Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Материал раздаточный: то же, текст № 36.

      Ход занятия.

      1. Звуковой анализ слова «сел». Слово выкладывается фишками /зеленая, красная, синяя/. Затем воспитатель спрашивает, какой 1-й звук /сь/, какой буквой он обозначается /с/ и ставит под зеленую фишку букву «с». Дети называют 2-й звук /э/, говорят, что после мягкого согласного он обозначается буквой «е» и воспитатель ставит букву «е» под красной фишкой. Дети называют 3-й звук /л/, говорят, что он обозначается буквой «л» и воспитатель ставит «е» под синей фишкой. Затем двое детей по очереди читают слово.

      Рядом с выложенными словами вызванный  к доске ребенок разбирает  слово «съел». Звуки обозначаются фишками /синяя, зеленая, красная, синяя/. Воспитатель спрашивает, какой 1-й  звук /с/, какой буквой он обозначается /с/ и ребенок ставит букву «с» под синей фишкой. Детям предлагается послушать 2-й и 3-й звуки слова: «йэ» и сказать, какой буквой они обозначаются/е/. Ребенок ставит букву «е» под 2-й и 3-й фишкой. Воспитатель говорит детям, что буква «е» показывает, что предыдущий согласный нужно читать мягко, т.е. получается «се». Чтобы показать, что 1-й звук нужно читать твердо, нужно поставить после букв «с» «ъ». Воспитатель показывает букву «ъ», говорит, что эта буква не имеет звука, она ставится специально для того, чтобы обозначить твердость согласного, если после него идут буквы «я», «е», «о» или «ю». Дети ставят «ъ» между буквами «с» и «е». Ребенок называет последний звук в слове /л/, обозначает его буквой «л», которую ставит под синей фишкой. Двое детей по очереди читают слово. Воспитатель убирает «ъ» из слова «съел» и подвигает буквы «с» и «е». Предлагает прочитать слово /сел/. Обращает внимание детей, что два выложенных слова читаются теперь одинаково /сел – сел/. И еще раз повторяет, что для того, чтобы показать, что 1-й звук нужно прочесть твердо, ставится «ъ». Снова ставит «ъ» в слове «съел» и вызванный ребенок читает слова /сел – съел/.

      2. Звуковой анализ слова «подъем». Слово у доски и на местах  выкладывается сначала фишками,  а затем под ним выкладываются  соответствующие буквы. Воспитатель снова обращает внимание детей, что получается, если не поставить «ъ»: «подъем» и напоминает детям, зачем ставится «ъ».

      Вопросы к детям: Какой звук обозначает «ъ»? /он не обозначает звука, а обозначает твердость предыдущего согласного/. Какой звук обозначает «ь» /он не обозначает звука, он указывает на мягкость предыдущего согласного/.

      3. Чтение текста.

      4. Игра-загадка. Воспитатель выкладывает  синюю, красную, синюю, синюю,  зеленую фишки /портфель/ и предлагает по вопросам отгадать. 

      Занятие 58.

      Программное содержание: Продолжать учить детей составлять предложения с заданным словом. Совершенствовать навык чтения детей. Закреплять знания о «ъ». Учить составлять цепочку слов, произведя в данной слове только одну замену для получения нового слова.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 37.

      Ход занятия.

      1. Звуковой анализ слова «ехал». Вопросы к детям: Сколько звуков  в слове «ехал»? /5/. Какие гласные звуки? /э, а/. Какие согласные звуки? /й, х, л/.

      Задание детям: Сделать из слова «ехал» слово  «съехал». У доски это задание  выполняет один ребенок. Вопросы  к детям: Какой 1-й звук в слове? /с/. Как будет звучать слово, если после «с» будет буква «е»? /сехал/. Для чего поставили букву «ь»? /чтобы разделить твердый согласный и букву «е».

      2. Чтение текста. Работа с текстом:  спросите у детей, каких животных  и их детенышей они знают.

      Сказку  «Репка» продолжают рассказывать несколько  детей.

      3. Работа с предложением. Воспитатель предлагает детям придумать предложения со словом «друг». Опросить 6-7 детей.

      4. Игра «Цепочка слов» /от слова «сад»/. 

      Занятие 59.

      Программное содержание: Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей составлять цепочку слов, проводя в данном слове только одну замену для получения нового слова.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал раздаточный: то же, текст № 38.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения «У нас жил котенок». Повторить правило написания «жи». Игры с заданиями в слово «котенок».

      1) Вызвать на игру и раздать звуки тем детям, которые отгадают «загадки» воспитателя: Какой 2-й твердый согласный звук в слове? /н/. 2-й гласный? /о/. Какой 3-й гласный? /о/. 1-й твердый согласный? /к/. 1-й гласный? /о/. Мягкий согласный? /ть/, 3-й твердый согласный? /к/.

      2) Подозвать звуки о, ть, к, н.

      3) Задания звукам дают дети.

      2. Чтение текста. Работа с текстом: предложить детям ответить на вопросы, озаглавить и пересказать рассказ.

      3. Игра «Цепочка слов». Воспитатель  предлагает детям составить цепочку  слов от слова «сад». Примерная  цепочка слов: сад-сам-сом-ком-кот-коты-ноты-норы-горы-гора-пора и т.д. 
 
 

      Занятие 60.

      Программное содержание: Совершенствовать навык чтения детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить отгадывать слова, выложенные фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 39.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения «Мы  любим играть». Игра с заданиями  в слово «играть» /у доски это  слово для игры выкладывается  фишками/.

      1) Вызвать пять детей и раздать звуки: р, ть, и, а, г.

      2) Подозвать: 1-й твердый согласный,  мягкий согласный, 2-й твердый  согласный, 2-й гласный, 1-й гласный.

      3) Задания звукам дают дети.

      2. Чтение текста. Работа с текстом:  выразительно прочитать басню  2-3 раза, пересказать ее. Рассказать рассказ.

      3. Игра-загадка воспитателя /школа/.

      4. Игра-загадка ребенка. 

      Занятие 61.

      Программное содержание: Совершенствовать навык чтения детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить отгадывать слова, выложенные фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 40.

      Ход занятия.

      1. Дети выкладывают кусочек слова «ру», делают «гру» и с ним выкладывают слово, выложенное фишками. Выполнение задания проверяется индивидуально. Примеры: груша, груз, грузовик, Грузия, игрушки, грудной, грубый, группа, нагрузка…

      2. Воспитатель предлагает детям  придумать предложения со словом  «весна», опрашивает 5-6 детей и  самое интересное предложение выкладывается за столами и у доски /в предложении не должно быть более трех слов/.

      3. Чтение текста. Работа с текстом:  предложите детям пересказать  рассказ «Пшеница», дайте задание  2-3 детям произнести быстро скороговорку.

      4. Игра-загадка. Воспитатель загадывает слово «букварь», а дети отгадывают его по вопросам. 

      Занятие 62.

      Программное содержание: Совершенствовать навык чтения детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить отгадывать слова, выложенные фишками. Учить составлять цепочку слов от заданного слова путем одной замены для получения нового слова.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 41.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает детям выложить кусочек слова «ла», сделать из него «гла» и сложить по 1-2 слова с этим кусочком. Проверить выполнение задания индивидуально за столами. Примеры: гладит, игла, гладкий, согласен, глаз, выглядеть, главный, гласный…

      2. Выкладывание предложения. Воспитатель предлагает детям придумать предложения со словом «книга», опрашивает 5-6 детей и самое интересное предложение выкладывается на столах и на доске. В предложении не должно быть больше трех слов. В одно из слов проводится игра с заданиями.

      3. Чтение текста № 41. Предложите  детям загадать загадки.

      4. Игра-загадка. Проводят по очереди  1-2 ребенка.

       

      Занятие 63.

      Программное содержание: Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствовать навык чтения детей. Учить отгадывать слова, выложенные фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 42.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения «Нам уже семь лет».

      2. Воспитатель предлагает детям  назвать слова, в которых последний  звук мягкий согласный /беглый  опрос 6-8 детей/. Примерные слова:  лось, пень, дочь, мать, мазь, корень, дружить…

      3. Чтение текста № 42. Работа с текстом: предложите детям ответить на вопросы по прочитанному содержанию.

      4. Игра-загадка. Воспитатель загадывает  слово «медведь», ад дети по  вопросам отгадывают его.

      5. Игра-загадка. Загадку загадывает  ребенок. 

      Занятие 64.

      Программное содержание: Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей пересказывать прочитанный текст. Учить составлять цепочку слов от заданного слова путем одной замены для получения нового слова.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 43.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель говорит детям, что  это последнее занятие, прощальное. Скоро они пойдут в школу  и узнают там много нового, интересного. В детском саду они научились читать, узнали много правил и это поможет им хорошо учиться.

      2. Воспитатель предлагает детям  рассказать, как они готовятся  к школе /3-4 детей рассказывают  свои рассказы/.

      3. Предложите детям составить творческие  рассказы на тему: «Скоро в школу».

      4. Составьте предложения «Мы любим  детский сад».

      5. Игра «Цепочка слов» /от слова  «лук»/.

      6. Игра-загадка. Воспитатель загадывает  слово «школа», а дети по  вопросам отгадывают его.

      7. Игра-загадка ребенка.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте