Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

- воспитание  у ребенка любви и привязанности  к своей семье, дому, детскому  саду, улице, городу;

- формирование  бережного отношения к природе  и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие  интереса к русским традициям  и промыслам;

- формирование  элементарных знаний о правах  человека;

- расширение  представлений о городах России;

- знакомство  детей с символами государства  (герб, флаг, гимн);

- развитие  чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование  толерантности, чувства уважения  к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Решение данных задач и обуславливает  соответствующие направления воспитательной работы:

- вооружение  детей знаниями о родной стране  и формирование эмоционально  положительного отношения к явлениям общественной жизни;

- стимулирование  проявления дошкольниками активного  отношения к окружающему в  процессе творческой игровой  и изобразительной деятельности;

- организацию  общественно полезной деятельности  дошкольников, содействующей накоплению опыта действенного отношения к окружающему.

Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной.

Система знаний о родной стране для детей  старшего дошкольного возраста, включает в себя[16, 58]:

- природоведческие  сведения: знания о природе родного  края, страны, животном и растительном  мире; представления о значении  природы в жизни людей, природоохранительной  деятельности человека;

- сведения о жизни советского народа; особенностях труда людей родного края, страны; культуре, традициях народа; отношении советского народа к Родине;

- социальные  сведения: достопримечательности родного  города (села); знания о России, ее  столице, символах, гербах разных  стран;

- некоторые  сведения из истории страны: памятники  города (села), улицы, названные именами  героев, награды города, знания о  жизни народа до событий, связанных  с Великой Отечественной войной.

При отборе содержания знаний важно исходить из учета требований научности, доступности, возрастных особенностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности дошкольников.

Важным  способом отбора сведений об окружающем мире для детей дошкольного возраста является краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего, близкого, доступного им материала. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно – образному, наглядному мышлению. Ребята легче усваивают материал жизненно близкий, который они могут непосредственно воспринимать. Материал о родном городе (селе), живущих в нем людях, природе родного края является основой формирования более абстрактных понятий о России, с гимном, флагом и гербом государства[46, 56].

Для реализации нравственно – патриотического  воспитания дошкольников необходимы:

- создание  благоприятных материально – технических и социальных условий;

- обновление  содержания образования, отбор  наиболее интересного и доступного  материала с опорой на опыт  и чувства детей;

-  последовательная ориентация на  культуросообразность образования,  призванного обеспечить формирование духовного мира человека;

- тесный  контакт по данной проблеме  с семьей, опора на ее традиции  и опыты.

Важной  формой ознакомления дошкольников с родной страной является совместная образовательная деятельность, в процессе которой осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, формируются понятия. Ведущим методом здесь выступает убеждение, а средством его выражения – слово воспитателя. Эмоциональная атмосфера во многом определяется умением воспитателя выразительно читать, интересно рассказывать, передавать свои чувства с помощью интонации, паузы, мимики, жеста.

Одним из важных принципов построения такого педагогического процесса является тематическое планирование познавательного  материала. Приступая к работе по той или другой теме, воспитателю важно продумать, как он подготовит детей к восприятию фактов и событий, на каких примерах остановит внимание детей, расскажет подробнее, а для каких достаточно будет лишь реплики, замечания.

Различные темы воспринимаются детьми по-разному, но все  возникающие в связи с узнаванием материала эмоции и чувства сливаются в одно большое чувство – любовь к Родине.

Важно использовать наглядный материал, опыт и чувства детей, непосредственное окружение, нужно побуждать ребят  задавать вопросы воспитателю. Все это сделает представленный материал запоминающимся[23, 168].

Приветствуется  оформление и функционирование в  дошкольных образовательных учреждениях  детских библиотек, книжных уголков, содержащих произведения художественной литературы, например,  о героях Великой Отечественной войны, героях – защитниках России и т.д.

Познавательная  литература (детские энциклопедии, справочники), иллюстрации о городах-героях, памятники Великой Отечественной  войны, репродукции картин русских  и советских художников, воспевающих красоту земли Российской и героизм ее защитников, зарождают в душах детей не только чувство прекрасного, но и развивают их духовный мир, уважение к защитникам Родины.

Хочется отметить создание в дошкольных образовательных  учреждениях мини-музеев «Воинской доблести и славы».

Значимость  мини-музея достаточно высока, так  как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, знакомятся с материалами  из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, истории, задают вопросы, размышляют, беседуют.

Всё это, а также выработанные определённые правила общения и поведения  в музее, зажигают в сердцах ребят  искорки любви, уважения к истории своей семьи, страны. Мини-музей в детском саду – первая ступенька приобщения ребёнка к музейной педагогике, к выходу в большой мир музеев.

И снова  хочется отметить: разговор с детьми будет интересен и результативен, если воспитатель не только овладеет документальным материалом, но и сумеет передать своим маленьким слушателям чувства уважения, восхищения героизмом участников Великой Отечественной войны.

Особую  значимость приобретает работа с  семьей дошкольников. При осуществлении  данной деятельности необходимо сделать родителей своими помощниками. Практика показала, что родители изредка совершают прогулки с детьми по городу, и сами мало знают о своём городе, его памятных местах. Для просвещения родителей можно использовать папки-передвижки, информационные материалы, беседы, родительские встречи и т. д. Посоветуйте им совершить с детьми прогулки по городу. Это могут быть разные объекты, с учётом места жительства семьи. Желательно посмотреть праздничный парад (по телевидению), праздничный салют, поучаствовать в массовом празднике поселка, города[29, 12].

Надо  напомнить родителям, что ребёнка  к предстоящей экскурсии следует  соответственно подготовить, продумать, что и как рассказать о том  или ином объекте, напомнить и  своим примером показать, что мальчикам, например, необходимо снимать головные уборы у обелисков; дать возможность возложить к памятникам цветы.

Приобщение  детей к оформлению праздника  – именно та деятельность, где ребёнок, участвуя в доступных ему видах  художественного труда, проявляется как конструктор, художник-дизайнер, мастер. Да и праздник в таких условиях проходит особенно радостно, весело, эмоционально, торжественно и остаётся в памяти детей ярким событием. Ребятам дают возможность полнее проявить свою фантазию, изобретательность, творчество в процессе оформления помещений, изготовления сувениров, подарков для гостей, родителей, близких людей. Хорошо, если взрослые предложат старшим дошкольникам посмотреть эскизы к оформлению, вместе с детьми отберут те, которые особенно понравятся. Затем можно продолжить работу ребят по дальнейшему творческому поиску. Надо определить размер изображения в соответствии с площадью стены, простенка, продумать, каким будет изображение – плоским или объёмным. Педагог советуется с детьми, выслушивает их предложения, предлагает свои решения. Необходимо подобрать соответствующий материал. Если это бумага, ткань, ленты, тесьма, шнур, то важно их качество, цвет, размер листов или кусков. Если керамические вазы, то важно отобрать такие, в которых красивее размещались бы весенние цветы, ветки либо комнатные растения. Воспитатель имеет возможность научить ребят пользоваться разнообразными инструментами, необходимыми в работе художников-оформителей: линейками, лекалами, длинными линейками, циркулем, сантиметровой лентой, шаблонами, трафаретами и пр.

Можно сделать вывод, что успешная реализация усвоения знаний дошкольниками должна строиться на основе следующих принципов[23, 54]:

1. предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен, прост и понятен;

2. следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие, на максимально возможное количество органов чувств;

3. обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое объяснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.

Методология ознакомления дошкольников с родным краем базируется на конкретных научных  подходах.

1.  Системный подход – важнейшее  условие разработки и реализации  содержания и технологии –  представлен на разных уровнях:

−  Окружающий мир – как система  взаимодействия человека с миром  природы, с социальным миром и  предметным миром;

− Усвоение существенных взаимосвязей между явлениями  окружающего мира, наглядно представленных в виде особенностей природного и  культурного ландшафта (системообразующий фактор – деятельность человека);

−  Усвоение детьми системных знаний о  природе, социальных явлениях, служащих предпосылкой для формирования понятий.

2.  Диалектический подход – обеспечивает  формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах (Н.Е. Веракса, Н.Н. Подьяков). У дошкольников развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Это особенно важно, когда даются знания исторического характера, отражающие взаимосвязь культур в разные исторические эпохи.

3.  Культурологический подход –  подчеркивается ценность уникальности  пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния. В связи с этим были определены функции образовательного учреждения: с одной стороны, своеобразного «педагогического фильтра», способствующего отбору, коррекции передаваемой информации, с другой – хранителя культуры, способного транслитировать «правильные» культурные образцы подрастающему поколению. Это нашло отражение как в создании предметно-развивающей среды, так и в содержании работы с детьми.

В соответствии с этими подходами содержание знаний о родном крае условно также  было разделено на три основных блока: мир природы, деятельность человека и культурный облик родного края (города), олицетворяющий предметный мир в более широком масштабе [10, 197].

Овладевая таким подходом к познанию окружающего  мира, дети пытаются найти причину  того или иного явления (в том  числе и исторического), установить взаимосвязь прошлого, настоящего и  будущего. В соответствии с этим был определен один из основных критериев отбора знаний исторического характера для дошкольников, образно названный «принцип айсберга». Степень глубины таких знаний обусловлена соответствующей наглядной представленностью достопримечательностей, определяет необходимость исторического экскурса в прошлое. Исходя из этого мы посчитали, важным познакомить детей с историей возникновения Томского района, биографиями замечательных людей, прославивших наш район, в честь которых были воздвигнуты памятники.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания