Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)
  • обогащать знания детей об окружающих предметах и явлениях и соответствующий словарь, развивать смысловую сторону речи, понимание слова в соответствии с контекстом;
  • активизировать в речи детей глаголы и прилагательные, необходимые для высказывания;
  • на доступном материале дать представления о последовательности высказывания: начало, середина, конец;
  • формировать навыки и умения, которые составляют основу повествовательной речи: понимать тему, выражать мысли в определенной последовательности; отбирать лексический материал и другие языковые средства в соответствии с темой и ситуацией высказывания; использовать разнообразные синтаксические конструкции.

В процессе обучения осуществляется активная работа по обогащению содержания детской речи. Речевые занятия  тесно связаны с занятиями  по ознакомлению с окружающим, разными  видами деятельности (сюжетно-ролевыми играми, играми-драматизациями, инсценированием, рисованием).

Используется вариативная  методика применения наглядного материала  как средства достижения связности  речи. Наглядность, с одной стороны, является источником информации для  высказывания, средством накопления знаний и, с другой стороны, подсказывает ход изложения мыслей, структуру  текста. С этой целью детям предлагаются в начале обучения картинки, серии  сюжетных картинок, позже схематичные  картинки, условно-наглядные схемы.

Применяются следующие методические приемы: схемы рассказов; вопросы  к детям; игровые упражнения; игры-драматизации; договаривание фразы, предложения  и т.п.

В процессе обучения высказываниям  повествовательного типа используются фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми. Все они  хорошо известны и широко применяются  в практике.

Каждая форма обучения выступает как составная часть  единого процесса. Знания и умения, полученные на фронтальном занятии, закрепляются в индивидуальной и  подгрупповой работе. Индивидуальное обучение с детьми проводтся в  удобное время (в утренние часы, на прогулке, во вторую половину дня).

С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создаются условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.

Большое место в свободное  время занимает чтение художественной литературы по теме предстоящего занятия, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как  начинается, о чем рассказ или  сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности.

Параллельно обогащается  детский словарь, работаем над грамматической стороной речи детей. При подготовке к занятиям по развитию речи, а также  после него с целью закрепления  знаний проводим игры и упражнения. Так, например, по темам «Лес, деревья» и «Грибы» детям предлагались следующие игры:

«Чего не стало?» (подбор существительных, соответствующих объекту, предмету)

«Назови лист» (образование  относительных прилагательных)

«Подбирай, называй, запоминай» (подбор действий к предмету)

«Подскажи словечки»

Белочка сидела (на) дереве и  грызла орешки . Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с)дерева . Орешек лежал (под) листом . Белочка  схватила орешек и спряталась (за) деревом .Мимо шли дети и увидели, что (из-за ) дерева выглядывает хвост белочки . Мальчики подошли поближе (к) дереву . Белка услышала шаги и мигом  залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

«Жадина»: Представь , что  это твои грибы. Ответь на вопросы : Чей это боровик ? (Мой боровик.) Подберезовик? Чья лисичка? Чей подосиновик ?

В ходе игр дошкольники  учатся отвечать на вопросы воспитателя  не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. При  проведении игр, некоторые дети легко  справляются с заданиями, поэтому  с целью усложнения были предложены игры типа «Что лишнее?», «Узнай по описанию», игры-соревнования, разработанные еще  Е.И. Тихеевой: «Кто больше увидит и  скажет про медвежонка», «Скажи, что  ты знаешь про куклу Машу». В них  дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.

Работая над семантикой слова, используем упражнения «Скажи наоборот», «Слова-родственники», знакомим детей  с многозначностью слов.

Упражняем в составлении  сложных предложений. По теме «Правила дорожного движения», например, была проведена игра « Светофор», которая  дает возможность в доступной  форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных  предложений. Наглядный материал (светофор и транспортные игрушки) помогает дошкольникам соотносить слова в предложении  с демонстрируемыми и игрушками  и действиями и тем самым осознание  вычленять словесный состав предложения. Увеличением или уменьшение количества игрушек, заменой одних игрушек  другими педагог побуждает детей  к самостоятельному отбору словесного материала для включения его  в предложения, к самоконтролю при  построении распространенных предложений, к проявлению сообразительности. Он воздействует на детей и речевым  примером; сопровождая речью игровые  эпизоды, произносит предложения различного вида. Объясняя содержание игры, воспитатель  обращает внимание детей на то, что  одну и ту же мысль можно выразить по- разному. Так, когда в соответствии с игровой ситуацией на светофоре  «загорится» красный свет, и машины остановятся, он может произнести следующие  фразы:

«На светофоре загорелся  красный свет, и машины остановились»;

«Когда на светофоре загорелся  красный свет, транспорт остановился» ; «Автобусы, и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают  эти предложения, практически осваивая синтаксические конструкции. Показав  новый эпизод (на светофоре зеленый  свет, машины двинулись), воспитатель  обращается к группе с вопросом: «О чем и как вы скажете»? Дети высказываются, строя предложения  по усвоенным моделям. Далее по ходу игры зеленый свет вновь сменяется  красным, машины останавливаются, и  педагог нацеливает детей на новые  высказывания.

Непосредственно работу по развитию связной монологической речи мы начали с формирования навыка описания предметов, явлений. Коммуникативной  задачей высказывания описания является создание словесного образа объекта: при  этом признаки объекта раскрываются в определенной последовательности. Описанию присущи основные характеристики связного развернутого высказывания: тематическое и структурное единство, адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче, произвольность, плановость и контекстность изложения, логическая завершенность, грамматическая связность.

Важность овладения  навыками описания предметов в плане  подготовки к школьному обучению, трудности в усвоении этого вида развернутых высказываний (так для  детей с низким уровнем развития характерно: перечисление признаков  предмета в любой последовательности, нарушения связности, незавершенность  микротем, возвращение к ранее  сказанному) определяют необходимость  изыскания наиболее адекватных путей  и способов формирования у детей  навыков описательной речи. Эффективным  приемом является прием параллельного  описания педагогом и ребенком двух однотипных игровых предметов, когда  воспитатель, а вслед за ним ребенок  составляет описание предмета по частям, называя одни и те же признаки. Например:

 

Воспитатель

Это кошка.

У меня кошка серая  с черными

полосками. Лапки  у нее беленькие.

Шерсть у кошки  мягкая, пушистая.

Уши у кошки маленькие, острые

Глаза у нее круглые, зеленые.

У кошки длинные  усы.

И т.д.

Ребенок

У меня тоже кошка.

У меня кошка вся  черная.

Лапки у нее беленькие.

Шерсть у кошки  пушистая.

Ушки у кошки  маленькие.

Глаза зеленые… как  огоньки.

У нее большие  усы.

И т.д.


 

Как отдельный вид  работы можно использовать на занятиях коллективное составление описания одного предмета или объекта детьми (по «цепочке»), каждый дает характеристику по 1–3 признакам (микротемам) или подсказывает подходящие по смыслу слова или словосочетания.

После дети переходят  к более развернутому описанию предметов  по предваряющему плану-схеме (на основе наглядного и речевого материала  уже пройденных и новых лексических  тем). Дети с помощью наглядности  усваивают определенную схему высказывания-описания на основе формирования представлений  об основных структурных частях описательного  текста. В качестве такой схемы  предлагается использовать трехчастную  композиционную схему описания предметов. На занятиях детям объясняется, как  следует строить описание предмета. Вначале нужно определить объект описания («Это кукла»; «Здесь — кошка» и т.п.). Далее (во второй части описания) следует перечисление признаков  предмета в указанной педагогом  последовательности. Завершается описание указанием на принадлежность предмета к той или иной группе («Мебель», «Домашнее животное»), на его назначение (в шкафу хранят одежду), приносимую пользу (собака охраняет дом). Такая  обобщенная схема наполняется конкретным лексическим содержанием в зависимости  от особенностей предметов той или  иной группы. В качестве примера  приведем план развернутого описания предметов из группы «Овощи — фрукты»:

1. Определение (называние)  предмета.

2. Отличительные  признаки: форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном  восприятии; место произрастания.

3. Назначение предмета, отнесение его к соответствующей  предметной группе; приносимая польза.

Например:

Это яблоко. По форме  оно круглое. Это яблоко красного цвета. На вкус оно сладкое, па ощупь  твердое, гладкое. Яблоки растут па яблоне в саду. Их едят. Они полезны. Яблоко — это фрукт.

В зависимости от особенностей предмета в схему описания вводятся и другие элементы: указание на материал, из которого сделан предмет, перечисление его частей и деталей  и др. С учетом отображаемых в  рассказе элементов-микро-тем составляется образец и план описания. В зависимости  от особенностей строения предмета, пространственного  расположения его частей (кукла, животное, автомобиль) детям предлагается определенный порядок его рассматривания и  описания (сверху - вниз, спереди - назад, от основной части к деталям).

При затруднениях, возникающих у детей в ходе составления описания, используются различные вспомогательные приемы: жестовые указания на форму или детали предмета, словесные указания, описание с опорой на отдельные рисунки, крупным  планом изображающие части предмета или характерные особенности  его строения. или условные наглядные  символы для обозначения понятий  формы предмета (табличка с изображением треугольника, круга, квадрата и овала), цвета (набор цветных полосок  или цветных мазков), величины (изображение  различных по размеру кружков  или столбиков). Условные символы  показываются по ходу составления рассказа-описания, что помогает ребенку избежать пропусков, строить свой рассказ в соответствии с предложенным планом-схемой.

Дополнительно можно  рекомендовать: составление словесной  характеристики предметов, наблюдаемых  во время прогулки или экскурсии (упражнение на составление кратких  характеристик-описаний растений, домашних животных и птиц, природных явлений /облака, дождь и т.п./)

Прием описания предмета по выполненному рисунку является эффективным  для усвоения детьми навыков самостоятельного описания. Рисунки выполняются цветными карандашами или фломастерами в  целях закрепления цветовых зрительных представлений. Дети поочередно рассказывают об изображенных предметах. Педагог  дает краткий анализ высказываний детей (полнота информации о данном предмете, последовательность, ошибки в употреблении языковых средств). Включение предметно-практических действий в процесс обучения связной  описательной речи способствует закреплению  представлений об основных свойствах  предметов, а также повышению  интереса детей к занятию. Выполнение детьми рисунков может проводиться  как на занятиях по изо, так и в  свободное время. Мы также рекомендовали  использовать этот прием родителям  для закрепления навыка описательной речи.

Эффективным приемом  для формирования навыка составления  описательного рассказа являются игровые  приемы работы, предусматривающие закрепление  и развитие речевых навыков и  речемыслительных действий, формируемых  в процессе обучения описанию.

Прием описания предметов  без их называния был использован  нами в процессе игры «Маша заблудилась», в ходе которой используется несколько  кукол (4–5) одинаковой величины, но различающихся  цветом волос, глаз, прической, одеждой. Мы рассмотрели кукол, описали одну из них – куклу Машу. Затем  делается объяснение игрового действия. «Девочки идут в лес за грибами (куклы  передвигаются педагогом за ширму) и через некоторое время возвращаются обратно, кроме одной. Девочка Маша заблудилась в лесу. На поиски Маши отправляется один из игровых персонажей (например, Буратино), но он не знает, как  выглядит Маша, во что она одета, с чем она пошла в лес (с  корзиной, с кузовком)». Дети дают описание куклы Маши по памяти. Вначале дается коллективное описание, а затем его  повторяет один из детей. Например: «У Маши волосы черного цвета, заплетены  в косы. На голове у нее красивая косынка. У Маши голубые глаза, румяные  щеки. Она одета в белую кофту  и синий сарафан. На ногах у  нее коричневые сапожки. В руке у  Маши корзиночка». В игровые действия вводятся лесные обитатели (ежик, заяц). Буратино спрашивает, не встретили  ли они девочку, и повторяет ее описание. Педагог направляет вопросы  ребенка, исполняющего роль Буратино («Спроси  у ежика, где он встретил Машу?», «Что она делала?», «У какого дерева она  сидела?» и т.д.).

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре