Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций
Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.
Программное содержание: Познакомить детей с буквой «З» и «з» и тем, что они обозначают звуки «з» и «зь». Закрепит умение детей выкладывать предложения в соответствии с правилами. Закреплять знания, что буква «е» может обозначать два звука /«й» и «э» в начале слова и после гласного звука/. Продолжать совершенствовать чтение детей. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Закреплять умение детей называть слова определенным ударным гласным звуком.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «З»/по 2/, «з» /по 4/, указка, фишки и мелкие игрушки.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буква «З»/2/, буква «з» /4/, указка, текст №10.
Ход занятия.
1. Звуковой анализ слова «Ели». /Слово на доске выкладывает воспитатель/. Два первых звука в слове выкладываются фишками: зеленая – звук «Й», красная – «э». Воспитатель предлагает 2-3 детям быстро произнести два первых звука друг за другом и объясняет, что они обозначаются одной буквой «е». Дети заменяют звуки «й» и «э» буквой «е» и слово убирается.
2.
Выкладывание предложения «У
Зины роза». Дети определяют
количество слов в предложении,
Вопросы к детям: Какой 1-й согласный звук в слове «Зины»?/зь/. Какой 2-й согласный звук в слове «роза?/з/. Воспитатель показывает буквы «З» и «з», объясняет, что они обозначают звуки «з» и «зь». Дети заменяют фишки соответствующими буквами и читают предложение с выделением ударения в словах.
3.
Игра «Назовите слова» со
4. Чтение текста. Объяснить значение слова «солома». Поставить вопросы к рассказу «Заноза». Как звали девочку? Что делала Лиза? Что случилось с Лизой? Почему Лиза занозила руку?
5.
Игра «Назовите слова». Воспитатель
выкладывает на доске синюю,
красную, синюю фишки и дети
называют слова, в которых 1-й
звук – твердый согласный, 2-й
– гласный, 3-й – твердый согласный.
Когда будет названо 12-15 слов,
воспитатель заменяет 1-й звук на мягкий
согласный /зеленая фишка/ и дети называют
слова новой звуковой структуры.
ЗАНЯТИЕ 32.
Программное содержание: Закреплять чтение детей на материале пройденных букв. Продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил. Закрепить знания о написании букв «я», «ю», «ё», «е» в начале слова или после гласного звука. Закрепить умение детей определять ударение в словах. Учить детей называть слова с заданными звуками.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, фишки или мелкие игрушки.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, текст №11.
Ход занятия.
1. Воспитатель выставляет на доске зеленую и красную фишки, предлагает детям сказать, какие гласные буквы обозначают два звука: мягкий согласный «й» и гласные «а», «о», «у», «э». Одновременно с ответами детей воспитатель выставляет соответственно буквы «я», «ё», «ю», «е».
2. Выкладывание предложения: «Яся и Юра играют». Это предложение у доски разбирает ребенок наиболее успешно усваивающий программный материал. Одновременно с ним дети выкладывают на столах. Это предложение трудное и мы поэтому рекомендуем примерный ход его разбора:
/В-ль: Какой 1-й звук в слове «Яся?
Ребенок: «й».
В-ль: Какой 2-й звук в слове «Яся?/»йаа» тянет «а» - 2-й звук «а»/
Ребенок: а
В-ль: Как обозначаются звуки «й» и «а»?
Ребенок: буквой «я» /ставит букву «я»/
В-ль: Какой 3-й звук в слове «Яся?
Ребенок: Яссся – «сь» /ставит букву «с»/
В-ль: Найди 4-й звук в слове.
Ребенок: Ясяяя – «а»
В-ль: Какой буквой обозначается звук «а» после мягких согласных?
Ребенок: буквой «я»
В-ль: Посмотрите, в слове «Яся» две буквы «я». Первая буква имеет два звука «й» и «а», вторая пишется после мягкого согласного звука и имеет звук 2а». Какое второе слово в предложении?
Ребенок: и /ставит букву/.
В-ль: Какое 3-е слово?
Ребенок: «Юра».
В-ль: Какой 1-й звук в слове?
Ребенок: й
В-ль: Какой 2-й звук в слове?
Ребенок: у
В-ль: Произнеси эти два звука быстро друг за другом и скажи, какой буквой нужно их обозначить?
Ребенок: «йу», букву «ю».
В-ль: Найди 3-й звук в слове.
Ребенок: Юра – «р» /ставит букву «р»/
В-ль: Найди 4-й звук в слове.
Ребенок: Юра – «а» /ставит букву «а»/
В-ль: Какое 4-е слово в предложении?
Ребенок: играют /находит и обозначает первые 4 звука/
В-ль: Какой 5-й звук?
Ребенок: й
В-ль: Какой 6-й звук?
Ребенок: у
В-ль: Какой буквой нужно обозначить звуки «и» и «у»?
Ребенок: буквой «ю»
В-ль: Какой последний 7-й звук?
Ребенок: игрют – т /ставит синюю фишку/
В-ль: Какой ударный звук в слове «Яся»?
Ребенок: а /ставит черную фишку за букву «я»/
В-ль: Какой ударный звук в слове «Юра»?
Ребенок: у /ставит черную фишку за букву «ю»/
3. Чтение текста. Объясните значение слов срок, знак, ирис.
4.
Игра «Назовите слова», которые начинаются
со звука «й» /яблоко, яма, юла, юбка, елка,
ежик, ель, Емеля и т.д./. В конце игры определяется
победитель.
ЗАНЯТИЕ 33.
Программное
содержание: Продолжать учить детей
выкладывать предложение с
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ш»/по 2/, «ш» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, таблица с написанным сочетанием «ши».
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ш»/по 2/, «ш» /по 4/, указка, текст №12.
Ход занятия.
1. Воспитатель предлагает поставить на столах зеленую и красную фишки, которые будут обозначать мягкий согласный звук «й» и один из гласных звуков : а, о, у или э. Спрашивает, какая гласная буква обозначает звуки: Й, а /я/. Дети ставят букву «я» за фишками. Воспитатель спрашивает, какие гласные буквы обозначают звуки й, о /ё/., звуки й, у/ю/, звуки й, э/е/ и дети ставят их за фишками.
2. Выкладывание предложения «У кошки ушки». Воспитатель говорит, что звук «ш» всегда твердый согласный. У доски предложение разбирает один ребенок, уже выложивший предложение на месте.
Вопросы к детям: Какие гласные звуки в слове «кошки»? /о,и. Какой ударный гласный?/о/. Как будет звучать слово, если ударным сделать звук «и»?/кошкиии/. Какие твердые согласные звуки? /к, ш/. Какой мягкий согласный? /кь/. Какие гласные звуки в слове «ушки»? /у, и/. Какой ударный звук? /у/. Какие звуки обозначены фишками? /ш, ш/.
Воспитатель показывает буквы «Ш» и «ш» и говорит, что они обозначают звук «ш», у которого нет мягкой пары. Дети рассматривают букву и заменяют фишки буквами, читают предложение с выделением ударения в словах. Воспитатель предлагает детям из слова «ушки» сделать слово «уши» /убрать букву «к» и подвинуть буквы «и» к «ш»/. Один ребенок читает слово. Детям предлагается послушать, какой 2-й гласный звук в слове /ы/. Воспитатель объясняет правило, что после «ш» слышится «ы», а пишется «и». Дети повторяют правило и тоже делают из слова «ушки» - «уши».
3. Игра «Назовите слова» со звуком «ш» в начале слова /беглый опрос6-8 детей/, в середине слова /беглый опрос6-8 детей/.
4.
Чтение текста. Обозначить значение
слова «шалаш». Пересказать
5.
Игра «Назовите слова» . Воспитатель
выставляет на доске фишки: синюю,
красную, под ней черную, синюю, красную
– и предлагает детям назвать слова, в
которых 1-й звук – твердый согласный,
2-й ударный гласный, 3-й твердый согласный,
4-й – гласный. Пример: лапа, рама, рыбы,
сало, кожа, вата ваза, роза, мыло, жаба
и т.п.
ЗАНЯТИЕ 34.
Программное
содержание: Продолжать учить детей
выкладывать предложение с
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ж»/по 2/, «ж» /по 4/, указка, фишки или мелкие игрушки, таблица с написанным сочетанием «жи».
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Ж»/по 2/, «ж» /по 4/, указка, текст №13.
Ход занятия.
1. Воспитатель одному ребенку предлагает поставить на доску синюю фишку и за ней все гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука. Другой ребенок ставит зеленую фишку и за ней все гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука.
Игра «Кто внимательный». Ведущим в игре выбирается один из детей (см. конспект 3).
2. Выкладывание предложения «На лугу лежал жук». Дети называют количество слов в предложении /4/, 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово, затем его у доски разбирает один из детей, а все дети проверяют. Воспитатель говорит, что звук «ж» всегда твердый согласный.
Вопросы к детям: Какие гласные звуки в слове «лежал»? /е, а/. Какой ударный звук?/а/. Как будет звучать слово, если ударным сделать звук «э»?/лееежал/. Какая пара звуков – твердый и мягкий согласный есть в слове «лежал»? /л, ль/. Какие звуки в словах «лежал» и «жук» обозначены фишками? /ж, ж/.
Воспитатель показывает буквы «Ж» и «ж» и говорит, что они обозначают звук «ж». Дети рассматривают букву и заменяют фишки буквами, читают предложение с выделением ударения в словах. Воспитатель предлагает детям заменить в предлжении слово «лежал» на слово «жил»: убрать слово «лежал» и выложить слово «жил». Спрашивает, какой гласный звук в этом слове? /ы/. Дает правило: после звука «ж», если слышится «ы», пишется «и». /двое детей повторяют правило и воспитатель на доске вывешивает табличку с написанным сочетанием «жи»/. Затем воспитатель спрашивает, после какой еще согласной буквы слышится звук «ы», а пишется буква «и»? /ш/.