Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      4. Игра – загадка воспитателя /Москва/. 

      Занятие 51.

      Программное содержание: продолжить учить выкладывать  предложение с применением пройденных правил. Совершенствовать навык чтения детей. Потренировать детей в  чтении скороговорки. Учить творчески  пересказывать прочитанный рассказ. Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки. Касса с пройденными  буквами, указка фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, касса с пройденными буквами, указка, текст №30.

      Ход занятия.

      1. Чтение текста. Предложить детям пересказать рассказ «щенки» /вызвать 3-4 детей/, 2-3 детей повторяют скороговорку.

      2. Выкладывание предложения «Мы гуляем в роще». А воспитатель должен четко произнести слово «роще», чтобы дети слышали в конце «э».

      3. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доску зеленую, красную, синюю фишки и предлагает назвать слова, в которых 1-й звук – мягкий согласный, 2-й звук – гласный, 3-й звук – твердый согласный. Когда будет названо 10-12 слов, воспитатель заменяет зеленую фишку на синюю, и дети называют слова новой звуковой структуры.

      4. Игра-загадка ребенка. 

      Занятие 52.

      Программное содержание: Продолжить учить выкладывать предложение с применением пройденных правил. Познакомить с буквами «Ц», «ц» и правилом, что звук «ц» всегда твердый согласный. Совершенствовать навык чтения детей. Продолжить учить отгадывать слова, выложенные фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ц» (по2), «ц» (по 4), указка.

      Материал  раздаточный: то же самое, текст №31.

      Ход занятия.

      1. Игра «Назови пару».

      2. Выкладывание предложения «У  курицы цыплята». Воспитатель говорит,  что звук «ц» - всегда твердый согласный. После разбора предложения дети рассматривают буквы «Ц» и «ц», заменяют фишки соответствующими буквами и прочитывают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах.

      3. Игра «Назовите слова» со звуком «ц» /беглый опрос 8-10 слов/.

      4. Чтение текста. Работа с текстом:  объяснить значение слова «цель». Предложить детям назвать месяцы года по порядку, обратить внимание детей на знаки препинания /точки, запятые, знаки/.

      5. Игра-загадка /слова по очереди  загадывают двое детей/. 

      Занятие 53.

      Программное содержание: Совершенствовать навык  чтения детей. Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры и с заданным ударением. Продолжать учить называть слова, составлять творческие пересказы прочитанного рассказа.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки. Касса с пройденными буквами, указка фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, касса  с пройденными буквами, указка, текст  №32.

      Ход занятия.

      1. Игра «Назовите слова» /с мячом в кругу/. Воспитатель называет слово, которое начинается с мягкого согласного звука и бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, должен сказать слово, которое бы начиналось с твердого согласного звука и наоборот. В игре должны принять участие все дети.

      2. Воспитатель предлагает детям  назвать слова со звуком «ц»  /опрашивает 6-7 детей/, затем дети  выкладывают каждый свое слово.  Воспитатель индивидуально проверяет  выполнение задания и помогает  детям исправить ошибки. Тот ребенок,  который первым выложил слово, выкладывает его на доске и проводится игра с заданиями в это слово.

      3. Чтение текста. Работа с текстом:  спросить у детей, что значит  слово «столица. Предложить пересказать  рассказ «Лиса и заяц», ответить  на вопрос: «Почему лиса не заметила зайца?» Обратить внимание детей на наличие запятых в тексте.

      4. Воспитатель предлагает детям  устно определить ударный гласный  звук в словах: весна, грибы,  свекла, парта, букварь, карандаш.

      5. Игра «Назовите слова».Воспитатель  на доске ставит синюю, красную /над ней черную/, синюю красную фишки и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й – ударный гласный, 3-й твердый согласный, 4-й гласный. После того как будет названо 12-15 слов, воспитатель переставляет ударение на 2-й гласный звук и дети называют слова с измененным ударением. 

      Занятие 54.

      Программное содержание: Продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил. Познакомить с буквами «Х», «х» и тем, что они обозначают звуки «х», «хь». Совершенствовать навык чтения детей. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова. Учить отгадывать слово, выложенное фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки. Касса с пройденными буквами, буквы «Х» /по 2/, «х» /по 4/, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, касса  с пройденными буквами, буквы «Х» /по 2/, «х» /по 4/, указка, текст № 33.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения «У  слона хобот». Воспитатель должен произнести слово «слона» та, чтобы дети хорошо услышали звук «о» после «л» и слово «хобот», чтобы услышали звук «о» после «б». Дети рассматривают буквы «Х», «х» и заменяют фишку буквой. Читают предложение с выделением ударенных звуков в словах. Воспитатель говорит, что буква «х» обозначает и мягкий согласный звук «хь» и предлагает детям назвать 2-3 слова с этим звуком /хитрый, размахивает, хищник, хитрит, хирург/.

      2. Чтение текста. Работа с текстом:  объяснить значение слов «хор»,  «кроха». Обратить внимание на знаки препинания: точки, запятые, восклицательный и вопросительный знаки. Предложить детям загадывать загадки.

      3. Игра « Цепочка слов». Воспитатель  предлагает детям составить цепочку  слов от слова «май». 

      Примерная цепочка слов: май-мак-рак-лак-лук-сук-сок-бок-бык-бал-бам-сам-сама-рама-мама и т.д.

      4. Игра-загадка воспитателя. Воспитатель  загадывает слово «восемь». Дети  по вопросам его отгадывают. 
 
 

      Занятие 55.

      Программное содержание: Совершенствовать навык чтения детей. Познакомить детей с разделительной функцией «ь». Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки. Касса с пройденными  буквами, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, касса с пройденными буквами, указка, текст № 34.

      Ход занятия.

      1. Звуковой анализ слова «Коля».

      Слово выкладывается фишками, а рядом  это слово выкладывается буквами. Вопросы к детям: Какие гласные  в слове «Коля?» /о,а/. Какими буквами обозначены эти звуки? /о, я/ Что показывает буква «я»? /что согласная, которая стоит перед ней мягкая/.

      Звуковой  анализ слова «колья» /объяснить  значение этого слова/. Это слово  выкладывается фишками под словом «Коля», которое выложено тоже фишками. Ставится синяя, красная, зеленая, зеленая, красная фишки. Затем воспитатель спрашивает, какой 1-й звук в слове? /ке/. Какой буквой он обозначается? /буквой «к»/. Эта буква ставится под буквой «к» слова «Коля». Дети называют 2-й звук слова «колья» /о/, говорят, что он обозначается буквой «о» и воспитатель ставит букву «о» под буквой «о» слова «Коля». Вызывается 3-й звук в слове «колья» /ль/. Дети говорят, что этот звук обозначается буквой «л». Воспитатель ставит ее под буквой «л» слова «Коля» и спрашивает, какие остались не обозначенными буквами звуки в слове «колья» /й, а/. Дети говорят, что эти звуки обозначаются буквой «я», воспитатель ставит букву «я» под словом «Коля» и предлагает детям прочитать полученное слово /Коля/. Он говорит, что если в слове «колья» поставить вместо звуков «й» и «а» букву «я», то опять получится слово «Коля» т.к. «я» покажет, что предыдущий согласный нужно читать мягко /ль/. Значит, так не получится слово «колья», а вот если поставить после буквы «л» букву «ь», то она укажет нам, что букву «л» нужно прочесть мягко и тогда стоящая на конце слова буква «я» будет произносится как два звука – «й» и «а» и получится слово «колья» /на доске и за столами ставится мягкий знак/. Воспитатель говорит, что «ь» разделяет мягкий согласный звук «ль» и букву «я», поэтому он называется разделительным мягким знаком.

      2. Звуковой анализ слова «братья». Ребенок у доски выкладывает фишками слово «братья» /синяя, синяя, красная, зеленая, зеленая, красная/. Воспитатель спрашивает: какой 1-й звук в слове? /б/. Какой буквой он обозначается? /буквой «б»/ и ребенок ставит букву под первой синей фишкой, называет 2-й звук /р/, обозначает его буквой «р» и ставит ее под второй синей фишкой. Затем называет 3-й звук /а/, обозначает его буквой, «а», 4-й звук /ть/, обозначает его буквой «т». Воспитатель предлагает ребенку сказать, какие звуки он еще не назвал /й, а/. Какой буквой обозначаются данные звуки? /я/. Как будет читаться это слово, если после буквы «т» поставить букву «я»? /братья/. Воспитатель говорит, что для того, чтобы разделить мягкий согласный звук «ть» и букву «я» нужно поставить разделительный «ь». Дети ставят «ь» и букву «я», затем читают слова по очереди 2-3 детей.

      3. Чтение текста. Предложить детям  назвать хвойные деревья, лиственные деревья.

      4. Игра «Цепочка слов» от слова  «мал».

       

      Занятие 56.

      Программное содержание: Продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил. Закреплять у детей знание о разделительной функции «ь». Совершенствовать навык чтения детей. Продолжать учить творческие пересказы прочитанных рассказов. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: то же, текст № 35.

      Ход занятия.

      1. Выкладывание предложения «С  гор бегут ручьи».Воспитатель  должен произнести слово «бегут»  так, чтобы дети услышали звук  «о» после звука «бь». Вопросы  к детям: Какие гласные звуки  в слове «бегут»? /э,у/. Какой ударный звук в слове? /у/. Как бы вы прочли слово «ручьи» если бы после «ч» сразу поставить «и» и не ставить «ь»? /ручи/. Что разделяет в слове разделительный мягкий знак? /мягкий согласный «ч» и букву «и»/.

      2. Чтение текста. Работа с текстом:  предложить детям пересказать рассказ «Наша семья», обратить внимание при чтении на точки, запятые и вопросительные знаки, объяснить слово «морока», потренировать в быстром произнесении скороговорки /спросить 2-3 детей/.

      3. Игра «Назовите слова». Воспитатель  выкладывает на доске зеленую, красную /над ней черной/, синюю, красную фишки и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук- мягкий согласный, 2-й ударный гласный, 3-й твердый согласный, 4-гласный /липа, пена, лето, дело, мясо, репа и т.д./. Когда будет названо 10-12 слов, воспитатель переносит ударение на 2-й гласный звук и дети называют слова типа: река, кино, лиса, лицо, дела…

      4. Игра-загадка воспитателя. 

      Занятие 57.

      Программное содержание: Совершенствовать навык чтения детей. Познакомить детей с «ъ». Учить называть слова определенной звуковой структуры. Учить отгадывать слово, выложенное фишками.

      Материал  демонстрационный: красные, синие зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «ъ» /по 2/, указка, фишки или мелкие игрушки.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте