Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62

Работа содержит 1 файл

Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха.doc

— 648.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  6 

а)

б)

    -  Положите три красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков.  Сколько всего кружков вы положили?

            
          3           
           
          5                

          3+5= 8

   

        

     

-  Положите 6 квадратов, а теперь 2 уберите. Сколько осталось квадратов?                                                                          

    
     
 

     6 -2 = 4  
                                                                                                                          
-         Положите три круга, а внизу положите на 2 квадрата больше. Сколько вы положили квадратов? Как вы выкладывали квадраты?  

    3+2=5                                                             

    -         Положите 5 квадратов. Ниже положите 3 круга. Чего больше? На сколько больше? Как вы догадались?  

                                                                                       
               5- 3 = 2    

в)

-         На ветке сидело 8 птичек (положите 8 палочек), 3 птички улетели (отодвинули 3 палочки). Сколько птичек осталось? Какое действие выберем? (Отодвинули, значит, «вычитание»)

8-3=5 (пт.) 

-         У Коли 5 машинок (положите 5 квадратиков), а у Сережи на две машинки меньше (выложите машинки Сережи кружочками.) Сколько машинок у Сережи? Какое действие выберем? Почему? (Мы закрыли два квадрата, а сколько осталось – столько выложили кружков. Убрали 2 квадрата, значит, выполнили действие «вычитание»). 
                                                                              
5-2=3 (м.)  
 
     Учим правило «На… меньше – делаем вычитание»   
-         У Кати 6 красных шаров (выкладываем 6 красных кружков) и 4 синих (выкладываем внизу 4 синих кружка). На сколько у Кати красных шаров больше, чем синих? 
-         Как найдем на сколько больше красных шаров? (Нужно из красных отодвинуть столько, сколько синих, узнаем на сколько больше красных шаров). 
-         Какое действие выберем? (Мы отодвинули шары, значит, действие «вычитание»). 
                                                                             6-4=2 (ш).  
                                                          ?   
Учим правило «Чтобы сравнить, на сколько одно число больше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  7  

а)

 

б)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

а)

Цель  урока: Обучение решению простых арифметических задач.

Задачи:

  • Учить рассуждать в ходе решения простых арифметических задач, анализировать условие задачи, обосновывать выбор решения, соотносить вопрос задачи с ответом.
  • Развивать образное, логическое мышление, вычислительные навыки, знание состава числа 10.
  • Воспитывать усидчивость, внимательность, интерес к изучению математики.

Форма урока: Урок-путешествие.

Оснащение урока: Слайды, картинки героев мультфильма “Смешарики”, карточки с числами от 1 до 10, игрушки.

Деятельность  учителя Деятельность  обучающихся
  1. Организационный момент
 
  1. Момент  атракции.
- Ребята, с каким  настроением вы пришли на сегодняшний  урок? Покажите, пожалуйста, радость  глазами…носиком…ртом…руками… А теперь покажите радость сразу глазами, носом, ртом и руками!
- С веселым,  радостным.

(Дети выполняют  просьбы учителя.)

  1. Введение в тему урока, постановка цели урока.
- Прочитайте на  доске тему урока. Ребята, как  вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Сегодня у нас будет необычный урок, мы отправимся в гости и будем решать задачи, которые нам приготовили наши любимые герои мультфильма “Смешарики”. Посмотрите на доску, узнаете их?
  • Читают тему урока. “Решение задач”. (Мы будем решать математические задачи)
  • Дети называют героев мультфильма.
Самоопределение к деятельности.

- Давайте выберем,  к кому мы пойдем в гости  сначала. (Учитель указывает стрелками на доске маршрут “путешествия”).

- Итак, мы определили  наш маршрут и теперь можно отправиться в наше путешествие!

(Ответы ребят)
В гостях у Бараша.

- Чем любит  заниматься Бараш? А еще, как  вы помните, он пишет замечательные  стихи. И он приготовил нам  задачи в стихах! Внимание на  экран.

В двух автобусах  сидят 
Девять маленьких ребят, 
В первом едут двое только, 
Во втором детишек сколько?

 
- Как  записать решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске. Давайте  проверим, правильно ли мы выполнили  решение.

(На экране  появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 9-2=7
В одном  кармане четыре каштана, 
В другом кармане их пять
Мы просим, дети, каштаны эти 
Пересчитать.

- Как записать  решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране  появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 4+5=9
Сидят рыбаки, стерегут поплавки: 
Рыбак Корней поймал трех окуней, 
Рыбак Евсей – четырех карасей, 
А рыбак Михаил двух сомов изловил. 
Сколько рыбы рыбаки натаскали из реки?

- Как записать  решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране  появляется решение задачи)

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 3+4+2=9
Стоит горка крутая 
На ней тыква большая, 
А пониже тоже 
Три тыквы моложе. 
А под горкою в траве 
Еще две
Ну-ка, кто скажет сейчас, 
Сколько тыкв всего у нас?

- Как записать  решение этой задачи? Напишите, пожалуйста, на доске.

(На экране  появляется решение задачи)

- Молодцы! С  заданиями Бараша мы справились! Отправляемся дальше!

Названный учителем ученик выходит и записывает выражение 1+3+2=6
В гостях у Совуньи.

- Давайте вспомним, чем любит заниматься Совунья?  Сегодня Совунья решила накормить  всех своих друзей вкусным  овощным супом! Посмотрим, как  же она его готовит.

(На экране  условие задачи)

(Ответы ребят)
Задача. Совунья готовит вкусный суп из овощей. В него она положила 3 морковки, а картофелин на 4 больше. Сколько картофелин положила в суп Совунья?
  • Почему именно 7? Какое действие вы выбрали для решения этой задачи?
  • Почему сложение?
  • Что значит на математическом языке “на 4 больше”?

(На экране  появляются 7 картофелин)

  • 7.
  • Сложение.
  • Потому что в задаче говориться “на 4 больше”.
  • Это значит “столько же и еще 4”. Столько же – это 3, и еще 4 – это 7.
  • Молодцы. А вот луковиц Совунья добавила в суп на 2 меньше, чем моркови. Сколько луковиц добавила в суп Совунья?
  • Почему? Как вы рассуждали, чтобы выбрать нужное действие для решения задачи?
(На экране появляется  луковица)

- Мы хорошо  с вами подумали и решили  задачу от Совуньи. Давайте,  оставим ее доваривать суп,  а сами отправимся дальше.

  • 1.
  • В задаче говориться “на 2 меньше”, это значит “столько же, но без двух”, значит, задачу нужно решать вычитанием, а 3-2=1.
В гостях у Лосяша и  Каркарыча.

- Ребята, Лосяш  и Каркарыч занимаются науками.  И вот сегодня, наблюдая за  осенними изменениями в природе, они гуляли по лесу. И… после дождика выглянуло солнце и наши друзья увидели прекрасную радугу.

(На экране  появляется радуга)

- Разглядывая  внимательно радугу, они увидели  капельки, которые отражали солнечные  лучи.

(На экране  появляются капельки)

 
  • Для выполнения задания от Лосяша и Каркарыча нам будут нужны карточки с числами, приготовьте их, пожалуйста.
  • Посмотрите внимательно на радугу, на количество капелек на каждом цвете радуги. Составьте и решите цветной пример, который появляется на экране.
(На экране появляется пример).
  • Дети кладут карточки от 1 до 10 перед собой.
  • Дети составляют выражение из чисел, считают его и показывают карточку с ответом.
  • Хорошо, ребята, давайте повторим ход ваших мыслей. Почему получилось в ответе 9?
  • Посмотрите, на следующий цветной пример. Объясните его составление и решение.
  • Решите еще два цветных примера.
(На экране появляются  цветные схемы примеров, дети  считают, показывают карточку  с ответом. Если есть необходимость  в объяснении, ребенок объясняет  свои действия, если нет, выполнение задания продолжается молча, игра “Молчанка”).

- Молодцы, ребята, дальше мы пойдем в гости  к Нюше.

  • Нужно было к красному цвету прибавить синий цвет. На красной полосе радуги 7 капелек, а на синем 2, поэтому составляем пример 7+2. Считаем его, получается 9.
  • Нужно из зеленого цвета вычесть голубой цвет. На зеленой полосе радуги 4 капли, на голубой – 3 капли. Составляем пример 4-3=1.
В гостях у Нюши.

- Нюша сегодня  занимается уборкой в своем  домике. Ей нужно убрать игрушки  на две полки. Посмотрите, сколько игрушек нужно расставить Нюше на полки?

(На экране  появляются 10 игрушек)

Дети считают  и называют число 10.
- Ребята, подумайте и ответьте, как можно  расставить эти игрушки на  две полки? 1 и 9; 2 и 8; 3 и 7; 4 и 6; 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3 8 и  2; 9 и 1.
- А  теперь подумайте, как расставить  эти игрушки на две полки  так, чтобы на одной из полок  было на 2 игрушки больше?

- Давайте сделаем  это с игрушками, которые я  совершенно случайно принесла  на наш урок.

Детей нужно  подвести к тому, что, если на одной  полке на 2 игрушки больше, то нужно эти две игрушки поставить на одну полку, а остальные расставлять по одной на каждую из полок.
В гостях у Пина.

- Ребята, чем  практически все время занимается  Пин?   Посмотрите на новое изобретение Пина. Как вы думаете, что изобрел Пин? 

(На экране  появляется <рисунок 1>)

  • Из каких геометрических фигур состоит изобретение Пина?
  • Сегодня мы с вами научимся не только показывать увиденные фигуры, но и называть их.
  • Почему треугольник называется треугольником?
  • А что мы скажем о четырехугольнике?
  • Углы в фигуре называются вершинами.
 

(На экране  появляются вершины фигуры <рисунок2>)

- Каждая вершина  имеет свое имя-название, которое  обозначается большими буквами.  Мы с вами будем обозначать  вершины большими буквами русского  алфавита. 

(На экране  появляются буквы <рисунок3>)

  • Чтобы назвать геометрическую фигуру, нужно назвать вершины фигуры по порядку.
  • Давайте назовем увиденные вами геометрические фигуры в изобретении Пина.
  • Ребята, что нового мы узнали в мастерской у Пина?
  • Он работает в своей мастерской, все время что-то изобретает.
  • Возможно это палатка… или крыша нового дома, который решил построить Пин.
  • из треугольников и четырехугольников.
  • У этой фигуры три угла, поэтому это треугольник.
  • У четырехугольника четыре угла, поэтому он так называется.
Дети называют фигуры, учитель показывает эти фигуры на экране.
  • Геометрическую фигуру можно не только показать, но и назвать ее, используя большие буквы русского алфавита.
В гостях у Копатыча.

- Ребята, чем  занимается Копатыч? 
- Правильно. Копатыч собрал хороший урожай из фруктов и ягод и заготовил на зиму компоты.

(На экране  появляются банки с компотом)

Задача. Копатыч заготовил на зиму 6 банок яблочного компота, 4 банки сливового компота и 5 банок клубничного компота.

  • Ребята, это задача? Почему?
  • Молодцы. Подумайте, какой вопрос можно добавить к этому условию, чтобы получилась задача?
  • Хорошо. И сколько?
  • Как записать решение этой задачи?

(Решение записываем  на доске)

  • Какие еще вопросы можно задать к этому же условию?

(Решения записываем  на доске)

  • Все ли данные мы используем в условии задачи для ее решения?
  • А теперь подумайте, какой вопрос нужно задать к этому условию задачи, чтобы задача решалась вычитанием?

(Решения записываем  на доске)

  • Посмотрите, ребята, какая интересная вещь получается! У нас условие задачи одно…а вопросов и решений вот сколько!
  • Почему так получается?
  • Копатыч все время работает у себя на огороде и в саду, выращивает урожай овощей и фруктов.
  • Нет, это не задача. Здесь только условие и нет вопроса, на который нужно ответить.
  • Сколько всего банок компота заготовил Копатыч?
  • 15 банок.
  • 6+4+5=15
  • Сколько банок яблочного и сливового компота заготовил Копатыч?
  • Сколько банок сливового и клубничного компота?
  • Сколько банок яблочного и клубничного компота?
  • Нет.
  • На сколько банок яблочного компота больше, чем сливового?
  • На сколько банок сливового компота меньше, чем клубничного?
  • ……………….
  • От вопроса в задаче зависит решение этой задачи.
В гостях у Кроша  и Ежика.

- Ребята, Ежик  и Крош всегда что-то выдумывают  и подшучивают над своими друзьями. Они приготовили нам задачи на смекалку и сообразительность. Будьте внимательны! Закройте глаза и постарайтесь представить ситуацию, которая будет описываться в задаче.

  • В люстре 5 лампочек. 3 из них перегорели. Сколько лампочек придется заменить в люстре?
  • В квартире 2 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире?
  • Нюша в саду помогала Копатычу собирать яблоки. Она собрала больше пяти яблок, но меньше восьми. Сколько яблок собрала Нюша?
  • В корзине сидят котята. Из корзины видны 8 маленьких ушек. Сколько котят в корзине?
  • Три.
  • Три.
  • Шесть или семь.
  • Четыре.
  • Решали задачи.
Дети отвечают на вопросы учителя.
  1. Подведение итогов урока.
  • Ребята, чем мы занимались на нашем уроке?
  • Только ли задачи нам приготовили Смешарики? Что нового, интересного мы узнали? И у кого в гостях вам больше всего понравилось?
  • Как вы думаете, как вы работали на уроке?
  • Кто из вас очень хорошо работал на уроке?
  • Ребята, Смешарики нас просто так не хотят отпускать, они приготовили нам маленькие подарочки на память. Свои фотографии.
(Учитель дает  оценку работе класса на уроке)
  • Дети дают оценку своей работе.
  • Дети дают оценку работе одноклассников.
  1. Релаксация.
- Ребята, посмотрите  друг на друга, возьмитесь за  руки. Поблагодарите своего соседа  за хорошую работу на уроке.  Пожелайте ему дальнейших успехов в учебе. Наше путешествие подошло к концу. Урок окончен
Дети выполняют  просьбы учителя.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

б)

Математика 

Цель  урока: познакомить учащихся с правилом выполнения арифметических действий в выражениях, содержащих два действия без скобок; совершенствовать вычислительные навыки; формировать навыки само- и взаимоконтроля; развивать мыслительные операции, эмоциональную сферу; развивать речевой слух и речь учащихся, создавать условия для автоматизации произносительных навыков; воспитывать интерес к урокам математики.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых  знаний

Учащихся в  классе (аудитории): 6

Используемые  учебники и учебные пособия: 

Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 2 класса школ глухих. - М.: Просвещение, 1988.

Используемая  методическая литература: 

1. Перова  М.Н. Методика преподавания математики  в специальной (коррекционной)  школе VIII вида. - М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001.

2. Сухова  В.Б. Обучение математике в  подготовительном - IV классах школ  для глухих и слабослышащих детей. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

Используемое  оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные слуховые аппараты;

карточки  для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.

Используемые  ЦОР: 

Презентация к уроку "Порядок действий".

Краткое описание: 

На уроке  учащиеся знакомятся с новым видом  выражений и правилами нахождения их значений. Учащиеся ставятся в такие  условия, когда им необходимо наблюдать  и делать выводы. Весь урок с ребятами проводят герои мультфильма "Том и Джерри", которые предлагают выполнять разные задания, помогают отдыхать и благодарят за работу на уроке. На протяжении всего урока ведется работа по развитию речи и слухового восприятия неслышащих детей.

Ход урока.

Слайд 1.

1. Оргмомент.                                     

- Сейчас развитие речи?   (Нет, сейчас математика).

Слайд 2.   

2. Составление плана  урока.           

- Посмотрите, что будем делать на уроке.

Показать  на пиктограмму. Дети называют, что  обозначает пиктограмма. Затем появляется подпись - все читают.

- Послушайте, что будем делать сначала.  Будем проверять домашнее задание.

Все подчеркнутые фразы учитель говорит за экраном.

- Послушайте, что будем делать потом. Будем ... (проверять свою работу, считать устно, изучать новую тему, выполнять задания, проверять работы друг друга).

Учитель предъявляет фразы в нужном порядке, учащиеся слушают и выбирают подходящую фразу из ряда предложенных.

3. Проверка домашнего  задания.

- Будем проверять домашнее задание.

- Что было задано по математике?

Выполнение  заданий на карточках (таблица умножения 5 и 6).

- Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание).

- Будем проверять свою работу.   

 Самопроверка.

- Что мы делали? (Мы проверяли свою работу).

Слайд 3.

4. Устный счёт.                  

- Сегодня  к нам на урок пришли гости.  Вы знаете их? Кто это?

Кота  зовут Том, а мышку - Джерри.

- Послушайте, что будем делать. Будем считать устно.

Учащиеся  повторяют фразу.

- Кот  Том приготовил для вас примеры.

- Какое  действие первое?

- Сколько  получится?

Слайд 4.

- Джерри  предлагает подумать.           

Сколько хвостов у котов?

Сколько лап?

Сколько ушей?

При выполнении задания учащиеся применяют знание таблицы умножения.

- Что мы делали? (Мы считали устно).

Слайд 5.

5. Сообщение темы.                  

- Будем изучать новую тему.

Учащиеся  повторяют фразу.

- Какая тема урока?

Учащиеся  или высказывают свои предположения, или задают вопрос учителю.

Варианты  высказываний учащихся:

Я думаю, тема урока ...

Я не знаю, какая тема урока.

Скажите, пожалуйста, какая тема урока.

- Тема  урока - "Порядок действий".

Слайд 6.

6. Объяснение темы.                    

- Подумайте, какое действие первое в примере 4+5·4=24?

- Объясните,  почему вы так думаете. 

Учащиеся  пробуют варианты порядка выполнения  действий, приходят к выводу, что первое действие - умножение. Аналогично рассматриваются еще два примера.

6·5-10=20

15-5·2=5

Наглядное  подтверждение рассуждений появляется на слайде. 

- Ребята, посмотрите еще раз на все  примеры. Какой вывод можно  сделать?

Вывод:

В примерах без скобок первое действие ...(умножение).

- Вы  сделали правильный вывод.

Слайд 7.

7. Физминутка.                            

- Будем играть.

Учащиеся  повторяют фразу.

- Будем  работать с «маленьким учителем».  Игра называется «Куда?»  

«Маленький  учитель» говорит, в каком направлении  нужно двигаться. Учащиеся выполняют  команды. Сначала темп медленный, затем - все быстрее.

Вверх - подняться на носочки, руками потянуться вверх;

вниз - присесть на корточки;

Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха