Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 10:19, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: выявление возможностей внедрения в российскую систему образования опыта обучения иностранному языку учащихся профильной школы Франции.

Объект исследования: системы образования России и Франции.

Предмет исследования: обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава I. Профильное обучение в структуре системы образования РФ…8

1.1. Становление системы образования России………………………………...8

1.2. Раннее и среднее образование ……………………………………………..9

1.3. Становление профильной школы в России ……………………………..23

Глава II. Организация профильного обучения во Франции. Этапы развития образования во Франции…………………………………………..26

2.1. Пути становления образования…………………………………………….26

2.2. Раннее и среднее образование… …………………………………………27

2.3. Опыт организации профильного обучения … … ……………………..28

Глава III. Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции…………………………………………………………………………33

3.1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования в России……………………………………………………………33

3.2. Зарубежный опыт профильного обучения………………………………...37

3.3. Специфика обучения иностранному языку во Франции…………………………………………………………………………..39

3.4. Обучение иностранному языку в России………………………………….47

Заключение…………………………………………………………………….…65

Список использованной литературы…………………………………………...70

Работа содержит 1 файл

обучение ин языку в рос и франц.doc

— 366.00 Кб (Скачать)

     Для развития образования большое значение имели введение нового гражданского шрифта и правописания, создание русских учебников и перевод учебных книг с иностранных языков. Сложившаяся система школьного образования сохранилась почти без изменения и носила классово-сословный характер. По отношению к многочисленным народам нерусской национальности царское правительство проводило политику, тормозящую развитие национальных культур. Российская школа имеет опыт по дифференцированному обучению учащихся. В 1864 году были организованы семиклассные гимназии двух видов.

     1.  Классическая (подготовка в университет).

     2.  Реальная      (подготовка    к      практической      деятельности      и      к поступлению   в специализированные  заведения).3

     В 1915-1916 гг. было предложено 4-7 классы гимназии разделить на три ветви: новогуманитарную, гуманитарноклассическую, реальную.

     В 1918 году в старших классах средней  школы выделяли гуманитарное, естественно-математическое и техническое направления.4

     В 1957 году начали экспериментировать - ввели  дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому, биолого-аграрному.

     В 1966 году было введено две формы  дифференциации содержания образования  по интересам школьников: факультативные занятия, и углубленное изучение предметов. 

1.2. Раннее и среднее образование 

     В России дети начинают посещать дошкольные образовательные учреждения раньше, чем за рубежом. Такие учреждения имеют более мелкое,  по сравнению с аналогичными учреждениями за рубежом, деление на группы. У нас в детский сад дети принимаются в возрасте от 1,5 до 6(7) лет. Они делятся на I младшую группу; II младшую группу, среднюю, старшую и выпускную группы.5

     Задачами  деятельности первой младшей группы (ПМГ) для детей от 1,5-3 лет являются формирование у воспитанников культурно-гигиенических навыков, способности сохранять равновесие при ходьбе и беге, воспитание интереса к окружающему миру, обучение умению различать цвет, качество, форму, состав предметов.

     Во  второй младшей группе (ВМГ) у детей 3-4 лет закрепляется положительное отношение к закаливающим процедурам, повышается самооценка, воспитывается интерес к совместным играм. Дети знакомятся с отличительными признаками животных, растений, явлений природы.

     В средней группе (СГ) решаются задачи формирования у детей 4-5 лет устойчивых потребностей в соблюдении гигиены тела, культуры еды, развития у них воображения, развития способности к рассуждению, воспитания потребности в усвоении родного языка, развития умения правильно излагать свои мысли, закрепления интереса и бережного отношения к книге. Дети соблюдают правила в игре, узнают города, республики, виды транспорта, состав числа до десяти.

     В старшей группе (СтГ) у детей 5-6 лет укрепляется интерес к различным видам спорта, дети учатся осуществлять последовательность умственного действия, у них развивается смекалка и сообразительность, развивается интерес к школе как источнику знаний, к письменной речи, чтению, появляется осознанное отношение к произведениям музыки, изобразительному искусству, литературе.6

     Выпускную группу (ВГ) посещают дети 6-7 лет. У них развивается интерес к спорту, к самостоятельному получению знаний, появляется ответственность за свои поступки, организаторские способности, способности эстетически оценивать произведения изобразительного искусства, музыки, литературы. Дети учатся сравнивать числа, тренируют навыки сложения, вычитания в пределах десяти, узнают величины, учатся ориентироваться в пространстве и времени.

     Дошкольные  образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются своим уставом.7 В группах от 1,5 до 6 лет должно быть не более 20 воспитанников. Основное внимание в работе с детьми-дошкольниками обращается на развитие любознательности, формирование творческого воображения, развитие коммуникативности.

     Российские  дети поступают в начальную школу в возрасте 6-7 лет. Обучение строится по программе 1-3 или 1-4, то есть дети в начальной школе учатся три или четыре года. Шестилетние дети часто обучаются в детском саду в 1 классе, их уроки в I полугодии длятся 35 минут, в программу включается много игр. В игровой форме дети осваивают чтение, письмо, счет в пределах 10. Во второй класс они приходят уже в школу. Программа 1-4 считается более щадящей, не допускает перегрузок детей.

     В 1 классе дети учатся выделять предложение из потока речи, из текста, отличать его от отдельных слов, записывать предложения, употребляя большую букву в начале и точку в конце. На чтении используются авторские и народные стихи, песни, загадки, сказки, дети учатся различать книги по содержанию и правильно называть их, прочитав фамилию писателя и заглавие, дополнять пересказ сказки, рассказы, отвечать на вопросы. К концу первого года по математике дети умеют считать предметы в пределах 20, читать и записывать числа от 0 до 20, решают задачи в одно действие на сложение и вычитание. Изучают родной край, свой дом, школу, город.

     Во 2 классе знакомятся с употреблением  на конце предложения вопросительного  и восклицательного знака, учатся выделять голосами нужные по смыслу слова, соблюдать  правильные интонации. Читают художественную, научную, популярную литературу о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, коллективно воспроизводят прочитанное по вопросам учителя, дают нравственную оценку поступков героев, сравнивают числа от 1 до 100, учат состав этих чисел, знакомятся с отрезками и измеряют их, говорят о живой и неживой природе, о нашей стране, о безопасности и безопасном поведении, о нашей планете.

     В 3 классе изучают виды предложений  по цели высказывания, по интонации, знакомятся со словосочетаниями, узнают части  речи. Читают русскую, зарубежную, детскую литературу, знакомятся с элементами книги, учатся выбирать книгу по теме. Учат таблицу умножения, делят число с остатком, решают задачи в 2-3 действия, решают простейшие уравнения, знакомятся с квадратом, прямоугольником, числами до 1000. На уроках природоведения изучают сезоны, изменения в природе, связанные с ними, поведение животных и растений.

     В 4 классе получают сведения о предложениях с однородными членами, продолжают знакомиться с членами предложения. Изучают три склонения имен существительных, изменения имен прилагательных по родам, числам, падежам. Читают различные книги, о науках, технике, машинах и вещах,   о     народных   умельцах,   учатся использовать   книги,   справочники,   кратко пересказывать прочитанное, ведут классный дневник чтения. Изучают числа до миллиона. Обозначают буквами точки, отрезки, углы, изучают единицы измерения длины, массы, времени, решают числовые выражения Р, S - прямоугольника, квадрата. Учатся ориентироваться на местности по плану карты, организм человека и охрану его здоровья.

     В начальной школе дети изучают  математику, русский язык, чтение, ознакомление с окружающим миром (1-2 классы), природоведением (3-4 классы), музыку, труд, изо, физкультуру. В некоторых школах вводятся предметы хореография, иностранный язык.

     Согласно   экспериментальному   Базисному   учебному   плану   для   общеобразовательных учреждений   РФ8   иностранный   язык   включается   в   воспитательно-образовательный   и развивающийся процессы начальной школы, что способствует более раннему приобщению детей    к    культуре    коммуникативной    деятельности,    формированию    положительной мотивации к изучению народного фольклора, детского литературного и художественного творчества носителей языка.

     Новый Базисный учебный план9 предусматривает обязательное изучение иностранного языка на всех ступенях школьного образования, что позволяет добиться более высокого уровня владения языком выпускниками школы. Таким образом, реализуется принцип непрерывного языкового школьного образования в изучении иностранных языков, что соответствует современным потребностям личности и общества.

     Раннее  начало обучения иностранным языкам (со второго по четвертый класс  в начальной школе при двух часах в неделю) предполагает некоторое перераспределение материала, что   позволяет  разгрузить   учеников   в   среднем   звене,   рационально   использовать способности учащихся к овладению языками, наиболее ярко выраженные у младших школьников, способствовать развитию речевых способностей в целом.10

     Стандарт  среднего (полного) общего образования по иностранному языку для профильного уровня предполагает достижение следующих целей:

     - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):

     - речевая компетенция - функциональное использование изучаемого языка как средства общения и познавательной деятельности: умение понимать аутентичные иноязычные тексты (аудирование и чтение), в том числе ориентированные на выбранный профиль, передавать информацию в связных аргументированных высказываниях (говорение и письмо); планировать свое речевое и неречевое поведение с учетом статуса партнера по общению;

     -  языковая/лингвистическая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения, отобранными для выбранного     профиля,     навыками     оперирования     этими     средствами     в коммуникативных целях; систематизация языковых знаний, полученных в основной школе, увеличение их объема за счет информации профильно-ориентированного характера;

     - социокультурная компетенция (включающая социолингвистическую) - расширение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом профильно-ориентированных ситуаций общения, умений адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты, основываясь на сформированных ценностных ориентациях;

     - компенсаторная компетенция - совершенствование умений выходить из положения при дефиците языковых средств в процессе иноязычного общения, в том числе в профильно-ориентированных ситуациях общения;

     - учебно-познавательная компетенция - дальнейшее развитие специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, повышать ее продуктивность; использовать изучаемый язык в целях продолжения образования и самообразования, прежде всего в рамках выбранного профиля;

     - развитие и воспитание способности к личностному и профессиональному самоопределению, социальной адаптации; формирование активной жизненной позиция гражданина и патриота, а также субъекта межкультурного взаимодействия; развитие таких личностных качеств, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, в том числе в процессе межкультурного общения; развитие способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знания; приобретение опыта творческой деятельности, опыта проектно-исследовательской работы с использованием изучаемого языка, в том числе в русле выбранного профиля.11

     Интерес представляет рассмотрение обязательного  минимума содержания основных образовательных  программ.

     В качестве предметного содержания речи выступают:

     Социально-бытовая сфера - повседневная жизнь и быт, семейные традиции и межличностные отношения в разных культурах. Проблемы экологии и здоровья.

     Социально-культурная сфера - проблемы города и села. Научно-технический прогресс, его перспективы и последствия. Роль молодежи в современном обществе, ее интересы и увлечения. Культурно-исторические особенности своей страны и стран изучаемого языка. Вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и мировой культуры. Великие исторические события прошлого и современности, темы современного общества.

     Учебно-трудовая сфера - современный мир профессий. Рынок труда и выбор будущей профессии. Роль владения иностранными языками в современном мире. Возможности и перспективы самообразования. Новые информационные технологии.

     Стандарт  предполагает овладение учащимися  всеми видами речевой деятельности.

     Говорение включает обучение диалогической и  монологической речи.

Информация о работе Обучение иностранному языку в профильной школе России и Франции