Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      3. Игра «Назовите слова» со звуком «ж» /беглый опрос 10-12 детей/.

      4. Чтение текста. Обозначить значение  слова «сажа». Поставьте вопросы к рассказу «Игра».

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель  выставляет на доске фишки:  синюю, красную, синюю, синюю, красную – и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й гласный, 3-й твердый согласный, 4-й твердый согласный, 5-й – гласный. Пример: кукла, марка, сумка, сушка, банка, булка, горка и т.п. 

      ЗАНЯТИЕ 35.

      Программное содержание: Закреплять правила написания  сочетаний «ши», «жи». Совершенствовать навык чтения детей. Учить называть ударный звук в словах. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, фишки или мелкие игрушки, таблицы с написанными сочетаниями «ши», «жи».

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, текст №14.

      Ход занятия.

      1. Деление предложений на слова  и называние их по порядку:  читать книги очень интересно.  Мы любим слушать сказки.

      2. Игра «Назовите слова» с «ши» /беглый опрос 6-8 детей/, с «жи» /беглый опрос 6-8 детей/. Примеры: шина, шило, машина, тишина, пушистый, душистый, уши, живой, жир, ножи, кружится, ложится, жизнь и т.п.

      Воспитатель предлагает детям выложить любое из названных слов по их желанию. Каждый выкладывает свое слово с использованием пройденных букв и фишек. У доски слова не разбираются, а воспитатель индивидуально проверяет выполненные задания и помогает детям исправить ошибки.

      3. Чтение текста.

      4. Воспитатель предлагает определить ударный гласный звук в следующих словах: лямка, пёсик, люстра, шина, желтый.

      5. Игра «Назовите слова», в которых 1-й звук – мягкий согласный, 2-й гласный, 3-й твердый согласный, 4-й твердый согласный, 5-й – гласный. Воспитатель выставляет на доске соответствующие фишки. Пример: мишка, лента, ветка, сетка, белка, пенка и т.п. 

      ЗАНЯТИЕ 36.

      Программное содержание: Познакомить с буквами «д» и «Д» и тем, что они обозначают с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил. Совершенствовать навык чтения у детей. Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Д»/по 2/, «д» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, таблицы с написанными сочетаниями «ши», «жи».

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Д»/по 2/, «д» /по 4/, указка, текст №15.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила выкладывания предложений /начинается с заглавной буквы, слова выкладываются на расстоянии друг от друга, буквы в словах ставятся рядом /друг за другом/, в конце предложения ставится точка, во всех словах проставляется ударение/.

      2. Выкладывание предложения «Дима и Юра дружили». У доски предложение разбирает один ребенок, уже выложивший предложение на месте, а затем его читает с выделением в словах ударных гласных звуков.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки в слове «дружили»? /у,ы,и/. Какой ударный гласный?/ы/. Почему в слове после «ж» стоит не буква «ы», а «и»? / Есть правило: «жи», «ши» пиши с «и»/. Какие звуки обозначены фишками? /дь, д/.

      Воспитатель показывает буквы «Д» и «д» и говорит, что они обозначают звук «д». Дети рассматривают буквы и заменяют фишки буквами, читают предложение с выделением ударения в словах. Воспитатель предлагает детям из слова «ушки» сделать слово «уши»

      Игра  с заданиями в слово «дружили».

      1) Вызвать 7 детей и предложить им звуки в следующей последовательности: у, ы, и, р, ж, ль, д.

      2) Подозвать: 1-й твердый согласный  звук, который всегда бывает твердым  согласным, 2-й твердый согласный, 1-й гласный, звук «ы», 3-й гласный,  мягкий согласный.

      3) Задания звукам дают дети.

      3. Игра «Назовите слова» со звуком  «дь» /беглый опрос6-8 детей/, в Примерные слова: дом, дуб, дрова, садовник, дорога, дочка, стыдно, нарядный, кладовка и т.д.

      4. Чтение текста. Предложение детям озаглавить и пересказать рассказ.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске фишки: синюю, синюю, красную, синюю – и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й твердый согласный, 3-й – гласный, 4-й твердый согласный. Пример: стул, шкаф, орал, крот, кран, брат, враг, груз и т.п.

      В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 37.

      Программное содержание: Познакомить с буквами  «т» и «Т» и тем, что они обозначают звуки «т», «ть». Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением. Совершенствовать навык чтения у детей. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «Т»/по 2/, «т» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, мел.

      Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Т»/по 2/, «т» /по 4/, указка, текст №16, карточка для проставления ударений № 1 /слова: гуси, коза, лужа, сани, зима, роза, Маша, луна, каша, лиса/, простой карандаш.

      Ход занятия.

      1. Проставление ударений в напечатанных словах. Воспитатель на доске пишет печатными буквами слово «гуси», вызывает ребенка и предлагает ему прочитать слово, определить ударный гласный звук, затем говорит, что ударный гласный звук в написанном слове обозначается значком ударения. Показывает, как пишется значок ударения /косая черточка (/) / и предлагает ребенку обозначить ударный гласный звук в слове «гуси», а затем прочитать его так, чтобы хорошо был слышен ударный гласный звук «у». После этого воспитатель предлагает ребенку стереть значок ударения, поставить его над буквой «и», прочитать слово так, как проставлено в нем ударение.

      Воспитатель предлагает детям взять карточки и карандаш и поставить ударение в каждом слове первого столбца, потом – второго. Дети работают индивидуально, воспитатель ходит по рядам и следит за выполнением задания, не исправляя замеченных ошибок. Когда все дети выполнили задание, воспитатель вызывает по одному ребенку для прочтения каждого слова в слух. Слово читается с подчеркнутым выделение ударного гласного звука. Важно также вызывать для чтения каждого слова детей не только верно выполнивших задание, но и допустивших ошибки /об индивидуальной работе с детьми см. подробнее в соответствующем разделе «Методич.рекомендаций»/.

      2. Воспитатель предлагает детям  назвать слова со звуком «т»  /беглый опрос 6-8 детей/, со звуком «ть» /беглый опрос 6-8 детей/., затем говорит, что эти звуки обозначаются буквами «т», «Т». Дети рассматривают буквы, говорят на что они похожи, из каких частей состоят.

      3. Чтение текста. Объяснить значение слов «тир», «арка». Предложить пересказать рассказ «Наши малыши» Объясните значение знаков препинания /,?!/.

      4. Игра «Назовите слова» /с мячом в кругу/. Воспитатель называет слово, которое начинается с согласного звука и бросает мяч ребенку, который должен сказать слово, которое начинается с пары заданного согласного звука и перебросить мяч воспитателю. Например: слово «мама» /1-й звук «м» - твердый согласный/, ребенок должен сказать слово, которое начинается со звука «мь», например, Миша, мина, Мила и т.д. и наоборот, если воспитатель называет слово, начинающееся с мягкого согласного, ребенок должен назвать слово с твердого согласного. В игре должны принять участие все дети. 

      ЗАНЯТИЕ 38.

      Программное содержание: Учить детей проставлять  ударение в напечатанных словах и  читать слова с ударением. Закреплять умение выкладывать предложение с применением всех пройденных правил. Совершенствовать навык чтения детей. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами,  указка, фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, карточка для проставления ударений № 2 /слова: рама, рука, руки, горы, лыжи, ножи, мясо, вода, море/, простой карандаш, текст № 17.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает детям вспомнить, как они проставляли /обозначали/ ударение в словах /черточкой над гласной буквой/. Затем поставить ударение над всеми словами на карточке. После того, как дети выполнят задание, они по очереди читают слова с выделением ударного звука, называют ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

      Воспитатель предлагает детям, которые допустили ошибку, прочитать слово с тем ударением, которое они проставили. Затем исправить ошибку.

      2. Разбор предложения «У Даши  мишутка». Предложение выкладывает  один ребенок, который вызывается  к доске сразу и работает  одновременно с группой.

      Вопросы детям: Какие гласные звуки в слове «Даши»?/а, ы/. Почему звук «ы» обозначен буквой «и»? /есть правило: «жи, ши» пиши через «и»/. Какой согласный звук в слове «мишутка» бывает всегда твердый? /ш/.

      3. Чтение текста. Объяснить значение  слов «ток», «туман». Обратите внимание детей на восклицательный знак при чтении предложения «Жалко Женю!»

      4. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске фишки: синюю, красную, синюю, красную, синюю, красную и предлагает детям называть слова в которых 1-й звук твердый согласный, 2-й гласный, 3-й – твердый согласный, 4-й гласный, 5-й твердый согласный, 6-й гласный. Примеры: галоши, болото, вагоны, города, долото, золото, дорога, молоко, корова и т.д. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 39.

      Программное содержание: Познакомит с буквой «ь». Учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением. Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей отгадывать слово, представленное моделью /по вопросам/.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «ь» /по 2/, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «ь», указка, карточка для проставления ударений № 3 /слова: сыр, шар, лес, ряд, мед, лук, дом, люк, кит, дым/, простой карандаш, текст № 18.

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют ударение в словах, напечатанных в карточках. Затем каждое слово прочитывается с ударением, называется ударный звук и буква, проверяется правильность выполнения задания.

      2. Воспитатель выложить друг под  другом слова «мел» и «мель» /объяснить значение слова «мель»/. Одновременно один ребенок работает  у доски. Дети могут выполнить  эту задачу двояко: либо повторно  выложить слово «мел», не обратив внимания на мягкость последнего звука в слове «мель», либо поставить вместо буквы «л» зеленую фишку, обозначив таким образом мягкость этого звука.

      Вопросы к детям: Какой 2-й согласный в  слове «мел»? /л/. Он твердый или  мягкий согласный? /твердый/ Какой 2-й согласный в слове «мель»? /ль/. Какой это согласный? /мягкий согласный/.

      Воспитатель обращает внимание на то, что если в  слове «мель» поставить букву  «л», будет слово «мел» и 2-й  согласный будет твердым. Чтобы  показать, что букву «л» в слове  «мель» нужно прочесть мягко, нужно поставить букву «ь». Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить, что согласную букву, которая стоит перед ней, нужно читать мягко. Воспитатель предлагает прочитать слова «мел» и «мель».

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте