», в ходе которого происходит взаимопроникновение целей, задач, средств воспитания в разных видах деятельности детей: игровой, познавательной, трудовой, в общении.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительных эмоций и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.

Подготовленность  педагогов к осуществлению процесса формирования патриотизма предполагает наличие у них соответствующего уровня профессиональной компетентности, профессионального мастерства, а также способности к саморегуляции, самонастрою на решение поставленных задач.

Все вышеизложенные педагогические условия  взаимосвязаны и взаимообусловлены. Опытно-экспериментальная работа подтвердила необходимость этих условий для успешного решения задач патриотического воспитания дошкольников.

Результаты  опытно-экспериментальной работы подтвердили, что критериями и показателями патриотизма  являются такие: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).

 

 

 

 

Список  литературы

  1. Алешина Н. В.  Патриотическое   воспитание   дошкольников. Методическое пособие. – М. : ЦГЛ., 2005
  2. Андреева Н. Ф. Планирование работы по  патриотическому   воспитанию  в ДОУ.Управление ДОУ №1-2005.
  3. Данилина Г.Н.  Дошкольнику  – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы « Патриотическое   воспитание  граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». –М. : АРКТИ, 2004
  4. Дрешина Е.И. Воспитываем любовь к малой родине .Начальная школа: Ежемесячный научно-методический журнал. №5. – 2004.
  5. Казакова И. Особенности  патриотического   воспитания   дошкольников. Обруч. № 6-2003.
  6. Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий.: Методическое пособие для педагогов. А.Я Ветохина, З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. – СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010.
  7. Громыко, Ю. В. Национальная доктрина развития образования России: Проект Общероссийского общественного движения «Образование – будущее России» / Ю. В. Громыко, Н. Г. Алексеев, Л. В. Бабух, В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, Ю. Б. Зотов (третий вариант). – М., 1999.
  8. Зеленова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателе ДОУ. Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
  9. Иванова, Н.Г. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Старшая группа.: Пособие для воспитателе ДОУ. Сост. Т.В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей».
  10. Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества.: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  11. Малюшова, Н. Здравствуй, музей. Н. Малюшова. Дошкольное воспитание. -2009. – N11.
  12. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.: Методическое пособие. М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  13. Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  14. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ.: Методическое пособие. А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  15. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы. М. Трунова. Дошкольное воспитание. – 2006. – N 4.
  16. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников. Т. Чумалова Дошкольное воспитание. – 2007. – N 10.
  17. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени . Т. Чумалова . Дошкольное воспитание. – 2008. – N 3.
  18. Шевкунова, Е. «Музей и дети»: педагогический аспект региональной программы. Е. Шевкунова, Л. Власова, Е. Иванова.  Дошкольное воспитание. – 2009 .- N4 
  19. Ковалева Г. А.Воспитывая маленького гражданина. Москва 2005.
  20. Нечаева В.Г и Маркова Т.А.Нравственное воспитание в детском саду. Москва «Просвещение» 1975г.
  21. Н.Ф.Виноградова. Воспитателю о работе с семьей. Москва «Просвещение» 1989г.
  22. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство». Логинова В.И. Бабаева Т.И. и др. Санкт – Петербург. «Детство – Пресс» 2007г.
  23. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика- синтез, 2006
  24. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе. – М.: Мозаика- Синтез, 2006
  25. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе. – М.: Мозаика- Синтез, 2006
  26. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе. – М.: Мозаика- Синтез, 2006
  27. Игра дошкольника/ под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 1989
  28. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1976
  29. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях/ сост. Е.Н. Тверитина; под ред. М.А. Васильевой.- М.: Просвещение,1989
  30. Менджрицкая Д.В. Воспитателю о детской игре.- М.: Ппросвещение,1982
  31. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности/ под ред. Т.И. Бабаевой.- СПб.: Детство-Пресс, 2007
  32. Наши помощники – игры// Ребенок в детском саду, 2001.-№4.- с.72
  33. Фролова Н. Конспекты занятий и игр с элементами драматизации// Ребенок в детском саду, 2002.-№5.- с.71
  34. Галянт И. Пальчиковые игры// Дошкольное воспитание, 2003.-№1.-с.50
  35. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика – Синтез, 2006
  36. Формирование нравственного здоровья дошкольников. Занятия, игры, упражнения.- М.: ТЦ Сфера, 2003
  37. Комратова Н.Г. Социально- нравственное воспитание детей 3-4 лет. Игровая и продуктивная деятельность.- М.: ТЦ Сфера, 2005
  38. Калинина Р.Р. В гостях у Золушки.- Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1997
  39. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками: разработки занятий, бесед, игр и  развлечений на нравственные темы/ авт.- составитель Л.Г. Арстанова.- Волгоград: Учитель, 2009
  40. Паршукова Г. В сказочной стране. Цикл занятий по нравственному воспитанию ст. дош.// Дошкольное воспитание, 2008.-№3.- с.35, №4 с.71
  41. Носова Г.М. Воспитываем гражданина России. Игровые занятия. Ребенок в детском саду, 2009.-№3.-с.30
  42. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/ авт.-сост. Т.В. Смирнова.- Волгоград: Учитель, 2008
  43. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкиной. – М: ТЦ Сфера, 2004
  44. Агапова И.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2005
  45. Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка.- М.: ТЦ Сфера, 2007
  46. Калинина Л.В. Изучаем права вместе любимыми персонажами. Занятия по правовому воспитанию с использование художественной литературы// Ребенок в детском саду, 2008.-№3.-с.44
  47. Стрежнева В.Г. День Победы. Занятие в ст. гр.// Ребенок в детском саду, 2008.-№2.-с.15
  48. Князева О.М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – М.: СПб: Акцидент, 1997

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания