Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление возможностей внедрения в российскую систему образования опыта обучения иностранному языку учащихся профильной школы Франции.

Объект исследования: системы образования России и Франции.

Предмет исследования: обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Профильное обучение в структуре системы образования РФ…8

1.1. Становление системы образования России………………………………...8

1.2. Раннее и среднее образование ……………………………………………..9

1.3. Становление профильной школы в России ……………………………..23

Глава II. Организация профильного обучения во Франции. Этапы развития образования во Франции…………………………………………..26

2.1. Пути становления образования…………………………………………….26

2.2. Раннее и среднее образование… …………………………………………27

2.3. Опыт организации профильного обучения … … ……………………..28

Глава III. Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции…………………………………………………………………………33

3.1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России……………………………………………………………33

3.2. Зарубежный опыт профильного обучения………………………………...37

3.3. Специфика обучения иностранному языку во Франции…………………………………………………………………………..39

3.4. Обучение иностранному языку в России………………………………….47

Заключение…………………………………………………………………….…65

Список использованной литературы…………………………………………...70

Работа содержит 1 файл

обучение ин языку в рос и франц.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

     - расширения возможностей использования  новых информационных технологий  в профессионально-ориентированных  целях;

     - расширения возможностей трудоустройства  и продолжения образования;

     -  участия в профильно-ориентированных  Интернет-форумах, межкультурных  проектах, конкурсах, олимпиадах;

     -  обогащения своего мировосприятия, осознания места и роли родного  и иностранного языков в сокровищнице мировой культуры. 

     1.3. Становление профильной школы в России 

         В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.17 на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение.

          Прежде всего, следует разграничить понятия «профильное обучение» и «профильная школа».

     Профильное  обучение - средство дифференциации и  индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.18

          Профильная школа - это  институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.19

          Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

       1. Обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

      2. Создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;

      3. способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;

      4.  расширить возможности социализации  учащихся, обеспечить преемственность  между общим и профессиональным  образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.

          Первая попытка в России осуществить дифференциацию обучения в школе относится к 1864 году.20 Соответствующий Указ предусматривал организацию семиклассных учреждений двух видов: классическая гимназия (цель — подготовка в университет) и реальное училище (цель — подготовка к практической деятельности и к поступлению в специализированные учебные заведения). Реформа образования 1915-1916гг. предлагала 4-7 классы гимназии разделять на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. В 1918г. состоялся I Всероссийский съезд работников просвещения, где было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

          В конце 80-х - начале 90-х годов в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии), ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные спортивные, музыкальные, и др. школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года «Об образовании»,21 закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

          Таким образом, направление развития профильного обучения в российской школе в основном, соответствует мировым тенденциям развития образования.

          Возможные направления профилизации и структуры профилей.

          Важнейшим вопросом организации профильного обучения является определение структуры правлений профилизации, а также модели организации профильного обучения. При этом следует учитывать как стремление учесть индивидуальные интересы, способности, склонности старшеклассников (это ведет к созданию большого числа различных профилей), так и ряд факторов, сдерживающих процессы профилизации: введение ЕГЭ; утверждение стандарта общего образования; необходимость стабилизации федерального перечня учебников, обеспечение профильного обучения соответствующими педагогическими кадрами.

         Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда 1-2 предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

          Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предмете: базовые общеобразовательные, профильные и элективные.

          Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Предлагается следующий набор обязательных общеобразовательных предметов: математика, история, русский и иностранные языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществоведения (для естественно-математического, технологического и иных возможных профилей), естествознания (для гуманитарного, социально-экономического и иных возможных профилей).

Профильные  общеобразовательные предметы - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля  обучения. Например, физика, химия, биология - профильные предметы в естественнонаучном профиле; литература, русский и иностранные языки - в гуманитарное профиле; история, право, экономика и др. - в социально-экономическом профиле и т.д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.           Содержание указанных двух типов учебных предметов составляет федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Достижение выпускниками уровня требований государственного, образовательного стандарта по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется по результатам единого государственного экзамена.

          Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Как правило, школьник должен выбрать три курса из 5-6 предложенных школой. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них могут «поддерживать» изучение основных профильных предметов на заданном профильным стандартом уровне. Например, элективный курс «Математическая статистика поддерживает изучение профильного предмета экономики. Другие элективные курсы служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Например, курсы «Информационный бизнес», «Основы менеджмента» и др. в социально-гуманитарном профиле; курсы «Химические технологии», «Экология» и др. в естественнонаучном профиле.   Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся. По элективным курсам единый государственный экзамен не проводится.

          При этом примерное соотношение объёмов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20.

          В качестве примера реализации одной из моделей профильного обучения в Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования предлагаются варианты учебных планов для четырех возможных профилей: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный и технологический. 
 
 

Глава II. Организация профильного обучения во Франции

     2.1. Пути становления системы образования 

          Первые школы на территории Франции были основаны в период Римского господства в Галлии. Обучение строилось в них по римскому образцу. В VI -VII вв. возникли монастырские церковные школы, а позднее приходские училища. Дальнейшее развитие образования относится к эпохе Каролинского Возрождения. В XII веке в городах появились школы содержавшиеся за счет платы, взимаемой с учащихся. В ХII-ХIV вв. возникли университеты в Тулузе, Авиньоне, Орлеане и других городах. Они были значительными центрами науки и культуры, привлекали преподавателей и студентов из многих стран. Созданные при университетах коллежи давали среднее образование. Великая французская революция разрушила феодальное образование, провозгласила право на общее для всех образование. Наполеон I частично восстановил позиции церкви в области просвещения. Парижская Коммуна 1871 года поставила одной из своих задач коренную революционную перестройку школы.22

         Важным историческим этапом развития образования во Франции были законы, принятые в конце XIX века и предусматривавшие создание государственной средней женской школы, бесплатное обучение в начальных школах, обязательное обучение детей обоего пола с 6 до 13 лет, устранение религии из учебных планов государственных школ.

           В 1902 году установлена новая структура средней школы с правом получения дальнейшего образования. С конца 50-х годов власти Пятой республики проводят многочисленные реформы системы образования, чтобы закрепить систему классового отбора учащихся. Современная государственная система просвещения строго централизована. Структура и функции учебных заведений, учебные планы и программы определяются инструкциями Министерства образования.

     Образовательная система Франции включает четыре ступени: начальную, среднюю и старшую школы, а также университет (высшую школу). На всех ступенях образовательной системы Франции представлены как государственные, так и частные учебные заведения. 

2.2. Раннее образование 

     Раннее  обучение во Франции включает l’ ecole maternelle et l’ ecole primaire то есть детский сад и начальную школу. Детский сад часто рассматривается как большая удача французского воспитания. Его посещают дети с 2 до 6 лет. Посещение детского сада необязательно, но практически все дети с 2 до 6 лет его посещают.

     Petite section - или младшая группа (с 2 до 4 лет) занята только играми.

     Moyenne section - или средняя группа (с 4 до 5 лет) большую часть времени посвящает речевым упражнениям, движению рук и туловища.

     Grande section - или старшая группа (с 6-9 лет) готовит к обучению чтению, письму, счету.23

     Во Франции L’ ecole primaire, начальная школа, обязательна. Её дети посещают 5 лет в возрасте 6-11 лет. Дети ходят в школу четыре дня, даже в субботу утром, свободны они в среду или в четверг и в воскресенье. Все классы теперь смешанные, хотя на некоторых зданиях еще видны старые таблички с надписями «школа для мальчиков» и «школа для девочек».

     Все предметы преподает, как и в русской школе, один учитель: французский (чтение и письмо), математика, науки и технология (базовые знания, история, география), гражданское воспитание, артистическое воспитание (музыкальное, искусство пластики), воспитание физическое и спортивное. Начальная школа включает три уровня:

     - подготовительный, 1 год обучения – соur preparatoire (СР) с 6-7 лет, первичное обучение письму, счету, чтению;

     - элементарный курс – соur elementaire (СЕ1 и СЕ2) с 7-9 лет;

     - средний курс – соur moyen (СМ) - 2 года обучения с 9-10 лет.

     Дисциплины, преподаваемые в начальной школе  одинаковы для всех трех уровней, разница лишь в количестве часов  на каждый год.

     Учителей  для работы в этих школах готовят в учительских институтах, в педагогических училищах и обучают в них два года после окончания средней школы или пять лет после 3 класса средней школы. В начальную школу, в отличие от русской, дети приходят в 11-й; потом в 10-й; в 9-й, в 8-й; в 7-й и т.д. классы.  Дети очень заняты в начальной школе, уроки длятся с 8.30 -11.30 и с 14.00 - 17.00, но в отличие от русской школы в которой нет длительного перерыва на обед, после уроков у детей много времени для отдыха, домашнее задание не задают,24 нашим же школьникам домашнее задание задают. Так же дети хорошо отдыхают летом - летние каникулы длятся более 2-х месяцев. 

Информация о работе Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции