Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – оптимальные условия для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие монологической речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические аспекты развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
1.1 Понятие «монологической речи» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10
1.2 Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре…………………………………………………..18
1.3 Условия развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………………….26
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре
2.1 Диагностика уровня развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………35
2.2 Реализация условий развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре………………………………………52
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

монологическая речь.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Как можно сказать о  солдате, какой он? (Храбрый, выносливый, бесстрашный.)

Как можно сказать по—другому: солдат ... (боец).

4. Составление рассказа.

Педагог просит 2—3 «сильных»  детей сразу после беседы составить  рассказ по картинкам.

5. Физкультминутка.

 

Возле детского двора

Дети стоят в круге  и держатся за руки.

Снега целая гора.

Мы на той горе вчера

Были с самого утра.

Все вместе поднимают руки вверх.

В пограничников играли,

Землю нашу охраняли.

Идут друг за другом, маршируя.


 

 

6. Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми: Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. Но в бою он был  ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел необычный санитар. Это  была собака. На спине она несла  сумку, в которой был бинт. Раненый  перевязал себе ногу. А собака отправилась  за помощью. Вернулась она с тремя  санитарами. Они переложили бойца  на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака—санитар спасла жизнь  защитнику Родины.

7. Итог занятия.

Кого можно назвать  защитником Отечества?

Как нужно относиться к  ветеранам войны?

 

Занятие 23. Составление рассказа по сюжетной картине «Поздравляем маму»

Цели:

1. коррекционно—образовательные:

· учить детей составлять рассказ по картине;

· формировать у детей  умение самостоятельно придумывать  события, предшествующие и последующие  событиям, изображенным на картине;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  умение подбирать признаки и действия к предметам;

· развивать у детей  умение составлять рассказы в соответствии с составленным планом;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей уважение  и любовь к членам своей  семьи.

Предварительная работа: беседа в семье о занятиях мамы, бабушки, сестры; аппликация «Цветы в подарок  маме и бабушке»; игра «Старше —  младше».

Ход занятия

1. Организационный момент. Чтение стихотворения.

Мамин день — 8 марта

— Отмечает вся страна.

И пускай еще морозы

И сосульки под окном,

Но пушистую мимозу

Продают уже кругом.

Брызги солнечного света,

Брызги солнечного лета

Мы несем с мимозой  в дом.

Дарим бабушкам и мамам,

Поздравляем с Женским  днем!

2. Объявление темы.

Какой праздник отмечают в  первые дни весны?

Кого поздравляют в  этот день?

Сегодня мы расскажем о  том, как лучше всего поздравить маму в этот день.

3. Игра «Подбери признак  и действие».

Мама (какая?) — ...

Бабушка (какая?) — ...

Сестра (какая?) — ...

Папа (что делает?) — ...

Дедушка (что делает?) — ...

4. Беседа по картине.

Педагог выставляет картину  и дает детям некоторое время  на то, чтобы ее рассмотреть. Затем  проводит беседу.

Кого вы видите на картине?

Кого поздравляют папа, брат и сестра?

Почему они поздравляют  маму?

Как готовился к этому  дню папа?

А сестра? А брат?

Как они оформили праздничный  стол?

Что можно сказать об их настроении?

Что в ответ на поздравления скажет мама?

Как вы будете поздравлять  свою маму?

5. Физкультминутка.

 

Чей сегодня день рожденья?

Для кого пекут пирог?

Дети пожимают плечами.

Для кого расцвел весенний,

Первый мартовский цветок?

Руки над головой изображают «цветок».

Для кого, для кого?

Догадайтесь сами.

Руки на поясе.

И пирог, и цветок

Руки перед собой, а  «цветок» над головой.

Мы подарим маме. (Ю. Никонова)

«Дарят» воображаемой маме.


 

6. Составление рассказа.

Педагог еще раз просит детей рассмотреть картину, а  затем дать название будущему рассказу. После того, как дети придумают  название для рассказа, педагог наводящими вопросами типа «О чем нужно рассказать в начале рассказа?», «О чем следует  рассказать очень подробно?», «Чем закончить  рассказ?» подводит их к составлению  плана рассказа и самому рассказу. По ответам детей составляется план. Например:

Подготовка к празднику.

Поздравления маме.

Затем дети переходят к  составлению рассказа.

7. Рассказы детей.

Примерный рассказ, составленный детьми. Наступила весна, а с нею  и праздник для всех мам. Папа, Оля  и Саша решили каждый приготовить  подарок для мамы. В день 8 Марта  папа и дети накрыли праздничный  стол и стали поздравлять маму. Первым вручил свой подарок Саша: цветок, который он нарисовал. Папа подарил  маме красивые тюльпаны, а Оля испекла  любимое мамино печенье. Мама поблагодарила  за прекрасные подарки, и семья села пить чай. У всех было праздничное  настроение.

8. Итог занятия.

О каком празднике говорили?

Кого поздравляют в  этот день?

Как назывался рассказ, который  вы составили?

 

Занятие 24. Составление рассказа «Случай на улице» по сюжетной картине (с придумыванием предшествующих и последующих событий)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: учить детей составлять рассказ  по сюжетной картине, с придумыванием  предшествующих и последующих  событий;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  умение подробно объяснять свои действия;

· развивать у детей  умение рассказывать по плану;

· закреплять у детей знания по теме;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей умение  следовать правилам дорожного  движения.

Оборудование: сюжетная картина  «Случай на улице» ; модель перекрестка  из конструктора; три светофора, с  выделенным красным (первый светофор), желтым (второй) и зеленым (третий) светом.

Предварительная работа: провести экскурсию на перекресток (наблюдать  за движением транспорта и пешеходов), с дальнейшим анализом увиденного; чтение художественных текстов И. Калинина «Как ребята переходили улицу», М. Коршунова  «Едет, спешит мальчик»; работа с конструктором  по теме «На улице» (изготовление модели перекрестка).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Педагог встречает детей  у модели перекрестка, которая была построена детьми в группе и проводит игру «Красный, желтый и зеленый»: у  каждого ребенка в руках по маленькой машинке, и они «проезжают»  перекресток, а педагог выставляет перед ними светофоры. Дети должны правильно  среагировать на свет светофора и  объяснить, почему они так сделали: «Я остановился, потому что зажегся  красный цвет», «Я поеду дальше потому, что горит зеленый» и т.д.

2. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем  составлять рассказ о случае, который  произошел на улице. Выставляется картина.

3. Беседа по картине.

Как вы думаете, какое время  года изображено на картине? (Весна.)

Чем вы можете доказать, что  это весна? (Люди одеты в пиджаки, куртки, кофты; на головах у них  шляпы и береты.)

Чем удивлены и перепуганы прохожие?

Почему мальчики решили так  покататься на машине?

Как вы думаете, машина стояла на месте или двигалась?

Можно ли так поступать  детям (и не только)?

Чем может закончиться  такое развлечение?

А чем закончилась история  Вити и Жени? Попробуйте придумать  окончание истории.

Какие советы вы можете дать другим детям о поведении на улице?

4. Составление плана рассказа.

Педагог просит детей еще  раз рассмотреть картину и  задает следующие вопросы:

Как можно назвать наш  будущий рассказ?

О чем вы будете говорить в начале рассказа?

Как вы его продолжите?

Чем закончите рассказ?

По ответам составляется план, например:

Пришла весна.

Прогулка друзей.

Так делать нельзя!

План повторяется несколькими  детьми, а затем по цепочке дети составляют рассказ.

5. Физкультминутка.

Игра «Шофер» с воображаемым предметом.

Вращая руками воображаемый руль, дети быстро «мчатся» по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет (цветные кружки).

6. Рассказы детей.

Составлять рассказы можно  как по цепочке, так и индивидуально. Главным выводом из рассказа должна быть мысль, что шалить на дороге опасно для жизни.

Примерный рассказ, составленный детьми

Наступила долгожданная весна. Витя и Женя после школы решили прогуляться. Они вышли на улицу  и увидели машину, которая отъезжала  от тротуара. Витя предложил прокатиться, и Женя согласился. На ходу Витя запрыгнул  на машину, а Женя немножко отстал. Витя стал ему помогать. Тут их заметили прохожие. Они с ужасом наблюдали  за происходящим. Некоторые из пешеходов  стали кричать и подавать знаки  водителю остановиться. Водитель понял, что что—то не так, и остановил  машину. Он вышел из машины, а перепуганные дети соскочили с машины и стали  убегать. Им стало не только страшно, но и стыдно за свой поступок.

7. Итог занятия.

Как называется рассказ, который  вы сочинили?

Почему нельзя поступать  так, как поступили Витя и Женя?

 

Занятие 25. Описание живых  объектов (елки и ежа)

Цели:

1. коррекционно—образовательная: обучать детей составлению описательного  рассказа;

2. коррекционно—развивающие:

· развивать у детей  умение рассказывать по плану;

· закреплять у детей знания по теме;

3. коррекционно—воспитательная:  воспитывать у детей интерес  к окружающей природе и ее  обитателям.

Оборудование: игрушка крот, предметные картинки – ель, еж.

Предварительная работа: игра «Четвертый лишний», рассматривание ели  в парке, отгадывание и заучивание загадок о ели; чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Ёж».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель предлагает послушать  сказку про крота.

- В одном сказочном  лесу жил крот (показ игрушки). Крот – подземный житель, редко  выбирается на поверхность. Поэтому  и не видит ничего. Вылез однажды  крот на поверхность земли  и оказался под елкой (показ  картинки). Тронул ее лапкой, укололся  и обиделся: «За что ты меня  уколола, зачем больно сделала?  Кто ты такая, как тебя зовут?»  А елка ему отвечает: «Прости  меня, крот. Я не хотела тебя  обидеть. Просто родилась я  с необычным нарядом – иголками. Я дерево. А зовут меня елка».  Попрощался крот с елкой и  уполз к себе под землю.

Как-то стало скучно кроту  под землей. Решил он снова на поверхность подняться. Вылез он наружу и оказался в том месте, где отдыхал ежик. Тронул крот ежика  лапкой, укололся, но не обиделся. Заулыбался и говорит: «Здравствуй, елка». А  ежик ему в ответ: «Я не елка. Я  ежик». «Но у тебя же иголки, как  у елки!» - воскликнул крот. «Да, - ответил  ежик, - я покрыт иголками. Но я не елка».

Задумался крот: «В чем же разница между елкой и ежиком?»

2. Объявление темы.

Ребята поможем кроту?

Педагог предлагает детям  описать ежика и елку так, чтоб крот понял разницу.

3. Припоминание плана  описания дерева и животного.  Коллективное составление плана  описания елки и ежа.

4. Физкультминутка.

 

Дует легкий ветерок –  веточки едва шевелятся.

Дети имитируют легкое дуновение ветра и слегка шевелят  пальцами.

Сильный ветер – качаются деревья.

Наклоны туловища.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по развитию монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в игре