Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Для фиксации проявлений интереса дошкольников к родному краю мы проанализировали вопросы, которые задавали дети, тематику их рассказов, бесед в общении друг с другом, а также с воспитателями и родителями, содержание любимых книг, направленность игр и рисунков, поведение на различных занятиях и др.
Обобщение данных, полученных с помощью различных методов, позволило установить, что дети старшего дошкольного возраста проявляют интерес к родному краю, однако у большинства детей (около 70%) данный интерес является ситуативным, эпизодическим, неустойчивым и исчезает с устранением внешнего стимула, поддерживающего этот интерес. Для детей обеих групп характерны вопросы, свидетельствующие об интересе больше к фактической стороне событий или о желании утвердиться в своих знаниях («А в какой стране Томск?»; «А, правда, что фашистов победили?»). Тематика рисунков (детям было предложено нарисовать то, что больше всего нравится в родном городе) однообразна: дома, парки, улицы, конкретные признаки изображенных предметов не переданы. Дети проявляли невысокую активность в самостоятельном приобретении знаний, очень мало использовали полученные знания в различных видах деятельности. Сюжетно-ролевые игры были недлительны по продолжительности, с однообразными сюжетами, бедными по содержанию.
Примерно у третьей части детей был отмечен более устойчивый интерес к явлениям общественной жизни. Эти дети предпочитали слушать и рассказывать о подвигах людей во время войны, интересовались историей страны, им нравилось играть в военных, путешественников; в свободной изобразительной деятельности они чаще всего рисовали воинов, сражения, родной город, труд людей. Их игры отличались разнообразием тематики и сюжетов («Освобождение города», «Путешествие по городу»).
Анализ ответов детей на вопросы в ходе беседы показал, что, во-первых, дети не умели включиться в беседу, часто «уходили» от ответов, рассказывали не о своем крае, а о том, где они отдыхали летом (опрос-беседа проводился в сентябре), что видели. Такое поведение объяснялось неустойчивым вниманием, узким кругом интересов, неуверенностью в своих знаниях.
Во-вторых, был отмечен низкий уровень знаний дошкольников о родном крае и его символике. Конечно, здесь сказалось и длительное отсутствие многих детей летом, и наличие в группе новых воспитанников, но главная причина была в несистематической работе родителей и педагогов по ознакомлению детей с городом.
При
статистическом анализе данных были
выявлены следующие уровни сформированности
патриотизма у старших
высокий уровень: в экспериментальной группе 4 ребенка, что составило 20% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 6 детей, что составило 30%.
Средний уровень: в экспериментальной группе 10 детей, что составило 50%, от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 11 испытуемых, что составило 55%.
Низкий уровень: в экспериментальной группе 6 дошкольников, что составило 30% , от общего числа детей в данной группе; в контрольной группе 3 испытуемых, что составило 15%.
Полученные статистические результаты представлены в таблице 2.2.1.
На констатирующем этапе эксперимента с помощью проведения диагностических процедур были измерены показатели когнитивного, эмоционального и деятельностного компонентов и определены уровни проявления патриотизма у старших дошкольников.
Таблица 1.
Уровень развития патриотизма у старших дошкольников (констатирующий этап исследования)
Группы |
Уровни | ||
высокий |
средний |
низкий | |
Эксп. Гр. |
4 (20 %) |
10 (50%) |
6(30%) |
Контр. Гр. |
6 (30%) |
11 (55%) |
3(15%) |
Таким образом, в целом в группах преобладает средний уровень сформированности представлений о родном крае, городе и его достопримечательностях.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что у большинства детей интерес к родному краю является ситуативным, эпизодическим. Поэтому разработка программы, способствующей эффективному воспитанию устойчивого интереса к родному краю, его достопримечательностям и формирование патриотизма у старших дошкольников представляется актуальной педагогической задачей.
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города.
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует
подчеркнуть, что в настоящее
время выходит достаточно много
методической литературы по данному
вопросу. Зачастую в ней освещаются
лишь отдельные стороны нравственно-
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
– воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
– формирование бережного отношения к природе и всему живому;
– воспитание уважения к труду;
– развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
– формирование элементарных знаний о правах человека;
– расширение представлений о городах России;
– знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
– развитие
чувства ответственности и
– формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Цель формирующего этапа: пересмотреть
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма,
- Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям,
- Воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи формирующего этапа:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники исследования
Дети 5-6 лет (старшая группа)
Исследование предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Принципы основывались на выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о городе Томске и Томской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога
встать на позицию ребёнка,
учесть его точку зрения, не
игнорировать его чувства и
эмоции, видеть в ребёнке
Принцип дифференциации.
Заключается в создании
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, центральной детской библиотекой, музеями города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Томска.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация исследования позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Томска, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данное
Реализация исследования осуществляется:
1) Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2) совместные
мероприятия с семьями
3) совместные мероприятия с детьми разного возраста,
4) экскурсии по городу,
5) пополнение развивающей среды,
6) выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников,
Предполагаемые результаты:
Дети:
- Итоговым
результатом будет являться
- Активное участие и интерес детей в различных видах деятельности.
- Проявление
самостоятельности и
- Нравственно- патриотические чувства к истории, культуре, природе родного города Томска.
- Развитие
связной речи, обогащение словаря
(ребёнок-экскурсовод-проведени
Воспитатели:
- Разработка конспектов занятий, досугов и т.п.
- Практический
материал по всем видам
- Освоение
инновационных технологий по
патриотическому воспитанию
- Разработка анкет для родителей.
- Составление примерного плана работы.
- Разработка и изготовление дидактических игр по теме.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме.
Родители:
- Повышение интереса к работе ДОУ.
- Активное
участие в конкурсах, выставках
- Помощь в проведении экскурсий и целевых прогулок.
Предметно-развивающая среда:
- Краеведческий мини-музей в ДОУ «Люблю тебя, мой город Томск»
- Уголок по краеведению в группе.
Конспект занятия № 1 по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Путешествие по России»
Программное содержание:
1. Уточнить
и углубить знания и
2. Закрепить изображение флага и герба родного города, значение символов в нем, символикой цветов (района, области).
3. Воспитывать
чувство гордости за Родину, чувство
сопричастности к ее судьбе.
Поддерживать познавательный
Предшествующая работа: заучивание стихотворений о Родине; пословиц и поговорок о Томске, Родине. Рассматривание иллюстраций о Москве – столице России (метро, Кремль, Красная площадь). Беседы и рассказывания о городах – героях (почему так называются); выкладывание из полосок Государственного флага России. Чтение сказок, былин о победе воинов над чудовищами.