Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62
влево - передвигаться боком влево;
вправо - передвигаться боком вправо;
вперед - идти вперед;
назад - идти назад.
Слайд 8.
- А теперь зарядка для глаз.
Учащиеся следят глазами за появляющимися фигурами. В моменты мигания фигур закрывают и открывают глаза.
- Что мы делали? (Мы играли).
Слайд 9.
8. Фронтальная работа по теме.
- Будем выполнять задания.
Учащиеся повторяют фразу.
Слайд 10.
- Кот
Том приготовил для вас
Решение примеров у доски (с объяснением).
Например: 20+6 · 4.
Первое действие - умножение, второе действие - сложение. 6 умножить на 4, будет 24. К 20 прибавить 24, получится 44.
Слайд 11.
9. Индивидуальная работа по теме.
- Будете решать примеры самостоятельно.
- Что делали? (Мы решали примеры самостоятельно).
- Будем проверять работы друг друга.
Учащиеся повторяют фразу.
Взаимопроверка.
- У тебя (у Вовы) есть ошибки? Сколько ошибок?
Варианты высказываний учащихся:
У Вовы нет ошибок.
У ... одна ошибка.
Я (Вова) ошибся.
Я исправил ошибку.
У меня нет ошибок.
10. Итог урока.
Слайд 12.
Домашнее задание.
- Прочитайте
домашнее задание.
Выяснение понимания выполнения задания.
Слайд 13.
Рефлексия.
- А сейчас, ребята, подумайте, что нового вы узнали на уроке? Что вам понравилось?
Варианты высказываний учащихся:
Я узнал(а), что ...
Мне понравилось ...
Слайд 14.
- Давайте вспомним, что мы делали на уроке?
Учащиеся отвечают, вспоминая пиктограммы.
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
- Ребята,
вы хорошо работали. Наши гости
говорят вам: «Спасибо за урок!
Тезаурус:
Арифметическая задача — это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.
Дети с ограниченными возможностями (дети с нарушениями психофизического развития, дети с особенностями психофизического развития, дети с особыми потребностями) — дети, имеющие значительные отклонения от нормального психофизического развития и вследствие этого нуждающиеся в дополнительных образовательных услугах, в специальных условиях обучения и воспитания.
Диагностика (педагогическая) — процесс определения результатов деятельности учащихся и учителя с целью анализа, оценивания и корректировки обучения.
Жестовый язык — предмет изучения неслышащих (глухих) детей, основан на системе жестового обучения. Жестовая речь является основным средством межличностного общения глухих, представляет собой самобытную лингвистическую систему, отличающуюся своеобразной лексикой и грамматикой. Жестовый язык признается многими сурдопедагогами в качестве основного средства педагогического процесса в обучении глухих.
Знания — результат познавательной деятельности человека, сведения об окружающем мире, отраженные в сознании в виде представлений, понятий, суждений.
Индивидуальное обучение — форма (в том числе и занятия) организации психолого-педагогической помощи ребенку, при которой осуществляется развитие, обучение, воспитание вне детского коллектива (на дому) с учетом индивидуальных образовательных потребностей и способностей.
Инновационный процесс — комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио – и видео средства, компьютеры) для работы с информацией.
Компетенция— круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом, позволяющими успешно решать поставленные задачи и осуществлять в данной области деятельность.
Компьютерные технологии – это вспомогательные средства в процессе обучения, так как передача информации – это не передача знаний.
Коррекция— исправление или ослабление имеющихся нарушений у лиц с особенностями психофизического развития. Коррекционная направленность характерна для всей учебно-воспитательной работы с этими детьми, которая осуществляется с учетом имеющихся отклонений и индивидуальных особенностей ребенка. Чем раньше начата коррекционно-воспитательная работа, тем успешнее преодолевается нарушение.
Личностно ориентированное образование — образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходящее из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.
Личность — набор характеристик, которые проявляются при общении с другими людьми; способности, привычки и другие качества, которые отличают одного человека от других. Личность — социализированный человек, усвоивший нормы и правила поведения в обществе и умеющий ими пользоваться. Личность — это субъект социальных отношений.
Методика в образовании — описание конкретных приёмов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; «собирание правил воспитательной деятельности».
Метод — способ достижения цели, решение конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Моделирование - одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования - как теоретический (при котором используются различного рода знаковые, абстрактные модели), так и экспериментальный (использующий предметные модели).
Модель — образец, схема или изображение какого-либо предмета или процесса.
Навыки — действия, отдельные операции, доведенные до автоматизма в результате многократного повторения.
Обучение специальное — совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, направленная на решение коррекционно-образовательных задач, в результате которой исправляются или ослабевают недостатки психофизического развития учащихся и они овладевают знаниями, умениями и навыками, способами деятельности, развивают личностные качества.
Педагогическая технология— это содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса, направленная на систематическое и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, призванная оптимизировать систему взаимодействия всех субъектов образовательной среды.
Показатель — характеристика свойств и состояний объектов и процессов, на основе их количественного и качественного анализа можно судить о проявляющихся через них процессах.
Простая арифметическая задача - задача, для решения которой надо выполнить один раз арифметическое действие.
Развитие — процесс внутреннего изменения ученика, обеспечивающий реализацию его потенциальных возможностей и способностей.
Реабилитация— процесс и система медицинских, психологических, педагогических и профессиональных мер, направленных на восстановление нарушенных физиологических и психических функций организма и возвращение человека в продуктивную социальную жизнь в пределах его психофизических возможностей.
Рефлексия— мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, отношений и др.
Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство.
Ситуация успеха — сочетание условий и обстоятельств, благоприятствующих определенным достижениям учащихся.
Слабослышащие дети – дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития; к этой группе относятся дети со снижением слуха от 15-20 дБ до 75 дБ; в отличии от глухих, С.д. обладают таким слухом который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонетическому оформлению.
Совместная деятельность — организованное взаимодействие индивидов, направленное на достижение определенного результата.
Специальное образование — дошкольное, общее базовое и общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование лиц с особенностями психофизического развития, для получения которого создаются специальные условия обучения и воспитания, в том числе используются специальные образовательные программы и методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, специальные учебники и учебные пособия, создается адаптированная среда жизнедеятельности и оказываются коррекционные услуги.
Специальное учреждение образования — учреждение образования, созданное для обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития.
Средство обучения — любое устройство, которое эффективно обучает в отсутствие учителя, является носителем информации и инструментом деятельности учителя и учащихся. Пример: рабочая тетрадь, учебник, компьютер.
Фреймовая технология -объективная инновация, вызванная необходимостью интенсифицировать учебный процесс, так как с ускорением научно-технического прогресса увеличиваются темпы накопления знаний и роста информации.
Фрейм (в переводе с англ.) – это сооружение, строение, остов, скелет, костяк, каркас, сруб, структура, система, рама, станина, корпус, решетчатая система ( framework – каркас). «Фреймовый подход» к организации знаний обеспечивает свертывание (сжатие) и компактное представление информации.
Цель
(педагогическая) — предвосхищаемый
результат обучения, воспитания; предметная
проекция будущего.
Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха