Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:19, дипломная работа
Цель работы: выявление возможностей внедрения в российскую систему образования опыта обучения иностранному языку учащихся профильной школы Франции.
Объект исследования: системы образования России и Франции.
Предмет исследования: обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Профильное обучение в структуре системы образования РФ…8
1.1. Становление системы образования России………………………………...8
1.2. Раннее и среднее образование ……………………………………………..9
1.3. Становление профильной школы в России ……………………………..23
Глава II. Организация профильного обучения во Франции. Этапы развития образования во Франции…………………………………………..26
2.1. Пути становления образования…………………………………………….26
2.2. Раннее и среднее образование… …………………………………………27
2.3. Опыт организации профильного обучения … … ……………………..28
Глава III. Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции…………………………………………………………………………33
3.1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России……………………………………………………………33
3.2. Зарубежный опыт профильного обучения………………………………...37
3.3. Специфика обучения иностранному языку во Франции…………………………………………………………………………..39
3.4. Обучение иностранному языку в России………………………………….47
Заключение…………………………………………………………………….…65
Список использованной литературы…………………………………………...70
2.3.
Среднее образование
Среднее образование во Франции включает первый цикл – сollege и второй - lусее. Коллежи бывают: college d’ enseignement secondaire - СЕS и college d’ enseignement general - CEG.25
Это
образование обязательно и
После 5 класса начинается различие. 4 и 3 классы разделяются на три секции.
I. Классическая (кроме дисциплин tronc commun, ученики изучают второй живой язык или латинский).
П. Современная (к дисциплинам tronc commun добавляется второй живой иностранный язык).
III. Практическая секция (завершающая учебу и не дающая право продолжать обучение, большая часть времени отдается труду). Предусмотрено, что ученики практической секции могут быть переведены в I или II секцию и наоборот.
По окончании 3 класса ученики сдают девять экзаменов и получают Brevet des colleges - диплом об окончании коллежа (неполное среднее образование). Родители регулярно получают des bulletins scolaires - табель с оценками по двадцатибальной системе, где они могут увидеть, по каким предметам их ребенок является первым в классе, а по каким ему надо подтянуться. Эти результаты получаются на основании контрольных «соmpositions», которые проводятся в среднем один раз в неделю. Во многих коллежах в конце года вручаются призы на торжественной церемонии лучшим ученикам, также как в наших школах.26
Лицеи бывают трех типов:
1. Lycee d’ enseignement professional - LЕР лицей профессиональной подготовки, который соответствует профтехучилищу в России. LЕР готовит квалифицированных рабочих, но не дает право получать высшее образование.
2. Lусее des etudes general - лицей общей подготовки, соответствует профессиональному обучению, но готовит учащихся к поступлению в высшее учебное заведение.
3. Lусее technique - лицей среднетехнической подготовки, соответствующий российскому техническому. В конце обучения ученики получают le Brevet de technicien (ВТ) - диплом техника, который дает право поступать в высшие технические учебные заведения.
Les lycees d’ enseignement professionnel - имеют так же две секции:
1. Подготовка квалифицированных служащих для работы в промышленной экономике, в торговле, социально-экономической сфере. После двух лет учебы, учащиеся получают un Brevet d’ etudes professionnels (ВЕР) - диплом об окончании лицея профессиональной подготовки.
2. Подготовка квалифицированных рабочих. Учатся 2 года после окончания коллежа и 3 года после 5-го класса, в конце получают un Certificat d’ aptitude proffessionnel (САР) - свидетельство о приобретении специальности «Квалифицированного рабочего».
Le lycee des etudes generales - учебное заведение, куда ученики поступают после коллежа, учатся 3 года 2, 1 класс и la classe terminale (с 15 до 18 лет), в конце получают le baccalaureat это степень бакалавра, которая дает право поступления в некоторые высшие заведения без экзаменов, означает так же серию экзаменов le Baccalaureat по окончанию средней школы.27
Во втором классе нет профессиональной подготовки, все ученики изучают французский, математику, физику, естественные науки, историю, географию, гражданское воспитание, живой иностранный язык, физкультуру, но уже имеют возможность на факультативные дисциплины, например: промышленная технология, технические науки, лабораторные науки, один или два живых языка: латинский или греческий. Два последних года обучения направлены на подготовку экзамена на степень Бакалавра, различных типов. Дисциплины, которые связаны с будущей профессией, изучаются более глубоко, другие менее детально, с этой целью классы делятся на четыре секции:
1. Секция (А) - класс с углубленным изучением гуманитарных дисциплин, она включает три серии.
А 1 - литература, наука, два языка.
А 2 - литература, музыка, три языка.
А З - литература, искусство, музыка и пластика.
2. Секция (В) - класс с углубленным изучением социально-экономических дисциплин (история, география).
3. Секция (C) - класс с углубленным изучением естественных наук (математика, химия). Здесь есть еще дополнительная секция (D) - сельскохозяйственные науки для сельскохозяйственных лицеев.
4.
Секция (Е) - класс
с углубленным изучением
математики и техники
естественных наук. Здесь готовят
учеников для поступления в
высшие технологические
«Вас А» - филология и литература
«Вас В» - экономика и социальные науки.
«Вас C» - математика и физика.
«Вас D» - математика и естественные науки.
«Вас D1» - сельскохозяйственные и технические науки.
«Вас Е» - математика и техника
«Вас E» - технические экзамены, которые готовят к поступлению в технические лицеи.
«Вас G» - административная техническая Gestion.
«Вас GЗ» - коммерческая техника.
«Вас М» - информатика.
С результатами этих экзаменов ученики становятся студентами без дополнительных испытаний, и они являются своего рода конкурсами. Чтобы результаты этих экзаменов были объективными, их принимает государственная экзаменационная комиссия, состоящая на половину из преподавателей лицея и на половину из преподавателей университета. Эти экзамены организует учебный округ, во Франции их 23. Экзамен на «Вас» проходит в две сессии.
1) в июне одновременно во всех учебных округах;
2) в сентябре для тех, у кого не получилось сдать в июне. Письменный экзамен важнее, чем устный, провалившие экзамен, могут его сдать повторно на следующий год. Но около 30% не могут его сдать и их отчисляют.
По
современным источникам во Франции
существует в данное время три
направления профессионального
обучения: естественнонаучное, филологическое,
социально-экономическое. Экзамен «Вас»
не дает право французам поступать
в медицинские и военные вузы. Они должны
сдать еще вступительные экзамены.28
Глава
III. Организация профильного
обучения
3.1.Концепция
профильного обучения
на старшей ступени
общего образования
в России
3.2.
Зарубежный опыт профильного
обучения
Реформы образования в направлении его профилизации происходят в большинстве стран мира. Во Франции все учащиеся до 6 класса в основной общеобразовательной школе получают одинаковую подготовку. К 7 классу ученик должен выбрать свой дальнейший путь: академический, который в дальнейшем открывает путь к высшему образованию и профессиональный, в котором обучаются по упрощенному учебному плану, содержащему преимущественно прикладные и профильные дисциплины. Вариативность образовательных услуг в них осуществляется за счет различных курсов по выбору. При этом прежде всего, учитываются запросы и пожелания родителей, планирующих профиль для своих детей.29
Анализ зарубежного опыта позволяет выделить общие черты организации обучения на старшей ступени общего образования:
1. Общее образование на старшей ступени во всех развитых странах являются профильными.
2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.
3.Доля учащихся профильных школ растёт и составляет в настоящее время не менее 70%.
4. Количество направлений дифференциации во Франции невелико: естественнонаучный, филологический, социально-экономический.
5. Организация профильной подготовки во Франции отличается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: жёсткий фиксированный перечень обязательных учебных курсов. Школьники должны выбрать 15-25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.
6. Количество обязательных учебных предметов на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них обязательно присутствуют естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.
7. Старшая профильная школа выделяется как самостоятельный вид образовательного учреждения, во Франции это лицей.
8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в вузы за некоторыми исключениями.
9. Количество профилей и учебных курсов
на старшей ступени школы за рубежом, постоянно
сокращается, одновременно растёт число
обязательных предметов и курсов.
3.3.
Специфика обучения
иностранному языку
во Франции (на примере
обучения английскому
языку)
Подавляющая часть французов английского языка не знает. Интересно, что они не изучали его из принципиальных соображений. Таким образом, считают французы, они сохраняют свою культуру, в основе которой лежит французский язык от вторжения американизмов и чуждого духу нации аналитического англосаксонского синтаксиса. Важность проблемы сохранения французского языка признается на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что правительственную комиссию по защите французского языка возглавляет сам премьер-министр Франции.30
Но сейчас во Франции молодежь штудирует английский язык. Они готовы платить по 6 тысяч долларов в год за обучение английскому языку, который они в течение 6 лет до этого изучали в средней школе. Что же произошло с Францией, которая так исступленно боролась за чистоту языка?31
Молодой француз Жульен Петипа, один из обучающихся в языковой школе Berlitz, считает школьное обучение неэффективным - только грамматика и ее правильное изложение на бумаге: «В условиях глобализации во Франции изменилось многое, но обучение английскому языку все так же малоэффективно и ведется по устаревшим методикам».32 И он не одинок в своих рассуждениях.
“Франция, – согласно одному из авторов французского еженедельника Le Point. - Производит худших преподавателей английского в мире. Французская система образования архаична до уродливости. Это становится очевидным в течение первых нескольких часов обучения английскому во Французском учебном заведении. Студенты пересказывают тексты наизусть не зная значений отдельных слов. Они вообще имеют запутанное до нелепости знание фонетического алфавита».33
Согласно американскому автору Лорель Закерман, все это сводится к одному небольшому экзамену - «позорный agrégation d’Anglais».34
Agrégation
– общеизвестно трудный
Информация о работе Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции