Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Где живет дятел?

Как дятел зимует?

Чем питается и как добывает корм?

Повадки дятла.

Какую пользу приносит лесу и людям?

Внешний вид дятла: размер, строение, форма, окрас оперения.

4.  Физкультминутка

По ходу стихотворения  дети выполняют соответствующие  движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки

— Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу—то, посмотри,

— С красной грудкой  снегири.

5. Повторение плана детьми, описывание дятла по цепочке  по плану.

6. Итог. Игра «Скажи иначе» - подбор синонимов к признакам  и действиям дятла:

умный дятел – мудрый, разумный, сообразительный, находчивый, изобретательный;

трудолюбивый дятел –  работящий, деловой, старательный, деловитй;

дятел работает – трудится, делает дело;

дятел придумал – догадался, сообразил, изобрел…

 

Занятие 12. Составление рассказа «Зимние забавы» по сюжетной картине

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению рассказа  по сюжетной картине «Зимние  забавы»;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать умение составлять распространенные предложения;

· активизировать у детей  словарь прилагательных;

· обобщать и систематизировать  знания детей о зиме.

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей умение  с пользой проводить свободное  время.

О6орудование: сюжетная картина  «Зимние забавы» .

Предварительная работа: чтение и обсуждение произведений И. С. Никитина «Встреча зимы», Е. Трутневой «Первый  снег», Г. Скребицкого «Зима». Игра «Подбери родственные слова» (зима, снег).

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто правильно  подберет слово по теме «Зима».

Снежный (что?) — ...

Снежная (что?) — ...

Белый (что?) — ...

Холодная (что?) — ...

Морозный (что?) — …

Ледяная (что?) — …

Трескучий (что?) — …

Сильный (что?) — …

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем  учиться составлять рассказ по картине  о зимних развлечениях детей.

(Выставляется картина.) Но  прежде мы сыграем игру.

3. Игра «Подбери признаки».

Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.

Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.

Воздух зимой (какой?) —  свежий, морозный, холодный.

Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

При затруднениях педагог  помогает детям наводящими вопросами. (Снег под ногами скрипит, значит он какой? — скрипящий. Лед похож  на зеркало. Он какой? — зеркальный и т.д.)

4. Беседа по картине.

Рассмотрите картину и  скажите:

Где гуляют дети?

Какой выдался день?

Чем дети заняты в ясный  зимний день? (Перечисление игр.)

Какие стоят кусты? А деревья? А дома?

Что можно сказать о  настроении детей?

Если подойти поближе  к горке, что можно услышать?

Как вы думаете, что происходило  до того, как дети вышли на горку? (Имеются в виду изменения в  природе.)

5. Физкультминутка «Снег».

По ходу стихотворения  дети выполняют соответствующие  движения.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (А. Барто)

Примерный рассказ. Белая  и холодная пришла на землю зима: с глубокими снегами, трескучими морозами и вьюгами. Долго не удавалось  детям порезвиться на снежной  горке. Но вот вьюга утихла. Из—за  туч выглянуло солнышко.

Ребята с веселым смехом и криками отправились на прогулку. Они взяли с собой санки, лыжи и коньки. Ведь так приятно мчаться  с горки или нарисовать узор коньками на льду. Снег хорошо лепился, и девочки  слепили из него большого снеговика. А задорные мальчишки стали кидать друг в друга снежками. Весело и  интересно на снежной горке!

6. Рассказы детей.

7. Итог занятия.

О каком времени года говорили?

В какие игры можно играть зимой?

 

Занятие 13. Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин

Цели:

1. коррекционно—образовательные:

· обучать детей составлению  рассказа по серии сюжетных картин;

· учить детей самостоятельно придумывать события, предшествующие изображенным событиям;

2. коррекционно—развивающие:

· уточнять знания детей  о зимующих птицах;

· развивать умение грамматически  правильно строить свое высказывание;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей заботливое  отношение к тем, кто в этом  нуждается.

Оборудование: серия сюжетных картин «Кормушка», предметные картинки с изображением зимующих птиц .

Предварительная работа: чтение художественных текстов М. Горького «Воробьишко» и И. С. Соколова—Микитова  «В берлоге», «На лесной дороге». Игры: «Улетают, не улетают», «Кто как зимует?»  Изготовление кормушек для птиц из подручного материала.

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Узнай по описанию»

Драчливый, веселый, удалой, шустрый (кто?) — воробей.

Желтогрудая, веселая, юркая (кто?) — синица.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный (кто?) — снегирь.

Белобокая стрекотунья и  воровка (кто?) — сорока.

Красноголовый, в черном фраке, лекарь деревьев — дятел.

Черная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает — ворона.

При каждом правильном ответе педагог выставляет соответствующую  картинку.

2. Объявление темы.

П.: Что общего у этих птиц? (Ответы детей.) Сегодня мы будем  составлять рассказ о том, как  нужно помогать птицам в зимнее время.

3. Составление рассказа.

Педагог предлагает детям  разложить картинки серии «Кормушка» в нужной последовательности. Дети рассматривают картинки и думают о том, как назвать рассказ. Из предложенных детьми названий выбирается самое подходящее, например «Кормушка».

Почему дети решили сделать  кормушку?

Что им для этого понадобилось?

Где дети повесили кормушку?

Кто с радостью прилетал к кормушке?

Как нужно заботиться о  птицах зимой?

Далее дети описывают события, которые происходят на первой, второй, третьей картинках.

Педагог просит придумать  имена детям.

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения  дети выполняют соответствующие  движения.

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю снег.

С неба все скользят пушинки

— Серебристые снежинки.

Кружатся над головою

Каруселью снеговою.

На снегу—то, посмотри,

— С красной грудкой  снегири.

5. Рассказы детей.

Педагог просит детей еще  раз внимательно рассмотреть  картинки и подумать, как они будут  рассказывать. А затем предлагает начать свой рассказ с того, почему дети решили сделать кормушку.

Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила суровая зима. Таня и Ваня вышли погулять в парк. На ветках деревьев сидели грустные синички, воробьи и снегири. Им было холодно  и голодно. Таня предложила Ване помочь птицам. И вот работа закипела: мальчик  взял инструменты и строительный материал, а девочка стала ему  помогать. Когда кормушка была готова, дети снова вернулись в парк. Таня подала Ване кормушку с кормом. Ваня повесил ее на дерево. Не успели дети отойти, как услышали радостные голоса птиц и увидели их на своей кормушке.

6. Игра «Сосчитай птиц  и кормушки».

Выставляется кормушка, изготовленная  детьми. Педагог дает задание посчитать  птиц, которые прилетают к кормушке. Первым «прилетает» воробей, затем  синица и т.д. Дети пересчитывают  птиц от одного до десяти. В конце  игры педагог говорит детям о  том, что к кормушке прилетела  еще и ласточка. Дети должны отметить, что ласточка не может быть зимой  у кормушки, потому что это перелетная птица.

7. Итог занятия.

О чем составляли рассказ?

Как называют птиц, которые  остаются зимовать?

Как можно помочь птицам зимой?

После занятия дети совместно  с воспитателем одеваются, берут  свои кормушки, сделанные из подручного материала, и выходят на улицу. На улице дети развешивают кормушки по территории детского сада и кладут в них корм. В дальнейшем дети могут водить наблюдения за птицами.

 

Занятие 14. Пересказ рассказа Роемн «Два цыпленка»

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлять пересказ  близко к тексту;

2. коррекционно—развивающие:

· формировать навык грамматически  правильно строить высказывание;

· активизировать словарь  по теме;

· развивать навык текущего контроля за построением развернутого высказывания ;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитание нравственности у  детей .

Оборудование: текст рассказа Роемн «Два цыпленка», силуэтне картинки.

Предварительная работа: игры по теме «Домашние птицы».

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Назови домашние птиц  и их детенышей.

2. Объявление темы.

П.: Есть пословица – говори, говори, да не заговаривайся. Как вы ее понимаете? Вы сами когда-нибудь хвалитесь, если что-нибудь сделали? Сейчас я вам  прочитаю рассказ про цыплят, а  вы подумайте, правильно ли поступил черный цыпленок из рассказа Роемн  «Два цыпленка»?

3. Чтение рассказа педагогом.  Моделирование сюжета детьми.

4. Физкультминутка "Цыплятки".

5. Пересказ детьми с  опорой на силуэтные картины  по цепочке; с частично закрытой  наглядностью.

6. Итог.

- Так хорошо ли быть  хвастай?

 

Занятие 15. Составление рассказа «Откуда к нам пришла мебель»

(по опорным картинкам)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять рассказ  по опорным картинкам и словам;

2. коррекционно—развивающие:

· расширять и активизировать словарь детей по теме;

· развивать у детей  умение подбирать антонимы и приставочные глаголы;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей навык  самоконтроля за речью.

Оборудование: предметные картинки: деревья, пила, фабрика, плотник, мебельный  магазин, покупатель, фургон для доставки мебели, дом .

Предварительная работа: чтение отрывка из стихотворения В. В. Маяковского  «Кем быть?» (о столярах и плотниках). Игры: «Кто чем занимается?» (профессии: плотник, столяр, мастер—краснодеревщик, лесоруб); «Мастер» (образование прилагательных от существительных); составление описательных рассказов с использованием схемы  описания.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения  С. Маршака. «Откуда стол пришел?»

Берете книгу и тетрадь,

Садитесь вы за стол.

А вы могли бы рассказать,

Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной,

Пришел он из глуши лесной.

Вот этот стол — сосновый стол —

К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —

Он сам когда—то был  сосной.

Сочилась из его ствола

Прозрачная смола...

Но вот горячая пила

Глубоко в ствол его  вошла.

Вздохнул он — и упал...

И в лесопилке над рекой

Он стал бревном, он стал доской.

Потом в столярной мастерской

Четвероногим стал...

Стоит чернильница на нем,

Лежит на нем тетрадь.

За ним работать будем  днем,

А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,

Когда пора придет,

Чтобы потом по чертежу

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре