Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Для фиксации проявлений интереса дошкольников к родному краю мы проанализировали вопросы, которые задавали дети, тематику их рассказов, бесед в общении  друг с другом, а также с воспитателями  и родителями, содержание любимых  книг, направленность игр и рисунков, поведение на различных занятиях и др.

Обобщение данных, полученных с помощью различных  методов, позволило установить, что  дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к родному  краю, однако у большинства детей (около 70%) данный интерес является ситуативным, эпизодическим, неустойчивым и исчезает с устранением внешнего стимула, поддерживающего этот интерес. Для детей обеих групп характерны вопросы, свидетельствующие об интересе больше к фактической стороне событий или о желании утвердиться в своих знаниях («А в какой стране Томск?»; «А, правда, что фашистов победили?»). Тематика рисунков (детям было предложено нарисовать то, что больше всего нравится в родном городе) однообразна: дома, парки, улицы, конкретные признаки изображенных предметов не переданы. Дети проявляли невысокую активность в самостоятельном приобретении знаний, очень мало использовали полученные знания в различных видах деятельности. Сюжетно-ролевые игры были недлительны по продолжительности, с однообразными сюжетами, бедными по содержанию.

Примерно  у третьей части детей был  отмечен более устойчивый интерес  к явлениям общественной жизни. Эти  дети предпочитали слушать и рассказывать о подвигах людей во время войны, интересовались историей страны, им нравилось  играть в военных, путешественников; в свободной изобразительной деятельности они чаще всего рисовали воинов, сражения, родной город, труд людей. Их игры отличались разнообразием тематики и сюжетов («Освобождение города», «Путешествие по городу»).

Анализ  ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, дети не умели включиться в беседу, часто «уходили» от ответов, рассказывали не о своем крае, а о том, где они отдыхали летом (опрос-беседа проводился в сентябре), что видели. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.

Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном крае и его  символике. Конечно, здесь сказалось  и длительное отсутствие многих детей  летом, и наличие в группе новых  воспитанников, но главная причина была в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.

При статистическом анализе данных были выявлены следующие уровни сформированности патриотизма у старших дошкольников:

высокий уровень: в экспериментальной группе 4 ребенка, что составило 20% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 6 детей, что составило 30%.

Средний уровень: в экспериментальной группе 10 детей, что составило 50%, от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 11 испытуемых, что составило 55%.

Низкий уровень: в экспериментальной группе 6 дошкольников, что составило 30% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 3 испытуемых, что составило 15%.

Полученные  статистические результаты представлены в таблице 2.2.1.

На  констатирующем этапе эксперимента с помощью проведения диагностических  процедур были измерены показатели когнитивного, эмоционального и деятельностного  компонентов и определены уровни проявления патриотизма у старших  дошкольников.

 

 

 

Таблица 1.

  Уровень развития патриотизма  у старших дошкольников (констатирующий  этап исследования)

 

Группы

Уровни

 

высокий

средний

низкий

Эксп. Гр.

4 (20 %)

10 (50%)

6(30%)

Контр. Гр.

6 (30%)

11 (55%)

3(15%)


 

Таким образом, в целом в группах преобладает средний уровень сформированности представлений о родном крае, городе и его достопримечательностях.

Результаты  проведенного исследования свидетельствуют  о том, что у большинства детей  интерес к родному краю является ситуативным, эпизодическим. Поэтому разработка программы, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование патриотизма у старших дошкольников представляется актуальной педагогической задачей.

 

2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города.

В проекте  национальной доктрины образования  Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Следует подчеркнуть, что в настоящее  время выходит достаточно много  методической литературы по данному  вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.

Исходя  из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей  старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:

– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

– формирование бережного отношения к природе  и всему живому;

– воспитание уважения к труду;

– развитие интереса к русским народным традициям  и промыслам;

– формирование элементарных знаний о правах человека;

– расширение представлений  о городах России;

– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

– развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Цель формирующего этапа: пересмотреть

- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,

- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,

- Воспитание любви и привязанности к родному краю.

Задачи формирующего этапа:

- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и  культурном облике родного края;

- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;

- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;

- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;

- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.

Участники исследования

Дети 5-6 лет (старшая группа)

Исследование  предусматривает активное участие  родителей, детей и воспитателей.

Принципы основывались на выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:

Принцип историзма.

Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений  и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Томске и Томской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации.

   Предполагает умение педагога  встать на позицию ребёнка,  учесть его точку зрения, не  игнорировать его чувства и  эмоции, видеть в ребёнке полноправного  партнёра, а также ориентироваться  на высшие общечеловеческие понятия  – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации.

   Заключается в создании оптимальных  условий для самореализации каждого  ребёнка в процессе освоения  знаний о родном городе с  учётом возраста, накопленного им  опыта, особенностей эмоциональной  и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

   Реализуется в сотрудничестве с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Томска.

Прогнозируемый результат.

- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.

- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.

- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.

- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.

- Реализация исследования позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Томска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.

  Следовательно, данное исследование  способствует формированию не  только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.

Реализация исследования осуществляется:

1) Занятия  с детьми в соответствии с  перспективным планом,

2) совместные  мероприятия с семьями воспитанников,

3) совместные  мероприятия с детьми разного  возраста,

4) экскурсии  по городу,

5) пополнение  развивающей среды,

6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,

Предполагаемые результаты:

Дети:

- Итоговым  результатом будет являться диагностика,  где дети покажут свои знания  по теме.

- Активное  участие и интерес детей в  различных видах деятельности.

- Проявление  самостоятельности и творческой  активности   в театрализованной  деятельности.

- Нравственно-  патриотические чувства к   истории, культуре, природе родного  города Томска.

- Развитие  связной речи, обогащение словаря  (ребёнок-экскурсовод-проведение экскурсий в мини- музее ДОУ).

Воспитатели:

- Разработка  конспектов занятий, досугов и т.п.

- Практический  материал по всем видам детской  деятельности. 

- Освоение  инновационных технологий по  патриотическому воспитанию дошкольников.

- Разработка  анкет для родителей.

- Составление  примерного плана работы. 

- Разработка  и изготовление дидактических игр по теме.

- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме.

Родители:

- Повышение  интереса к работе ДОУ.

- Активное  участие в конкурсах, выставках.

- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.

Предметно-развивающая среда:

- Краеведческий  мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город Томск»

- Уголок  по краеведению в группе.

Конспект  занятия № 1 по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Путешествие по России»

Программное содержание:

1. Уточнить  и углубить знания и представления  дошкольников о России как  государстве, в котором они  живут(территория, Президент, столица,  язык).

2. Закрепить  изображение флага и герба  родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).

3. Воспитывать  чувство гордости за Родину, чувство  сопричастности к ее судьбе.  Поддерживать познавательный интерес  к истории своей страны, развивать  внимание, память, воображение, логическое  мышление; развивать мелкую моторику.

Предшествующая  работа: заучивание стихотворений о  Родине; пословиц и поговорок о Томске, Родине. Рассматривание иллюстраций о Москве – столице России (метро, Кремль, Красная площадь). Беседы и рассказывания о городах – героях (почему так называются); выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания