Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Поэтому педагог, воспитывающий будущих  граждан страны, учит их радоваться труду на общественное благо, прививать  им чувство ответственности, а потому требует от них чёткого выполнения порученного дела, приучает самостоятельно замечать и устранять непорядок, надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически следует обсуждать с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, вместе думать, а помочь  тому, кот пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.

Следует воспитывать у детей бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Осознать эту необходимость им помогут  специальные беседы, чтение художественной литературы, включение в практическую деятельность. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему, безусловно, нужно рассказывать и показывать, как например, выращивают хлеб, но в ещё большей степени он осознаёт сложность этого труда и необходимость бережно относиться к хлебу, если вырастит его сам. На своём огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницы, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно с помощью взрослых. Процесс выращивания хлеба потребует немало сил, зато и разговор о бережном отношении к хлебу станет понятен.

Старшие дошкольники уже способны принимать  активное участие в защите природы, Им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей, помощь пионерам в работе «зелёного патруля» и др. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц)[18, 128].

Когда на предприятии проходит субботник  и родители принимают в нём активное участие, можно и в детском саду организовать такое же мероприятие, чтобы дать ребятам возможность уже в дошкольном возрасте почувствовать причастность к делам взрослых.

При определении содержания и организации  трудовой деятельности с целью патриотического воспитания дошкольников педагогу следует помнить о важности общих переживаний, которые даёт совместная деятельность, коллективный труд. Конечно, само по себе объединение в совместной деятельности, уже даёт детям радость, однако она будет значительнее, если по содержанию и мотиву такой труд будет иметь общественную направленность.

При организации работы по патриотическому  воспитанию обязательно следует  учитывать возраст дошкольников, их психологические особенности  и возможности.

При ознакомлении с родным городом целесообразно провести целевые прогулки, которые будут интересны и полезны детям всех возрастов: «Праздничная улица», «Предновогодний город», «У афиши детского кинотеатра», «Новый сквер», «Отправим письмо заболевшему товарищу».

При правильном определении темы, программного содержания и распределения заданий между детьми, занятие имеет большой воспитательный эффект для каждой возрастной группы.                                                             

Также дети всех возрастных групп в соответствии со своими возможностями принимают участие в подготовке праздников, развлечений, посвящённых природе родной страны. Малыши читают стихи, принимают участия в хороводах, смотрят номера, подготовленные старшими. Если к этому празднику организуется выставка, малышам поручают разложить картинки, поделки из природного материала. Эти небольшие поручения сделают малыша полноправным участником всех групповых мероприятий.

Формирование  патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности[39, 69].

Раньше  считалось, что малышам нельзя показывать отрицательные стороны жизни. Конечно, специально фиксировать внимание на негативных проявлениях людей не следует, но и боязнь объяснить детям, что в окружающей жизни не всё прекрасно, ведёт к тому, что у ребят не развиваются реалистические представления и не воспитывается оценочное отношение к общественным явлениям. Педагог подчёркивает, что в основе формирования гражданских чувств и осознания понятия «человек-гражданин» лежит не формальное восхищение достижениями страны, а гражданская позиция, основанная на необходимости знать горести и беды Отчизны и желать их устранить. Этому способствуют беседы родителей с детьми, раскрывающие красоту человеческих поступков.

«Готовясь к беседе о гражданственности, - писал  В. А. Сухомлинский, - я стараюсь всеми  силами своей души постичь смысл  того, о чём будут рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило  воспитательного влияния».

Всем  хорошо известно, Родина начинается с  родного дома, улицы, посёлка. Изучать  с детьми места, где живёшь, любить бродить по знакомым улицам, знать, чем они славятся, - задача, которая вполне по плечу любой семье. Условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни. И здесь на помощь могут прийти родители[45, 148].

При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств: «Вот здесь жил когда-то...», «Здесь строится...», «Это музей знаменитого писателя...» и т. д.

Дошкольнику интересно и полезно побывать в местной картинной галерее, на выставке, в музее. Такое посещение должно стать для него событием, праздником, поэтому родители ограничивают время пребывания в музее, объём информации, помня о быстрой утомляемости ребёнка. Например, на выставке картин можно обратить внимание детей на  2-3 пейзажа, несколько портретов и скульптур. В краеведческом музее для посещения выбрать один раздел: «Наш край в древности», или «Природа родного края», или «Великие и знаменитые люди нашего края». Разговор с ребёнком не должен быть назидательным, это - совместное обсуждение, раздумье. Дошкольнику нужно показать естественную заинтересованность взрослого. Такое «равноправие» в выражении мыслей и чувств необходимо для развития у ребёнка самостоятельности мыслительной деятельности и личностного отношения к событиям и фактам.

Родителям можно посоветовать и такие формы  привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии  и целью знакомства с историческими  местами (близкой истории), памятниками  погибшим воинам; посещение краеведческого музея, музея изобразительных искусств, дома-музея знаменитого художника, революционера и т. д.

Семья - первый коллектив ребёнка, и в  нём он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть  скромную, лепту в семейное дело. Поэтому предметом особого разговора с родителями должно быть обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе), к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, малыши начинают ощущать себя членами семьи.

Постепенно  ребёнок пронимает, что он - частица  большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках.

Нужно чтобы у дошкольника формировалось  представление о том, что главным  богатством и ценностью нашей  страны является человек.

 

1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города.

Фундамент будущего человека закладывается в  раннем детстве. Для дошкольного  периода характерны наибольшие обучаемость  и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому  все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретаю важные человеческие качествa[38, 61].

Задача  патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность  решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться.

Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами  начинать формирование патриотического воспитания детей  дошкольного возраста. В этой связи особую значимость приобретает знакомство дошкольников с жизнью страны, её героями, историческими деятелями, известными людьми, полководцами.

Предлагаемый  материал поможет сформировать у  дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа[50, 60].

Цель: создание условий для формирования гражданских и патриотических чувств дошкольников через обращение к памяти об  историческом прошлом нашего государства.

Задачи:

• воспитание патриотизма, гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и поражения, интереса и уважения к ее историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

• воспитание гуманистических качеств личности, уважения к другим народам и странам;

• развитие познавательной деятельности обучающихся в работе с первоисточниками, воспоминания военачальников, писателей, журналистов;

• формирование коммуникативной культуры общения со сверстниками и старшим поколением.

Методы  и приемы патриотического воспитания, используемые педагогами, могут быть разнообразными:

1.Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь горожан, изменения в облике города, района, улицы ,воздвигаемых новостройках и т.п.)

2. Рассказ,  объяснения воспитателя в сочетании  с показом нужных объектов  и непосредственными наблюдениями  детей;

3.Беседы  с детьми о стране, родном городе;

4. Использование  детских художественных произведений, репродукций картин (их рассматривание  и обсуждение);

5. Разучивание  с детьми песен, стихотворений,  пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

6. Знакомство  детей с народной декоративной росписью;

7. Привлечение  детей к посильному общественно  полезному труду в ближайшем  для детей окружении ( труд  на участке детского сада, совместный  труд с родителями по благоустройству  территории детского сада и  т.п.);

8. Поощрение  детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестность выполнения поручения, за хорошее поведение в общественных местах;

9. Личный  пример воспитателя, любящего свою работу, свою улицу, свой город и принимающего активное участие в общественной жизни (важно помнить ,что мировоззрение педагога, его взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самый сильнодействующий фактор воспитания).

Обязательно должны учитывать психологические особенности дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимания социальных явлений):

    • формирование правильной исторической памяти подрастающего поколения;
    • патриотизм, пропущенный через детское восприятие, играет огромную роль в становлении личности патриота.
    • опора на семейные архивы (фотографии, письма и т.д.);
    • использование социокультурных возможностей города, села при проведении мероприятий;
    • использование наглядного материала, фонозаписей.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Даная работа включает целый комплекс задач:

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания