Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.
Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………
Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.
Отношения занимают видное место в структуре личности. Психологи В.В. Богословский, А.Г. Ковалёв, А.И. Щербаков указывают, что отношения складываются и формируются на протяжении всей жизни и деятельности человека и оказывают непосредственное влияние на субъективные условия развития активности личности, на формирование её свойств, поведения и действия как сознательного субъекта деятельности.
Чувство человека, по мнению С. Л. Рубенштейн, это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. На это же указывает и П.М. Якобсон. В своём исследовании он подчёркивает, что переживание является необходимым моментом в развитии чувства, однако предупреждает, что чувство одним переживанием, далеко не исчерпывается. Переживание - это лишь многократно возникающие состояние в процессе существования устойчивого чувства, особенностью которого является характер субъективного отношения личности к данным явлениям, получающего выражение в помыслах и действиях человека[11,87].
Среди
нравственных чувств, которые начинают
формироваться в старшем
Отечественные психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путём естественного вызревания. Их развитие зависит от средств и методов воспитания, от воспитания чувства ребёнка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Учёные отмечают взаимосвязь нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств. П.М. Якобсон указывал, что переживание эстетического чувства возникает в соответствии с содержанием тех сторон жизни, которые отражены в произведениях искусства, но явления жизни являются также предметом наших нравственных оценок и чувств, поэтому и наши эстетические чувства вступают в единство с нравственными чувствами[25, 56].
В дошкольном детстве чувства проявляются в разнообразной деятельности. Одним из видов деятельности, в которых ребёнок выражает своё отношение к окружающему, является творческая изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Отображая события и явления окружающего мира, ребёнок передаёт не только зрительные впечатления, но и то отношение к действительности, которое сформировалось у него под влиянием социальной среды, воспитания. В этом смысле рисунок каждого ребёнка отражает его восприятие мира, интересы, его оценки различных явлений и событий. Изображая те или иные события, ребёнок тем самым уже оценивает их как важные и неважные для него. Эмоциональное отношение к изображаемому событию передаётся ребёнком с помощью основных средств выразительности: композиции, цвета, линий. Всё красивое, хорошее, доброе прорисовывается ребёнком тщательно и подробно, изображается на переднем плане крупно, яркими красками.
Существенный вклад в
Исследования показали, что начинать формирование представлений о Родине нужно с близкого, знакомого детям, с того, что их окружает. Затем, используя метод сопоставления, начинать формировать представления о далёком. Сравнение является отправной точкой формирования представлений и углубления чувств.
Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А.Козлова, Р.Ш. Халикова и др.), отмечая важность воспитания любви к Родине, тесно связывают его с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей. Н.Ф.Виноградова и Р.М. Халикова указывают при этом, что необходимо учитывать степень насыщенности предлагаемого детям материала. Авторы фиксируют внимание на том, что необходимо учесть наиболее ценное для формирования правильного эмоционально-положительного отношения к окружающему и опереться на него в воспитательном процессе. Вывод о том, что знания о родном городе, республике, стране, её истории, культуре, труде людей, её населяющих, является важнейшим условие воспитания патриотических чувств, содержится в экспериментальных исследованиях Л.Я. Беляевой, И.Ч. Красовской, К. В. Назаренко, Л.Е. Никоновой, Э.К. Сусловой и др. [39, 68].
В исследовании В. В. Канащенковой предлагается учитывать принцип учёта регионального компонента в подборе художественных произведений искусства, знакомить детей «с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту и колорит родного края»[2,106].
Вместе с тем, процесс воспитания любви к Родине не может сводиться просто к накоплению определённых обществоведческих знаний. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, Т.А. Маркова, З.Г. Нечаева) гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.
Так, рассматривая методы, направленные на формирование нравственных чувств, представлений, суждений и оценок, В.Г. Нечаева и Т.А. Маркова предлагают наиболее эффективные следующие:
- беседы воспитателя на этические темы;
- чтение художественной литературы и пересказ;
- рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, диафильмов, радио- и телепередач.
Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у дошкольного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребёнка она считает создание определённой обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания любви к Родине С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее. В своей монографии «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром» исследователь пишет: что они могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни. Оно создаёт тот эмоциональный фон, на котором легче усваиваются знания. Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество, через которое ребёнок выражает своё отношение к миру». При этом автор подчёркивает, что знакомство с художественными произведениями, рассказывающими об общественной жизни страны, только тогда достигает цели, когда оно находит продолжение в игровой изобразительной деятельности детей[8 , 74].
С.А. Козлова роль личности воспитателя считает важным моментом в процессе формирования высших нравственных чувств. Поскольку ребёнок не может познать окружающий его общественный мир иначе, как через взрослого, то взрослый выступает посредником между ребёнком и обществом. Это посредничество носит сложный характер. Он учит его понимать окружающую действительность. Определённым образом к ней относится, наконец, учит способам участия в ней, в доступной форме знакомит с моральными нормами, принципами. При этом важно, что взрослый является и организатором жизни ребёнка, и объектом познания, и реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребёнка формируется определённое отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании.
Изучением проблемы воспитания интереса к общественным явлениям и формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста занимались Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ч. Красовская, К.В. Назаренко, Н.Е. Никонова, Р.Ш. Халикова и др.
Исследуя проблему воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, Л.Е. Никонова подчёркивает, что эффективность данного процесса зависит от понимания его сущности. Ею выделены структурные компоненты процесса патриотического воспитания, и на его основе, компоненты, характеризующие такое сложное нравственное чувство-чувство патриотизма: интеллектуальный, эмоциональный и действенно – практический.
Интеллектуальный, или содержательный, компонент включает в себя овладение детьми доступным их возрасту объёмом представлений и понятий об окружающем мире:
-социальные знания ( название города, его достопримечательности, название республики, знание её столицы, символов и др.) ;
-знания о жизни народа (труд людей своего края; особенности народного творчества и др.);
-природоведческие знания (особенности природы родного края; отношение люде к природе);
-исторические сведения (сведения из истории города, края).
Эмоциональный
компонент пронизывает все
Проявляется он в любви к родному городу, краю, стране, интерес к событиям, здесь происходящим, гордости за трудовые и боевые заслуги народа, восхищении природой родного края[21, 62].
Важным является деятельностный компонент, включающий игровую, учебную, трудовую и изобразительную деятельность. Проявление патриотических чувств в изобразительной деятельности характеризуется умением использовать полученные знания в творческой деятельности.
В исследовании В. В. Канащенковой при использовании произведений искусства предлагается учитывать региональный компонент в подборе художественных произведений искусства, и, прежде всего, знакомить детей «с произведениями местных художников и поэтов, воспевающих красоту и колорит родного края» [2, 106]. В рамках нашего исследования данный принцип является основополагающим.
Таким
образом, анализ психолого-педагогической
литературы свидетельствует о
Следует отметить, что в настоящее время федеральными образовательными структурами уделяется большое внимание программам патриотического воспитания и это однозначно указывает на важное место гражданско-патриотического воспитания в образовательной системе.
Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведёт к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста
Воспитание
детей и молодёжи в современном
российском обществе в условиях экономического
и политического реформирования
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищённости. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодёжных организаций, в рамках которой происходит духовно-нравственное становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни.
За последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.
К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важными условиями реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодёжи[9, 65].