Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Программное содержание: Познакомить детей с  буквой «З» и «з» и тем, что они обозначают звуки «з» и «зь». Закрепит умение детей выкладывать предложения в соответствии с правилами. Закреплять знания, что буква «е» может обозначать два звука /«й» и «э» в начале слова и после гласного звука/. Продолжать совершенствовать чтение детей. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Закреплять умение детей называть слова определенным ударным гласным звуком.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «З»/по 2/, «з» /по 4/, указка, фишки и мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «З»/2/, буква «з» /4/, указка, текст №10.

      Ход занятия.

      1. Звуковой анализ слова «Ели». /Слово на доске выкладывает воспитатель/. Два первых звука в слове выкладываются фишками: зеленая – звук «Й», красная – «э». Воспитатель предлагает 2-3 детям быстро произнести два первых звука друг за другом и объясняет, что они обозначаются одной буквой «е». Дети заменяют звуки «й» и «э» буквой «е» и слово убирается.

      2. Выкладывание предложения «У  Зины роза». Дети определяют  количество слов в предложении,  называют 1-е, 2-е, 3-е слово. У доски  предложение разбирается после  того, как большинство детей заканчивает  работу.

      Вопросы к детям: Какой 1-й согласный звук в слове «Зины»?/зь/. Какой 2-й согласный звук в слове «роза?/з/. Воспитатель показывает буквы «З» и «з», объясняет, что они обозначают звуки «з» и «зь». Дети заменяют фишки соответствующими буквами и читают предложение с выделением ударения в словах.

      3. Игра «Назовите слова» со звуком  «з» /беглый опрос, со звуком  «зь»/ беглый опрос. 

      4. Чтение текста. Объяснить значение  слова «солома». Поставить вопросы  к рассказу «Заноза». Как звали  девочку? Что делала Лиза? Что  случилось с Лизой? Почему Лиза занозила руку?

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель  выкладывает на доске синюю,  красную, синюю фишки и дети  называют слова, в которых 1-й  звук – твердый согласный, 2-й  – гласный, 3-й – твердый согласный.  Когда будет названо 12-15 слов, воспитатель заменяет 1-й звук на мягкий согласный /зеленая фишка/ и дети называют слова новой звуковой структуры. 

      ЗАНЯТИЕ 32.

      Программное содержание: Закреплять чтение детей на материале пройденных букв. Продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепить знания о написании букв «я», «ю», «ё», «е» в начале слова или после гласного звука. Закрепить умение детей определять ударение в словах. Учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, фишки или мелкие игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, текст №11.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель выставляет на доске зеленую и красную фишки, предлагает детям сказать, какие гласные буквы обозначают два звука: мягкий согласный «й» и гласные «а», «о», «у», «э». Одновременно с ответами детей воспитатель выставляет соответственно буквы «я», «ё», «ю», «е».

      2. Выкладывание предложения: «Яся и Юра играют». Это предложение у доски разбирает ребенок наиболее успешно усваивающий программный материал. Одновременно с ним дети выкладывают на столах. Это предложение трудное и мы поэтому рекомендуем примерный ход его разбора:

      /В-ль: Какой 1-й звук в слове «Яся?

      Ребенок: «й».

      В-ль: Какой 2-й звук в слове «Яся?/»йаа»  тянет «а» - 2-й звук «а»/

      Ребенок: а

      В-ль: Как обозначаются звуки «й» и  «а»?

      Ребенок: буквой «я» /ставит букву «я»/

      В-ль: Какой 3-й звук в слове «Яся?

      Ребенок: Яссся – «сь» /ставит букву «с»/

      В-ль: Найди 4-й звук в слове.

      Ребенок: Ясяяя – «а»

      В-ль: Какой буквой обозначается звук «а» после мягких согласных?

      Ребенок: буквой «я»

      В-ль: Посмотрите, в слове «Яся» две буквы «я». Первая буква имеет два звука «й» и «а», вторая пишется после мягкого согласного звука и имеет звук 2а». Какое второе слово в предложении?

      Ребенок: и /ставит букву/.

      В-ль: Какое 3-е слово?

      Ребенок: «Юра».

      В-ль: Какой 1-й звук в слове?

      Ребенок: й

      В-ль: Какой 2-й звук в слове?

      Ребенок: у

      В-ль: Произнеси эти два звука быстро друг за другом и скажи, какой буквой нужно их обозначить?

      Ребенок: «йу», букву «ю».

      В-ль: Найди 3-й звук в слове.

      Ребенок: Юра – «р» /ставит букву «р»/

      В-ль: Найди 4-й звук в слове.

      Ребенок: Юра – «а» /ставит букву «а»/

      В-ль: Какое 4-е слово в предложении?

      Ребенок: играют /находит и обозначает первые 4 звука/

      В-ль: Какой 5-й звук?

      Ребенок: й

      В-ль: Какой 6-й звук?

      Ребенок: у

      В-ль: Какой буквой нужно обозначить звуки «и» и «у»?

      Ребенок: буквой «ю»

      В-ль: Какой последний 7-й звук?

      Ребенок: игрют – т /ставит синюю фишку/

      В-ль: Какой ударный звук в слове «Яся»?

      Ребенок: а /ставит черную фишку за букву «я»/

      В-ль: Какой ударный звук в слове «Юра»?

      Ребенок: у /ставит черную фишку за букву «ю»/

      3.  Чтение текста. Объясните значение  слов срок, знак, ирис.

      4. Игра «Назовите слова», которые начинаются со звука «й» /яблоко, яма, юла, юбка, елка, ежик, ель, Емеля и т.д./. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 33.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  выкладывать предложение с применением  известных грамматических и синтаксических правил. Познакомить с буквой «ш», с правилами написания сочетания «ши». Совершенствовать навык чтения у детей. Учить детей пересказывать прочитанный рассказ. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ш»/по 2/, «ш» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, таблица с написанным сочетанием «ши».

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ш»/по 2/, «ш» /по 4/, указка, текст №12.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает поставить на столах зеленую и красную фишки, которые будут обозначать мягкий согласный звук «й» и один из гласных звуков : а, о, у или э. Спрашивает, какая гласная буква обозначает звуки: Й, а /я/. Дети ставят букву «я» за фишками. Воспитатель спрашивает, какие гласные буквы обозначают звуки й, о /ё/., звуки й, у/ю/, звуки й, э/е/ и дети ставят их за фишками.

      2. Выкладывание предложения «У  кошки ушки». Воспитатель говорит, что звук «ш» всегда твердый согласный. У доски предложение разбирает один ребенок, уже выложивший предложение на месте.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки  в слове «кошки»? /о,и. Какой ударный  гласный?/о/. Как будет звучать  слово, если ударным сделать звук «и»?/кошкиии/. Какие твердые согласные звуки? /к, ш/. Какой мягкий согласный? /кь/. Какие гласные звуки в слове «ушки»? /у, и/. Какой ударный звук? /у/. Какие звуки обозначены фишками? /ш, ш/.

      Воспитатель показывает буквы «Ш» и «ш» и говорит, что они обозначают звук «ш», у которого нет мягкой пары. Дети рассматривают букву и заменяют фишки буквами, читают предложение с выделением ударения в словах. Воспитатель предлагает детям из слова «ушки» сделать слово «уши» /убрать букву «к» и подвинуть буквы «и» к «ш»/. Один ребенок читает слово. Детям предлагается послушать, какой 2-й гласный звук в слове /ы/. Воспитатель объясняет правило, что после «ш» слышится «ы», а пишется «и». Дети повторяют правило и тоже делают из слова «ушки» - «уши».

      3. Игра «Назовите слова» со звуком «ш» в начале слова /беглый опрос6-8 детей/, в середине слова /беглый опрос6-8 детей/.

      4. Чтение текста. Обозначить значение  слова «шалаш». Пересказать рассказ  «Кошка Мурка»

      5. Игра «Назовите слова» . Воспитатель  выставляет на доске фишки: синюю, красную, под ней черную, синюю, красную – и предлагает детям назвать слова, в которых 1-й звук – твердый согласный, 2-й ударный гласный, 3-й твердый согласный, 4-й – гласный. Пример: лапа, рама, рыбы, сало, кожа, вата ваза, роза, мыло, жаба и т.п. 

      ЗАНЯТИЕ 34.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  выкладывать предложение с применением  известных грамматических и синтаксических правил. Определять словесное ударение. Познакомить с буквой «ж», с правилами  написания сочетания «жи». Совершенствовать навык чтения у детей. Учить детей отвечать на вопросы по тексту. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «Ж»/по 2/, «ж» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, таблица с написанным сочетанием «жи».

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ж»/по 2/, «ж» /по 4/, указка, текст №13.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель одному ребенку предлагает поставить на доску синюю фишку и за ней все гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука. Другой ребенок ставит зеленую фишку и за ней все гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука.

      Игра  «Кто внимательный». Ведущим в игре выбирается один из детей (см. конспект 3).

      2. Выкладывание предложения «На лугу лежал жук». Дети называют количество слов в предложении /4/, 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово, затем его у доски разбирает один из детей, а все дети проверяют. Воспитатель говорит, что звук «ж» всегда твердый согласный.

      Вопросы к детям: Какие гласные звуки  в слове «лежал»? /е, а/. Какой ударный звук?/а/. Как будет звучать слово, если ударным сделать звук «э»?/лееежал/. Какая пара звуков – твердый и мягкий согласный есть в слове «лежал»? /л, ль/. Какие звуки в словах «лежал» и «жук» обозначены фишками? /ж, ж/.

      Воспитатель показывает буквы «Ж» и «ж» и говорит, что они обозначают звук «ж». Дети рассматривают букву и заменяют фишки буквами, читают предложение с выделением ударения в словах. Воспитатель предлагает детям заменить в предлжении слово «лежал» на слово «жил»: убрать слово «лежал» и выложить слово «жил». Спрашивает, какой гласный звук в этом слове? /ы/. Дает правило: после звука «ж», если слышится «ы», пишется «и». /двое детей повторяют правило и воспитатель на доске вывешивает табличку с написанным сочетанием «жи»/. Затем воспитатель спрашивает, после какой еще согласной буквы слышится звук «ы», а пишется буква «и»? /ш/.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте