Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление возможностей внедрения в российскую систему образования опыта обучения иностранному языку учащихся профильной школы Франции.

Объект исследования: системы образования России и Франции.

Предмет исследования: обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Профильное обучение в структуре системы образования РФ…8

1.1. Становление системы образования России………………………………...8

1.2. Раннее и среднее образование ……………………………………………..9

1.3. Становление профильной школы в России ……………………………..23

Глава II. Организация профильного обучения во Франции. Этапы развития образования во Франции…………………………………………..26

2.1. Пути становления образования…………………………………………….26

2.2. Раннее и среднее образование… …………………………………………27

2.3. Опыт организации профильного обучения … … ……………………..28

Глава III. Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции…………………………………………………………………………33

3.1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России……………………………………………………………33

3.2. Зарубежный опыт профильного обучения………………………………...37

3.3. Специфика обучения иностранному языку во Франции…………………………………………………………………………..39

3.4. Обучение иностранному языку в России………………………………….47

Заключение…………………………………………………………………….…65

Список использованной литературы…………………………………………...70

Работа содержит 1 файл

обучение ин языку в рос и франц.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

     Обучение  диалогической  речи предполагает:12

     А) совершенствование умений:

     - вести все виды диалога и комбинировать их на основе расширенной тематики в различных ситуациях официального и неофициального общения, а также в ситуациях профессионально-ориентированного общения;

     -  вести полилог, в том числе  в форме дискуссии, с соблюдением  норм речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка;

     Б) развитие умений:

     -участвовать в беседе, запрашивать и обмениваться информацией, высказывать и аргументировать свою точку зрения, расспрашивать собеседника, уточняя интересующую информацию, брать на себя инициативу в разговоре, вносить пояснения/дополнения, выражать эмоции различного характера.

     Обучение  монологической речи включает

     Развитие  умений публичных выступлений, таких  как: сообщение, доклад, представление результатов проектно-исследовательской деятельности, ориентированной на выбранный профиль.

     Развитие  умений: кратко излагать прочитанное /прослушанное/увиденное; давать характеристику литературных персонажей и исторических личностей, описывать события, излагать факты, представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; высказывать и аргументировать свою точку зрения; делать выводы; оценивать факты/события современной жизни.

     Аудирование

     Дальнейшее  развитие слушания и понимания (с  различной степенью полноты и  точности) высказываний собеседника, а также содержания различных аутентичных аудио- и видеотекстов:

     -  понимание основного содержания аудио- и видеотекстов в рамках знакомой тематики, в том числе профильной, или в области личных интересов;

     - выборочное понимание значимой/интересующей информации из иноязычных аудио- и видеотекстов;

     - относительно полное понимание речи носителей изучаемого языка в наиболее типичных ситуациях повседневного общения.

     Развитие  умений: определять тему /проблему, выделять факты/примеры/ аргументы в соответствии с поставленным вопросом/проблемой; обобщать содержащуюся в тексте информацию, определять свое отношение к ней.13

     Чтение

     Совершенствование чтения и понимания (с различной  степенью точности и полноты) аутентичных  текстов различных стилей: научно-популярных, публицистических, художественных, прагматических, в том числе связанных с тематикой выбранного профиля, с использованием различных стратегий / видов чтения:

     -  ознакомительного чтения - с целью понимания основного содержания сообщений, обзоров, интервью, репортажей, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

     - изучающего чтения - с целью полного понимания информации прагматических текстов, публикаций научно-популярного характера, отрывков из произведений художественной литературы;

     - просмотрового/поискового чтения - с целью извлечения необходимой/искомой информации из текста статьи или нескольких статей, проспектов.

     Развитие  умений: выделять необходимые факты/сведения, отделять основную информацию от второстепенной, определять временную и причинно-следственную взаимосвязь событий, прогнозировать развитие/ результат излагаемых фактов/событий, обобщать описываемые факты/явления; определять замысел автора, оценивать важность/новизну /достоверность информации, понимать смысл текста и его проблематику, используя элементы анализа текста; отбирать значимую информацию в тексте /ряде текстов для решения задач проектно-исследовательской деятельности.

     Письменная  речь

     Развитие  умений писать личное и деловое письмо, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка (автобиография/резюме, анкета, формуляр), излагать содержание прочитанного/прослушанного иноязычного текста, писать тезисы, рефераты, обзоры прочитанного/прослушанного/просмотренного, использовать   письменную   речь   на   иностранном   языке   в   ходе   проектно-исследовательской работы.

     Развитие  умений: описывать события/факты/явления; сообщать/запрашивать

     информацию;   выражать   собственное   мнение/суждение;   кратко передавать

     содержание  несложного  текста;  фиксировать  необходимую  информацию  из прочитанного/прослушанного/ увиденного; составлять тезисы или развернутый план выступления; обобщать информацию, полученную из разных источников, в том числе в русле выбранного профиля.

     Перевод

     Развитие  профильно-ориентированных умений письменного перевода с иностранного на русский язык текстов, связанных с тематикой профиля.14

     Социокультурные знания и умения

     Расширение  объема лингвострановедческих и  страноведческих знаний за счет новой тематики и проблематики речевого общения с учетом специфики выбранного профиля: углубление знаний о стране/странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте этих стран в мировом сообществе, мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной; расширение объема лингвистических и культуроведческих знаний, навыков и умений, связанных с адекватным использованием языковых средств и правил речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.15

     Языковые  знания и навыки включают овладение основами знаний о системе изучаемого языка и следующими языковыми знаниями и навыками (рецептивными и продуктивными):

     - орфография: совершенствование орфографических навыков, в том числе применительно к новой лексике, связанной с выбранным профилем;

     - произносительная сторона речи: совершенствование ранее сформированных слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков;

     - лексическая сторона речи: Увеличение объема продуктивного и рецептивного языкового материала, используемых идиоматических выражений, синонимов, антонимов, оценочной лексики, единиц речевого этикета, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранных тем, в том числе профильно-ориентированных. Расширение объема потенциального словаря. Развитие и совершенствование соответствующих лексических навыков.

     - Грамматическая сторона речи

     Расширение  объема знаний о значении глагольных форм (видовременных, неличных),  средств  выражения  модальности,  способов  выражения  условия, предложения,   причины,   следствия,   побуждения   к   действию.   Развитие   и совершенствование соответствующих грамматических навыков за счет перехода части рецептивного грамматического материала (предназначенного только дня понимания при чтении) в продуктивный. Систематизация изученных грамматических средств.

     - Компенсаторные умения

     Расширение  объема умений в использовании имеющегося иноязычного речевого опыта для  преодоления трудностей общения, вызванных  дефицитом языковых средств; развитие умений: использовать паралингвистические (внеязыковые) средства, структуру текста, риторические приемы, справочный аппарат (комментарии, сноски); прогнозировать содержание текста по предваряющей информации (заголовку, началу); понимать значение неизученных языковых средств на основе лингвистической и контекстуальной догадки; использовать переспрос для уточнения понимания; использовать перифраз/толкование, синонимы, эквивалентные замены для дополнения, уточнения, пояснения мысли.

     - Учебно-познавательные умения

     Развитие  специальных учебных умений, обеспечивающих освоение языка и культуры: поиск и выделение в тексте новых лексических средств, соотнесение средств выражения и коммуникативного намерения говорящего/пишущего, анализ языковых трудностей текста с целью более полного понимания смысловой информации, группировка и систематизация языковых средств по определенному признаку (формальному, коммуникативному); заполнение обобщающих схем/таблиц для систематизации языкового материала, интерпретация лингвистических и культуроведческих фактов в тексте; умение пользоваться словарями различных типов, современными информационными технологиями.

     К уровню подготовки выпускников профильной школы предъявляются следующие  требования.

     В результате изучения иностранного языка  на профильном уровне ученик должен:16

     знать/понимать

     - значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного  этапа и с соответствующими  ситуациями общения;

     - языковой материал: идиоматические  выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках новых тем, в том числе профильно-ориентированных;

     -  новые значения изученных глагольных  форм (видо-временных, неличных), средств  и способов выражения модальности,  условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;

     - лингвострановедческую и страноведческую  информацию, расширенную за счет  новой тематики и проблематики  речевого общения, с учетом  выбранного профиля;

     Уметь

     говорение 
 
- вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями/суждениями, диалог-побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) официального и неофициального характера в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

     -  рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов, описывать события, излагать факты, делать сообщения, в том числе связанные с тематикой выбранного профиля;

     - создавать словесный социокультурный  портрет своей страны и стран/ страны изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

     аудирование

     -  понимать относительно полно  (общий смысл) высказывание на  изучаемом иностранном языке  в различных ситуациях общения;

     -   понимать основное  содержание аутентичных аудио-  или  видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или с выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;

     - оценивать важность/новизну информации, передавать свое отношение к ней;

       чтение

     - читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические, а также несложные специальные тексты, связанные с тематикой выбранного профиля), используя основные виды чтения (ознакомительное,  изучающее,  просмотровое/ поисковое)  в  зависимости  от коммуникативной задачи;

     письменная  речь

      описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка; составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности;

     использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

     -  успешного взаимодействия в различных ситуациях общения, в том числе профильно-ориентированных;   соблюдения   этикетных  норм  межкультурного общения;

Информация о работе Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции