Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Ход проведения. Педагог предлагает рассказать о  географическом расположении города, о растительности, животном мире родного  края. Спрашивает: какая река протекает  в нашем городе? Ее название? Какая  рыба водится в реке? Какая растительность растет по берегам реки?

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Ребенок правильно  называет растительность, животный мир  нашего края, географическое расположение. Проявляет фантазию и творчество при ответах. Выражает эстетическое отношение к природе.

Средний уровень: (2 балла)

Ребенок иногда затрудняется ответить на вопрос, или  отвечает на вопрос однозначно. Иногда обращается за помощью к педагогу.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок не всегда правильно отвечает на вопросы. Затрудняется при ответах. Не выражает эстетического отношения к природе.

Задание 5 «Личностное  отношение к родному городу»

Цель: Определить   отношения к родному краю. Умение детей связно, последовательно высказывать  свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Беседа. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Какие достопримечательности  ты любишь посещать вместе  с родителями в Томске?

- Что интересного  о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок полными  предложениями, логично и последовательно  отвечает на вопросы. Понятно для  собеседника умеет рассказать о  том, что нового он узнал из сказок. Ребёнок передает настроение, впечатление от знакомства с книгой.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка  педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают   без рассуждений  и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Помощь педагога и вспомогательные  вопросы не оказывают значимого  влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом  слов, не используют предметные термины.

С целью  определения уровня развития у детей представлений о родной стране была проведена беседа на тему: «Моя Родина – Россия». Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком по следующим вопросам:

- как называется страна, в которой ты живешь?

- как называется столица России?

- в какой области ты живешь?

- название областного центра?

Предварительно  было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание альбома «Моя Россия «, «Наш Томск».

Ответы  детей оценивались следующим  образом: полный развернутый ответ – 3 балла; ответ неполный, с уточнениями педагога – 2 балла; на поставленный вопрос отвечает с трудом, в основном неверно – 1 балл.

В ходе беседы выяснилось, все дети знают название страны, в которой они живут, больше половины знают название столицы, не все дошкольники могут ответить правильно на вопросы: в какой области ты живешь?; как называется областной центр?

 При посещении патриотического уголка и рассматривании альбома «Наш Томск» Андрей А. рассказал, что он вместе с родителями ездил в зоопарк и папа ему говорил, что Томск – сибирский город, а мы – сибиряки.

В контрольной  группе показатели более высокие, т.к. многие дети ездили в  цирк, в музей, на новогоднюю елку. Практически все знают название своей области, и только несколько ребят затруднились назвать областной город, не проявляли интереса к беседе, отвлекались.

С целью  определения уровня развития у детей  представлений о родном городе была проведена игра «Где находится памятник?». Предварительно была проведена беседа, просмотрен видеофильм» Мой Томск».

Ответы детей  оценивались следующим образом: задание выполнено полностью, без ошибок – 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога – 2 балла, задание выполнено неверно – 1 балл.

Только 10% детей (Артем Я., Вероника Ц.) справились с заданием полностью, без подсказок педагога. Они играли с удовольствием, проявляли интерес к игре и быстро справлялись с предложенным заданием.

Некоторые дети неправильно называли памятник, но ставили фишки на нужные места, им требовалась подсказка педагога. Другие же наоборот – название памятника говорили правильно, но фишку располагали в другом месте.

В ходе игры Артем Я. Говорил, что он знает этот памятник, потому он стоит в парке, где они с мамой встречали папу с работы.

Алина Щ. неосознанно ставила фишки в разные места, при показе фотографий невнимательно рассматривала их, Егор Р.и Даник К. не проявляли интереса к игре, много отвлекались.

В контрольной  группе дети более активно играли, с удовольствием расставляли  фишки в нужные места, многим все  же требовалась подсказка педагога, несколько детей не проявили нужного интереса к игре, что отразилось на результатах диагностики.

Ангелина  Л., увидев фото с мемориалом боевой и трудовой славы томичей, рассказала, что видела там свадьбу, захватывающе описывала, как жених с невестой возлагали цветы на вечный огонь, а бабушка ей сказала, что это они так благодарят солдат, которые там лежат, за то, что в войну они защищали нашу страну.

Саша  К. говорил, что он часто ходит  гулять в парк. Он точно и без ошибок выполнил предложенное задание и с интересом наблюдал, как остальные дети расставляют фишки.

Для определения уровня развития у детей  представлений о символике родного  города были проведены игры: «Найди свой флаг» и «Сложи герб». Предварительно было проведено посещение патриотического уголка, рассматривание герба и флага города Томска.

Ответы  детей оценивались следующим  образом: задание выполнено полностью, без ошибок – 3 балла, задание выполнено частично, с подсказкой педагога – 2 балла, задание выполнено неверно – 1 балл.

15% (3 дошкольника) получили высокий  балл (Андрей А., Антон В., Ульяна  Ю.), несмотря на то, что при  рассматривании флага и герба  города Томска в патриотическом уголке во время предварительной работы многие дети внимательно слушали рассказ воспитателя о символике родного города.

Кирилл  П. вспомнил, что такой же флаг, но только маленький есть у него в  группе на столике с колосками, а  Ульяна Ю. рассказала, что в санатории  висит такой же. В ходе игры многие ребята находили свой флаг, но сложить герб без помощи педагога не могли, другие наоборот – сложили правильно герб, но не смогли найти нужный флаг.

Е 25% детей с высоким баллом. (Ангелина Л., Никита Д., Женя Б., Лера Т., Ваня К.). Они быстро справились с заданием и с интересом наблюдали за остальными. Ангелина Л. И Лера Т. Готовы были помочь другим детям.

Никита  даже показал герб Томска и сказал, что видел его у бабушки, когда ездил к ней летом, и она рассказывала историю про флаг. Несколько детей быстро теряли интерес к игре, отвлекались.

Женя  Б.сказал: «Жаль, что у меня нет майки с Российским флагом, я бы её в садик надевал».

При проведении беседы на тему: «Мой любимый Томск» с целью выявления личностного отношения дошкольников к родному краю детям в индивидуальной форме были заданы следующие вопросы:

За что ты любишь свой город?

Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в Томске?

Что интересного о родном городе ты запомнил, посещая музеи нашего города?

Предварительно  был проведен конкурс рисунков на тему: «Мой Томск».

Ответы  детей оценивались следующим образом: полный развернутый ответ, заинтересованность ребенка – 3 балла, ответ неполный, ребенок отвлекается, теряет интерес – 2 балла, на поставленный вопрос отвечает с трудом, нет желания беседовать на предложенную тему – 1 балл.

Полные, глубокие знания, заинтересованность и удовольствие в ходе беседы было выявлено у 10% (2 ребенка) (Артем Я., Инна Ш.). Не проявляли интереса к беседе, с трудом отвечали на вопрос 30% дошкольников (Егор Р., Даник К., Кирилл П., Алина Щ., Яна Р., Егор И.), остальные дети давали неполные ответы, теряли интерес, иногда отвлекались во время беседы.

Егор  И. на вопрос: за что ты любишь свой город, ответил: «За то, что он красивый, но мама не хочет меня брать с собой, когда туда едет, говорит, что я еще маленький». При беседе он был скован и на последующие вопросы не ответил. Яна Р. Сказала, что из достопримечательностей она любит посещать школу, где учится её старшая сестра и магазин. Это дети с низким баллом по результатам диагностики.

Инна  Ш.(высокий уровень) рассказала, как она ходила в музей с мамой, и там висит фотография её прадедушки.

Захар П. (средний уровень) говорил, что  очень любит ездить с мамой  в парк, где ему разрешают залезть на настоящий танк.

Анализируя  рисунки детей данной группы, можно  сказать, что большинство из них изобразили только природу: парк, реку, деревья и т.д. У всех детей на рисунках изображена осень, т.е. данный момент. У некоторых присутствует серый цвет (простой карандаш). Некоторые долго думали, что рисовать, наблюдали за другими детьми, смотрели, что рисуют они и повторяли их рисунок. Несколько рисунков с изображением улицы с домами.

Высокий балл выявлен лишь у одного ребенка – 5%, низкий – у 25% , остальные давали неполные ответы, некоторые стеснялись.

Лера  Т. Увлеченно рассказывала, за что она любит свой город, при этом вспомнила, что у неё дома есть набор открыток про Томск и она обязательно завтра принесет его в садик. Дима К. рассказал о том, что они с папой ходили в музей голосовать и там он видел герб, флаг и портрет Путина (избирательный участок находился в музее).

Анализ  рисунков этой группы показал, что городские  дети больше склонны видеть в городе не только красивую природу, но и некоторые  памятники архитектуры. Так, например, Ангелина Л. Нарисовала памятник защитникам Отечества, а Ваня К. нарисовал Вечный огонь.

Результаты  протоколировались и затем обрабатывались.

Анализ  полученных данных также показал, что  большинство детей не знают особенностей своего города, его памятных мест.

Большинство детей исследуемых групп знает название своего родного города и улицы, на которой живут. Однако их знания не отличаются глубиной: только около трети всех опрошенных могли сказать, кем был человек, в честь которого названа их улица; а название области и областного центра знают только 35% детей.

Необходимо  отметить и ту особенность, что примерно пятая часть детей путают город  с республикой, республику со страной  и городом, страну с городом. Это  свидетельствует о несистемности  детских знаний, а также об отсутствии у детей некоторых конкретных представлений.

Наблюдается такая особенность представлений  детей о родном городе: они видели многие достопримечательности Томска, бывали возле них с родителями, но не знают, что это такое, дают неверные ответы. Причина этого явления в стихийности процесса ознакомления детей с общественным окружением, в неумении родителей отобрать нужное содержание и выбрать адекватные методы формирования общественных представлений детей.

Очень часто родители берут своих детей  в магазин, в кино, в гости, не ставя  цели познакомить ребенка с городом, формировать интерес к нему. Об этом свидетельствуют ответы детей: «Мы проезжали там, когда ехали на машине в гости»; «Я не знаю, что это, там папина работа недалеко»; «Я видел это, когда мы в кино ходили». Эта «попутность» получения знаний оказывает двойное отрицательное действие: затормаживает развитие интереса к явлениям общественной жизни и формирует неточные сведения об окружающем.

Анализ  детских ответов дает возможность  проследить зависимость знаний дошкольников не только от методов ознакомления с окружающим, используемых родителями, но и от их заинтересованности развитием своего ребенка. Это подтверждает и различие в уровне представлений дошкольников: в одной и той же группе детского сада встречаются дети, которые узнали все предложенные им картинки с изображением известных мест города Томска, в то же время некоторые дети назвали одну или две. Эти дети на вопрос «Куда ты больше всего любишь ходить с папой и мамой?» отвечали: в магазин, в аптеку, к бабушке, в гости.

Эти данные свидетельствуют о том, что воспитатели и родители формируют у детей абстрактные понятия, не наполняя их конкретными представлениями.

Таким образом, на основании изучения знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях родного края – можно отметить, что у старших дошкольников имеются знания о стране, в которой они проживают, о родном городе, о некоторых исторических событиях, что говорит о возможности усвоения ими определенного объема знаний общественной тематики. Однако в знаниях детей существуют индивидуальные различия. Многие дети не понимают сущности явлений общественной жизни города, в своей речи пользуются штампами, их знания поверхностные, бессистемные. Это объясняется неумением родителей и некоторой части воспитателей правильно организовать процесс ознакомления дошкольников с родным краем и неправильной методикой формирования у дошкольников интереса к нему.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания