Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать простые арифметические задачи.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого – педагогическую литературу по исследуемому вопросу.
2. Охарактеризовать эффективные формы и методы обучения решению простых арифметических задач.
3.Изучить опыт работы при обучению решения простых арифметических задач детей с нарушением слуха.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5
1.1 Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5
1.2 Роль решения задач______________________________________________7
1.3. Классификация простых задач____________________________________8
1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11
1.4.1. Подготовительная работа к решению задач________________________13
1.4.2. Работа над содержанием задачи._________________________________13
1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17
1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18
ГЛАВА 2. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРОСТЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ__________________________20
2.1. Исследование проблемы при обучении простым арифметическим задачам учащихся с нарушением слуха_______________________________20
2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24
2.2.1. Метод моделирования при обучении решения простых арифметических задач______________________________________________27
2.2.2. Обучение решению простых арифметических задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28
2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха при решении простых арифметических задач________30
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ_________________________________________ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37
ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39
ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62

Работа содержит 1 файл

Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха.doc

— 648.50 Кб (Скачать)
 
 

Курсовая  работа 

Обучение  решению  простых  арифметических  задач  учащихся  с  нарушением  слуха 
 
 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_______________________________________________________3

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ___________________________________________________5

1.1  Арифметическая задача. Виды арифметических задач_________________5

1.2  Роль решения задач______________________________________________7

1.3. Классификация  простых задач____________________________________8

1.4. Первоначальное ознакомление учеников первого класса с простыми задачами и приемами их решения_____________________________________11

1.4.1. Подготовительная  работа к решению задач________________________13

1.4.2. Работа  над содержанием задачи._________________________________13

1.4.3. Решение простых задач. Задачи на уменьшение и нахождение разности___________________________________________________________17

1.4.4. Решение простых задач на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого_______________________________________________________18

ГЛАВА 2. ОБЩИЕ  ВОПРОСЫ  МЕТОДИКИ  ОБУЧЕНИЯ  РЕШЕНИЮ  ПРОСТЫХ  АРИФМЕТИЧЕСКИХ  ЗАДАЧ__________________________20

2.1. Исследование  проблемы  при  обучении  простым арифметическим  задачам учащихся  с нарушением  слуха_______________________________20

2.2. Методика обучения решению арифметических задач_________________24

2.2.1. Метод моделирования при обучении  решения простых арифметических  задач______________________________________________27

2.2.2. Обучение решению простых  арифметических  задач детей с нарушением слуха с использованием фреймовых технологий________________________28

2.2.3. Использование компьютерных технологий в обучении детей с нарушением слуха  при  решении  простых  арифметических  задач________30

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ_________________________________________ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ___________________________________________________36

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК_________________________________37

ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________________39

ТЕЗАУРУС_______________________________________________________62 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Велико  значение математики в повседневной жизни человека. Без счета, без  умения правильно складывать, вычитать,  умножать и делить числа немыслимо развитие человеческого общества. Четыре арифметических действия, правила устных и письменных вычислений изучаются, начиная с начальных классов, а устный счет сейчас предлагается детям чуть ли не с пеленок.

    Арифметика  возникла из повседневной практики, из жизненных нужд людей в их трудовой деятельности. Арифметика развивалась медленно и долго.  
В настоящее время в связи с дифференциацией процесса обучения, введением профильных образовательных систем актуальной становится проблема разработки соответствующих программ обучения. Существующие традиционные программы и учебники по математике для начальной школы перестали удовлетворять потребностям не только специализированной начальной школы, но и обычной системы начального образования. Содержание этих программ во многом устарело, оно не учитывает тех, безусловно, интересных эффективных наработок в области педагогики, психологии и частных методик, которые уже вошли в практику многих учителей. В связи с этим представляется необходимой разработка усовершенствованных вариантов традиционных программ по математике с учетом этих наработок [7].

    Анализ  литературы (М.А. Бантова [3], М.И. Моро [15], С.Е. Царева [28] и др.) показывает, что работа над задачей состоит из нескольких этапов. Каждый этап требует своего методического решения. Многие авторы (С.Е. Царева [28], М.А. Бантова [3] и др.) обращают особое внимание на последний этап - работе с задачей после её решения. Часто предлагается использовать такой приём работы, как составление и преобразование задачи. Многие авторы (Н.Б.Истомина [11], М.И. Моро [15] С.Е.Царева [29]) считают, что в процессе составления задач ученики начинают осознавать не только задачную ситуацию, не только связи между величинами, но и сам процесс решения задачи.

       Исследования А.П. Дьячкова [5], И.М. Соловьева, Т.В. Розановой, Н.Ф. Слезиной [21], В. Б. Суховой [24], внесли огромней вклад в разработку проблем психологии и методики обучения учащихся с  нарушением  слуха решению арифметических задач. Однако мысль, высказанная Т.В. Розановой пятнадцать лет назад о том, что «решение задач глухими детьми — предмет непрестанных волнений и раздумий педагогов» — актуальна и сегодня. Причина такого положения, на наш взгляд, кроется в том, что, во-первых, педагоги еще недостаточно используют выявленные возможности развития мышления и речи детей  с нарушением  слуха, а во-вторых, проблема обучения детей с нарушением  слуха решению арифметических задач столь сложна и многогранна, что до сих пор остается недостаточно разработанной.

        Было установлено (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова), что проявление специфики мыслительной деятельности   учащихся  с нарушением  слуха, особенностей соотношения мышления и речи, степень развития основных речевых функций четко обнаруживается в процессе овладения математическими знаниями, умениями и навыками, в частности, при решении простых арифметических задач.

    В организации обучения учащихся с нарушением  слуха особое значение приобретает коррекционная направленность учебного процесса, когда учитываются не только особенности субъекта деятельности, но и специфика учебного материала.

    В ряде работ (А.М. Гольдберг, П.Г. Морозова, А.Ф. Понгильская и др.) показано, что у детей  с нарушением  слуха развитие понимания опережает возможность выражения понятого содержания словесной речью. Toгдa выражение осуществляется средствами жестко -мимической речи и с помощью естественных жестов (А.И. Дьячков, П.А. Михаленкова, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова и др.). 

Гипотеза: процесс обучения  решению простых арифметических  задач будет эффективным при реализации оптимальных методов обучения. 

Объект  исследования:  обучение  детей  с  нарушением  слуха решению  простых  арифметических задач. 

Предмет  исследования: особенность  обучения  детей  с  нарушением  слуха простым  арифметическим  задачам. 

Цель исследования: Выявление оптимальных методов формирования умений учащихся решать  простые арифметические задачи. 

Задачи исследования:

    1. Проанализировать  психолого – педагогическую   литературу    по исследуемому  вопросу.

    2. Охарактеризовать  эффективные  формы  и методы  обучения  решению простых арифметических  задач.

    3.Изучить   опыт  работы  при  обучению  решения  простых  арифметических  задач   детей  с  нарушением  слуха.              

Методы:

Анализ  психологической, педагогической, методической литературы по теме, изучение  педагогического опыта, наблюдение за деятельностью учеников при решении  задач; беседы с учителями и учениками. 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА 1.

    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

    1.1. Арифметическая задача. Виды арифметических задач

    Арифметические  задачи в курсе математики в начальной  школе занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной, образовательной и развивающей ролью, которую они играют в процессе обучения младших школьников.

    Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей. В этом случае они служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию[1].

    При решении задач у школьников развивается  произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

    В начальном обучении, отмечает И.А. Зимняя [8], математике велика роль арифметических задач. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию их логического мышления. Большое значение имеет решение задач и в воспитании личности учащегося. Поэтому важно, чтобы учитель имел глубокие представления о текстовой задаче, о ее структуре, умел решать такие задачи различными способами. Существуют простые и составные задачи. Задачи, которые решаются в одно действие называются простыми задачи, решающиеся в два и более - составные.

    В окружающей нас жизни возникает  множество таких жизненных ситуаций, которые связаны с числами  и требуют выполнения арифметических действий над ними,— это задачи.   
       Каждая задача имеет условие и вопрос. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомым; эти связи и определяют выбор соответствующих арифметических действий. Вопрос указывает, какое число является искомым.

    Решить  задачу – значит раскрыть связи  между данными и искомым, заданные условием задачи, на основе чего выбрать, а затем выполнить .арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи. 

    Все арифметические задачи можно разбить на две группы: простые задачи, решаемые одним арифметическим действием, и составные задачи, которые состоят из двух и более простых задач. Решение задач является неотъемлемой частью процесса обучения арифметике. Решение простых арифметических задач является одним из средств, содействующих изучению детьми арифметических действий. К изучению каждого из четырех арифметических действий дети подходят от операций со множествами предметов, а от них — к арифметическим действиям над числами.

    Первоначальное  решение простых задач является важным этапом в переходе от операций над конкретными множествами к арифметическим действиям над натуральными числами: при решении задач ученики имеют дело не с группами реальных предметов, а с представлениями об этих предметах, которые они могут объединять или разъединять только мысленно при помощи воображения.

    При решении различных видов простых задач дети осознают смысл арифметических действий; они узнают, в каких случаях применяется то или другое арифметическое действие.

    Различные случаи применения арифметических действий усваиваются детьми сначала при  решении простых задач, а затем закрепляются при решении задач в два и более действий, то есть составных задач.

    Решение задач позволяет изучение арифметики связать с жизнью, с окружающей ребенка действительностью, дает возможность  детям узнать, какие количественные изменения происходят в жизни[7].

    В содержание задач входят числовые данные, характеризующие успехи нашей страны. Решая задачи, дети получают сведения о том, как развивается хозяйство  и культура колхоза, района. Они узнают о достижениях в области промышленности, сельского хозяйства, культурного строительства в стране. Это содействует воспитанию любви к Родине, воспитанию детей в духе патриотизма.

    Вместе  с тем решение задач из учебника арифметики, а также составленных учителем и самими детьми подготовляет детей к решению задач, которые им придется решать в их будущей практической деятельности.

    Решая задачи, ученики закрепляют умения выполнять устные и письменные вычисления, которые при этом приобретают  в глазах учеников смысл.

    Упражняясь, начиная с I класса, в составлении задач по данному примеру, а затем составляя числовые формулы решения задач в два-три действия, ученики устанавливают связь между задачами и примерами, учатся рассматривать пример как запись решения задачи, а решение составной задачи представлять в виде числовой формулы[7].

Информация о работе Обучение решению простых арифметических задач учащихся с нарушением слуха