Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

Ноги ровно  поднимаем 

(оттягивают  носочки каждой ноги).

Делай шаг –  раз, два,

Взмах руками –  три, четыре.

Повернулась голова (в любую сторону),

Руки вверх  и ноги шире.

Прыгнем вместе высоко

И побегаем легко.

Воспитатель. Молодцы! А сейчас рассмотрим иллюстрации  и назовём достопримечательные  места нашего города.

Детям показывают иллюстраций - слайды. Дети называют достопримечательность  и немного рассказывают о ней.

 Например:

• Камень в честь основания Томска - является символом старого Томска и находится на месте основания Томска на Воскресенской горе.

• Площадь Ленина - одна из самых древних площадей города. Раньше эта площадь называлась Базарной, потому, что на этом месте велась торговля.

  • Лагерный сад, в этом саду сооружён мемориал Победы и трудовой славы Томичей. Несколько раз в день в Лагерном саду играет торжественная музыка в память о павших, рядом с Вечным огнём дежурит почётный караул из школьников. По традиции к Вечному огню приезжают возлагать цветы.

• Фонтан на набережной реки Ушайки. Это большой фонтан с цветной подсветкой. Это одно из любимых мест отдыха томичей.

 • Памятник Чехову. Установлен на набережной реки Томи. Каждый год на набережной рядом со скульптурой проводится творческий фестиваль «Чеховские пятницы»

• Ботанический сад, который основал Крылов более ста лет назад. В этом саду растут пальмы, голубая ель, лианы, различные цветы, кустарники и многое другое.

 • Городской сад - парк и развлекательный комплекс, расположенный в центре г. Томска. Большую часть сада занимает роща. В саду также есть небольшое озеро, деревянный детский городок. Зимой в горсаду устраивают ледовые городки с ледяными фигурами и горками, заливают каток, в нём очень много каруселей.

• Памятник счастью – это статуя волка из легендарного мультфильма советских времен «Жил-был пес», который плотно поужинал и сыто развалился, приготовившись к пению.

• Памятник рублю в Томске — деревянный рубль размером более двух метров, сделан из сосны.

• Томский областной театр драмы является старейшим театром Сибири. Постановки в театре осуществляются на двух площадках - основной и малой сценах.

• Вокзал Томск – 1 - железнодорожная станция и пассажирские платформы Томской ветви Западно-Сибирской железной дороги. Находится на территории Кировского района города Томска.

• Дворец спорта - является самой большой крытой концертной площадкой Томска, здесь проводятся музыкальные концерты, цирковые представления, новогодние ёлки.

Воспитатель. Вот  какой замечательный, большой и  красивый наш город. На этом наше занятие  закончено. Давайте встанем в  круг, возьмемся за руки, посмотрим, друг на друга и улыбнемся доброй улыбкой. Вот как славно мы провели время все вместе, никто не грустил, всем было радостно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

 

   

 

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам. Закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Воспитывать любовь к Родине, гражданско–патриотические чувства.

Материалы: Изображения гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, изделия декоративно- прикладного искусства.

Предварительная работа: Беседы о стране, в которой мы живём; российской символике. Чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине. Рассматривание фотографий городов и рек России. Беседы о декоративно – прикладном искусстве, рассматривание иллюстраций и выполнение работ. Совместная работа с родителями по составлению кроссвордов на тему: « Мой город Мытищи». Фотовыставка: « Я и мой город». Выставка рисунков, посвященных родному городу Мытищи.

Ход занятия:

Под фонограмму песни « Гляжу в озёра синие» муз. Л. Афанасьева дети входят в зал  и встают полукругом.

Воспитатель: На планете много разных стран, но самая большая - наша страна. Как она называется? (Россия.)

– Правильно, Россия. А какими словами можно сказать о России? Какая она?

(Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

– Россия –  наша Родина. Ребята, объясните, как  вы понимаете, что такое «Родина»?

(Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна. и т.д)

Песня: « Что зовём мы Родиной?» Т. Богач.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?

Дети рассказывают стихотворение  о Родине.

Великую землю, 
Любимую землю, 
Где мы родились и живем, 
Мы Родиной светлой, 
Мы Родиной милой, 
Мы Родиной нашей зовем.

Воспитатель: Много на свете кроме России всяких государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

- А как называлась  наша родина в давние- давние  времена? (Русь.)

- Крепко любили свою Родину русские люди и сложили о ней пословицы.  Вспомните их.

(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Воспитатель: Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению защищать её от врагов.

- Одним из  символов России считают русскую  берёзку. Сейчас наши девочки  заведут хоровод, который так  и называется: « Берёзки».

Русский хоровод « Берёзки».

 А теперь  подойдем к карте.

– Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России.) Вот как много места занимает территория России.

( воспитатель сопровождает свой рассказ показом на карте границы Российской Федерации).

- Когда на  одном конце нашей страны ночь, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца страны на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки.

 И вот  сегодня я хочу Вам предложить отправиться в небольшое путешествие.

– Ребята, а  на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Занимайте места в вагоне, мы  отправляемся.

(Дети выполняют движения под музыку «Паровоз».)

Воспитатель: Первая остановка - станция  “Государственная”

– Назовите столицу  России. (Москва.)

– А кто расскажет  стихотворение о Москве?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

Москва –  это Красная площадь, 
Москва – это башни Кремля, 
Москва – это сердце России, 
Которое любит тебя.

Воспитатель:

-Как зовут  президента нашей страны? (Дмитрий  Анатольевич Медведев.)

– Назовите государственные  символы России. (Герб, флаг, гимн.)

-Ребята, посмотрите,  сколько разных флагов. Давайте  попробуем найти среди них флаг нашей страны.

(Из предложенных детям флагов разных стран дети выбирают флаг России.)

– Молодцы! А  кто знает стихотворение о  флаге?

 Ребёнок  рассказывает стихотворение:

Белый цвет –  березка, 
Синий неба цвет, 
Красная полоска –  
Солнечный рассвет.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку.

- Посмотрите, какая  красивая коробка! Интересно,  что внутри? ( пазлы.)

-  Давайте  попробуем собрать их и посмотрим,  что там изображено.

( дети вместе  с воспитателем собирают изображение герба России.)

–  Что у  нас получилось? ( герб)

-Кто знает  стихотворение о гербе?

Ребёнок рассказывает стихотворение:

У России величавой - 
На гербе орел двуглавый, 
Чтоб на запад, на восток 
Он смотреть бы сразу мог 
Сильный, мудрый он и гордый. 
Он – России дух свободный. ( В. Степанов ).

Воспитатель: Ребята, а как называется главная песня страны? ( гимн)

–  У каждой страны свой гимн. Сейчас мы послушаем  отрывок гимна России.

(Звучит отрывок   гимна. Все слушают его стоя.)

Воспитатель:

-А сейчас  нам пора отправляться дальше. Поехали.

( Звучит музыка « Паровоз».)

  Станция  - «Историческая».

(Перед детьми  выставка изделий декоративно  – прикладного искусства)

Воспитатель читает стихотворение:

Славилась Россия чудо – мастерами,  
Дерево и глину в сказку превращали. 
Красками и кистью красоту творили, 
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель:

- Предлагаю  вам вспомнить названия изделий  декоративно – прикладного искусства  российских мастеров. Я загадаю  Вам загадки, а вы должны  отгадать, о чём идёт речь и  найти отгадку среди представленных изделий.

  1. Добрый мастер сделал сказку, 
    Оживают звери в ней, 
    Мишки, зайцы, колотушки –  
    Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)
 

 

  1. Эта роспись – просто чудо, 
    Голубая вся посуда. 
    Роспись с синим завитком 
    Манит русским васильком. (Гжель.) 
     
    Воспитатель: - Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота!

-Следующая загадка:

  1. Выросла золотая травка на ложке, 
    Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.) 
     
  2. Все игрушки – непростые, 
    А волшебно-расписные 
    Белоснежны, как березки, 
    Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.) 
     
  3. Разноцветные подружки 
    Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.) 
    – Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.) 
      Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ всегда умел не только трудиться, но и веселиться. Я предлагаю сейчас  поиграть в русскую - народную игру: « Горшки».

Русская - народная игра: « Горшки».

– А наше путешествие  продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

( Звучит музыка  « Паровоз».)

Станция  «Географическая».

Воспитатель:

- Здесь нам  надо решить кроссворд. ( кроссворд нарисован на фоне изображения реки)

По картинке  догадайтесь, о чем пойдет речь?

– Правильно, кроссворд  о реках. Реки России – могучие, полноводные, они несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

1. Эта река  протекает в городе, где очень  много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных  дворцов и еще в этом городе  есть разводные мосты. (НЕВА)

2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

3. Эта река  названа женским именем. (ЛЕНА)

- Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие ещё реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур и т.д)

–  В нашей  стране очень много городов. Какие города вы знаете? (Казань, Владивосток и т.д.) Правильно. Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция и называлась «Географическая».

– Ну, а нам  пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

( Звучит музыка « Паровоз».)

– А теперь мы приехали на станцию “Праздничная”.

– Ребята, какой  праздник наш народ  отмечал  4 ноября? (День народного единства.)

- Кто нам  расскажет, что это за праздник? ( ответы детей).

- Ребята, кто  нам может рассказать стихотворение, посвященное этому дню?

Дети:

1-ый  ребёнок:  Очень много слов на свете,

                          Как снежинок у зимы.

                          Но возьмём, к примеру, эти:

                          Слово « Я» и слово « Мы».

2- ой  ребёнок: « Я» на свете одиноко,

                          В « Я» не очень много  прока,

                          Одному или одной

                          Трудно справиться с бедой.

3 - й  ребёнок:   Слово « Мы» сильней чем « Я».

                         «Мы» - семья, и «Мы» - друзья.

                         « Мы» - народ, и «Мы» - ЕДИНЫ,

                          Вместе мы непобедимы! ( В. Орлов  )

 

4- ый  ребёнок:  Россией зовётся

                           Общий наш дом.

                           Пусть будет уютно

                           Каждому в нём.

 
                          Любые мы трудности вместе  осилим

                          И только в ЕДИНСТВЕ сила  России!

Воспитатель:

- Я хочу Вам  предложить станцевать танец  и посвятить его этому празднику.

Танец « Росиночка – Россия».

Воспитатель:

-Ребята, сегодня  мы вели разговор о нашей  Родине – России. Нам с вами посчастливилось родиться в этой прекрасной стране! Мы должны знать её историю и гордиться ей!

. А кто мне  скажет как называется наша  с Вами малая Родина - город в котором мы с Вами живем? ( Мытищи).

- А кто из  Вас знает стихотворение о  нашем городе?

Ребёнок рассказывает стихотворение о городе Мытищи:

Есть город  в Подмосковье

Не шумный, небольшой

Расположился  рядом

С красавицей Москвой.

Стоит он у окраины  столицы белокаменной

Над Яузой рекой, Мытищи – город мой!

Мне говорят: в  России есть лучше города,

 Но для  меня красивей не будет никогда!

Песня « Город мой любимый» муз. С. Орловой.

Ребёнок:

Будьте веселы, здоровы,

Всем дарите добрый свет.

Приходите в  гости снова

И живите до ста  лет!

Под фонограмму гимн городу Мытищи дети выходят из зала.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания