Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. заведен. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.
  2. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. С. 237–2800.
  3. Белкина В.Н. Детская психология. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1994. – 164 с.
  4. Богатырева А.Н. Особенности понимания и употребления слов детьми трех-пяти лет // Вопросы дошкольной педагогики. Вып. 2. – Челябинск, 1972.
  5. Вопросы порождения речи и обучения языку / Под ред. А.А. Леонтьева и Т.В. Рябова. – М.: МГУ, 1967.
  6. Ворошнина Л.В. Особенности построения описательных рассказов детьми 5-го года жизни // Проблемы изучения речи дошкольников: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Изд. РАО, 1994. – С. 104–108.
  7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: АПН РСФСР, 1961. – 471 с.
  8. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. Москва, 1998.
  9. Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи в процессе обучения их пересказу. Дефектология N1, 1989
  10. Гомзяк О.С. Говорим правильно. Конспекты занятий по развитию связной речи в подготовительной к школе логогруппе / О.С. Гомзяк. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. — 128 с
  11. Гризик Т.И. Развитие речи детей 6-7 лет. – М.:Просвещение,2007.
  12. Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: РАО, 1997. – 136 с.
  13. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера, В.М. Холмовской. – М.: Педагогика, 1978.
  14. Ерастов Н.П. Культура связной речи. – Ярославль, 1969.
  15. Ёлкина Н.В. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2006. – 76 с.
  16. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М.: Просвещение, 1982. – 127 с.
  17. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. – М.: Педагогика, 1974. – 255 с.
  18. Ладыженская Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу // Характеристика связной речи детей 6–7 лет / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1979. – С. 6–29.
  19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1975. – 209 с.
  20. Леушина А.М. Развитие связной речи у дошкольников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – 1941. – Т. 30. – С. 27–71.
  21. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной; Научно-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с.
  22. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика, 1977. – 262 с.
  23. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1959. – № 1. – С. 127–140.
  24. Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
  25. Ткаченко Т.А. В первый класс без дефектов речи. Санкт-Петербург, 1999.
  26. Ушакова О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 1996. – 40 с.
  27. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1954. – 734 с.

 

          ПРИЛОЖЕНИЕ1

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. Рассказывание  по теме «Осень»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей отвечать на вопросы  и задавать их;

2. коррекционно—развивающие:

· систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

· активизировать словарь  по данной теме;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей интерес  к сезонным изменениям в природе.

Оборудование: сюжетные картинки: уборка урожая, осенний лес и т.д., корзина с листьями, письмо от Осени.

Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения  Е. Трутневой «Осень».

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных  лучах —

Это платье золотое

У березы на плечах.

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

Все летит! Должно быть, это

Пролетает наше лето.

О каком времени года говорилось в стихотворении?

Назовите осенние месяцы.

Осень в сентябре и октябре  какая? (Ранняя, золотая, разноцветная.)

Осень в ноябре какая? (Поздняя, холодная, сырая, морозная.)

Что такое листопад?

2. Объявление темы.

Сегодня мы поговорим об осенней поре.

3. Игра «Подбери действие».

Листья осенью (что делают?) — желтеют, опадают и т.д.

Дождь осенью — моросит, идет и т.д.

Урожай осенью — убирают.

Птицы осенью — улетают.

Деревья осенью — роняют листья.

Звери осенью — готовятся  к зиме, меняют шубки.

4. Игра «Подбери признак».

Листья осенью (какие?) —  желтые, красные, багряные, золотые. Как  можно сказать об этом одним словом? (Разноцветные.)

Дождь осенью (какой?) — холодный, моросящий.

Погода осенью (какая?) —  пасмурная, дождливая, хмурая, морозная (поздней осенью).

Деревья осенью (какие?) —  ранней — с разноцветными листьями, поздней — голые.

5. Физкультминутка

 

К нам на длинной тонкой ножке

Прыжки на одной ноге по кругу.

Скачет дождик по дорожке.

Прыжки на другой ноге.

В лужице — смотри, смотри!

— Он пускает пузыри.

Показывают руками на воображаемые пузыри.


 

6. Чтение письма.

Стук в дверь. Педагог  заносит в кабинет корзинку с  разноцветными листьями. Среди листочков  находит письмо. Это послание осени. Но осенний дождик размыл некоторые  строчки и детям придется самим  догадаться, о чем там было написано. Педагог читает текст, дети вставляют  подходящие по смыслу пропущенные слова, которые педагог старается записать.

Рассказ «Осень»

На смену лету пришла ... (золотая осень). Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч). Деревья надели ... (разноцветный наряд). ... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром. Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам). Птицы собираются в  стаи ... (и улетают в теплые края). Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму). Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

Чтение рассказа, составленного с помощью ответов  детей.

7. Итог занятия.

О каком времени  года говорили?

Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлет птиц, листопад.)

 

Занятие 2. Пересказ рассказа Л. Толстого «Косточка»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению пересказа  текста с помощью сюжетных  картинок;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять правильное употребление в речи имен существительных в  творительном падеже;

· развивать умение грамматически  правильно и логически последовательно  строить свое высказывание;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей желание  честно оценивать свои поступки.

Оборудование: текст рассказа Л. Н. Толстого «Косточка», фрукты, сюжетные картины к тексту.

Предварительная работа: чтение рассказов Б. Житкова «Баштан», «Сад». Игры: «Определи на вкус», «Отгадай по описанию».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог говорит, что осень  славится урожаем. А вот какой  урожай фруктов можно собрать  в саду (появляется ваза с фруктами).

Детям дается задание: «Давайте угостим друг друга». Дети выбирают, чем и кого они будут угощать  и говорят: «Я угощу Ваню сливами» и т.д. (Обязательное условие: всем детям  должно достаться угощение.)

Фрукты складываются на отдельный  стол, и в конце занятия дети смогут их забрать.

2. Объявление темы.

— Фрукты очень полезные и вкусные. А вот что произошло  с мальчиком, который любил сливы.

3. Чтение рассказа с  последующим обсуждением.

После прочтения рассказа педагог объясняет слова «горница»  и «сочла».

О ком этот рассказ?

Что купила мама?

Почему Ване очень хотелось слив?

Как он поступил?

Что обнаружила мама, когда  пересчитала сливы?

Что произошло за обедом?

Как поступил папа?

Почему все засмеялись после Ваниных слов?

А почему Ваня заплакал?

Как вы бы поступили на месте  Вани?

Педагог анализирует ответы детей, исправляет аграмматизмы .

4. Физкультминутка.

 

Как румян осенний сад!

Легкие хлопки по щекам.

Всюду яблоки висят.

Руки поднять вверх.

Краснобоки, краснощеки,

Руки на поясе.

На ветвях своих высоких

Руки поднять вверх,

Точно солнышки горят!

Соединить в круг («солнышко»). 


 

5. Повторное чтение рассказа  с установкой на пересказ.

Педагог объясняет детям, что когда они будут пересказывать, то могут воспользоваться подсказками (сюжетными картинами). Сюжетные картины  выставляются во время прочтения  соответствующего фрагмента в рассказе.

Пересказ рассказа детьми.

Итог занятия.

О чем говорилось в рассказе?

Правильно ли поступил Ваня?

Как нужно поступать в  таких случаях?

Занятие 3. Составление  описательного рассказа о дереве.

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного  рассказа с опорой на схему;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять у детей  правильное употребление в речи относительных  прилагательных;

· развивать умение задавать вопросы и отвечать на них;

· обобщать знания о деревьях;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать бережное отношение  детей к природе.

Оборудование: предметные картинки (ель, береза), схема описания деревьев, листья и ветки деревьев, книга.

Предварительная работа: чтение литературных текстов Л. Н. Толстого «Дуб и орешник», А. С. Пушкина «Унылая  пора»; изготовление поделок из природного и бросового материала; игра «Чего  много?» (образование родительного падежа множественного числа существительных  бук, дуб, липа, тополь, ясень, осина), экскурсия  в парк и сбор осенних листочков  и веточек.

Ход занятия

1. Организационный  момент.

Игра «Узнай дерево по листу, веточке» Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу  вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она  березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем педагог рассказывает о  том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание  листьев в книгу.

2. Объявление темы.

Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

3. Беседа по предметным  картинкам с опорой на схему.

Рассмотрите картинку.

Как называется это дерево?

Какое оно по величине?

Где чаще всего растет?

Из каких частей состоит?

Какую пользу может принести людям?

Как изменяется в разные времена года?

Что можно сделать из этого  дерева?

Почему люди сажают деревья  на улицах города?

4. Физкультминутка.

 

Дует легкий ветерок –  листочки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят  пальцами.

Сильный ветер – качаются деревья.

Наклоны туловища.


 

А сейчас вы изобразите листочки на деревьях, которые качает ветерок.

Осенние листочки на веточках сидят. Осенние листочки ребятам  говорят: Осиновый: а—а—а! Рябиновый: и—и—и. Дубовый: о—о—о! Березовый: у—у—у.

5. Рассказ по схеме.

Педагог предлагает образец  рассказа: «Сейчас я составлю рассказ  по схеме из ваших ответов, а затем  вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях».

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью  корней. Береза — это большое  лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые  превращаются в листочки. Зеленой  береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые  ветки покрыты снегом.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре