Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:11, дипломная работа

Описание работы

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.
Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….
1.1 Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………
1.2. Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста…………………
1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..
Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..
2.1. Выявление уровня развития патриотизма у дошкольников……………….
2.2. Содержание формирующего этапа работы по воспитанию патриотизма через ознакомление детей с историей родного города………………………….
2.3. Анализ результатов исследовании по выявлению уровня развития нравственных качеств……………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………
Приложение………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

ПАРТИОТИЗМ В САДУ (1). 16.11.12г 4.doc

— 664.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«Томский  государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Педагогический  факультет

Кафедра дошкольного  образования и логопедии

 

 

Оценка _____________                                 ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ ГАК

Председатель  ГАК                                         Зав. Кафедрой:

____________________                                 ________________Киселева О.И.

                                                                         «     »___________________2012г.          

 

ОЗНАКОМЛЕНИЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО ГОРОДА КАК  СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ 
(выпускная квалификационная работа)

 

 

Научный руководитель:

к.п.н., доцент кафедры ДОиЛ

А.В. Ящук

Выполнила:

Лугачева  Галина Александровна

гр.72 ДП

 

 

Томск 2012Оглавление

Введение……………………………………………………………...……………3

Глава 1. Теоретические  аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………….

1.1 Анализ патриотического  воспитания в психолого-педагогической  литературе…………………………………………………………………………

1.2. Воспитание  патриотизма у детей дошкольного  возраста…………………

1.3. Формы и методы патриотического воспитания направленные на ознакомление детей с историей родного города………………………………..

Глава 2. Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольного возраста в ДОУ через ознакомление с историей родного города на базе МБДОУ № 79……………………………………………………………………..

2.1. Выявление уровня развития патриотизма  у дошкольников……………….

2.2. Содержание формирующего этапа  работы по воспитанию патриотизма  через ознакомление детей с  историей родного города………………………….

2.3. Анализ результатов исследовании  по выявлению уровня развития  нравственных качеств……………………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Список  литературы………………………………………………………………

Приложение………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования - на современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).

Системе образования принадлежит ведущая  роль в гражданском становлении  подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к родине, преданности  своему отечеству.

Учреждения  дошкольного образования, являясь  начальным звеном системы образования  в нашей стране, призваны формировать  у детей первичные представления  об окружающем мире, отношение к  действительности, дать возможность  им почувствовать себя с самых  ранних лет гражданами своего отечества.

В последние  годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных  с ознакомлением дошкольников с  различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.

Несмотря  на разработанность проблемы в научной  литературе, существует противоречие между имеющимся теоретическим  материалом и недостаточным применением  его в практике ДОУ, разрешение которого обусловлено выбранной темой: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания».

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (В.Г. Белинский, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Н.К. Крупская, С.А. Козлова, А.Н. Радищев, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Воспитание  патриотизма детей дошкольного  возраста возможно в тесном контакте с семьей, но современная семья  переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям.

Цель исследования - разработать модель ознакомления детей с историей родного города.

Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования -  ознакомление детей старшего дошкольного возраста  с историей родного города как средство патриотического воспитания.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:

- оно  строится с учетом принципов  приоритетности регионального культурного  наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;

- оно  представляет собой поэтапный  процесс совместной деятельности  взрослых и детей, обеспечивающий  целостное воздействие на ребёнка,  при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье.

Для этого было проведено исследование, в котором выявлен уровень  знаний детей о истории родного  города.

Задачами исследования являются:

    1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
    2. Охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе выявленных критериев.
    3. Разработать систему мероприятий по патриотическому воспитанию старших дошкольников на основе ознакомления с историей родного города.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- идеи  народности в воспитании Г.Н.  Волкова, Т.С. Комаровой, К.Д.  Ушинского, и др.;

- теории  воспитания и развития дошкольников  М.И. Богомоловой, P.C. Буре, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградовой, В.В. Давыдова, Р.И. Жуковской, С.А. Козловой, H.A. Коротковой, Т.А. Марковой, Л.Ф. Островской и др.

Для решения поставленных задач использовались: теоретические методы исследования - анализ психолого-педагогической литературы, анализ и синтез эмпирических данных, анализ противоречий в современном образовании и воспитании, моделирование, аналогия и обобщение; эмпирические методы исследования - изучение и обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание воспитывающих ситуаций, наблюдение, опросные методы. Важное место было отведено опытно-экспериментальной работе.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации и определены условия, которые создают реальную педагогическую основу для патриотического воспитания школьников. Материалы исследования могут быть использованы в аналогичных регионах Российской Федерации, где компактно проживают различные по историческому опыту и этнической специфике народы и народности.

База исследования – старшая группа МБДОУ № 79 г.Томска.

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы и приложениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Анализ патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе.

В числе  многих проблем, стоящих сейчас перед  российским образованием, - проблема патриотического  воспитания. Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями.

Для каждого человека родина начинается с первых глубоких впечатлений детства, с земли, которую увидел, познал, ощутил впервые, на которой сделал первые шаги, с родного уголка. Любовь к родине возникает с чувства привязанности к тем местам, где человек родился и вырос.

Проведя анализ философов и педагогов по вопросу сущности и структуры патриотизма, считаем необходимым подчеркнуть, что патриотизм- это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния общественной среды и воспитания. Сущность патриотизма определяется отношением к родине  народу, культуре, традициям, языку, истории, природе родного края, и отечеству (существующему общественному строю - социальной, политической, и культурной среде)[13, 54].

Патриотизм  как социальное явление имеет  сложную структуру и выделяют три компонента; чувственно-эмоциональный, интеллектуальный и действенно-практический. При этом подразумевается, что чувственно-эмоциональный компонент включает в себя чувство любви к родине, народу, передовым традициям, героическому прошлому родины, преданность отечеству, общенациональную гордость, ненависть к врагам родины. Интеллектуальный компонент включает научные знания о явлениях общественной жизни, взгляды, идеи, убеждения, сознание ответственности за судьбы отечества. Действенно-практический, в свою очередь, подразумевает добросовестный труд на благо общества, заботливое отношение к сохранению и умножению общественного достояния родины, готовность к её вооружённой защите (А. Г. Агаев, Ж. Г. Голотвин,  Р.Я.Мирский, П.М.Рогачев и М. А. Свердлин и др.).

Отношение человека к родине и отечеству  проявляется в сфере чувств, деятельности и мышления. Поскольку цель нашего исследования заключается в изучении возможностей воспитания любви к  родному городу у детей старшего дошкольного возраста, в определении роли архитектуры и изобразительного искусства в формировании патриотических чувств дошкольников, необходимо рассмотреть, как раскрываются понятия «отношение» и «чувство» в психологической литературе.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Наиболее  идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Воспитательные  традиции Древней Руси насчитывают  более двух тысяч лет. Исторические элементы патриотизма в виде привязанности  к родной земле, языку, традициям  начли формироваться ещё в  древности. Педагогическая мысль на Руси X- XIII веков выдвигает отдельную личность как цель воспитания, воспитание веры в победу, в непобедимость богатырей русских

Важное  место в народной педагогике России занимали пословицы и поговорки.

Стержнем  всего российского воспитания является патриотизм. Понятие «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа.

Проводя параллель с нашим временем, стоит  вспомнить, что «любовь к родному  краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д. С. Лихачёв.

Информация о работе Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей родного города как средство патриотического воспитания