Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Вопросы детям: какой 3-й звук? /м/. Какой 1-й  звук? /д/. Какая гласная буква?/о/.

      Воспитатель предлагает убрать букву «о» и  поставить букву «ы» и прочесть полученное слово /дым/. При этом обращает внимание детей на то, что 1-й звук в слове не меняется.

      3. Работа над предложением. Воспитатель вызывает 3 детей и дает каждому ……. Получаются предложения типа: «У Кати мяч», «Мяч у Лены». Каждый ребенок, сказав предложение называет 1-е, 2-е, 3-е слово в нем. Необходимо обратить внимание детей на коротенькое слово «у2. Детям свойственно сливать предлог «у» с последующим словом, поэтому воспитатель должен произнести слова раздельно и предложить детям послушать сначала 1-еслово /у/, затем только 2-е слово /Кати/, и только потом 3-слово /мяч/.

      4. Звуковой анализ слова «речка». Воспитатель говорит детям, что у доски слово будет разбирать тот ребенок, который первым выполнит его на столе. Затем этот прием часто используется воспитателем. Вызванный ребенок последовательно, интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками и буквами. Воспитатель напоминает детям, что звук «ч» всегда мягкий согласный.

      Вопросы к детям: Сколько мягких согласных в слове? /2/. Какие? /рь, ч/. Какой твердый согласный? /к/. Какие гласные звуки/э, а/. Какой ударный гласный звук? /э/. Как будет звучать слово, если ударным звуком будет звук «а»7 /речкааа/. Почему в слове ударный звук «э» обозначен буквой «е»? /после мягкого согласного, если слышится звук «э» , пишется буква «е»/.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 5 детей, раздать им фишки и буквы: «е», «а», «р», «ч», «к»

      2) Подозвать: 1-й мягкий согласный звук, 2-ой мягкий согласный звук, ударный гласный звук, безударный гласный звук, твердый согласный звук.

      3) Задания звукам дают дети /задания должны быть легко выполнимыми/.

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель выкладывает на доске синюю, красную, синюю и красную фишки, предлагает детям назвать слова в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й – гласный, 3-й твердый согласный, 4-й гласный. Называет, как образованы 3-4 слова данной звуковой структуры / мама, луна, каша, рука, мыло, вода, вата, шуба/. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель /Этот прием используется во всех последующих играх/.

      Если  ребенок назовет слово, которое  не подходит под заданную звуковую структуру, воспитатель должен указать ему на ошибку, например, ребенок назвал слово «лиса», воспитатель должен сказать, что вэтом слове 1-й звук мягкий согласный, а нужно, чтобы был твердый согласный. Если ребенок назовет слово в котором больше или меньше звуков, чем задано, воспитатель ведя указкой под моделью указывает ему на ошибку. 

      ЗАНЯТИЕ 18.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Учить детей проводить  словоизменение. Продолжать закреплять умение составлять предложения из 3-х слов. Учить называть слова определенной звуковой структурой.

      Материал  демонстрационный: красные, синие, зеленые, белые, черные фишки, касса с гласными буквами, указка, кукла, мишка, зайка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, белые, черные фишки на подносике, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Устные упражнения в названии ударного гласного звука в заданных воспитателем словах: лиса /а/, рыба /ы/, кукла /у/, матрешка /о/, доска /а/, море /о/.

      Воспитатель произносит слово и слегка протягивает  ударный звук, а затем предлагает детям назвать его. Если ребенок  ошибся и назвал безударный гласный, воспитатель предлагает ему произнести слово и потянуть названный им звук. Это поможет ребенку убедиться в своей ошибке.

      2. Словоизменение: Дети выкладывают  слово «кот», обозначая согласные  звуки белыми фишками. Затем  воспитатель задает им вопросы:  Какой 3-й звук в слове? /т/. Какой  1-й звук? /к/. Какая гласная буква? /о/. После того как слово прочитывается 2-3 раза, убирается буква «о» и ставится «и». Воспитатель предупреждает детей, 1-й звук стал мягким согласным, затем 5-6 детей называют слово «на ушко» /кит/ и затем произносят его в слух.

      Выкладываем слово «ток». Согласные звуки обозначаются белыми фишками, заменяем «о» на «а» /так/, «а» на «ю» /тюк/. Это подробно делается так, как в конспекте 3.

      3. Звуковой анализ слова «гайка» /объясните значение слова и напомните что звук «й» всегда мягкий согласный/.

      У доски слово разбирает один ребенок. Для разбора слова детьми у доски воспитатель пользуется двумя вариантами: если он вызывает слабого ребенка, то ребенок начинает работу одновременно со всеми детьми и воспитатель практически работает с ним индивидуально. Если вызывается сильный ребенок, то он выкладывает слово после того, как большинство детей за столами уже разобрали слово и работает у доски самостоятельно.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки  в слове? /а, а/. Какой ударный звук? /1-й звук «а»/. Как будет звучать  слово, если ударным будет 2-й звук «а»? /гайкааа/. Какие твердые согласные звуки? /г, к/. Какой мягкий согласный? /й/.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 5 детей, раздать им  фишки и буквы в следующей  последовательности: 1-й звук «а», 2-й звук «а», звук «г», «й»,  «к».

      2) Подозвать: 1-й твердый согласный  звук, 2-ой гласный, мягкий согласный  звук, 2-й твердый согласный, 1-й  гласный.

      3) Задания звукам дают дети 

      4. Работа над предложением. Воспитатель сажает за стол куклу, на стул мишку, на окно зайку. Предлагает составить предложения о том, где игрушки. Получаются предложения типа: «На столе кукла», «Мишка на стуле», «На окне зайка». В каждом полученном предложении называется 1-е, 2-е и 3-е слово. Обращается внимание на коротенькое слов «на».

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель выкладывает на доске синюю, красную и синюю фишки, предлагает детям назвать слова в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й – гласный, 3-й твердый согласный. Дается образец слов этой звуковой структуры: лак, мак, сад.

      За  каждое правильно названное слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 19.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Учить детей проводить словоизменения. Учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку. Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, синие, зеленые, белые, черные фишки, касса с гласными буквами, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, белые, черные фишки на подносике, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Игра «Кто внимательный». Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных звуков. Затем ставится зеленая фишка и за ней гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного.

      После того, как будут выложены гласные  буквы соответственно правилам их написания после твердых и мягких согласных звуков, игру проводит вызванный ребенок. Он убирает букву, а дети отгадывают, что изменилось.

      2. Словоизменение. Дети вык4ладывают слово «сук», обозначая согласные звуки белыми фишками. Одновременно один ребенок выкладывает это слово на доске. Убирают букву «у» и ставят букву»о» /сок/. Воспитатель обращает внимание детей, что 1-й звук в слове не изменился. Выкладывается слово «мал» /согласные обозначаются белыми фишками/, заменяется «а» на «и» /мил/, «и» на «ы» /мыл/, «ы» на «е» /мел/. Подробно описание смотри в конспекте 3.

      3. Работа над предложением. Воспитатель  предлагает послушать предложение, сказать сколько в нем слов и назвать слова по порядку. Предложения для разбора: «Красный цветок», «Дети дружно играют».

      4. Игра «Назови слова». Воспитатель выкладывает на доске синюю, красную, зеленую и красную фишки, предлагает детям назвать слова в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й – гласный, 3-й мягкий согласный, 4-й гласный. Дается образец подобного типа слов /2-3 слова/.

      Примерные слова: баня, море, раки, сани, пуля, поля, туча, заря, лучи, моя /мойа/, Зоя /Зойа/, гуси и т.п.  

      ЗАНЯТИЕ 20.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Учить детей проводить словоизменения. Учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку. Закреплять умение называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные, белые фишки, касса с гласными буквами, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением. Воспитатель предлагает послушать предложение, сказать, сколько в нем слов и назвать слова по порядку. Предложения для разбора: «У нас игрушки», «Птица сидит на ветке».

      2. Словоизменение. Дети выкладывают слово «пар», обозначая согласные звуки белыми фишками. Заменяют «а» на «и» /пир/.

      Дети  выкладываю слово «пол», согласные обозначают белыми фишками, заменяют «о» на «и» /пил/, «и» на «е» /пел/. Подробно слова разбираются только в случае затруднения у детей. /смотри в конспекте 3/.

      Звуковой  анализ слов: зима, море, гуси, пуля. Воспитатель  говорит, что каждый ряд будет  разбирать свое слово: 1-й ряд – слово «зима» /показывает всем детям первого ряда/, 2-й разберет слово «море», 3-й – слово «гуси», 4-й ряд – слово «пуля».

      Можно спросить у 2-3 детей, какое слово  они будут разбирать. После того, как большинство детей справятся с заданием, воспитатель вызывает одновременно двух детей, которые выкладываю на доске слова «зима», «море». В проверке задания должны участвовать дети.

      Вопросы к детям по слову «зима»: Какой  ударный звук? /а/. Как будет звучать  слово, если ударным будет звук «и»? /зииима/.

      Вопросы к детям по слову «море»: Какие  гласные звуки в слове? /о, э/. Почему звук «э» обозначен буквой «е» /после  мягкого согласного звука «э»  обозначается буква «е»/.

      Двое  вызванных детей 3-го и 4-го ряда выкладываю слова «гуси и пуля». Вопросы к детям по слову «пуля»: Какие гласные звуки в слове? /у, а/. Почему звук «а» обозначается буквой «я»? / после мягкого согласного звука «а» обозначается буква «я»/.

      На  каждый из этих вопросов отвечают дети, которые не разобрали соответствующего слова на местах.

      4. Игра «Назови слова» со звуком  «б». /барабан, батон, большой,  собака, клубок, бок, быстро, рубашка/, со звуком «бь» /билет, бегемот,  рябина, белый, любит/. 

      ЗАНЯТИЕ 21.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Учить детей проводить словоизменения. Учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку. Закреплять умение называть слова с заданными звуками.

      Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные, белые фишки, касса с гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мяч.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Игра: «Назови пару» /см.конспект 2/.

      2. Словоизменение. Дети выкладывают слово «бык», обозначая согласные звуки белыми фишками. Заменяют «ы» на «а» /бак/, «а» на «о» /бок/.

      Дети  выкладываю слово «мал», согласные обозначают белыми фишками. Заменяют «а» на «е» /мел/, «е» на «ы» /мыл/,«ы» на «и» /мил/, «и» на «ё» /мёл/, «ё» на «я» /мял/.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте