Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62
ПРИЛОЖЕНИЕ
6
а)
б)
- Положите три красных кружка, а ниже положите 5 синих кружков. Сколько всего кружков вы положили?
|
3 | |
|
5 3+5= 8 |
- Положите
6 квадратов, а теперь 2 уберите. Сколько
осталось квадратов?
6 -2 = 4
- Положите три круга, а внизу положите
на 2 квадрата больше. Сколько вы положили
квадратов? Как вы выкладывали квадраты?
3+2=5
-
Положите 5 квадратов. Ниже положите 3 круга.
Чего больше? На сколько больше? Как вы
догадались?
5- 3 = 2
в)
- На ветке сидело 8 птичек (положите 8 палочек), 3 птички улетели (отодвинули 3 палочки). Сколько птичек осталось? Какое действие выберем? (Отодвинули, значит, «вычитание»)
8-3=5 (пт.)
- У Коли 5 машинок
(положите 5 квадратиков), а у Сережи на
две машинки меньше (выложите машинки
Сережи кружочками.) Сколько машинок у
Сережи? Какое действие выберем? Почему?
(Мы закрыли два квадрата, а сколько осталось
– столько выложили кружков. Убрали 2 квадрата,
значит, выполнили действие «вычитание»).
5-2=3 (м.)
Учим правило «На… меньше
– делаем вычитание»
- У Кати 6 красных шаров (выкладываем 6
красных кружков) и 4 синих (выкладываем
внизу 4 синих кружка). На сколько у Кати
красных шаров больше, чем синих?
- Как найдем на сколько больше красных
шаров? (Нужно из красных отодвинуть столько,
сколько синих, узнаем на сколько больше
красных шаров).
- Какое действие выберем? (Мы отодвинули
шары, значит, действие «вычитание»).
Учим правило «Чтобы сравнить, на сколько
одно число больше другого, нужно из большего
числа вычесть меньшее».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
а)
б)
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
а)
Цель урока: Обучение решению простых арифметических задач.
Задачи:
Форма урока: Урок-путешествие.
Оснащение урока: Слайды, картинки героев мультфильма “Смешарики”, карточки с числами от 1 до 10, игрушки.
|
б)
Математика
Цель урока: познакомить учащихся с правилом выполнения арифметических действий в выражениях, содержащих два действия без скобок; совершенствовать вычислительные навыки; формировать навыки само- и взаимоконтроля; развивать мыслительные операции, эмоциональную сферу; развивать речевой слух и речь учащихся, создавать условия для автоматизации произносительных навыков; воспитывать интерес к урокам математики.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 6
Используемые учебники и учебные пособия:
Слезина Н.Ф. Математика. Учебник для 2 класса школ глухих. - М.: Просвещение, 1988.
Используемая методическая литература:
1. Перова
М.Н. Методика преподавания
2. Сухова В.Б. Обучение математике в подготовительном - IV классах школ для глухих и слабослышащих детей. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.
Используемое оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные слуховые аппараты;
карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы.
Используемые ЦОР:
Презентация к уроку "Порядок действий".
Краткое описание:
На уроке
учащиеся знакомятся с новым видом
выражений и правилами
Ход урока.
Слайд 1.
1.
Оргмомент.
- Сейчас развитие речи? (Нет, сейчас математика).
Слайд 2.
2. Составление плана урока.
- Посмотрите, что будем делать на уроке.
Показать на пиктограмму. Дети называют, что обозначает пиктограмма. Затем появляется подпись - все читают.
- Послушайте, что будем делать сначала. Будем проверять домашнее задание.
Все подчеркнутые фразы учитель говорит за экраном.
- Послушайте, что будем делать потом. Будем ... (проверять свою работу, считать устно, изучать новую тему, выполнять задания, проверять работы друг друга).
Учитель предъявляет фразы в нужном порядке, учащиеся слушают и выбирают подходящую фразу из ряда предложенных.
3. Проверка домашнего задания.
- Будем проверять домашнее задание.
- Что было задано по математике?
Выполнение заданий на карточках (таблица умножения 5 и 6).
- Что мы делали? (Мы проверяли домашнее задание).
- Будем проверять свою работу.
Самопроверка.
- Что мы делали? (Мы проверяли свою работу).
Слайд 3.
4. Устный счёт.
- Сегодня к нам на урок пришли гости. Вы знаете их? Кто это?
Кота зовут Том, а мышку - Джерри.
- Послушайте, что будем делать. Будем считать устно.
Учащиеся повторяют фразу.
- Кот
Том приготовил для вас
- Какое действие первое?
- Сколько получится?
Слайд 4.
- Джерри
предлагает подумать.
Сколько хвостов у котов?
Сколько лап?
Сколько ушей?
При выполнении задания учащиеся применяют знание таблицы умножения.
- Что мы делали? (Мы считали устно).
Слайд 5.
5.
Сообщение темы.
- Будем изучать новую тему.
Учащиеся повторяют фразу.
- Какая тема урока?
Учащиеся или высказывают свои предположения, или задают вопрос учителю.
Варианты высказываний учащихся:
Я думаю, тема урока ...
Я не знаю, какая тема урока.
Скажите, пожалуйста, какая тема урока.
- Тема урока - "Порядок действий".
Слайд 6.
6.
Объяснение темы.
- Подумайте, какое действие первое в примере 4+5·4=24?
- Объясните, почему вы так думаете.
Учащиеся пробуют варианты порядка выполнения действий, приходят к выводу, что первое действие - умножение. Аналогично рассматриваются еще два примера.
6·5-10=20
15-5·2=5
Наглядное подтверждение рассуждений появляется на слайде.
- Ребята, посмотрите еще раз на все примеры. Какой вывод можно сделать?
Вывод:
В примерах без скобок первое действие ...(умножение).
- Вы сделали правильный вывод.
Слайд 7.
7.
Физминутка.
- Будем играть.
Учащиеся повторяют фразу.
- Будем
работать с «маленьким
«Маленький учитель» говорит, в каком направлении нужно двигаться. Учащиеся выполняют команды. Сначала темп медленный, затем - все быстрее.
Вверх - подняться на носочки, руками потянуться вверх;
вниз - присесть на корточки;
Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха