Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
lign="justify">      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, «окошечки» и полоска с гласными буквами, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, «окошечки» с полосками с гласными буквами. 

      Ход занятия.

      1. Работа с предложением: Воспитатель  предлагает детям послушать предложение: «С деревьев опали листья», сказать, сколько в нем слов и назвать их по порядку.

      2. Звуковой анализ слова «Украина». У доски слово разбирает тот ребенок, который первым выложил его на своем столе. Воспитатель спрашивает, что обозначает это слово /государство/, и говорит, что названия государств пишется с заглавной буквы.

      Игра  с заданиями:

      1) Выходит на игру тот ребенок,  который отгадает загадку воспитателя: Какой 1-й согласный?/к/. Какой 3й согласный? /н/. Какой 2-й согласный?/р/. Какой 4-й гласный?/а/. Какой ударный гласный?/и/. Какой 2-й гласный? /а/. Какой 1-й гласный?/у/.

      2) Подозвать: 5-й звук в слове, 7-й  звук, 2-й,4-й, 1-й, 3-й, 6-й звуки в слове.

      3) Задание звукам дают дети. Дети  убирают буквы в следующей  последовательности: звуки а, р,  н, у, и, к.

      3. Чтение слогов по пособию «окошечки» с буквами: м, н, р, л. Для чтения слогов должны быть вызваны дети.

      4. Чтение текста. Объяснить значение слов «Маара», «лен», «лом». Обратите внимание детей на точку в конце предложений.

      5. Игра «Назовите слова» с ударным  звуком «о» /роза, лодка, ковер,  елка, полет, осы и т.д./. 

      ЗАНЯТИЕ 27.

      Программное содержание: Познакомить детей с  буквой «Г» и «г» и тем, что  они обозначают звуки «г» и «гь». Учить читать слоги и слова с пройденными буквами. Учить выкладывать предложения из букв разрезанной азбуки, познакомить с правилами выкладывания. Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Г»/по 2/, «г» /по 4/, указка, «окошечки» и полоска с гласными буквами, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «Г»/2/, буква «г» /4/, указка, «окошечки» с полосками с гласными буквами, текст № 6.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения: «Галя мыла ноги». Воспитатель произносит предложение, спрашивает, сколько в нем слов /3/, какое 1-ое, 2-е, 3-е. Говорит, что предложение следует писать только с большой /заглавной/ буквы, слова нужно выкладывать на расстоянии друг от друга, а буквы в слове – ставить рядом. После того, как часть детей выполнит задание, вызывается к доске один ребенок, который выкладывает все предложение на доске. Воспитатель предлагает ему отобрать фишки и буквы первого слова и выложить их на доске, затем также подбираются буквы второго слова, буквы и фишки третьего. /Звуки «г» и «гь» обозначаются соответствующими фишками/. Во всех словах ребенок проставляет ударение. Воспитатель говорит всем детям, что в конце каждого предложения ставится точка, которая указывает на то, что предложение закончено.

      Вопросы к детям: Какие звуки в предложении  обозначены фишками? /г, гь/. С какой  буквы пишутся имена, фамилии, названия рек, городов? /с заглавной/. Воспитатель показывает буквы «Г» и «г», предлагает детям заменить фишки соответствующими буквами. После этого предложение читается двумя детьми с выделением ударения в каждом слове.

      2. Дети называют слова со звуком «г» /беглый опрос 8-10слов/, со звуком «гь» /беглый опрос 6-8 лов/.

      3. Чтение слогов по пособию «окошечки»  с буквами м, н, р, л. 

      Слоги читают только те дети, которые слабо  усвоили чтение слогов.

      4. Чтение текста. Объяснить значение слова «луг». Обратить внимание на точки в конце предложения.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель ставит на доску фишки: синюю, красную, зеленую, красную и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук твердый согласный, 2-й – гласный, 3-й – мягкий согласный, 4-й – гласный. Примеры: пуля, сани, гуси, моя, моё, Коля, Рая, Зоя и т.д. 

      ЗАНЯТИЕ 28.

      Программное содержание: Познакомить детей с  буквой «К» и «к» и тем, что  они обозначают звуки «к» и  «кь». Учить детей выкладывать  предложения в соответствии с  правилами. Закреплять знания, что буква  «я» может обозначать два звука /й, «а» в начале слова и после гласной/. Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «К»/по 2/, «к» /по 4/, указка, фишки и мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «К»/2/, буква «к» /4/, указка, текст №7.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения: «У Киры кукла». Воспитатель произносит предложение, спрашивает, сколько в нем слов /3/, какое 1-ое, 2-е, 3-е.

      Вопросы к детям: Как выкладываются слова  в предложении? /на расстоянии друг от друга/. Что ставится в конце  предложения? /точка/. С какой буквы  начинаем писать предложение? /с заглавной/. У доски предложение выкладывает один ребенок после того, как часть детей уже выложила его на столах. Воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками /«к», «кь»/, показывает буквы «К», «к» и дает детям знание, что эти буквы обозначают звуки «к», «кь» и они заменяют в словах предложения фишки соответствующими буквами. После этого предложение читается двумя детьми с выделением ударения в словах. Если дети ошибаются и ставят заглавную букву в середине слова, воспитатель должен поправить их и напомнить, в каких случаях пишется заглавная буква.

      2. Игра «Назовите слова» со звуком «к» /беглый опрос/, со звуком «кь» /беглый опрос/.

      3. Чтение текста. Объясните значение  слов: Кира, люк.

      4. Звуковой анализ слова «яма»  /слово выкладывается фишками/. У  доски это слово разбирает один ребенок.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки  в слове «яма»?/а, а/. Какой твердый  согласный? /м/. Какой мягкий согласный? /й/.

      Воспитатель предлагает 2-3 детям произнести друг за другом первые два звука слова /йа/. Объясняет, что если в словах звуки «й» и «а» идут друг за другом, то они обозначаются буквой «я» и предлагает детям заменить фишки буквами. Дети ставят под зеленой и красной фишкой букву «я», а за ней буквы «м» и «а». Сколько звуков в слове «яма»? /4/. Сколько букв в слове? /3/.

      5. Игра «Назовите слова» которые начинается со звука «й». Примеры: юбка, ёлка, ель, яма, Емеля, юг и т.д. 

      ЗАНЯТИЕ 29.

      Программное содержание: Закреплять чтение слогов, слов, предложений с пройденными  буквами. Учить отвечать на вопросы  по тексту. Продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепить, что буква «ю» может обозначать два звука /»й» и «у» в начале слова или после гласного звука/. Закрепить умение детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, указка, фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, текст №8.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает детям вспомнить правила выкладывания предложения /начинается с заглавной буквы, слова выкладываются на расстоянии друг от друга, буквы в словах ставятся рядом /друг за другом/, в конце предложения ставится точка, во всех словах проставляется ударение/.

      2. Выкладывание предложения « У  Коли марка». Воспитатель спрашивает  сколько слов в предложении  /3/, какое 1-е, 2-е, 3-е. У доски предложение разбирает один ребенок.

      3. Звуковой анализ слова «юла»  /слово выкладывается фишками/. У доски предложение разбирает один ребенок.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки  в солове? /у, а/. Воспитатель предлагает 2-3 детям произнести друг за другом первые два звука слова/йу/, напоминает, что если в словах звуки «й»  и «у» идут друг за другом, то они обозначаются буквой «ю». Дети ставят под зеленой и красной фишкой букву «ю», звук «л» обозначают буквой «л», звук «а» - буквой «а».

      Вопросы к детям: Сколько звуков в слове  «юла»? /4/. Сколько букв в слове? /3/.

      Игра  с заданиями в слове «юла».

      1) Вызвать детей и предложить взять звуки в следующей последовательности: л, у, а, й.

      2) Подозвать: твердый согласный,  мягкий согласный, ударный гласный,  безударный гласный.

      3) Задание звукам дают дети.

      4. Чтение текста. Работа над рассказом:  спросите детей, о ком говорится в рассказе, что делали дети.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель  на доске ставит фишки: синюю,  красную, а над ней черную, которая обозначает ударный гласный звук, затем синюю, красную и предлагает детям назвать слова, где первый звук – твердый согласный второй – ударный гласный, третий - твердый согласный, четвертый – безударный гласный. Дети выделяют голосом ударный звук. Примеры: рыыыба, мыыыло, гоооры, кооосы, лыыыжи и т.д. 

      ЗАНЯТИЕ 30.

      Программное содержание: Познакомить детей с  буквой «С» и «с» и тем, что они обозначают звуки «с» и «сь». Закрепит умение детей выкладывать предложения в соответствии с правилами. Закреплять знания, что буква «ё» может обозначать два звука /«й» и «о» в начале слова и после гласного звука/. Продолжать совершенствовать чтение детей. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту Закреплять умение детей называть слова определенным ударным гласным звуком.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «С»/по 2/, «с» /по 4/, указка, фишки и мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «С»/2/, буква «с» /4/, указка, текст №9.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения: «Сима и Соня играли». Дети определяют количество слов в предложении /4/. Какое 1-ое, 2-е, 3-е, 4-е слово? Затем выкладывают его буквами и фишками. Воспитатель заранее предупреждает детей о том, что у доски это предложение будет разбирать тот из них, кто первым закончит работу за столом. После того, как предложение будет выложено на доске и проверено, воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками /с, сь/, показывает буквы «С», «с», говорит что они обозначают звуки «с», «сь». Дети заменяют в словах предложения фишки соответствующими буквами. После этого предложение читается двумя детьми с выделением ударения в словах.

      2. Воспитатель предлагает детям назвать слова, которые начинаются со звука «с»/беглый опрос/, со звука «сь»/беглый опрос/.

      3. Звуковой анализ слова «ёлка» /первые два звука в слове обозначаются фишками: звук «й»-зеленой, «о»-красной/. Воспитатель просит 2-3 детей произнести первые два звука слова быстро друг за другом /йо/, напоминает, что звуки обозначаются буквой «ё», дети ставят под зеленой и красной фишками букву «ё».

      Вопросы к детям: Сколько звуков в слове?/5/. Сколько букв?/4/. Какие согласные  звуки? /й, л,к/. Какие гласные звуки? /о, а/.

      Игра  с заданиями: Для игры дети берут  фишки, обозначающие звуки слова.

      Вызвать детей и предложить взять в  звуки в следующей последовательности: о, а, й, к, л. \

      2) Подозвать звуки: мягкий согласный, 2-й твердый согласный, 1-й твердый согласный, 2-й гласный, 1-й гласный.

      3) Задания звукам дают дети.

      4. Чтение текста. Объясните значение слова «сено». Поставить вопросы к предложению «Сима и Лариса играли?» Что делали Сима и Лариса? Как зовут девочек, которые вместе играли?

      5. Игра «Назовите слова» с ударенным гласным звуком «о» /поле, осы, елка, молоко и т.д./. 

      ЗАНЯТИЕ 31.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте