Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций
Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.
Вопросы к детям: Чем отличаются слова «мел» и «мель» по звукам? /2-й согласный в слове «мель» - твердый согласный звук/. Чем отличаются слова по буквам? /в слове «мел» - 3 буквы, в слове «мель» – 4 буквы/.
3.
Чтение теста. Предложить
4.
Игра-загадка. Воспитатель
Подробнее
об этой игре см. «Методические рекомендации».
ЗАНЯТИЕ 40.
Программное содержание: Закреплять знание детей о букве «ь». Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать слова с ударением. Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей составлять предложение с заданным словом. Учить детей отгадывать слово, представленное моделью /по вопросам/.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, карточка для проставления ударений № 4 /слова: клен, круг, слон, брат, глаз, куст, лист, волк, мост, карп/, простой карандаш, текст № 19.
Ход занятия.
1.
Дети самостоятельно
2. Выкладывание слов «угол» и «уголь» /друг под другом/. Два ребенка, быстро выполнившие задание на месте, выкладывают эти два слова на доске.
Вопросы к детям: Сколько звуков в слове «угол»? /4/. Сколько звуков в слове «уголь»?/4/. Сколько букв в слове «угол»?/4/. Сколько букв в слове «уголь»?/5/. Чем отличаются слова по звукам?/2-й согласный звук в слове «угол» - твердый согласный, в слове «уголь» - мягкий согласный/. Чем обозначается мягкость 2-го согласного в слове «уголь»? Какой звук у буквы «ь»? / не имеет звука/.
Игра с заданиями в слово «уголь» /его выкладывает фишками на доске ребенок/.
1) Вызвать детей и предложить им взять звуки в следующей последовательности: звук «ль», «у», «г», «о».
2) Подозвать: 1-й гласный, 2 –й гласный, 2-й согласный, 1-й согласный.
3) Задание звукам дают дети.
3. Воспитатель предлагает детям устно составить предложения со словом «зима» /опросить 7-8 детей/.
4. Чтение теста. Объяснить значение слова «тень».
5. Игра-загадка. Воспитатель выкладывает на доске зеленую, красную, синюю, красную фишки /зима/. Предлагает детям задать вопросы, чтобы отгадать, какое слово она загадала.
Примерные
вопросы к детям: Это живое или не живое?/
неживое/. Это предмет? /нет/. Это город?
/нет/. Это профессия? /нет/, Это страна?
/нет/. Воспитатель подсказывает детям,
какие можно задать вопросы. Это явление
природы? /да/. Это время года? /да/. Дальше
дети, глядя на фишки, должны назвать соответствующее
время года. Это лето? /нет/. Это зима? /да/.
Если дети, увлекшись содержанием, называют
«весна», воспитатель обращает внимание
на фишки и показывает, что слово «весна»
не подходит.
ЗАНЯТИЕ 41.
Программное содержание: Познакомить с буквами «П» и «п» и тем, что они обозначают звуки «п» и «пь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «П»/по 2/, «п» /по 4/, указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «П»/по 2/, «п» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 5 /слова: груша, глаза, дрова, школа, плита, трава, книга, время, тропа, гроза/, простой карандаш, текст № 20.
.
Ход занятия.
1. Дети самостоятельно проставляют ударение в словах, напечатанных в карточках. Затем каждое слово прочитывается в соответствии с проставленным ударением.
2. Игра «Назовите слова», которые начинаются с мягкого согласного звука /беглый опрос 10-12 детей/.
3.
Выкладывание предложения «
Воспитатель показывает буквы «П» и «п», дети рассматривают их и заменяют фишки соответствующими буквами. Предложение читается с выделением ударений в словах.
4. Воспитатель объясняет значение слов: «плут», «плот». Дети озаглавливают рассказ и пересказывает его.
5.
Игра «Назови слова». Воспитатель
ставит на доску фишки:
ЗАНЯТИЕ 42.
Программное содержание: Познакомить с буквами «Б» и «б» и тем, что они обозначают звуки «б» и «бь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ. Учить отгадывать слово, представленное моделью /по вопросам/.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Б»/по 2/, «б» /по 4/, указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «Б»/по 2/, «б» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 6 /слова: марка, весна, мосты, буква, сосна, кошка, палка, шишка, мишка, весело/, простой карандаш, текст № 21.
Ход занятия.
1.
Дети самостоятельно
2. Выкладывание предложения «У Бори белка». К доске ребенок вызывается сразу и работает одновременно с группой. Воспитатель спрашивает, какие звуки в предложении обозначены фишками /б, бь/. Дети рассматривают буквы «Б» и «б» заменяют фишки соответствующими буквами. Прочитывают предложение с выделением ударений в словах.
3. Игра «Назовите слова» со звуком «бь» /беглый опрос 6-8 слов/, со звуком «б» /беглый опрос 6-8 слов/.
4. Чтение текста. Воспитатель объясняет значение слова «Ялта». Дети составляют творческие пересказы рассказа «Дети».
Игра-загадка
воспитателя. Воспитатель выставляет
красную, синюю, красную, синюю, зеленую,
красную фишки /»игрушки»/. Предлагает
детям задавать вопросы, чтобы отгадать
слово, которое она загадала.
ЗАНЯТИЕ 43.
Программное содержание: Продолжать учить детей проставлять ударение в словах, читать их с выделением ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, указка, карточка для проставления ударений № 7 /слова: диван, шарик, малыш, домик, рынок, завод, банан, лимон, садик, голос/, простой карандаш, текст № 22.
Ход занятия.
1.
Дети самостоятельно
2. Игра «Назовите слова», начинающиеся с твердого согласного звука.
3. Выкладывание предложения «Мы строим дом». Предложение у доски выкладывает один ребенок после того, как разобрал его на месте.
Игра с заданиями в слове «строим».
В игре участвуют те дети, которые отгадали «загадки» воспитателя: Какой 3-й согласный звук? /р/. Какой 1-й согласный? /м/. Какой 1-й согласный? /с/. Какой 2-й согласный? /т/. Какой 2-й гласный? /и/. Какой 1-й гласный? /о/.
2) Подозвать звуки: о, м, т, и, с, р.
3) Задание звукам дают дети.
4. Чтение текста. Работа с текстом: а) объяснить значение слова «пряжа» б) пересказывать один из рассказов /по выбору/ детей.
5.
Игра «Назовите слова»
ЗАНЯТИЕ 44.
Программное содержание: Познакомить с буквами «В» и «в» и тем, что они обозначают звуки «в и «вь». Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с использованием ударения. Совершенствовать навык чтения у детей. Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил. Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «В»/по 2/, «В» /по 4/, указка, фишки-игрушки.
Материал раздаточный: красные, синие, зеленые, черные фишки, касса с пройденными буквами, буквы «В»/по 2/, «в» /по 4/, указка, карточка для проставления ударений № 8 /слова: лопата, малина, машина, голуби, золото, морозы, ворона, рябина, лимоны, береза/, простой карандаш.
Ход занятия.
1.
Дети самостоятельно
2. Игра «Назовите пару звука».
3. Выкладывание предложения «Воет ветер». К доске ребенок вызывается сразу и работает одновременно с группой.