Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Приложение 1
АНКЕТА для родителей
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
Уважаемые родители!
Предлагаем вам ответить на следующие вопросы:
1. Какой
смысл вы вкладываете в
2. Достаточно
ли хорошо вы знаете культурно-
3. Какими
способами вы повышаете уровень компетенции
ребенка в вопросах культуры и истории
родного города, края?_________________________
4. Считаете ли вы необходимым приобщать ребенка дошкольного возраста к культуре родного края? Какие пути в решении этой проблемы вы могли бы предложить?
5. Как
вы думаете, с какого возраста
необходимо развивать у детей
интерес к природному и
6. Знаете ли вы, что и как рассказывать ребенку о родном городе?
7. Какую
литературу, на ваш взгляд, можно
использовать при ознакомлении
детей с родным городом
и его историей? Назовите известные вам
источники.____________________
8. Какая
помощь со стороны ДОУ вам
необходима для реализации
______________________________
9. Как
вы думаете, что могут и
______________________________
Приложение 2.
Примерный план занятий по воспитанию нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Цель |
Форма взаимодействия | |
«Моя семья» | ||
Старшие группы |
1. Знакомить
детей с понятием «родословная» 2.Воспитывать интерес к своим корням, родословной. |
Совместное с родителями составление восходящей родословной, презентация ее на групповом собрании |
«Мой город» | ||
Старшие группы |
1.Продолжать
знакомить с районом, где 2. Познакомить
с историей возникновения 3.Воспитывать уважение к труду взрослых по благоустройству района. |
Работа с картой города, выделение на карте родного района, сада, домов воспитанников и их маршрутов до садика, выделение (моделями) места работы родителей, достопримечательностей города, района, знакомых или значимых для детей группы. Совместный выход на работу по благоустройству родного района, сада, двора. |
«Природные и культурные объекты города» | ||
Старшие группы |
1. Познакомить
с памятником, площадью, историей
возникновения и названия 2. Познакомить с биографией знаменитости района. 3. Уточнить знания
о том, как в городе |
Продолжать работу с картой: обозначать (моделями) памятники, площадь с историей которых познакомились. Экскурсии к памятнику. Подготовить презентацию с отчетом об экскурсии с материалами об истории возникновения памятника, площади для показа на родительском собрании группы. |
«Транспорт, промышленность нашего города» | ||
Старшие группы |
1. Познакомить с промышленностью города (тяжелой, пищевой). 2. Научить дифференцировать продукцию предприятия (тяжелой, легкой, пищевой промышленности). 3.Развивать интерес к труду взрослых, связанному с промышленным производством. |
Продолжать работу с картой: при помощи моделей обозначить предприятия тяжелой и пищевой, легкой промышленности, расположенные в районе, либо на которых работают родители. Репортаж (фото, видео) с работы родителей, работающих на этих предприятиях. |
«Архитектура нашего города» | ||
Старшие группы |
1.Закрепить
представления детей об 2.Познакомить
с главным памятником 3.Воспитывать интерес и уважение к труду людей строительных профессий. |
Групповая экскурсия с родителями к памятнику, фоторепортаж с экскурсии. |
«Воинская слава России» | ||
Старшие группы |
1.Закрепить представления детей об особенностях службы солдат в мирное время. 2.Познакомить
с памятниками защитникам 3.Познакомить с историей российского флага. 4. Воспитывать уважение к воинам, защищавшим нашу страну, гордость за исторические подвиги соотечественников. |
Праздничный концерт для защитников Отечества, подготовить газету с именными поздравлениями. Открытые занятия
с родителями, проходившими и служащими
в настоящее время в Экскурсия с возложением венка, цветов, к памятнику погибшим защитникам Отечества. |
«Народные промыслы» | ||
Старшие группы |
1. Закрепить
знания детей о народных 2.Познакомить
с историей возникновения |
Ярмарка-выставка совместных изделий (родители и дети) по мотивам народных промыслов. |
«Природа родного края» | ||
Старшие группы |
1.Продолжать знакомство детей с местом отдыха – парковой зоной, с особенностями ландшафта. 2.Расширить
и уточнить представления 3.Воспитывать
чувство уважения к труду 4.Дать представление
о неповторимой красоте |
Экскурсия по лесопарковым и водным зонам района, города, фоторепортаж с экскурсии.
Оформление газеты «Природа родного края» с материалами по истории лесопарковых и водных зон, особенностями флоры и фауны, фотографиями с экскурсии. |
«Достопримечательности нашего города» | ||
Старшие группы |
1.Познакомить детей с памятниками героям Великой Отечественной войны в г. Томске. 2.Познакомить с историей государственного герба России. 3.Дать знания
о том, как люди чтят память
о героях, защищавших Родину в
годы Великой Отечественной |
Экскурсия к памятнику героям Великой Отечественной войны в г. Томске. Семейная викторина « Памятники нашего города». |
Приложение 3.
Рекомендации для родителей.
«Как воспитать маленького патриота
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.
Воспитание маленького
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
Расширяйте собственный кругозор
Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 4.
Дидактическая игра: «Где находится памятник?»
Цель: учить ориентироваться по карте-схеме города. Формировать знания о памятниках города.
Материал: карта-схема города, флажки, указка, фотовыставка и плакаты с достопримечательностями города.
Ход игры: (перед детьми вывешивается карта-схема города, выставляется фотовыставка и плакаты с достопримечательностями города).
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самой главной улице нашего родного города Томска. Вот перед вами предметы. Выберите те, которые понадобятся нам в дорогу.
Дети: Рюкзак, карта.
Воспитатель: Совершенно
верно. А как вы думаете, для чего
нужна карта-схема путешественн
Дети: Карта нужна путешественнику, чтобы не заблудиться и найти правильную дорогу.
Воспитатель: Итак, представим, что мы туристы и в путь. А в пути нас будет сопровождать веселая песенка, которую мы споем все вместе:
Мы едем, едем в далекие края!
Веселые соседи и добрые друзья!
Воспитатель: Устали? Первая остановка: Вы все знаете, что наш город знаменит нефтью. Его так и называют: столица нефти. Угадайте, что это за памятник? (Дети рассматривают фотографию памятника, отвечают на вопросы).
Приложение 5.
Нравственно-патриотическое воспитание – старший дошкольный период
Тема: «Наш любимый город Томск»
Задачи:
1. Образовательные:
• закреплять умение употреблять предлоги в активной речи (в, из, по, от, до, через, к, около);
• продолжать учить детей употреблять в речи множественного числа существительных в родительном падеже (много тигров);
• продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экскурсовод);
• закреплять умение образовывать новые формы существительного (Томск - томичи);
• закреплять знания детей о флаге и гербе города;
• учить узнавать флаг России среди флагов дру¬гих стран и городов;
• совершенствовать связную речь, память;
• обобщать знания детей о городе Томске.
2. Развивающие:
• развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
• расширять и обогащать знания детей об исторических местах и достопримечательностях города Томска.
3. Воспитательные: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.
Оборудование:
• иллюстрации достопримечательностей города;
• музыкальное оформление;
• детские рисунки.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций о Томске,
• заучивание стихотворений о Томске,
• пословицы о Томске,
• чтение произведений художественной литературы о Томске,
• рассказывание об истории родного города,
• рисование и аппликация «Мой город».
Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут, реставратор, картинная галерея, балет, опера, студент, арена цирка.
Ход занятия.
Дети заходят
в зал, встают рядом с
Воспитатель. Родная сторона - мать, чужая - мачеха. Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Ответы и рассуждения детей.
Воспитатель. Какие ещё пословицы о родном крае вы знаете?
Дети называют пословицы о родном крае.
• Где родной край, там и рай.
• Каждому мила своя сторона.
• Каждой птице свое гнездо нравится.
• Земля богата, народ богат.
• Земля наша мать, всех кормит.
• Та земля мила, где мать родила.
• Родная сторона – мать, умей за неё постоять.
• Дома и стены помогают.
• На чужой сторонушке рад и родной воронушке.
• Человек без родины, что соловей без песни.
• На родной стороне и камушек знаком.
Воспитатель. Дети, что для нас с вами является родным краем? Как называют людей, живущих в городе Томске? Почему наш город называется Томск?
Ответы детей – (потому что стоит на реке Томь).
Ребёнок читает стихотворение.
Говорят, что есть на свете
Раскрасавцы города,
Но, я знаю, не сравниться
Им с нашим Томском, никогда!
Вот он первый дом сосновый
За бревенчатой стеной.
Там родился город новый
Томск - любимый и родной!
Воспитатель. Дети, как и кем, был основан наш город?
Дети. Да, ребята, не было раньше в Сибири городов, а были поселения, народу жило в них мало. И жил в то время князь один - Тоян. И земли у него были богатые и река рядом, но вот беда, нападали на его княжество враги, разоряли его. Решил тогда Тоян, поехать в Москву и попросить помощи у Царя батюшки. Долго Тоян добирался до Москвы, целый год. Привёз царю в дар меха, и попросил у него защиты. И издал царь указ построить крепость в княжестве Тояна, чтобы защищать его земли от врагов. И отправились слуги царя строить город, долго плыли они по реке, и вдруг увидели красивое место и высокую гору на берегу Томи. На этом месте стали строить город. Так и назвали наш город - Томск.
Воспитатель.
Верно, это было давно, а
сейчас наш город, какой?
Дети. Красивый, любимый, ласковый, желанный, гостеприимный, чудесный, и т.д.
Воспитатель. Молодцы, дети, давайте встанем в круг, и в игре с мячом, назовём улицы нашего города.
Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают, называя улицы города.
Дети. Транспортная, площадь Ленина, Железнодорожная, Ивана Черных, Сергея Лазо, Суворова, Иркутский тракт, Пушкина, Кирова, Учебная, Советская, проспект Комсомольский, Кулёва, Беринга, Льва Толстого, Гагарина и др.
Воспитатель. Дети, у нашего города, как и у всех городов, есть своя символика – свои отличительные знаки. Назовите их.
Дети. Флаг и герб.
Воспитатель. Что такое флаг?
Дети. Прикреплённое
к древку полотнище или материя
определённого цвета или
Проводится дидактическая игра «Узнай наш флаг».
На столе разложены иллюстрации с изображением флагов разных городов. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их и найти флаг города. Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага города Томска. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других. Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель. Дети, у каждого города, как вы и сказали, есть не только свой флаг, но и свой герб. Что такое герб?
Дети. Герб - это эмблема, отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба.
Воспитатель. Как выглядит герб города Томска?
Дети. Большой герб Томской области представляет собой французский щит, с зеленым
полем, в щите
скачущий в правую сторону серебряный
конь. Щит увенчан большой императорс
Проводится дидактическая игра «Собери герб»
Детям раздаются конверты с разрезными картинками (герб города Томска). Дети должны собрать картинку в одно единое целое из частей.
Воспитатель. Наш город рабочих, наш город учёных,
Наш город студентов, поэтов, влюблённых.
И именно здесь,
в нашем городе живут мужественные
и сильные люди, которые очень
любят свою Родину и стремятся
сделать наш город очень
Один из детей читает стихотворение Сергея Заплавного.
На трёх холмах,
На четырех ветрах,
В краю таёжном
Посреди, Сибири
Стоит мой город
Над рекою синей,
Стоит и отражается в веках.
Воспитатель. Предлагаю вам немного отдохнуть.
Проводится физкультурная минутка. Дети хором произносят слова, сопровождая их движениями.
Мы по городу идем (маршируют),
Звонко песню мы поем
(покачивания
головой вправо-влево, напевая:
Мы по улице шагаем (маршируют),