Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций
Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.
Вопросы к детям: Сколько звуков в слове «ёлка»?/5/. Какие твердые согласные? /л, к/. Какой мягкий согласный? /й/. Какие гласные звуки в слове? /о, а/. Какой ударный гласный звук? /о/. Какие вы знаете ударные гласные буквы, которые обозначают два звука? /я, ё/.
4.
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает
детям назвать слова со звуком «с», затем
со звуком «сь». В конце игры определяется
победитель.
ЗАНЯТИЕ 9.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами «у» и «У». Учить составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и». Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буквы «у», «У», указка, фишки-игрушки, мел.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «у», «У», указка.
Ход занятия.
1. Работа над предложением. Воспитатель вызывает к доске двоих детей и предлагает всем сказать, кто стоит у доски /Лена и Катя/. Говорит и показывает: «Это Лена, это Катя. Лена, Катя – они стоят рядом, возьмитесь за руки. Чтобы сказать, что у доски две девочки, мы произносим короткое слово «и» Оно соединяет девочек: Лена и Катя. Посмотрите, как я нарисую предложение. Сначала нарисую черточку, это слово «Лена», потом нарисую вторую черточку – это слово «и», нарисую третью черточку – это слово «Катя». Сколько слов в предложении «Лена и Катя»? /3/. Назовите 1-е слово/Лена/, 2-е слово /и/, 3-е слово /Катя/.
После этого вызывает еще 2-3 пары, составляются и зарисовываются предложения, называются 1-е, 2-е и 3-е слова.
2. Звуковой анализ слов «груша» и «сумка». Сначала дети разбирают слово «груша», а один ребенок подробно анализирует его у доски. Затем под этим словом разбирается слово «сумка».
Вопросы к детям: Сколько звуков в словах «груша» и «сумка»? /5/. Сколько согласных в этих словах? /3/. Сколько гласных в словах? /2/. Какой звук в слове «груша» всегда твердый согласный? /ш/. Какие одинаковые гласные звуки в словах? /у, а/. После какого согласного звука в слове «груша» слышится звук «у»? /после согласного звука «с»/.
Воспитатель показывает букву «у», дети ее рассматривают и заменяют красные фишки буквами «у». Игра с заданиями в слово по выбору детей.
3. Игра «Кто внимательнее».
Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных /а, о, у/. Под синей фишкой ставит зеленую и предлагает сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных /я, ё/. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет их местами в рядах, а дети должны сказать, какой буквы нет, или что изменилось и исправляют ошибку.
4.
Игра «Назови слова». Воспитатель
предлагает детям назвать
ЗАНЯТИЕ 10.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами «ю» и «Ю» и правилами ее написания после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и». Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буквы «ю», «Ю», указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «ю», «Ю», указка.
Ход занятия.
1. Работа над предложением. Воспитатель выставляет на столе 10-12 игрушек, предлагает вызванному ребенку взять две игрушки и сказать, что у него в руках /например, «Юла и волк»/. Назвать 1-е, 2-е и 3-е слово, зарисовать предложение на доске. К доске вызвать 5-6 детей.
2. Звуковой анализ слов «лук» и «люк». Дети самостоятельно разбирают за столами слово «лук», у доски работает слабый ребенок. Он определяет 1-й звук слова – звук «ль» и обозначает зеленой фишкой, определяет 2-ой звук – «у». После этого воспитатель обращает внимание детей, что буква «у» в слове «лук» стоит после твердого согласного «л» и объясняет правило, что звук «у» после мягкого согласного обозначается буквой «ю». Дети рассматривают букву и ставят после зеленой фишки. Затем определяется 3-й звук в слове – звук «к».
Вопросы к детям и задания: После какого согласного звука в слове «лук» стоит буква «у»? /после твердого согласного звука «л»/. После какого согласного звука в слове «люк» стоит буква «ю»? /после мягкого согласного звука «ль»/. Прочитайте модель звука «лук» /в слове три звука, первый – твердый согласный «л», второй – «у» - гласный, третий – «к» - твердый согласный/. Прочитайте модель слова «люк». /в слове три звука: 1-й мягкий согласный – «ль», 2-й «у» - гласный, но после мягкого согласного он обозначается буквой «ю», 3-й – «к» - твердый согласный/.
3. Звуковой анализ слова «утюг» /произнести слово так, чтобы дети услышали в конце звук «г»/. У доски слово выкладывает ребенок, который первым его разобрал за столом.
4. Игра «Кто внимательнее». Воспитатель ставит на доску синюю фишку и предлагает детям сказать, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных /а, о, у/. Под синей фишкой ставит зеленую и предлагает сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных /я, ё, ю/. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет их местами в рядах, а дети должны сказать, какой буквы нет или что изменилось и исправляют ошибку.
5.
Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает
детям слова с ударным гласным звуком
«а», затем с гласным звуком «ы». В конце
игры определяется победитель.
ЗАНЯТИЕ 11.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с тем, что буква «ю» обозначает два звука «й» и «у» - «йу». Учить составлять предложения из 2-х слов с союзом «и». Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.
Ход занятия.
1. Работа над предложением. Воспитатель выставляет на столе 10-12 игрушек, предлагает вызванному ребенку взять две игрушки и сказать, что у него в руках, затем ребенок называет 1-е, 2-е и 3-е слово и зарисовывает предложение на доске. К доске вызвать 4-5 детей.
2. Звуковой анализ слова «юла». Воспитатель предлагает детям послушать и сказать, какой 1-й звук в слове «йула» /й/, напоминает, что звук /й/ мягкий согласный и обозначает его зеленой фишкой, интонационно выделяет звук «у», дети называют его и вместе с воспитателем обозначают красной фишкой. Затем воспитатель несколько раз произносит звуки «йу» и объясняет, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой «ю». Заменяет фишки на букву «ю». Вызванный ребенок определяет 3 и 4 звуки в слове.
Вопросы к детям: Сколько звуков в слове «юла»? /4/. Какие гласные звуки в слове? /у, а/. Какой мягкий согласный звук? /й/. Какой твердый согласный звук? /л/.
3. Звуковой анализ слова «Юра». Воспитатель напоминает, что имена пишутся с большой (заглавной) буквы и что звуки «йу» обозначаются буквой «ю». После этого дети самостоятельно разбирают слово за столами.
4. Звуковой анализ слова «клюв». У доски разбирает ребенок, который первым выложил его за столом. 2-3 детей повторяют правила написания букв «ю» после мягкого согласного звука.
5.
Игра «Назови слова». Воспитатель выкладывает
на доске синюю, синюю, красную, синюю фишки
и предлагает детям назвать слова по этой
модели. Называет 3-4 слова и прочитывает
по модели /шкаф, кран, стол, слон, брат/.
В конце игры определяется победитель.
ЗАНЯТИЕ 12.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквой «ы». Учить составлять предложения из 3-х слов с союзом «и». Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буква «ы», указка, фишки-игрушки, мел, 10-12 игрушек.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буква «ы», указка.
Ход занятия.
1. Работа над предложением. Воспитатель выставляет на столе 10-12 игрушек, предлагает вызванному ребенку взять две игрушки и сказать, что у него в руках, Ребенок составляет предложение из трех слов, называет 1-е, 2-е и 3-е слово и зарисовывает предложение на доске. К доске вызвать 4-5 детей.
2. Звуковой анализ слова «рыба». Вызванный ребенок интонационно выделяет 1-й звук, называет его /р/, обозначает синей фишкой, выделяет 2-й звук – «ы» и называет его. После этого воспитатель говорит, что звук «ы» обозначается буквой «ы». Дети ее рассматривают и ставят после синей фишки. Воспитатель дает детям знать, что буква «ы» ставится после твердых согласных звуков. После этого ребенок определяет, называет и обозначает остальные звуки.
3.
Звуковой анализ слова «шар».
Слово за столами дети
Вопросы к детям: Какой в слове звук всегда твердый согласный? /ш/. Как сделать из слова «шар» слово «шары»? /поставить букву «ы»/.
4.
Звуковой анализ слова «мышка».
Игра с заданиями:
1) Вызвать 5 детей и раздать им фишки и буквы: «м», «ш», «а», «ы», «к».
2) Подозвать 1-й согласный, 2-й согласный, 2-й гласный, 3-согласный.
3) Подозвать: 3 звук в слове, 5, 1, 4, 2 звуки.
4) Задания звукам дают дети.
5.
Игра «Назови слова». Воспитатель
предлагает детям назвать слова со звуком
«в», затем со звуком «вь». В конце игры
определяется победитель.
ЗАНЯТИЕ 13.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами «и» и «И» и правилом написания после мягких согласных звуков. Учить детей словоизменению. Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буквы «и», «И», указка, фишки-игрушки.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «и», «И», указка.
Ход занятия.
1. Игра «Кто внимательный». Воспитатель ставит на доску синюю фишку, а затем называет гласные буквы, которые пишутся после твердых согласных звуков /а, о, у, ы/. Под синей фишкой ставится зеленая и дети называют гласные, которые пишутся после мягких согласных /я, ё, ю/. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет буквы в рядах, а дети говорят, какой буквы нет или что изменилось.
2. Звуковой анализ слова «мишка». Вызванный ребенок выделяет 1-й звук, называет его /мь/, обозначает зеленой фишкой, интонационно выделяет 2-й звук и называет его /и/. После чего воспитатель объясняет, что звук «и» обозначается буквой «и». Дети рассматривают букву и ставят в слово. Воспитатель говорит правило, что буква «и» ставится после мягких согласных звуков. Ребенок у доски определяет и обозначает последующие звуки и буквы.