Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
- принцип приоритетности регионального культурного наследия, означающий воспитание патриотизма на местном материале с целью формирования уважения к своему дому (семье, соседям, другим эмоционально-значимым людям), природе родного края; приобщения ребенка к национальному культурному наследию, образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, национально-культурным традициям, произведениям местных писателей, поэтов, композиторов, художников.
- принцип
опоры на эмоционально-
Наиболее эффективными формами воспитательной работы являются комплексные формы, в ходе которых одновременно реализуются различные задачи патриотического воспитания.
Изучение результатов диагностики по формированию нравственно-патриотических чувств у дошкольников в начале исследования и в конце проводилось с помощью методики, разработанной А.Я.Ветохиной, З.С.Дмитренко. Сравнительные результаты диагностики отражают следующие данные:
Первичная диагностика
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
Высокий
Средний
Низкий
При сравнении результатов исходной (сентябрь) и итоговой (октябрь) диагностики были сделаны следующие выводы:
значительно
повысился высокий уровень разв
у них сформированы представления о ценности труда родителей и близких родственников, о школе, о жизни детей в других странах, о способах поддержания родственных связей, они умеют отличать символы государства (герб, флаг, гимн) от символов других стран, проявляют заботу, любовь и уважение друг к другу, понимают зависимость дружеских отношений сверстников от поведения каждого ребенка.
Произошли качественные изменения во взаимоотношениях «педагоги – семья». Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители осознали несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказались готовы к содержательному общению.
Было установлено, что единое понимание родителями задач, средств и методов воспитания детей обеспечило комплексный подход к воспитательному процессу. Родители ощутили потребность в повышении педагогических знаний, обмене опытом воспитания и обучения детей, повышении интереса к их проблемам.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников является весьма действенным и эффективным.
В конце работы была проведена вторичная диагностика с прежними критериями обследованиями. Сравнительный анализ оценок выполнения заданий в начале и конце работы показал снижение количества детей с низким уровнем и увеличение с высоким уровнем развития нравственно-патриотических качеств. Эти изменения отражены в диаграммах.
Критерии нравственно-патриотических качеств |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Самооценка |
6% |
81% |
13% |
Чувства и отношения |
- % |
38% |
62% |
Нормы поведения |
- % |
31% |
69% |
Патриотизм |
- % |
31% |
69% |
Дальнейшее решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста предполагает целесообразность изучения проблем повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросам патриотического воспитания, укрепление взаимодействия детского сада с семьей как важного педагогического условия воспитания патриотизма детей дошкольного возраста, осуществление преемственности воспитания патриотизма в детском саду и начальной школе.
Заключение
Учитывая, что патриотическое воспитание детей приобретает в настоящее время особую актуальность и необходимость, мы попытались патриотическое воспитание использовать и как средство воспитания духовно-нравственной составляющей личности ребенка. Социальные изменения, интерес государства и общества к проблемам патриотического воспитания, развитие науки свидетельствуют о необходимости повышения уровня патриотической воспитанности и. Однако существующие в педагогике исследования не позволяют решить данные проблемы совместно.
Гипотезой проводимого исследования явилось предположение, что патриотическое воспитание дошкольников с будет эффективным, если: определены основные критерии формирования патриотизма у дошкольников ; разработана и внедряется в педагогический процесс модель системы патриотического воспитания дошкольников с нарушениями речи; внесены элементы патриотической направленности в формирование речевых навыков такие как: обогащение и активация словарного запаса; правильное употребление грамматических категорий русского языка; теоретически обоснованы и апробированы педагогические условия эффективности патриотического воспитания дошкольников.
Исследование проводилось с учетом полученных в ходе теоретического анализа данных об отсутствии разработки проблемы, патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В своей работе мы опирались на понимание патриотического воспитания как на необходимую и важную составляющую духовно-нравственного воспитания личности и на использование патриотического воспитания как возможного средства в работе с детьми.
Для выявления уровня патриотической воспитанности детей и изучения условий формирования патриотизма наше исследование носило трехвекторную направленность: анкетирование детей, изучение микросоциального статуса семей дошкольников; анкетирование родителей.
В ходе констатирующего этапа работы изучалась специфика формирования патриотической воспитанности дошкольников, типичные уровни их сформированности, было выявлено, что уровень патриотической воспитанности у дошкольников в констатирующей группе ( 2.5%) выше, чем в контрольной(2%). Проведенное микросоциальное изучение семей и выявление условий формирования патриотической воспитанности дошкольников показало, что большинство родителей не проявляют заинтересованности в патриотическом воспитании своих детей.
На основе сделанных в результате констатирующего эксперимента выводов была разработана модель коррекционно-развивающего пространства с целью содействия патриотическому воспитанию дошкольников.
Патриотическое воспитание рассматривается нами как поэтапный целенаправленный процесс совместной деятельности детей и взрослых, в которой признается субъектная позиция ребенка, осуществляется стимулирование его активности на этапах: формирование мотива к действию; целеполагание; поиск смысла происходящих изменений; освоение новых представлений в продуктивной деятельности; освоение и применение новых представлений в разных видах деятельности; свободная деятельность детей; рефлексия и анализ, самоанализ продукта деятельности. Указанные этапы реализуются в процессе проведения интегрированного игрового занятия «Путешествие в удивительное рядом», в ходе которого происходит взаимопроникновение целей, задач, средств воспитания в разных видах деятельности детей: игровой, познавательной, трудовой, в общении.
Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма детей старшего дошкольного возраста необходимы следующие педагогические условия: эвристическая среда в детском саду и в семье, тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи, подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей. Эвристическая среда характеризуется насыщенностью положительных эмоций и является для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности. Тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов с семьями воспитанников; обеспечении родителей минимумом психолого-педагогической информации, обучении их способам общения с ребенком; обеспечении регулярного взаимодействия детей, воспитателей и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс; создании в детском саду и семье предметной развивающей среды.
Подготовленность
педагогов к осуществлению
Все
вышеизложенные педагогические условия
взаимосвязаны и
Результаты
опытно-экспериментальной
Список литературы