Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:19, дипломная работа
Цель работы: выявление возможностей внедрения в российскую систему образования опыта обучения иностранному языку учащихся профильной школы Франции.
Объект исследования: системы образования России и Франции.
Предмет исследования: обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Профильное обучение в структуре системы образования РФ…8
1.1. Становление системы образования России………………………………...8
1.2. Раннее и среднее образование ……………………………………………..9
1.3. Становление профильной школы в России ……………………………..23
Глава II. Организация профильного обучения во Франции. Этапы развития образования во Франции…………………………………………..26
2.1. Пути становления образования…………………………………………….26
2.2. Раннее и среднее образование… …………………………………………27
2.3. Опыт организации профильного обучения … … ……………………..28
Глава III. Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции…………………………………………………………………………33
3.1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России……………………………………………………………33
3.2. Зарубежный опыт профильного обучения………………………………...37
3.3. Специфика обучения иностранному языку во Франции…………………………………………………………………………..39
3.4. Обучение иностранному языку в России………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….…65
Список использованной литературы…………………………………………...70
Данный
курс создан в соответствии с «Программой
по французскому языку для школ с
углубленным изучением
Его отличительной чертой является принципиально новая концепция, основанная на рекомендациях Совета Европы и органично соединившая опыт российских и зарубежных методистов. Впервые авторами поставлена цель подготовить старшеклассников к сдаче экзаменов на получение как общероссийского диплома, так и французского диплома DALF, дающего право продолжать свое образование во французских вузах.
В УМК реализуются современные требования к содержанию образования, а именно практическая направленность и деятельностный характер обучения.
Материалы курса направлены на комплексное обучение всем видам речевой деятельности, а также элементам перевода. На их основе формируются такие умения и навыки, как техника быстрого чтения, конспектирования, реферирования и др. Большая роль отводится самостоятельной работе и использованию современных образовательных технологий: обучение с использованием межпредметных связей, групповая работа, проектная деятельность, развивающее обучение. Актуальные и познавательные аутентичные тексты различных жанров и стилей отвечают возрастным интересам старшеклассников, что повышает мотивацию обучения. Разнообразные задания и упражнения позволяют организовать учебный процесс в форме деловой игры.
Для студентов филологических специальностей и учащихся старших классов школ с углубленным изучением французского языка выпущена книга Л. В. Беляевой.55
Пособие призвано помочь в изучении французского языка путем знакомства с оригинальными текстами. В хрестоматию вошли отрывки из произведений классиков французской литературы XIX-XX веков - Виктора Гюго, Проспера Мериме, Гюстава Флобера, Анатоля Франса и других.
Таким образом, изучение французского языка в России будет зависеть в дальнейшем от степени его распространенности в меняющемся мировом пространстве. Снижение частоты использования французского языка в международных организациях на сегодняшний день хорошо заметно. Хотя французский язык сохраняет позитивный имидж в мире, используется он все меньше и меньше. В ООН Агентство Франкофонии имеет статус наблюдателя с 1995 года. Тем не менее, английский язык занимает доминирующее место в качестве рабочего языка, хотя из 185 стран-членов ООН 56 являются участниками Франкофонии, и большая часть из них просит секретариат ООН вести общение с ними на французском языке. Малое использование французского зависит во многом от условий набора персонала (знание французского не является необходимым требованием), преобладания англоязычного окружения, и от бюджетных сокращений.
В ЕС французский язык является официальным языком. Будущее французского языка зависит от того, какое место он займет в изменяющемся ЕС. Присоединение к ЕС Финляндии, Австрии, Швеции еще более ослабило позиции французского, так как эти страны используют в качестве средства общения английский язык. Расширение ЕС приводит к невозможности соблюдать принцип Римского договора о том, что языки всех стран-членов являются официальными языками ЕС.
Известный
французский лингвист Р. Шодансон выдвинул
радикальное предложение: сохранить три
рабочих языка — английский, французский
и немецкий. По мнению бывшего премьер-министра
Франции Л. Жоспена, «внутри ЕС языковое
многообразие является одной из важнейших
задач. Именно от того, какое место займет
французский язык в Европе зависит то,
насколько он сохранит свою притягательную
силу в мире. Ни один язык не может стать
единственным языком общения в институтах
ЕС. Именно поэтому Франция ведет работу,
направленную на усиление французского
как рабочего языка».
Заключение
Итак, краткий обзор состояния образования в России вскрывает проблемы, которые необходимо решить в процессе модернизации средней и высшей школы в ближайшие годы. Очевидно, что при всякой модернизации образования возникает несколько проблем. Первая – сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая – если что-то полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то необходимо восстановить это. Третья – основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества.
Несмотря на состояние глубокого кризиса образования, из которого мы сегодня пытаемся выйти, в России много одарённых, талантливых людей. Способность русских людей к самоорганизации даёт возможность продвигаться им в жёстких социальных условиях к высокому уровню образованности и воспитанности. Сегодня множество российских семей отказывают себе во всём, лишь бы привить детям вкус к образованию, предоставить им достаточно разнообразный набор образовательных услуг, обеспечить всем необходимым для учёбы, дать попробовать свои силы и способности в разных сферах деятельности. Жизненная стратегия пострадавшего от либеральных реформ образованного слоя российского общества, согласно которой нереализованные знания и эрудиция могут быть вложены в детей, требует огромной самоотдачи, предельного физического и психического напряжения.
Что
касается проблем в структуре
и эффективности высшего
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур.
К
настоящему времени в российской
системе языкового образования
произошли значительные позитивные
изменения, как в организационном,
так и в содержательном аспектах.
Существенно изменился
Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.
Нами
была также рассмотрена французская
система профильного
После начальной школы французы в 11 лет поступают в колледж (college), который считается первой ступенью среднего образования. В колледже классы считаются в обратном порядке: ученик поступает в шестой класс, через четыре года заканчивает третий. Обучение в колледже разбито на три цикла.
Колледж выполняет двойную задачу:
1)
дает возможность получить
2)
ориентирует в выборе
Франция – одна из стран Европы, где на государственном уровне создана система профориентации школьников. Начиная с VI-V класса, все сведения об учащихся вносят в персональное досье, с помощью которого изучают личность учащегося, определяют его способности, склонности, уровень знаний. Важную роль отводят тестам, результаты фиксируют в обязательном порядке.
На основе анализа досье ученика совет класса выносит решение о его дальнейшем профессиональном пути.
В IV-III классе акцент делается на профориентационной работе. Она включает в себя вынесение рекомендации совета класса о дальнейшем пути образования, ознакомление с информацией об имеющихся возможностях продолжения учебы либо трудоустройства, а также в потребностях рынка труда.
К окончанию III – го класса совет определяет для каждого ученика так называемый «прогноз успеха» и дает указания по дальнейшей ориентации. Все эти материалы передаются родителям. Семья, в свою очередь, высказывая свои пожелания, формулирует окончательные выводы.
Лицей (lycee) - завершающее звено системы среднего образования и одновременно переходная ступень к высшему образованию. Профессионально-технический лицей является учебным заведением, дающим полное среднее образование, куда принимаются ученики колледжа после окончания 3-го общеобразовательного класса или в порядке исключения после 3-го подготовительного класса. Они зачисляются на 1-ый г. обучения для получения диплома о профессиональном образовании, либо на 1-ый цикл для получения свидетельства о профессиональном образовании.
В лицей принимаются ученики, сделавшие свой профессиональный выбор по окончании колледжа, и где через 3 года обучения они получат степень бакалавра или диплом техника. Можно выделить следующие типы лицеев в зависимости от выдаваемых дипломов:
Лицей – один тип общеобразовательной школы, которая дает право на поступление в высшие учебные заведения страны.
В отличие от российской французская система высшего образования более мобильна и гибка. Университетское образование делится на три цикла, по окончании каждого из которых студент получает соответствующий диплом. Во Франции существуют приравненные к университетам специализированные высшие школы Grandes ecoles (общее число - около 300), созданные по инициативе государственных властей и частных предпринимателей для подготовки специалистов в конкретных сферах экономической деятельности или чиновников. Так, высшие педагогические школы готовят преподавателей, Ecole Politechnique и Сен-Сир - инженеров и военных специалистов, Национальная школа управления (Ecole Normale) - высококвалифицированных государственных служащих. Специализированные высшие школы являются во Франции более престижными учебными заведениями, чем государственные университеты. В отличие от университетов, специализированные высшие школы имеют свои правила приема; во многих случаях при поступлении в такие школы проводятся вступительные экзамены. Наилучшие шансы - у обладателей аттестата ВАС, однако даже им нужно будет еще один-два года заниматься в специальных подготовительных классах (classes preparatoires), выдержав жесточайший конкурс.
Франция является активным участником создания единого европейского образовательного пространства и имеет обширные связи в международном академическом сообществе. При этом французские университеты и высшие школы являются экспортерами образовательных услуг, чему способствует признание французских дипломов о высшем образовании во всем мире.
Список использованной литературы
Источники
Информация о работе Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции