Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Ноги ровно поднимаем
(оттягивают носочки каждой ноги).
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре.
Повернулась голова (в любую сторону),
Руки вверх и ноги шире.
Прыгнем вместе высоко
И побегаем легко.
Воспитатель. Молодцы! А сейчас рассмотрим иллюстрации и назовём достопримечательные места нашего города.
Детям показывают иллюстраций - слайды. Дети называют достопримечательность и немного рассказывают о ней.
Например:
• Камень в честь основания Томска - является символом старого Томска и находится на месте основания Томска на Воскресенской горе.
• Площадь Ленина - одна из самых древних площадей города. Раньше эта площадь называлась Базарной, потому, что на этом месте велась торговля.
• Лагерный сад, в этом саду сооружён мемориал Победы и трудовой славы Томичей. Несколько раз в день в Лагерном саду играет торжественная музыка в память о павших, рядом с Вечным огнём дежурит почётный караул из школьников. По традиции к Вечному огню приезжают возлагать цветы.
• Фонтан на набережной реки Ушайки. Это большой фонтан с цветной подсветкой. Это одно из любимых мест отдыха томичей.
• Памятник Чехову. Установлен на набережной реки Томи. Каждый год на набережной рядом со скульптурой проводится творческий фестиваль «Чеховские пятницы»
• Ботанический сад, который основал Крылов более ста лет назад. В этом саду растут пальмы, голубая ель, лианы, различные цветы, кустарники и многое другое.
• Городской сад - парк и развлекательный комплекс, расположенный в центре г. Томска. Большую часть сада занимает роща. В саду также есть небольшое озеро, деревянный детский городок. Зимой в горсаду устраивают ледовые городки с ледяными фигурами и горками, заливают каток, в нём очень много каруселей.
• Памятник счастью – это статуя волка из легендарного мультфильма советских времен «Жил-был пес», который плотно поужинал и сыто развалился, приготовившись к пению.
• Памятник рублю в Томске — деревянный рубль размером более двух метров, сделан из сосны.
• Томский областной театр драмы является старейшим театром Сибири. Постановки в театре осуществляются на двух площадках - основной и малой сценах.
• Вокзал Томск – 1 - железнодорожная станция и пассажирские платформы Томской ветви Западно-Сибирской железной дороги. Находится на территории Кировского района города Томска.
• Дворец спорта - является самой большой крытой концертной площадкой Томска, здесь проводятся музыкальные концерты, цирковые представления, новогодние ёлки.
Воспитатель. Вот какой замечательный, большой и красивый наш город. На этом наше занятие закончено. Давайте встанем в круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой. Вот как славно мы провели время все вместе, никто не грустил, всем было радостно.
Приложение 6.
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства. Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, изделия декоративно- прикладного искусства. Предварительная работа: Беседы о стране, в которой мы живём; российской символике. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Рассматривание фотографий городов и рек России. Беседы о декоративно – прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций и выполнение работ. Совместная работа с родителями по составлению кроссвордов на тему: « Мой город Мытищи». Фотовыставка: « Я и мой город». Выставка рисунков, посвященных родному городу Мытищи. Ход занятия: Под фонограмму песни « Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева дети входят в зал и встают полукругом. Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.) – Правильно, Россия. А какими словами можно сказать о России? Какая она? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.) – Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое «Родина»? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. и т.д) Песня: « Что зовём мы Родиной?» Т. Богач. Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине? Дети рассказывают стихотворение о Родине. Великую землю, Воспитатель: Много на свете кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина. - А как называлась наша родина в давние- давние времена? (Русь.) - Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней пословицы. Вспомните их. (Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.) Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов. - Одним из
символов России считают Русский хоровод « Берёзки». А теперь подойдем к карте. – Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России. ( воспитатель сопровождает свой рассказ показом на карте границы Российской Федерации). - Когда на одном конце нашей страны ночь, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца страны на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я хочу Вам предложить отправиться в небольшое путешествие. – Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.) Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Занимайте места в вагоне, мы отправляемся. (Дети выполняют движения под музыку «Паровоз».) Воспитатель: Первая остановка - станция “Государственная” – Назовите столицу России. (Москва.) – А кто расскажет стихотворение о Москве? Ребёнок рассказывает стихотворение: Москва –
это Красная площадь, Воспитатель: -Как зовут президента нашей страны? (Дмитрий Анатольевич Медведев.) – Назовите государственные символы России. (Герб, флаг, гимн.) -Ребята, посмотрите, сколько разных флагов. Давайте попробуем найти среди них флаг нашей страны. (Из предложенных детям флагов разных стран дети выбирают флаг России.) – Молодцы! А кто знает стихотворение о флаге? Ребёнок рассказывает стихотворение: Белый цвет –
березка, Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. - Посмотрите, какая красивая коробка! Интересно, что внутри? ( пазлы.) - Давайте
попробуем собрать их и ( дети вместе
с воспитателем собирают – Что у нас получилось? ( герб) -Кто знает стихотворение о гербе? Ребёнок рассказывает стихотворение: У России величавой
- Воспитатель: Ребята, а как называется главная песня страны? ( гимн) – У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем отрывок гимна России. (Звучит отрывок гимна. Все слушают его стоя.) Воспитатель: -А сейчас нам пора отправляться дальше. Поехали. ( Звучит музыка « Паровоз».) Станция - «Историческая». (Перед детьми выставка изделий декоративно – прикладного искусства) Воспитатель читает стихотворение: Славилась Россия
чудо – мастерами, Воспитатель: - Предлагаю
вам вспомнить названия
-Следующая загадка:
Русская - народная игра: « Горшки». – А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали. ( Звучит музыка « Паровоз».) Станция «Географическая». Воспитатель: - Здесь нам надо решить кроссворд. ( кроссворд нарисован на фоне изображения реки) По картинке догадайтесь, о чем пойдет речь? – Правильно, кроссворд о реках. Реки России – могучие, полноводные, они несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку. 1. Эта река протекает в городе, где очень много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты. (НЕВА) 2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА) 3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА) - Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие ещё реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур и т.д) – В нашей стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция и называлась «Географическая». – Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали. ( Звучит музыка « Паровоз».) – А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”. – Ребята, какой праздник наш народ отмечал 4 ноября? (День народного единства.) - Кто нам
расскажет, что это за - Ребята, кто
нам может рассказать стихотвор Дети: 1-ый ребёнок: Очень много слов на свете, Как снежинок у зимы. Но возьмём, к примеру, эти: Слово « Я» и слово « Мы». 2- ой ребёнок: « Я» на свете одиноко, В « Я» не очень много прока, Одному или одной Трудно справиться с бедой. 3 - й ребёнок: Слово « Мы» сильней чем « Я». «Мы» - семья, и «Мы» - друзья. « Мы» - народ, и «Мы» - ЕДИНЫ, Вместе мы непобедимы! ( В. Орлов )
4- ый ребёнок: Россией зовётся Общий наш дом. Пусть будет уютно Каждому в нём. И только в ЕДИНСТВЕ сила России! Воспитатель: - Я хочу Вам
предложить станцевать танец
и посвятить его этому Танец « Росиночка – Россия». Воспитатель: -Ребята, сегодня мы вели разговор о нашей Родине – России. Нам с вами посчастливилось родиться в этой прекрасной стране! Мы должны знать её историю и гордиться ей! . А кто мне скажет как называется наша с Вами малая Родина - город в котором мы с Вами живем? ( Мытищи). - А кто из Вас знает стихотворение о нашем городе? Ребёнок рассказывает стихотворение о городе Мытищи: Есть город в Подмосковье Не шумный, небольшой Расположился рядом С красавицей Москвой. Стоит он у окраины столицы белокаменной Над Яузой рекой, Мытищи – город мой! Мне говорят: в России есть лучше города, Но для
меня красивей не будет Песня « Город мой любимый» муз. С. Орловой. Ребёнок: Будьте веселы, здоровы, Всем дарите добрый свет. Приходите в гости снова И живите до ста лет! Под фонограмму гимн городу Мытищи дети выходят из зала.
|