Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      Вопросы к детям: Чем отличаются слова «мел» и «мель» по звукам? /2-й согласный в слове «мель» - твердый согласный звук/. Чем отличаются слова по буквам? /в слове «мел» - 3 буквы, в слове  «мель» – 4 буквы/.

      3. Чтение теста. Предложить детям  пересказать рассказ «Сад». Воспитатель  может предложить детям творческий пересказ с добавлением деталей, отсутствующих в тексте, почерпнуть их из собственного опыта.

      4. Игра-загадка. Воспитатель выкладывает  на доске синюю, синюю, красную,  синюю фишки и предлагает детям  отгадать, какое слово она загадала. Дети пытаются выполнить эту задачу, действуя уже знакомым им способом, называя слова такой звуковой структуры. Воспитатель каждый раз отмечает верность подобранного слова, но говорит, что задумала другое слово. Выслушав 4-5 таких слов, воспитатель предлагает детям задавать вопросы, чтобы легче было отгадать. И объясняет детям, что первый вопрос должен быть «Это живое или не живое»? Дальнейшая последовательность вопросов может быть разнообразной. Примерный их порядок для отгадывания задуманного воспитателем слова, например, слова «слон» таков: Это человек? /нет/Это растение? /нет/ Животное? /да/ Дикое или домашнее животное? /дикое, но иногда приручают для того, чтобы оно помогало людям выполнять трудную работу/ Где живет? /в джунглях/. Чем питается?/травой, побегами деревьев и т.д./ Крупное или мелкое животное? /самое крупное из животных/. Предложенные вопросы помогут детям отгадать слово «слон». После того как дети отгадывают слово, оно прочитывается по модели.

      Подробнее об этой игре см. «Методические рекомендации». 

      ЗАНЯТИЕ 40.

      Программное содержание: Закреплять знание детей  о букве «ь». Продолжать учить  детей проставлять ударение в  напечатанных словах и читать слова  с ударением. Совершенствовать навык  чтения детей. Учить детей составлять предложение с заданным словом. Учить детей отгадывать слово, представленное моделью /по вопросам/.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, карточка для проставления ударений № 4 /слова: клен, круг, слон, брат, глаз, куст, лист, волк, мост, карп/, простой карандаш, текст № 19.

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют  ударение в словах, напечатанных  в карточках, затем каждое слово прочитывается с ударением, называется ударный звук и буква, проверяется правильность выполнения задания.

      2. Выкладывание слов «угол» и «уголь» /друг под другом/. Два ребенка, быстро выполнившие задание на месте, выкладывают эти два слова на доске.

      Вопросы к детям: Сколько звуков в слове «угол»? /4/. Сколько звуков в слове «уголь»?/4/. Сколько букв в слове «угол»?/4/. Сколько букв в слове «уголь»?/5/. Чем отличаются слова по звукам?/2-й согласный звук в слове «угол» - твердый согласный, в слове «уголь» - мягкий согласный/. Чем обозначается мягкость 2-го согласного в слове «уголь»? Какой звук у буквы «ь»? / не имеет звука/.

      Игра  с заданиями в слово «уголь» /его выкладывает фишками на доске  ребенок/.

      1) Вызвать детей и предложить им взять звуки в следующей последовательности: звук «ль», «у», «г», «о».

      2) Подозвать: 1-й гласный, 2 –й гласный, 2-й согласный, 1-й согласный.

      3) Задание звукам дают дети.

      3. Воспитатель предлагает детям  устно составить предложения  со словом «зима» /опросить 7-8 детей/.

      4. Чтение теста. Объяснить значение слова «тень».

      5. Игра-загадка. Воспитатель выкладывает на доске зеленую, красную, синюю, красную фишки /зима/. Предлагает детям задать вопросы, чтобы отгадать, какое слово она загадала.

      Примерные вопросы к детям: Это живое или не живое?/ неживое/. Это предмет? /нет/. Это город? /нет/. Это профессия? /нет/, Это страна? /нет/. Воспитатель подсказывает детям, какие можно задать вопросы. Это явление природы? /да/. Это время года? /да/. Дальше дети, глядя на фишки, должны назвать соответствующее время года. Это лето? /нет/. Это зима? /да/. Если дети, увлекшись содержанием, называют «весна», воспитатель обращает внимание на фишки и показывает, что слово «весна» не подходит. 

      ЗАНЯТИЕ 41.

      Программное содержание: Познакомить с буквами «П» и «п» и тем, что они обозначают звуки «п» и «пь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «П»/по 2/, «п» /по 4/, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «П»/по 2/, «п» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 5 /слова: груша, глаза, дрова, школа, плита, трава, книга, время, тропа, гроза/, простой карандаш, текст № 20.

      .

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют ударение в словах, напечатанных в карточках. Затем каждое слово прочитывается в соответствии с проставленным ударением.

      2. Игра «Назовите слова», которые  начинаются с мягкого согласного звука /беглый опрос 10-12 детей/.

      3. Выкладывание предложения «Петя  поет». Предложение на доске  выкладывает ребенок, быстрее  всех справившийся с этим заданием  на месте. Вопросы к детям:  после разбора: Какие гласные  звуки в слове «Петя»? /э, а/. Какие гласные звуки в слове «поёт»? /о, о/. Какие согласные в слове «поёт? /п, й, т/. Какие звуки обозначены фишками? /п, пь/.

      Воспитатель показывает буквы «П» и «п», дети рассматривают их и заменяют фишки  соответствующими буквами. Предложение  читается с выделением ударений в словах.

      4. Воспитатель объясняет значение слов: «плут», «плот». Дети озаглавливают рассказ и пересказывает его.

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель  ставит на доску фишки: зеленую,  красную, синюю и предлагает  детям назвать слова, в которых 1-й звук – мягкий…. будет названо10-12 слов, воспитатель заменяет 1-й звук на твердый согласный /на синюю фишку/ и дети должны называть слова новой звуковой структуры. 

      ЗАНЯТИЕ 42.

      Программное содержание: Познакомить с буквами  «Б» и «б» и тем, что они обозначают звуки «б» и «бь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Учить отгадывать слово, представленное моделью /по вопросам/.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  буквами, буквы «Б»/по 2/, «б» /по 4/, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Б»/по 2/, «б» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 6 /слова: марка, весна, мосты, буква, сосна, кошка, палка, шишка, мишка, весело/, простой карандаш, текст № 21.

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют  ударение в словах, напечатанных  в карточках. Затем каждое слово  прочитывается в соответствии  с проставленным ударением.

      2. Выкладывание предложения «У  Бори белка». К доске ребенок  вызывается сразу и работает  одновременно с группой. Воспитатель спрашивает, какие звуки в предложении обозначены фишками /б, бь/. Дети рассматривают буквы «Б» и «б» заменяют фишки соответствующими буквами. Прочитывают предложение с выделением ударений в словах.

      3. Игра «Назовите слова» со звуком «бь» /беглый опрос 6-8 слов/, со звуком «б» /беглый опрос 6-8 слов/.

      4.  Чтение текста. Воспитатель объясняет  значение слова «Ялта». Дети составляют  творческие пересказы рассказа  «Дети».

      Игра-загадка  воспитателя. Воспитатель выставляет красную, синюю, красную, синюю, зеленую, красную фишки /»игрушки»/. Предлагает детям задавать вопросы, чтобы отгадать слово, которое она загадала. 

      ЗАНЯТИЕ 43.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проставлять ударение в словах, читать их с выделением ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, карточка для проставления ударений № 7 /слова: диван, шарик, малыш, домик, рынок, завод, банан, лимон, садик, голос/, простой карандаш, текст № 22.

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют  ударение в словах, напечатанных  в карточках. Затем каждое слово  прочитывается в соответствии  с проставленным ударением.

      2. Игра «Назовите слова», начинающиеся с твердого согласного звука.

      3. Выкладывание предложения «Мы строим дом». Предложение у доски выкладывает один ребенок после того, как разобрал его на месте.

      Игра  с заданиями в слове «строим».

      В игре участвуют те дети, которые  отгадали «загадки» воспитателя: Какой 3-й согласный звук? /р/. Какой 1-й согласный? /м/. Какой 1-й согласный? /с/. Какой 2-й согласный? /т/. Какой 2-й гласный? /и/. Какой 1-й гласный? /о/.

      2) Подозвать звуки: о, м, т,  и, с, р.

      3) Задание звукам дают дети.

      4. Чтение текста. Работа с текстом:  а) объяснить значение слова «пряжа» б) пересказывать один из рассказов /по выбору/ детей.

      5. Игра «Назовите слова» Воспитатель  выкладывает на доске синюю,  красную, синюю, красную, синюю  фишки и предлагает детям назвать  слова, в которых 1-й звук  – твердый согласный, 2-гласный, 3-й твердый согласный, 4-гласный, 5-й – твердый согласный. Примеры: шалаш, шакал, банан, вагон, гараж, малыш, насос, парад. 

      ЗАНЯТИЕ 44.

      Программное содержание: Познакомить с буквами «В» и «в» и тем, что они обозначают звуки «в и «вь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «В»/по 2/, «В» /по 4/, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «В»/по 2/, «в» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 8 /слова: лопата, малина, машина, голуби, золото, морозы, ворона, рябина, лимоны, береза/, простой карандаш.

      Ход занятия.

      1. Дети самостоятельно проставляют  ударение в словах, напечатанных  в карточках. Затем каждое слово прочитывается в соответствии с проставленным ударением.

      2. Игра «Назовите пару звука».

      3. Выкладывание предложения «Воет ветер». К доске ребенок вызывается сразу и работает одновременно с группой.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте