Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 5 детей, раздать им  фишки и буквы: «и», «мь», «а»,  «ш», «к». 

      2) Подозвать: мягкий согласный, 1-й  твердый согласный, 2-й твердый  согласный, буквы «а» и «и».

      3) Задания звукам дают дети.

      3. Звуковой анализ слова «игрушка». Вызванный ребенок последовательно, интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками и буквами.

      Вопросы к детям: Сколько звуков в слове «игрушка»? /7/. Какие согласные в слове? /г, р, ш, к/. Какие гласные в слове? /и, у, а/. какой ударный гласный звук? /у/.

      Воспитатель предлагает из слова «игрушка» сделать  слово «игрушки». Добивается, чтобы  дети, заменив букву «в» на и» поняли, что меняется предыдущая согласная: звук «к» в слове «игрушка» и звук «кь» в слове «игрушки» и произвели две замены.

      4. Игра «Назови слова». Воспитатель выкладывает на доске синюю, красную, синюю и синюю фишки, предлагает детям назвать слова по этой модели. Называет для примера 3-4 слова по заданной модели /куст, волк, парк, шарф, бант и т.д./. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 14.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами «э» и «Э» Учить детей словоизменению. Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  гласными буквами, буквы «э», «Э», указка, фишки-игрушки.

      Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «э», «Э», указка.

      Ход занятия.

      1. Игра «Кто внимательный». Воспитатель ставит на доску синюю фишку и дети называют гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных звуков /а, о, у, ы/. Под синей фишкой ставится зеленая и дети называют гласные, которые пишутся после мягких согласных /я, ё, ю, и/. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет буквы в рядах, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось.

      2. Звуковой анализ слова «эхо». Воспитатель произносит слово с выделением 1-го звука, называет его изолированно – «э», говорит, что этот звук обозначается буквой «э». Она пишется в начале слов или после твердых согласных. Называет несколько слов с этой буквой: этаж, этот, Бэлла, этажерка. Вызванный ребенок определяет и обозначает последующие звуки.

      3. Звуковой анализ слова «люстра». Вызванный ребенок последовательно  интонационно выделяет звуки,  называет их изолированно, характеризует  и обозначает соответствующими фишками и буквами.

      Вопросы к детям: Какие твердые согласные звуки в слове «люстра»? /с, т, р/. Какой мягкий согласный в слове? /ль/. Какие гласные звуки в слове? /ю, а/. Какой ударный гласный звук? /у/. Как сделать из слова «люстра» слово «люстры»? /заменить а» на «ы»/.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 6 детей, раздать им фишки и буквы: «с», «р», «ль», «ю», «т» и «а».

      2) Подозвать: 2-й твердый согласный, мягкий согласный, звук «у», буквы «ю», «а», 1-й твердый согласный, 3-й твердый согласный.

      3) Задания звукам дают дети.

      4. Игра «Назови слова». Воспитатель  выкладывает на доске зеленую, красную и синюю фишки, предлагает детям назвать слова по этой модели. Называет для примера 2-3 слова и прочитывает их по модели /мел, лес, кит, рис, пёс, лёд и т.д./.

      Когда дети назовут слова, которые они  знают, воспитатель заменяет зеленую  фишку синей и предлагает называть слова по новой модели. Называет 2-3 слова и прочитывает их по новой  модели /кот, нос, луг, наш, дом, мак и  т.п./. 
 
 

      ЗАНЯТИЕ 15.

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами «е» и «Е» и правилами написания «е» после мягких согласных звуков. Учить детей составлять предложения из 3-х слов с союзом «и». Продолжать учить детей словоизменению. Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  гласными буквами, буквы «е», «Е», указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «е», «Е», указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением. Воспитатель выставляет на столе 10-12 игрушек, предлагает вызванному ребенку взять две игрушки и сказать, что у него в руках. Ребенок составляет предложение из трех слов, называет 1-е, 2-е и 3-е слово и зарисовывает предложение на доске. К доске вызвать 4-5 детей.

      2. Звуковой анализ слова «лес».  Вызванный ребенок интонационно выделяет 1-й звук, называет его /ль/, обозначает зеленой фишкой, выделяет 2-й звук – «э» и называет его. После этого воспитатель говорит, что звук «э» после мягкого согласного звука обозначается буквой «е». Дети ее рассматривают и ставят в слово. После этого ребенок определяет и обозначает 3-й звук с слове/с/.

      3. Игра «Кто внимательный». Воспитатель говорит, что дети знают все гласные буквы. Их всего десть: а, я, о, ё, у, ю, ы, и, э, е. /Ставит синюю фишку, а дети называют гласные, которые пишутся после мягких согласных /я, ё, ю, и, е/.

      Дети  закрывают глаза, воспитатель убирает  букву или переставляет буквы  в рядах, а дети говорят, какой  буквы нет или что изменилось.

      4. Звуковой анализ слова «белка». Вызванный ребенок последовательно и интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует и обозначает соответствующими фишками и буквами.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 5 детей и раздать им  фишки и буквы: «л», «к», «бь», «е», «а».

      2) Подозвать 1-й твердый согласный, 2-й твердый согласный, мягкий согласный, букву «е», букву «а».

      3) Задания звукам дают дети.

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель  предлагает детям назвать слова  с ударным гласным звуком «о», затем с ударным гласным звуком «и». В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 16.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с тем, что буква «е» обозначает два звука «й» и «е» - «йе». Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  гласными буквами, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Воспитатель предлагает детям назвать гласные буквы, назвать гласные, которые пишутся после твердых согласных, после мягких согласных.

      2. Звуковой анализ слова «ель». Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове «йэль» /й/, напоминает, что звук /й/ всегда мягкий согласный и обозначает его зеленой фишкой, интонационно выделяет звук «э», изолированно его называет, говорит, что это гласный звук и обозначает красной фишкой. Интонационно выделяет 3-й звук – «ль», говорит, что это мягкий согласный и обозначает его зеленой фишкой. Предлагает детям послушать два первых звука – «йэ», несколько раз произносит это сочетание и даёт детям знание, что эти звуки обозначаются буквой «е». Зеленую и красную фишки заменяет буква «е».

      Вопросы и задания детям: Сколько звуков в слове «ель»? /3/. Какой гласный звук в слове? /э/. Какие мягкие согласные звуки? /й, ль/.

      Воспитатель предлагает детям назвать гласные  буквы, которые обозначают два звука /я, ё, ю, е/.

      3. Звуковой анализ слова «Юра». Воспитатель напоминает, что имена пишутся с большой (заглавной) буквы и что звуки «йу» обозначаются буквой «ю». После этого дети самостоятельно разбирают слово за столами.

      4. Звуковой анализ слова «Емеля». Вызванный ребенок последовательно и интонационно выделяет звуки, их изолированно называет, характеризует, говорит правила написания гласных букв и обозначает соответствующими фишками и буквами.

      Вопросы детям: Сколько звуков в слове  «Емеля»? /6/. Какие мягкие согласные  звуки в слове? /й, мь, ль/. Какие гласные звуки? /э, э, а/. Какие гласные буквы в слове? /е, е, я/. Какой ударный гласный звук? /э/. /Букву «Е» заменить зеленой и красными фишками/.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать 6 детей и раздать им  фишки и буквы: звук «а»,  букву «я», звук «ль», звук «й», «мь», букву «е».

      2) Подозвать 3-й мягкий согласный, 2-й мягкий согласный, букву  «е», звук «э», 1-й мягкий согласный,  букву «я».

      3) Задания звукам дают дети.

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям назвать слова со звуком «й». В конце игры определяется победитель.

      ЗАНЯТИЕ 17.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей со словоизменением. Учить составлять предложения из 3-х слов. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: схема пятизвукового слова, красные, синие, зеленые, белые, черные фишки, касса с гласными буквами, указка, три мяча, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: схема пятизвукового слова, красные, синие, зеленые, белые, черные фишки на подносике, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Игра «Кто внимательный». Воспитатель выставляет на доске синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных звуков и по мере того, как дети называют буквы, он выставляет их за синей фишкой. Затем под полученным рядом ставится зеленая фишка, дети называют гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного, а воспитатель выставляет их на доске. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну букву и группа должна отгадать, какой буквы не стало. Игра проводится 4-5 раз и каждый раз убирается разная буква.

      2. Словоизменение. Воспитатель предлагает выложить слово «лук», обозначая согласные звуки белыми фишками. Вопросы к детям после анализа слова: Какой 3-й звук в слове? /к/. Какой 1-й звук? /л/. Какая гласная буква? /у/.

      Воспитатель убирает букву «у», предлагая  детям сделать на своих столах то же самое, слово у них получилось /люк/. При этом воспитатель обязательно обращает внимание детей на букву «ю» и спрашивает их, как теперь должен звучать 1-й звук в слове – твердо или мягко.

      Чтобы облегчить детям выполнение нового для них задания, воспитатель, заменив у доски букву «у» на «ю», еще раз обращает внимание группы на то, что было слово «лук», в котором 3-й звук 2к», 1-й – «л», 2-й – «у», а в новом слове изменилась только одна буква «ю», следовательно по другому звучит теперь и 1-й звук /»люк»/.

      Воспитатель ни в коем случае не должен называть звуки по порядку их следования в слове, т.к. это может стать в будущем причиной побуквенного чтения. В данном случае воспитатель может использовать следующий прием: предложить 5-6 детям сказать ей «на ушко» какое слово получилось.

      Воспитатель убирает букву «ю» и ставит букву «а». Дети делают то же самое на своих столах, а затем им предлагается прочесть, какое слово у них получилось /лак/. Обращается их внимание на букву «а», дети должны сказать, как теперь будет звучать 1-й звук в слове – твердо или мягко.

      Дети  выкладывают слово «дом», обозначая согласные звуки белыми фишками. Один из детей разбирает его у доски.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте