Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Приложение 1

АНКЕТА  для родителей

«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

Уважаемые родители!

Предлагаем  вам ответить на следующие вопросы:

1. Какой  смысл вы вкладываете в понятие  «гражданин», «гражданское воспитание»?  Считаете ли вы необходимым и возможным начинать гражданское воспитание с дошкольного детства? Почему?______________________________________________________________________________________________________________________________

2. Достаточно  ли хорошо вы знаете культурно-историческое наследие города, края, чтобы обеспечить вхождение ребёнка в региональную культуру? _____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какими  способами вы повышаете уровень компетенции ребенка в вопросах культуры и истории родного города, края?_________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Считаете  ли вы необходимым приобщать  ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?


5. Как  вы думаете, с какого возраста  необходимо развивать у детей  интерес к природному и культурному  наследию родного города, края?________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Знаете  ли вы, что и как рассказывать  ребенку о родном городе?

7. Какую  литературу, на ваш взгляд, можно  использовать при ознакомлении  детей с родным городом и его историей? Назовите известные вам источники.______________________________________________________


8. Какая  помощь со стороны ДОУ вам  необходима для реализации задач  нравственно-патриотического воспитания?______________________________ 
___________________________________________________________________

9. Как  вы думаете, что могут и должны  сделать родители по нравственно-патриотическому  воспитанию ребенка?_____________________ 
__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Примерный план занятий по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями

Цель

Форма взаимодействия

«Моя семья»

Старшие группы

1. Знакомить  детей с понятием «родословная»,  учить детей принципам составления  восходящей родословной («от себя».

2.Воспитывать  интерес к своим корням, родословной.

Совместное  с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании

«Мой город»

Старшие группы

1.Продолжать  знакомить с районом, где находится  детский сад, его особенности  и достопримечательности.

2. Познакомить  с историей возникновения Калининского  района.

3.Воспитывать  уважение к труду взрослых по благоустройству района.

Работа с  картой города, выделение на карте  родного района, сада, домов воспитанников  и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы.

Совместный  выход на работу по благоустройству  родного района, сада, двора.

«Природные  и культурные объекты города»

Старшие группы

1. Познакомить  с памятником, площадью, историей  возникновения и названия площади.

2. Познакомить  с биографией знаменитости района.

3. Уточнить знания  о том, как в городе увековечена  память о тех, кто его прославил.

Продолжать  работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых  познакомились.

Экскурсии к  памятнику.

Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы.

«Транспорт, промышленность нашего города»

Старшие группы

1. Познакомить  с промышленностью города (тяжелой,  пищевой).

2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности).

3.Развивать  интерес к труду взрослых, связанному  с промышленным производством.

Продолжать  работу с картой: при помощи моделей  обозначить предприятия тяжелой  и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители.

Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях.

«Архитектура  нашего города»

Старшие группы

1.Закрепить  представления детей об архитектуре  современных зданий.

2.Познакомить  с главным памятником архитектуры  района.

3.Воспитывать  интерес и уважение к труду  людей строительных профессий.

Групповая экскурсия  с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии.

«Воинская слава  России»

Старшие группы

1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время.

2.Познакомить  с памятниками защитникам Отечества.

3.Познакомить  с историей российского флага.

4. Воспитывать  уважение к воинам, защищавшим  нашу страну, гордость за исторические  подвиги соотечественников.

Праздничный концерт  для защитников Отечества, подготовить  газету с именными поздравлениями.

Открытые занятия  с родителями, проходившими и служащими  в настоящее время в Вооруженных  Силах РФ.

Экскурсия с  возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества.

«Народные промыслы»

Старшие группы

1. Закрепить  знания детей о народных промыслах.

2.Познакомить  с историей возникновения народных  промыслов, воспитывать к ним  интерес.

Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов.

«Природа родного  края»

Старшие группы

1.Продолжать  знакомство детей с местом  отдыха – парковой зоной, с  особенностями ландшафта.

2.Расширить  и уточнить представления детей  о водных просторах города, о  водном транспорте, научить сравнивать реки, озера, моря.

3.Воспитывать  чувство уважения к труду людей,  которые заботятся о красоте  мест отдыха в городе.

4.Дать представление  о неповторимой красоте просторов  родного города.

Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.

 

Оформление  газеты «Природа родного края» с  материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры  и фауны, фотографиями с экскурсии.

«Достопримечательности  нашего города»

Старшие группы

1.Познакомить  детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в г. Томске.

2.Познакомить  с историей государственного  герба России.

3.Дать знания  о том, как люди чтят память  о героях, защищавших Родину в  годы Великой Отечественной войны.

Экскурсия к  памятнику героям Великой Отечественной войны в г. Томске.

Семейная викторина  « Памятники нашего города».


 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Рекомендации для родителей.

«Как воспитать маленького патриота

Если  в детстве ребенок испытывал  чувство жалости к другому  человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.

Тем самым будут построены пути для  ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом  более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.

   Воспитание маленького патриота  начинается с самого близкого  для него – родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

Обращайте внимание ребенка на красоту родного  города

Во  время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников  этих учреждений, отметьте ценность их труда.

Вместе  с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

Расширяйте  собственный кругозор

Учите ребенка правильно оценивать  свои поступки и поступки других людей.

Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа

Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

 

 

Приложение 4.

Дидактическая игра: «Где находится памятник?»

Цель: учить  ориентироваться по карте-схеме  города. Формировать знания о памятниках города.

Материал: карта-схема города, флажки, указка, фотовыставка и плакаты с достопримечательностями города.

Ход игры: (перед  детьми вывешивается карта-схема города, выставляется фотовыставка и плакаты  с достопримечательностями  города).

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по  самой главной улице нашего родного города Томска. Вот перед вами предметы. Выберите те, которые понадобятся нам в дорогу.

Дети: Рюкзак, карта.

Воспитатель: Совершенно верно. А как вы думаете, для чего нужна карта-схема путешественнику?

Дети: Карта  нужна путешественнику, чтобы не заблудиться и найти правильную дорогу.

Воспитатель: Итак, представим, что мы туристы и  в путь. А в пути нас будет  сопровождать веселая песенка, которую  мы споем все вместе:

Мы едем, едем в далекие края!

Веселые соседи и добрые друзья!

Воспитатель: Устали? Первая остановка: Вы все знаете, что  наш город знаменит нефтью. Его  так и называют: столица нефти. Угадайте, что это за памятник? (Дети рассматривают фотографию памятника, отвечают на вопросы).

Приложение 5.

Нравственно-патриотическое воспитание – старший дошкольный период

Тема: «Наш любимый город Томск»

Задачи:

1. Образовательные:

• закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около);

• продолжать учить детей употреблять в речи множественного числа существительных в родительном падеже (много тигров);

• продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод);

• закреплять умение образовывать новые формы существительного (Томск - томичи);

• закреплять знания детей о флаге и гербе города;

• учить узнавать флаг России среди флагов дру¬гих стран и городов;

• совершенствовать связную речь, память;

• обобщать знания детей о городе Томске.

2. Развивающие:

• развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;

• расширять и обогащать знания детей об исторических местах и достопримечательностях города Томска.

3. Воспитательные: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Оборудование:

• иллюстрации достопримечательностей города;

• музыкальное оформление;

• детские рисунки.

Предварительная работа:

• Рассматривание иллюстраций о Томске,

• заучивание стихотворений о Томске,

• пословицы о Томске,

• чтение произведений художественной литературы о Томске,

• рассказывание об истории родного города,

• рисование и аппликация «Мой город».

Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут, реставратор, картинная галерея, балет, опера, студент, арена цирка.

Ход занятия.

 Дети заходят  в зал, встают рядом с воспитателем. Звучит фонограмма – гимн Томска (или песня о Томске). Затем  дети рассаживаются на стульчики.

Воспитатель. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Ответы и  рассуждения детей.

Воспитатель. Какие  ещё пословицы о родном крае вы знаете?

  Дети называют  пословицы о родном крае.

• Где родной край, там и рай.

• Каждому мила своя сторона.

• Каждой птице свое гнездо нравится.

• Земля богата, народ богат.

• Земля наша мать, всех кормит.

• Та земля мила, где мать родила.

• Родная сторона – мать, умей за неё постоять.

• Дома и стены помогают.

• На чужой сторонушке рад и родной воронушке.

• Человек без родины, что соловей без песни.

• На родной стороне и камушек знаком.

Воспитатель. Дети, что для нас с вами является родным краем? Как называют людей, живущих  в городе Томске? Почему наш город  называется Томск?

Ответы детей  – (потому что стоит на реке Томь).

Ребёнок читает стихотворение.

Говорят, что  есть на свете

Раскрасавцы города,

Но, я знаю, не сравниться

Им с нашим  Томском, никогда!

Вот он первый дом  сосновый

За бревенчатой  стеной.

Там родился  город новый 

Томск - любимый  и родной!

Воспитатель. Дети, как и кем, был основан наш  город?

Дети.  Да, ребята, не было раньше в Сибири городов, а были поселения, народу жило в них мало. И жил в то время князь один - Тоян. И земли у него были богатые и река рядом, но вот беда, нападали на его княжество враги, разоряли его. Решил тогда Тоян, поехать в Москву и попросить помощи у Царя батюшки. Долго Тоян добирался до Москвы, целый год. Привёз царю в дар меха, и попросил у него защиты. И издал царь указ построить крепость в княжестве Тояна, чтобы защищать его земли от врагов. И отправились слуги царя строить город, долго плыли они по реке, и вдруг увидели красивое место и высокую гору на берегу Томи. На этом месте стали строить город. Так и назвали наш город - Томск.

 Воспитатель.  Верно, это было давно, а  сейчас наш город, какой? Скажите  ласковые слова любимому городу.

Дети.   Красивый, любимый, ласковый, желанный, гостеприимный, чудесный, и т.д.

Воспитатель. Молодцы, дети, давайте встанем в круг, и в игре с мячом, назовём улицы  нашего города.

  Воспитатель  бросает мяч, а дети отвечают, называя улицы города.

Дети. Транспортная, площадь Ленина, Железнодорожная, Ивана Черных, Сергея Лазо, Суворова, Иркутский тракт, Пушкина, Кирова, Учебная, Советская, проспект Комсомольский, Кулёва, Беринга, Льва Толстого, Гагарина и др.

Воспитатель. Дети, у нашего города, как и у всех городов, есть своя символика – свои отличительные знаки. Назовите их.

Дети.   Флаг и герб.

Воспитатель. Что  такое флаг?

Дети. Прикреплённое  к древку полотнище или материя  определённого цвета или нескольких цветов.

 Проводится  дидактическая игра «Узнай наш  флаг».

На столе разложены иллюстрации с изображением флагов разных городов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и найти флаг города. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага города Томска. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.

 

Воспитатель. Дети, у каждого города, как вы и сказали, есть не только свой флаг, но и свой герб. Что такое герб?

Дети.  Герб - это эмблема, отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба.

Воспитатель. Как  выглядит герб города Томска?

Дети. Большой  герб Томской области представляет собой французский щит, с зеленым 

полем, в щите скачущий в правую сторону серебряный конь. Щит увенчан большой императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, перевитыми лентой.

Проводится  дидактическая игра «Собери герб»

Детям раздаются  конверты с разрезными картинками (герб города Томска). Дети должны собрать  картинку в одно единое целое из частей.

  Воспитатель. Наш город рабочих, наш город учёных,

Наш город студентов, поэтов, влюблённых.

И именно здесь, в нашем городе живут мужественные и сильные люди, которые очень  любят свою Родину и стремятся  сделать наш город очень красивым. Многие поэты написали стихи о Томске.

Один из детей  читает стихотворение Сергея Заплавного.

На трёх холмах,

На четырех  ветрах,

В краю таёжном

Посреди, Сибири

Стоит мой город

Над рекою синей,

Стоит и отражается в веках.

Воспитатель. Предлагаю  вам немного отдохнуть.

Проводится  физкультурная минутка. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.

Мы по городу идем (маршируют),

Звонко песню  мы поем

(покачивания  головой вправо-влево, напевая:  ля-ля-ля).

Мы по улице  шагаем (маршируют),

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания