Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

 

5.   Описание елки и ежа по плану.

6. В заключение педагог  от имени крота просит детей  описать его внешний вид (крот  никогда себя не видел, а  про свою жизнь он сам детям  расскажет). Дети описывают внешние  признаки крота, а воспитатель  описывает некоторые особенности  его жизнедеятельности.

 

Занятие 26. Составление повествовательного рассказа «Скворечник» по серии сюжетных картинок

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению рассказа  по серии сюжетных картин;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  общую, мелкую и артикуляционную  моторику;

· учить детей различать  понятия «перелетные» и «зимующие» птицы;

· развивать словарь по заданной теме;

· развивать у детей  навыки словообразования;

3. коррекционно—воспитательная:  учить детей заботиться о птицах.

Оборудование: серия сюжетных картин «Скворечник», нарисованный скворечник и бумажные фигурки скворцов, предметные картинки: ворона, скворец, воробей, сова , дидактическая игрушка «Квакуша».

Предварительная работа: чтение рассказов В. Бианки «Лесные домишки», «Грачи», А. Майкова «Ласточка», В.А. Жуковского «Жаворонок», проведение беседы после прочитанного; игры: «Подбери признаки», «Подбери действия».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Как называются птицы, которые  на зиму улетают в теплые края?

Как называются те, которые  остаются на зиму?

Вспомните знаменитую путешественницу, которая отправилась в теплые края вместе с дикими утками, а потом  всем рассказывала о своих приключениях? (Лягушка—путешественница).

П.: Сегодня она вернулась  и пришла к нам гости. Детям  показывается дидактическая игрушка  «Квакуша».

2. Объявление темы.

Сегодня мы узнаем, какие  птички вернулись из теплых краев. Выделение  четвертого лишнего: ворона, скворец, воробей, голубь.

3. Игра «Подбери словечко»

Образование родственных  слов к слову скворец помощью  вопросов.

Как назвать скворца ласково? (Скворушка.)

Кто у скворца птенец (птенцы)? (Скворчонок, скворчата)

Как называется их мама? (Скворчиха.)

Какой домик строят люди для скворцов весной? Назовите его. (Скворечник.)

4. Составление повествовательного  рассказа по серии сюжетных  картинок.

Рассматривание сюжетных картинок и размещение их на доске  в логической последовательности.

Беседа по содержанию серии  сюжетных картинок.

Какое время года изображено?

Чем вы можете подтвердить, что это весна?

Почему скворечник пришел в негодность за зиму?

Подберите слова—признаки. Каким стал скворечник? (Черным, ветхим, дряхлым, поломанным.)

Что решили сделать дети, когда увидели ветхий скворечник?

Расскажите о том, что  вы видите на следующих картинках.

Почему дети отошли в сторонку, когда увидели скворцов? Чему рады дети?

П.: Послушайте, какой у  нас получился рассказ.

5. Физкультминутка.

Выполняется совместно с  «Квакушей».

Игра: «Улетают—не улетают». Когда дети слышат название перелетной птицы — машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующей птицы, они обнимают себя руками (согревают).

6. Воспроизведение детьми  по цепочке составленного рассказа  с опорой на сюжетные картинки.

7. Итог занятия.

Назовите перелетных птиц.

Назовите зимующих птиц.

Игра «Поселим скворцов»

Педагог говорит о том, что «Квакуша» привезла из путешествия  домик для скворцов.

Выставляется нарисованный скворечник с прорезями. Педагог  говорит о том, что скворцы  смогут поселиться в этом скворечнике  лишь тогда, когда дети вспомнят и  назовут родственные слова к  слову «скворечник». При назывании  каждого слова дети вставляют  в прорези фигурки скворцов.

Педагог говорит от имени  «Квакуши» о том, что ей очень  понравился рассказ, который сочинили дети.

 

Занятие 27. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Весна» с добавлением  последующих событий

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей добавлять последующие  события, логически завершающие  рассказ;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  умение подбирать глаголы, существительные  и прилагательные;

· развивать творческое воображение  и логическое мышление;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей интерес  к происходящим изменениям в  природе.

Оборудование: текст рассказа Г. А. Скребицкого «Весна», опорные  картинки .

Предварительная работа: чтение и обсуждение художественных текстов  А. Н. Плещеева «Весна», Е. Серовой «Подснежник», Ф. И. Тютчева «Весенние воды». Игры: «Скажи иначе» (подбор синонимов), «Телефон» (подбор родственных слов к слову  вода), «Подбери признаки».

Ход занятия

1. Организационный момент. Игра «Думай, отвечай»

Ручеек весной (что делает?) — бежит, журчит.

Снег весной (что делает?) — чернеет, тает.

Солнце весной (что делает?) — пригревает, светит.

Просыпаются весной (кто?) —  медведи, ежи, насекомые.

Ежик и медведь весной (какие?) — сонные, взъерошенные, голодные.

Набухают на деревьях (что?) — почки.

Распускаются (что?) — цветы.

Появляются на деревьях (что?) — листья.

2. Чтение рассказа Г.  В. Скребицкого «Весна» .

Объяснение значений малознакомых слов.

Пригорок — ...

Ложбинка — ...

Труха — ...

Хворост — ...

3. Вопросы к рассказу.

Какие изменения происходят весной в природе?

Почему «зимние квартиры»  весной пустеют?

Опишите путь ручейка.

Как выбирались из зимних квартир  в пеньке его жители?

Почему куча хвороста зашевелилась?

Кто появился из—под хвороста?

Что произошло дальше? (Выслушиваются  версии детей.)

4. Физкультминутка.

По ходу стихотворения  дети выполняют соответствующие  движения.

Что сделать, чтобы вырос

Красивый цветок?

Землю лопатой нужно взрыхлить.

Бережно семечко посадить.

Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветам помогает расти.

К солнышку тянется стебелёк,

И за листком вырастает  листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце, и дождик, и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли.

(И. Лопухина)

5. Повторное чтение рассказа.

Педагог дает детям установку  на то, что детям нужно составить  пересказ рассказа и придумать, чем  он закончился.

При возникающих у детей  затруднениях при пересказе педагог  предлагает детям составить план рассказа с помощью опорных сигналов (картинок). Это помогает детям логически  составить связный пересказ (так  как рассказ не имеет четкого  сюжета).

6. Пересказ рассказа детьми.

Два первых пересказа составляются детьми с использованием символов, а последующие — без символов.

7. Чтение авторской версии  окончания рассказа.

8. Итог занятия.

Кто придумал самое интересное окончание рассказа?

 

Занятие 28. Пересказ рассказа С. А. Баруздина «Страна, где мы живем» (с изменением главных действующих  лиц и добавлением последующих  событий)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей пересказу текста, с изменением главных действующих  лиц и добавлением последующих  событий.

2. коррекционно—развивающие:

· развивать диалогическую  и монологическую речь детей;

· развивать память и воображение;

· пополнять и обогащать  у детей словарь по теме «Наша  страна»;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать чувство любви к  своей Родине, к своему городу, к окружающим.

Оборудование: переработанный и адаптированный текст рассказа А. С. Баруздина «Страна, где мы живем», географическая карта России и сюжетные картины по данной тематике .

Предварительная работа: беседы воспитателей по темам «Наша страна», «Мой город». Чтение художественных произведений: 3. Александровой «Родина», М. Исаковского  «Поезжай за моря—океаны», А. Прокофьева «Родина».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Чтение стихотворения  М. Исаковского «Поезжай за моря—океаны».

Поезжай за моря—океаны,

Надо всею землёй пролети;

Есть на свете различные  страны,

Но такой как у нас, не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна  земля,

И гремят, не смолкая, заводы,

И шумят, расцветая, поля...

2. Вводная беседа.

Как называется наша страна?

Главный город страны —  как сказать иначе?

Назовите столицу нашей  Родины

Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что наша страна богата чем? (Педагог подводит детей  к ответу: реками, озерами, лесами, нефтью; на карте можно увидеть большие  города и маленькие поселки.)

Наша страна какая?

3. Чтение адаптированного  рассказа С. А. Баруздина «Наша  страна».

У меня есть хороший друг. По—настоящему его зовут Дмитрием Васильевичем. Ну, а мы зовем его  просто Димкой.

Лет Димке ни мало, ни много. А всего шесть. Почти как вам. И уж конечно, Димка всем на свете  интересуется.

Однажды Димка спросил  меня:

А мы с тобой где?

В квартире, — ответил  я своему другу.

А еще где?

В доме.

А дом где?

На улице.

А улица?

В Москве.

А Москва?

В России, — объяснил я. —  Так наша страна называется. Знаешь?

Знаю, — согласился Димка. — А какая она, наша страна?

Долго я думал, как рассказать Димке про нашу страну, и наконец  предложил:

Надо самому посмотреть, тогда поймешь.

А как?

— По всякому можно, —  сказал я, — лучше всего, конечно  пешком по стране пройти или на лошади проехать. Тогда все увидишь. Можно  на машине. На поезде или на пароходе прокатиться тоже неплохо.

Ну, а если побыстрее хочешь, можно на самолете. Всего, конечно, не увидишь, но кое—что...

— Давай на самолете! —  предложил Димка.

Вот наш самолет поднялся в воздух, и у Димки дух захватило. Под нами лежали...

4. Беседа по содержанию.

Опишите главного героя рассказа.

Что очень интересовало Димку?

К кому он обращался за помощью?

На чем собирались два  друга отправиться в путешествие?

Почему они выбрали  именно самолет?

Что увидели наши друзья с самолета.

5. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту

Я и прямо, я и боком,

С поворотом,

И с прискоком,

И с разбега,

И на месте,

И двумя ногами вместе.

6. Повторное чтение рассказа.

Дается установка на то, что ребята должны будут рассказывать не о Диме и его друге, а о  себе, о своем друге и о своем  городе. Для завершения рассказа нужно  представить себя писателем и  закончить рассказ.

7. Пересказ рассказа детьми.

Может пересказывать один ребенок, а можно организовать пересказ в форме диалога между двумя  детьми (главным героем и его другом). Такая форма пересказа очень  хорошо активизирует детей. В завершение педагог читает (по желанию детей) авторскую версию окончания рассказа.

8. Итог занятия.

Чье окончание рассказа вам  понравилось больше всего?

 

Занятие 29. Пересказ рассказа В. А. Сухомлинского «Стыдно перед  соловушкой» (с придумыванием предшествующих событий)

Цели:

1. коррекционно—образовательные:

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре