Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем  были положены конкретные принципы.

1.  Энциклопедичность – обеспечивает  отбор содержания знаний из  разных областей действительности (природа, социальный мир, культура  и т.д.).

2.  Уникальность места – как выразитель краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона. Значение принципа уникальности места определяется его огромным влиянием на формирование патриотизма как важнейшего качества личности будущего гражданина.

3.  Интеграция знаний (Н.Ф.Виноградова)  – установление соотношений между информацией естественно-научного характера и сведениями о человеческой деятельности. Реализация этого принципа обеспечивает отбор содержания знаний для понимания детьми целостной картины мира [4]. Единство содержания и методов.

4.  Динамика преемственности связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

5.  Комплексность – содержание концентрируется в темах-комплексах «Природа», «Труд людей», «Достопримечательности района, города», «История г.Томска» и т.д.

Методики  применяемые  в ДОУ: идеи гуманизма и демократии, системного подхода как важнейшей  грани и общего методологического  принципа науки; системное понимание  воспитания; учение о творческой деятельностной сущности личности, закономерностях  ее воспитания, о роли деятельности и общения в развитии личности, о формировании всесторонне развитой личности; государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79.

2.1 Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников.

Для определения уровня сформированности представлений старших дошкольников о родном крае было исследовано 20 детей старшей группы МБДОУ № 79 г.Томска.

Из  них 67% - полные семьи с одним и  более ребенком, 1% - неблагополучная  семья, 32% - семья с одним родителем.

Реализация исследования на данном этапе осуществляется:

    • диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города,

С целью  диагностики уровня развития патриотизма у старших дошкольников применялись следующие методы: наблюдение, беседа с детьми.

При этом учитывалось, что признаками проявления у детей патриотизма является наличие следующих компонентов:

    • когнитивного;
    • эмоционально-чувственного;
    • деятельностно-практического.

Цель: Заложить в каждом ребёнке основы духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

Способствовать  общему развитию детей на основе любви  и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны.

Приобщать детей к традициям и обычаям  своего народа.

Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Проводилось в МДОУ № 79, старшая возрастная группа, 20 чел.

Использованные  методики:

Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева,А. Г. Ахтян «Социально-нравственное воспитание детей от 5 до 7 лет.Конспекты занятий»

Н. Ф. Виноградова «Дошкольникам о родной стране»

А. Лопатина, М. Скребцова «Нравственное воспитание дошкольников»

М. Д. Маханева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие»

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Уровни сформированности    знаний о  родном городе

у детей 5-6 лет. Сентябрь.

 

Контрольные задания

Имя реб.

Родной  город

Символика родного города

История нородной культуры

Историко-географический и природный компонент родного  края

Личностное  отношение

Бал.

 

Андрей  А.

3

3

2

2

3

13

в

Артём Я.

2

3

2

2

2

11

Ср

Вероника  Ц

2

2

1

1

2

8

ср

Алина Щ.

2

2

2

1

2

9

ср

Егор  Р.

2

1

1

1

1

6

н

Данник  К.

3

2

2

2

2

11

ср

Антон В.

3

3

3

2

3

14

в

Ульяна  Ю.

2

3

2

2

2

11

ср

Кирилл  П.

2

2

1

1

1

7

н

Инна  Ш.

2

1

1

1

1

6

н

Ангелина  Л

3

3

2

2

3

13

в

Саша  К.

1

2

2

1

2

9

ср

Никита  Д.

2

3

1

1

2

9

ср

Женя  Б.

3

3

2

2

3

13

в

Лера  Т.

3

3

2

2

2

12

ср

Ваня  К.

3

3

3

2

3

14

в

Дима  К.

2

2

1

1

2

8

ср

Аня Д.

3

2

2

2

2

11

ср

Руслан  Г.

2

2

1

1

2

8

Ср

Максим  С.

2

2

1

1

1

7

н


 

Высокий уровень (13-15 баллов)

Знает название города, края, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны родного города, 4-5 улиц, площади; знает и узнает флаг, герб города Томск, может объяснить символику Томского герба; называет народные праздники,  предметы быта; называет природные богатства родного края, передает настроение.

Средний уровень (8-12 баллов)

Знает название   города, свой домашний  адрес, герб города Томск; затрудняется назвать достопримечательности,   улицы, площади города (делает это  после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, предметы быта.  Ответы дают   без рассуждений и объяснений, речь с ограниченным запасом слов, не оперируют предметными терминами.  

Низкий  уровень (5-7 баллов)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы, знает названия   города, не может объяснить символику родного города. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значимого влияния на ответы, дети часто отмалчиваются. Речь односложная, с ограниченным запасом слов, не используют предметные термины.

 

Психологами и педагогами установлено, что развитие интереса к каким-либо явлениям, предметам  тесно связано с наличием знаний об этих явлениях или предметах. Поэтому  прежде, чем изучать интересы детей, была поставлена задача выявить знания старших дошкольников о родном крае.

    • название своей страны, столицы своей родины, своей области и областного центра;
    • знания символики родного города;
    • некоторые исторические сведения, достопримечательности родного города;
    • личностное отношение к родному краю.

При разработке методики и инструментария исследования знаний и интересов  детей с целью получения более  достоверной информации мы старались  учитывать такие психологические  особенности дошкольников, как внушаемость, подражательность, наглядно-действенный и наглядно-образный характер мышления, невысокая устойчивость и сосредоточенность внимания, быстрая утомляемость и др. В исследовании были использованы:

1. Индивидуальные  беседы по вопросам (о названии  страны, её столицы, области и  областном центре).

2. Практические  задания (игры "Где находится  памятник?", "Найди свой флаг" и "Сложи герб").

3. Словесные  задания (индивидуальные вопросы  по теме: "Мой любимый Томск").

. Беседы  по картинкам, изображающим достопримечательные  места родного города, посещение патриотического уголка, конкурс рисунков.

. Анализ  детских рисунков.

Работа  была разделена на 4 блока:

    • "Моя Родина - Россия"(Приложение 6).
    • "Родной город".
    • "Символика родного города".
    • "Личностное отношение к родному краю".

Данная  методическая разработка является частью работы по нравственному развитию личности старших дошкольников (в ее основе базисная программа «Детство» Т.И.Бабаева, В И Логинова и «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л.,Маханева М.Д.), где музыкальная деятельность реализуется средствами народной культуры.

ДИАГНОСТИКА

Контрольные задания для определения уровня сформированности

знаний  о  родном городе  у детей 5-6 лет.

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родной городе, крае (знать название   своего города, района, домашнего адреса.  Называть достопримечательности города, площадей, скверов)

Предварительная работа:  Беседы, занятия, экскурсии.

Оборудование: Развивающая игра «Где находится  памятник?» ¬ Карта-схема города, фотографии с достопримечательностями  города, фишки(Приложение 4).

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель  предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник и обозначить фишкой на карте его местонахождение.

Оценка  результатов.

Высокий уровень (З балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены. Называет 4 – 5 улицы, площадь.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий  уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом, в основном неверно.

Задание 2 «Символика родного города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе   родного города. 

Материалы:   Герб города Томска.

Методы: беседа

Ход проведения: Беседы и рассматривание   герба города Томска.

Оценка  результатов.

  Высокий уровень (3 балла).

  Ребенок правильно называет цвета  флага и знает порядок их  расположения. Без труда называет значение изображения на гербе своего города. Может объяснить символику Томского герба.  Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С  помощью взрослого рассказывает о символах гербов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется  рассказать о символах герба. Постоянно  обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о культуре и традициях русского народа.

Предварительная работа:  Беседы, занятия

Условия: Краеведческий мини-музей в ДОУ  «Люблю тебя, мой Томский край». Д/игра « Ёлочныё игрушки»

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть  предметы русского быта, назвать их, рассказать для чего их использовали. Рассмотреть экспозицию в краеведческом музее « В гостях у « Ёлочки»» рассмотреть этапы создания ёлочной игрушки.

Оценка  результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая  предметы быта, ребенок безошибочно  называет их, рассказывает об их использовании в быту, Знает название народных праздников, их значение.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок в основном правильно называет предметы быта. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как люди использовали эти предметы. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий  уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Не всегда правильно называет предметы быта. Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они использовались. Часто  обращается за помощью взрослого.

Задание 4.  «Историко-географический и природный компоненты родного края»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о природных богатствах нашего Томского края; о историко-географическом расположении родного города.

Предварительная работа: Беседы, целевые прогулки. Д/игра «Обитатели реки Томи».

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания