Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа
Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.
ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62
Курсовая
работа
Обучение
решению простых арифметических
задач учащихся с нарушением
слуха
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ______________________
ГЛАВА
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
МАТЕМАТИКЕ____________________
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль
решения задач_________________________
1.3. Классификация
простых задач_________________
1.4. Первоначальное
ознакомление учеников первого класса
с простыми задачами и приемами их решения_______________________
1.4.1. Подготовительная
работа к решению задач________
1.4.2. Работа
над содержанием задачи._______
1.4.3. Решение простых
задач. Задачи на уменьшение и нахождение
разности______________________
1.4.4. Решение простых
задач на нахождение неизвестного уменьшаемого
и вычитаемого___________________
ГЛАВА
2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ
АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ЗАДАЧ_________________________
2.1. Исследование
проблемы при обучении простым
арифметическим задачам учащихся
с нарушением слуха_________________________
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод
моделирования при обучении решения
простых арифметических задач_________________________
2.2.2. Обучение
решению простых арифметических
задач детей с нарушением слуха с использованием
фреймовых технологий____________________
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ_________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
______________________________
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК________________________
ПРИЛОЖЕНИЯ____________________
ТЕЗАУРУС______________________
Введение
Велико значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям чуть ли не с пеленок.
Арифметика
возникла из повседневной практики, из
жизненных нужд людей в их трудовой
деятельности. Арифметика развивалась
медленно и долго.
В настоящее время в связи с дифференциацией
процесса обучения, введением профильных
образовательных систем актуальной становится
проблема разработки соответствующих
программ обучения. Существующие традиционные
программы и учебники по математике для
начальной школы перестали удовлетворять
потребностям не только специализированной
начальной школы, но и обычной системы
начального образования. Содержание этих
программ во многом устарело, оно не учитывает
тех, безусловно, интересных эффективных
наработок в области педагогики, психологии
и частных методик, которые уже вошли в
практику многих учителей. В связи с этим
представляется необходимой разработка
усовершенствованных вариантов традиционных
программ по математике с учетом этих
наработок [7].
Анализ литературы (М.А. Бантова [3], М.И. Моро [15], С.Е. Царева [28] и др.) показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов. Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (С.Е. Царева [28], М.А. Бантова [3] и др.) обращают особое внимание на последний этап - работе с задачей после её решения. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи. Многие авторы (Н.Б.Истомина [11], М.И. Моро [15] С.Е.Царева [29]) считают, что в процессе составления задач ученики начинают осознавать не только задачную ситуацию, не только связи между величинами, но и сам процесс решения задачи.
Исследования А.П. Дьячкова [5], И.М. Соловьева, Т.В. Розановой, Н.Ф. Слезиной [21], В. Б. Суховой [24], внесли огромней вклад в разработку проблем психологии и методики обучения учащихся с нарушением слуха решению арифметических задач. Однако мысль, высказанная Т.В. Розановой пятнадцать лет назад о том, что «решение задач глухими детьми — предмет непрестанных волнений и раздумий педагогов» — актуальна и сегодня. Причина такого положения, на наш взгляд, кроется в том, что, во-первых, педагоги еще недостаточно используют выявленные возможности развития мышления и речи детей с нарушением слуха, а во-вторых, проблема обучения детей с нарушением слуха решению арифметических задач столь сложна и многогранна, что до сих пор остается недостаточно разработанной.
Было установлено (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова), что проявление специфики мыслительной деятельности учащихся с нарушением слуха, особенностей соотношения мышления и речи, степень развития основных речевых функций четко обнаруживается в процессе овладения математическими знаниями, умениями и навыками, в частности, при решении простых арифметических задач.
В организации обучения учащихся с нарушением слуха особое значение приобретает коррекционная направленность учебного процесса, когда учитываются не только особенности субъекта деятельности, но и специфика учебного материала.
В
ряде работ (А.М. Гольдберг, П.Г. Морозова,
А.Ф. Понгильская и др.) показано,
что у детей с нарушением
слуха развитие понимания опережает возможность
выражения понятого содержания словесной
речью. Toгдa выражение осуществляется
средствами жестко -мимической речи и
с помощью естественных жестов (А.И. Дьячков,
П.А. Михаленкова, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова
и др.).
Гипотеза:
процесс обучения решению простых
арифметических задач будет эффективным
при реализации оптимальных методов обучения.
Объект
исследования: обучение детей
с нарушением слуха решению
простых арифметических задач.
Предмет
исследования: особенность обучения
детей с нарушением слуха простым
арифметическим задачам.
Цель
исследования: Выявление оптимальных
методов формирования умений учащихся
решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить
опыт работы при обучению
решения простых арифметических
задач детей с нарушением
слуха.
Методы:
Анализ
психологической, педагогической, методической
литературы по теме, изучение педагогического
опыта, наблюдение за деятельностью учеников
при решении задач; беседы с учителями
и учениками.
ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
1.1. Арифметическая задача. Виды арифметических задач
Арифметические
задачи в курсе математики в начальной
школе занимают значительное место.
Почти половина времени на уроках
математики отводится решению задач.
Это объясняется большой
Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. В этом случае они служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию[1].
При решении задач у школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
В начальном обучении, отмечает И.А. Зимняя [8], математике велика роль арифметических задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами. Существуют простые и составные задачи. Задачи, которые решаются в одно действие называются простыми задачи, решающиеся в два и более - составные.
В
окружающей нас жизни возникает
множество таких жизненных
Каждая задача имеет
условие и вопрос. В условии задачи указываются
связи между данными числами, а также между
данными и искомым; эти связи и определяют
выбор соответствующих арифметических
действий. Вопрос указывает, какое число
является искомым.
Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить .арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.
Все арифметические задачи можно разбить на две группы: простые задачи, решаемые одним арифметическим действием, и составные задачи, которые состоят из двух и более простых задач. Решение задач является неотъемлемой частью процесса обучения арифметике. Решение простых арифметических задач является одним из средств, содействующих изучению детьми арифметических действий. К изучению каждого из четырех арифметических действий дети подходят от операций со множествами предметов, а от них — к арифметическим действиям над числами.
Первоначальное решение простых задач является важным этапом в переходе от операций над конкретными множествами к арифметическим действиям над натуральными числами: при решении задач ученики имеют дело не с группами реальных предметов, а с представлениями об этих предметах, которые они могут объединять или разъединять только мысленно при помощи воображения.
При решении различных видов простых задач дети осознают смысл арифметических действий; они узнают, в каких случаях применяется то или другое арифметическое действие.
Различные случаи применения арифметических действий усваиваются детьми сначала при решении простых задач, а затем закрепляются при решении задач в два и более действий, то есть составных задач.
Решение задач позволяет изучение арифметики связать с жизнью, с окружающей ребенка действительностью, дает возможность детям узнать, какие количественные изменения происходят в жизни[7].
В
содержание задач входят числовые данные,
характеризующие успехи нашей страны.
Решая задачи, дети получают сведения
о том, как развивается хозяйство
и культура колхоза, района. Они узнают
о достижениях в области
Вместе с тем решение задач из учебника арифметики, а также составленных учителем и самими детьми подготовляет детей к решению задач, которые им придется решать в их будущей практической деятельности.
Решая задачи, ученики закрепляют умения выполнять устные и письменные вычисления, которые при этом приобретают в глазах учеников смысл.
Упражняясь, начиная с I класса, в составлении задач по данному примеру, а затем составляя числовые формулы решения задач в два-три действия, ученики устанавливают связь между задачами и примерами, учатся рассматривать пример как запись решения задачи, а решение составной задачи представлять в виде числовой формулы[7].
Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха