Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

6. Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

7. Итог занятия.

О каких деревьях говорили?

Какие бывают деревья?

Что люди могут сделать  из дерева?

Занятие 4. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказывать  рассказ от первого лица;

2. коррекционно—развивающие:

· уточнять и пополнять  знания о съедобных и несъедобных  грибах;

· развивать умение грамматически  правильно строить свое высказывание;

· развивать у детей  умение точно отвечать на поставленные вопросы;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать и прививать интерес  к художественному слову.

Оборудование: текст рассказа Н. Сладкова «Лесные силачи», предметные картинки с изображением съедобных  и несъедобных грибов, осенние  листья, шапочки грибов.

Предварительная работа: чтение и беседа по произведениям Я. Тайца  «По грибы», С. Аксакова «Грибы», Н. Сладкова «Лесные силачи». Лепка: «Грибы в  лукошке».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

П.: В лес осенний  на прогулку

Приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья

Нам, ребята, не найти.

Друг за дружкой  становитесь,

Крепко за руки беритесь.

По дорожкам, по тропинкам,

По лесу гулять пойдем

Может быть в лесу осеннем

Мы боровичка  найдем.

(Дети  берутся за руки и за педагогом  идут хороводным шагом "змейкой"  между разложенными на полу  листьями).

П.: Вот мы с вами и в осеннем лесу. Что вы видите вокруг?

Что вы слышите? (крики птиц, стук

дятла, шелест листвы, завывания ветра,шум деревьев)

Какие запахи кругом! Что вы чувствуете? (запах прелой травы, сырости, опавших листьев, грибов, свежести) Какие грибы вы может найти в осеннем лесу?

Игра "Почему так  называется?" (подосиновик, подберезовик, сыроежка, белый гриб) - объяснение детей.

Но есть среди них грибы - ядовитые. Это мухомор, бледная  поганка. (показ картинок и объяснение)

  1. Объявление темы.

П.: А помните мы с вами читали рассказ про съедобные  грибы? Кто автор? Как называется рассказ? Сейчас мы его вспомним, а  потом расскажем по ролям.

  1. Чтение рассказа.

Я рассказываю - вы договариваете.

"Ударила первая капля дождя, и начались соревнования.

Соревновались трое: гриб Подосиновик, гриб Подберёзовик и  Белый гриб

Первым выжимал  вес подберёзовик. Он поднял листик берёзы и улитку.

Вторым номером  был гриб Подосиновик. Он поднял три  листика осины и лягушонка. Белый  гриб был третьим. Он раззадорился, расхвастался. Раздвинул головой  мох, полез под толстый сучок  и стал выжимать. Жал-жал, жал-жал - не выжал. Только шляпку свою раздвоил: как  заячья губа стала. Победителем вышел  Подосиновик. Награда ему - алая шапка  чемпиона."

4. Физкультминутка. «По  грибы».

 

Мы шли, шли, шли,

Маршируют, руки на поясе.

Боровик нашли.

Наклонились, правой рукой  коснулись носка левой ноги и  наоборот 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем искать опять

Наклоны вперед, руки касаются носков 


  1. Пересказ рассказа детьми от первого лица.

П.: Сейчас расскажем  наш рассказ о силачах. Кто  будет автором? Кто подберезовиком, подосиновиком, белым грибом? (распределение ролей, рассказы детей).

5. Итог занятия.

П.: В лесу все  весело играли И грибы мы вспоминали. Посмотрели на часы- В группу нам  пора идти.

Занятие 5. Пересказ русской  народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять пересказ  сказки, проявляя творческое воображение  и артистизм;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  умение распространять предложения  определениями;

· развивать мыслительную деятельность;

· расширять знания детей  по теме;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей самоконтроль  за речью.

Оборудование: текст русской  народной сказки «Мужик и медведь», овощи, костюмы медведя и мужика.

Предварительная работа: чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Про репку», «Огородники», русской народной сказки «Репка». Игры: «Кто быстрее  соберет овощи в корзинку», «Отгадай на ощупь», «Овощной магазин».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Отгадай загадку»

Он и в дождик, он и  в зной

Клубни прячет под землей.

Клубни вытащишь на свет

Вот и завтрак, и обед. (Картофель)

Врос он в землю крепко.

Сидит на грядке колобок.

Круглый бок, желтый бок.

Что же это? (Репка)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (Капуста)

2. Объявление темы.

Скажите, урожай чего собирают осенью? (Ответы детей.) А сегодня  мы узнаем, как делили свой урожай мужик  и медведь в русской народной сказке.

3. Чтение сказки с последующим  обсуждением .

Что посеял мужик?

Почему ему пришлось делиться с медведем?

Когда мужик собрал урожай репы?

Как он разделил урожай? Почему?

Почему рассердился медведь  на мужика?

Что посеял на следующий  год мужик?

Как поступил медведь?

Кто выиграл в этот раз? Почему?

Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?

4. Игра «Отгадай по  вкусу».

Дети подходят к столу, на котором лежат разные овощи: огурцы, помидоры, морковь, репа, вареные картофель  и свекла. Разглядывают их и называют. Затем одному из детей завязывают глаза и подают кусочек одного из овощей. Ребенок пробует и рассказывает: «Это помидор — он вкусный, сладкий  и полезный». И т.д.

5. Физкультминутка «Урожай».

 

В огород пойдем, Урожай соберем.

Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем

«Таскают».

И картошки накопаем.

«Копают».

Срежем мы кочан капусты,

«Срезают».

Круглый, сочный, очень вкусный,

Показывают круг руками —  три раза.

Щавеля нарвем немножко

«Рвут».

И вернемся по дорожке. (Н. Нищева)

Шаги на месте.


 

6. Повторное чтение с  установкой на пересказ.

7. Пересказ текста детьми.

После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.

Поочередно каждая пара надевает костюмы (например: медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно  с педагогом (автором) пересказывают  сказку. Возможен вариант, когда автором  будет ребенок.

8. Итог занятия.

Как называлась сказка, которую  мы сегодня рассказывали?

Кто главные герои?

О каком овоще говорилось в сказке?

Занятие 6. Составление описательного  рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему.

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного  рассказа;

2. коррекционно—развивающие:

· расширять и активизировать словарь детей по теме «Одежда»;

· упражнять в употреблении распространенных предложений;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитание навыков самообслуживания.

Оборудование: предметные картинки: мужская рубашка, детское платье, куртка для мальчика, женский плащ, берет ; схема описания одежды (по Т. А. Ткаченко).

Предварительная работа: игры «Что из чего — какое?», «Ателье». Чтение сказок Г. X. Андерсена «Новый наряд  короля», Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», с обсуждением  их содержания.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Что из чего — какое?»  Сядет тот, кто скажет:

Платье из ситца (какое?) —  ситцевое.

Рубашка из шелка (какая?) — ...

Шуба из меха (какая?) — ... и т.д.

2. Объявление темы.

Педагог говорит о том, что перед занятием почтальон  принес письмо для ребят. (Открывает  конверт и читает.) Письмо пришло от Карлсона. Он пишет, что на крыше  нашел одежду, но не знает, что ему  можно носить, а что нет, и просит вас помочь решить эту трудную  задачу.

Мы сегодня попробуем  помочь Карлсону. (Педагог выставляет предметные картинки с изображением предметов одежды.)

3. Беседа по картинкам.

Как одним словом назвать  эти картинки?

Для кого платье, рубашка, куртка, плащ?

Педагог выставляет схему  описания одежды Малыша и говорит, что  в такой последовательности детям  нужно будет рассказывать. (Подробное  объяснение схемы.)

Какого цвета?

Из какого материала?

Из каких частей состоит?

Когда носят?

Кто носит?

Может ли надевать Карлсон?

Как ухаживать?

(Для закрепления навыка  составления рассказа объяснение  может провести кто—то из детей.)

4. Составление рассказа.

Первый рассказ составляют ребенок и педагог совместно (например, о плаще), затем об остальных предметах  одежды дети составляют рассказы самостоятельно.

5. Физкультминутка.

 

Я умею обуваться, Если только захочу.

Топают ногами.

Я и маленького братца Обуваться  научу.

Руки перед грудью —  «маленький братец».

Вот они, сапожки.

Наклоняются вперед.

Этот с левой ножки. Этот с правой ножки.

Поглаживающие движения снизу  вверх левой и правой ног.

Если дождичек пойдет,

Наденем калошки. (Е. Благинина)

Топают ногами.


 

Рассказы детей.

6. Итог занятия.

Кому помогали на занятии?

О какой одежде говорили? (Мужской, женской, детской.)

Занятие 7. Пересказ рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей выразительно пересказывать  текст с помощью опорных сигналов;

2. коррекционно—развивающие:

· закреплять у детей умение правильно употреблять в речи слова «перелетные», «зимующие»;

· закреплять умение синтаксически  верно строить предложения;

· упражнять детей в  образовании сложных прилагательных;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей интерес  к окружающей природе и ее  обитателям.

Оборудование: текст рассказа И. С. Соколова—Микитова «Улетают журавли», опорные сигналы .

Предварительная работа: чтение художественных текстов Д. Н. Мамина—Сибиряка  «Серая шейка», В. М. Гаршина «Лягушка—путешественница». Игры: «Узнай по описанию», «Кто как  кричит».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Образуй слово»

У утки короткий хвост —  значит, это короткохвостая утка.

У грача острый клюв —  значит, это остроклювый грач.

У гуся красные лапы —  значит, это краснолапый гусь.

У цапли длинные лапы — ...

У грача черные крылья — ...

У аиста тонкая шея — ...

2. Объявление темы.

Как называются птицы, которые  осенью улетают в теплые края? (Ответы детей.) А как — те, которые  остаются на зиму?

Сегодня мы с вами будем  следить за полетом журавлей, который  описал И. Соколов—Микитов в своем  рассказе «Улетают журавли».

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре