Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62

Работа содержит 1 файл

Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха.doc

— 648.50 Кб (Скачать)

влево - передвигаться боком влево;

вправо - передвигаться боком вправо;

вперед - идти вперед;

назад - идти назад.

Слайд 8.

- А теперь зарядка для глаз.          

Учащиеся  следят глазами за появляющимися  фигурами. В моменты мигания фигур  закрывают и открывают глаза.

- Что мы делали? (Мы играли).

Слайд 9.

8. Фронтальная работа  по теме.           

- Будем выполнять задания.

Учащиеся  повторяют фразу.

Слайд 10.

- Кот  Том приготовил для вас примеры. 

Решение примеров у доски (с объяснением).

Например: 20+6 · 4.

Первое  действие - умножение, второе действие - сложение. 6 умножить на 4, будет 24. К 20 прибавить 24, получится 44.

Слайд 11.

9. Индивидуальная работа по теме.       

- Будете  решать примеры самостоятельно.

- Что  делали? (Мы решали примеры самостоятельно).

- Будем проверять работы друг друга.

Учащиеся  повторяют фразу.   

 Взаимопроверка.

- У тебя (у Вовы) есть ошибки? Сколько ошибок?

Варианты  высказываний учащихся:

У Вовы нет ошибок.

У ... одна ошибка.

Я (Вова) ошибся.

Я исправил ошибку.

У меня нет ошибок.

10. Итог урока.

Слайд 12.

Домашнее  задание.    

- Прочитайте  домашнее задание.  

Выяснение понимания выполнения задания.

Слайд 13.

Рефлексия.

- А сейчас, ребята, подумайте, что нового  вы узнали на уроке? Что вам  понравилось?

Варианты  высказываний учащихся:

Я узнал(а), что ...

Мне понравилось ...

Слайд 14.

- Давайте вспомним, что мы делали  на уроке?

Учащиеся  отвечают, вспоминая пиктограммы.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

- Ребята, вы хорошо работали. Наши гости  говорят вам: «Спасибо за урок!»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тезаурус:  

Арифметическая  задача — это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.

Дети  с ограниченными  возможностями  (дети с нарушениями психофизического развития, дети с особенностями психофизического развития, дети с особыми потребностями) — дети, имеющие значительные отклонения от нормального психофизического развития и вследствие этого нуждающиеся в дополнительных образовательных услугах, в специальных условиях обучения и воспитания.

Диагностика (педагогическая) — процесс определения результатов деятельности учащихся и учителя с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.

Жестовый  язык — предмет изучения неслышащих (глухих) детей,  основан на системе жестового обучения. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих, представляет собой самобытную лингвистическую систему, отличающуюся своеобразной лексикой и грамматикой. Жестовый язык признается многими сурдопедагогами в качестве основного средства педагогического процесса в обучении глухих.

Знания  — результат познавательной деятельности человека, сведения об окружающем мире, отраженные в сознании в виде представлений, понятий, суждений.

Индивидуальное  обучение — форма (в том числе и занятия) организации психолого-педагогической помощи ребенку, при которой осуществляется развитие, обучение, воспитание вне детского коллектива (на дому) с учетом индивидуальных образовательных потребностей и способностей.

Инновационный процесс — комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Информационная  технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.

Компетенция—  круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, позволяющими успешно решать поставленные задачи и осуществлять в данной области деятельность.

Компьютерные  технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.

Коррекция—  исправление или ослабление имеющихся нарушений у лиц с особенностями психофизического развития. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы с этими детьми, которая осуществляется с учетом имеющихся отклонений и индивидуальных особенностей ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается нарушение.

  Личностно ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности   ученика, исходящее из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Личность  — набор характеристик, которые проявляются при общении с другими людьми; способности, привычки и другие качества, которые отличают одного человека от других. Личность — социализированный человек, усвоивший нормы и правила поведения в обществе и умеющий ими пользоваться. Личность — это субъект социальных отношений.

Методика  в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».

Метод — способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).

Модель — образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса.

Навыки  — действия, отдельные операции, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения.

Обучение  специальное — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение коррекционно-образовательных задач, в результате которой исправляются или ослабевают недостатки психофизического развития учащихся и они овладевают знаниями, умениями и навыками, способами деятельности, развивают личностные качества.

Педагогическая  технология—  это содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса, направленная на систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, призванная оптимизировать систему взаимодействия всех субъектов образовательной среды.

Показатель  — характеристика свойств и состояний объектов и процессов, на основе их количественного и качественного анализа можно судить о проявляющихся через них процессах.

Простая  арифметическая  задача - задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие.

Развитие  — процесс внутреннего изменения ученика, обеспечивающий реализацию его потенциальных возможностей и способностей.

Реабилитация— процесс и система медицинских, психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление нарушенных физиологических и психических функций организма и возвращение человека в продуктивную социальную жизнь в пределах его психофизических возможностей.

Рефлексия— мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, отношений и др.

Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.

Ситуация  успеха — сочетание условий и обстоятельств, благоприятствующих определенным достижениям учащихся.

Слабослышащие  дети – дети  с  частичной  недостаточностью  слуха, приводящей  к  нарушению  речевого  развития; к  этой  группе  относятся  дети  со  снижением  слуха  от  15-20 дБ  до  75  дБ; в  отличии от  глухих, С.д. обладают  таким слухом  который позволяет им  на  основе  слухового восприятия  речи  окружающих  накопить  минимальный запас слов, хотя  и не  полноценных по  своему  фонетическому оформлению.

Совместная  деятельность — организованное взаимодействие индивидов, направленное на достижение определенного результата.

Специальное образование — дошкольное, общее базовое и общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование лиц с особенностями психофизического развития, для получения которого создаются специальные условия обучения и воспитания, в том числе используются специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, создается адаптированная среда жизнедеятельности и оказываются коррекционные услуги.

Специальное учреждение образования — учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.

Средство обучения — любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя, является носителем информации и инструментом деятельности учителя и учащихся. Пример: рабочая тетрадь, учебник, компьютер.

Фреймовая  технология -объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.

Фрейм (в  переводе с англ.) – это сооружение, строение, остов, скелет, костяк, каркас, сруб, структура, система,  рама, станина, корпус, решетчатая система ( framework – каркас). «Фреймовый подход» к организации знаний обеспечивает свертывание (сжатие) и компактное представление информации.

Цель (педагогическая) — предвосхищаемый результат обучения, воспитания; предметная проекция будущего. 
 

Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха