Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)

      3. Звуковой анализ слова «мяч». 

      Воспитатель предлагает выложить слово из фишек, напоминает, что звук «ч» всегда мягкий согласный.

      Вопросы к детям: Какие мягкие согласные  звуки в слове? /мь, ч/. Какой гласный  звук в слове? /а/.

      Посмотрите, после каких согласных звуков в ваших словах стоит буква  «а» / после твердых согласных/. Воспитатель говорит правило, что после мягких согласных звуков «а» обозначается буквой «я». Дети рассматривают ее и заменяют красную фишку в слове «Мяч» буквой «я». Читают слово и проставляют ударение.

      4. Игра «Исправь ошибку».

      Воспитатель выставляет на доске синюю фишку  и за ней букву «а», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Напоминает, что после твердого согласного ставится буква «а», после мягкого согласного – «я». Затем предлагает детям закрыть глаза, переставляет местами буквы, и дети должны исправить ошибку и объяснить ее. Дети снова закрываю глаза и воспитатель меняет местами фишки. Ребенок, объяснивший ошибку, исправляет ее на доске.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель предлагает детям назвать слова, которые начинаются с мягкого согласного звука «мь», затем со звука «м». В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 5.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с тем, что буква «я» обозначает два звука – «й» и «а». Учить составлять из 2-х слов о действиях детей, называть 1-е и 2-еслово. Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением.

      Воспитатель вызывает ребенка, который имитирует какие-либо действия /ест, умывается, причесывается/, все дети составляют предложения из 2-4 слов о действиях товарища. Затем называются 1-е, 2-е слово предложений.

      2. 3вуковой анализ слова «лягушка».

      Вызванный к доске ребенок последовательно интонационно выделяет звуки, называет их изолированно, характеризует их и обозначает соответствующими фишками или буквами.

      Вопросы к детям. Сколько звуков в слове «лягушка»?/7/. Сколько согласных звуков?/4/ Какой мягкий согласный звук в слове? /ль/ Какой согласный звук в слове бывает только твердым согласным? /ш/.  Какие гласные звуки в слове? /а, у, а/. Почему после звука «ль» вы поставили букву «я»? /после мягкого согласного звук «а» обозначается буквой «я»/. Какой ударный гласный звук в слове?/у/.

      Игра  с заданиями:

      1) Вызвать семь детей и раздать им фишки и буквы "ль","г","у","к","ш", букву "к",букву "я".

      2) Назвать: 1-ый гласный, 2-й гласный, 3-ий гласный, мягкий, согласный, 1-й твердый согласный, 2-й твердый согласный, 3-й твердый согласный.

      3) Задания звукам дают дети.

      3. Звуковой анализ слова «Яша».

      Воспитатель предлагает послушать, какой 1-й звук в слове «Яша» /й/, напоминает, что это самый короткий звук и всегда мягкий, согласный. Дети вместе с воспитателем обозначают звук «й» зеленой фишкой. Затем интонационно выделяется 2 звук в слове «Йаааша» и обозначается красной фишкой. Определяются звуки «ш» и «а» и обозначаются соответственно синей фишкой и буквой «а».

      Вопросы к детали: Сколько звуков в слове «Яша»?/4/. Какой мягкий согласный звук? /й/. Какой твердый согдасный? /ш/.

      Воспитатель предлагает послушать, как она прочитает  два первых звука. Ведет указкой  под фишками и несколько раз  произносит «йа». Говорит, что если друг за другом идут звуки «Й» и «а», то они обозначаются буквой «я». Дети вместе с воспитателем заменяют зеленую и красную фишки на букву «я», читают полученное слово.

      4. Игра «Назовите слова».

      Воспитатель выставляет на доске синюю, красную, синюю и красную фишки и предлагает детям назвать слова по этой модели. Как образец называет 3-4 слова данной структуры /рыба, луна, каша, роза, нога, рога, папа/. Если ребенок называет слово неверно, воспитатель указкой читает слово по модели и объясняет ребенку его ошибку. 

      ЗАНЯТИЕ 6.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с буквами  «о», «О». Учить составлять предложения  о действиях детей, называть 1-е и 2-е слово. Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буквы «о», «О», указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка, буквы «о», «О».

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением. Воспитатель вызывает ребенка, который имитирует какие-либо действия /прыгает, бегает, пишет и т.д./. Все дети составляют предложения из 2-х слов о действиях товарища и называют 1-е, 2-е слово предложения. Воспитатель может вызвать к доске последовательно 2-3 детей.

      2. Звуковой анализ слов «роза», «мясо».

      Воспитатель предлагает детям выложить слова  друг под другом.

      У доски эти слова разбирают дети, которые первыми выполнили задание за столом.

      Вопросы к детям и задания:

      Сколько согласных звуков в слове «роза»? /2/. Назовите 1-й согласный, 2-ой согласный. /«р», «з»/. После какого согласного звука стоит буква «а»? /после твердого согласного «з»/. Какой ударный гласный звук в слове «роза»? /о/ Какой мягкий согласный звук в слове «мясо»? /а/. Почему вы поставили букву «я»? /после мягкого согласного звука звук «а» обозначается буквой «я»/. Какие одинаковые гласные звуки в словах «роза» и «мясо»? //. После каких согласных звуков стоят звуки «о»? /после твердых согласных/.

      Воспитатель показывает детям букву «о», они  рассматривают ее и заменяют красные  фишки буквой «о».

      3. Звуковой анализ слова «Оля». 

      Воспитатель напоминает детям, что имена людей пишутся с заглавной буквы и показывает заглавную букву «О». У доски это слово разбирается только в том случае, если дети сделали много ошибок.

      4. Игра «Кто внимательнее».

      Воспитатель выставляет на доске синюю фишку  и за ней буквы «а» и «о», под ними выкладывает зеленую фишку и букву «я». Повторяет с детьми правила написания пройденных гласных букв. Затем предлагает детям закрыть глаза, переставляет местами буквы «а» и «я» и дети должны исправить ошибку. Переставляет местами фишки – дети снова объясняют и исправляют ошибку.

      5. Игра «Назови слова».

      Воспитатель выкладывает на доске модель: синяя, красная, синяя фишки и предлагает детям назвать слова, которые  можно прочитать по этой модели. В качестве образца называет и  прочитывает по модели 3-4 слова. /лук, дым, кот, сом, рот/. 
 

      ЗАНЯТИЕ 7.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов с  применением правил написания гласных  букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с тем, что буква «ё» обозначает звук «о» и пишется после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения из 2-х слов с заданным словом. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными гласными буквами, буквы «ё», «Ё», указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, буквы «ё», «Ё», указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением. Воспитатель предлагает детям составить предложение из 2-х слов со словом «медведь». Ребенок говорит предложение, затем называет 1-е слово и 2-е.

      2. Звуковой анализ слова «полка».  Дети самостоятельно разбирают  слово за столами, затем ребенок,  который быстрее всех выполнил  задание, разбирает его у доски, последовательно интонационно выделяет их, называет изолированно, характеризует их и обозначает соответствующими фишками или буквами /слово с доски не убирается/.

      Игра  с заданиями.

      1) Вызвать 5 детей и раздать им фишки и буквы: «я», «а», «о», «п» и «к».

      2) Позвать: 3-согласный, 1-й согласный, 2-й согласный, буквы «о» и  «а».

      3) Задания играющим детям дают  дети.

      3. Звуковой анализ слова «свёкла». У доски работает вызванный  ребенок. Он интонационно выделяет 1-й звук «с», говорит, что  это твердый согласный звук и обозначает синей фишкой, интонационно выделяет 2-й звук «вь», говорит, что это мягкий согласный звук и обозначает зеленой фишкой, выделяет 3-й звук «о», говорит, что это гласный звук.

      После этого воспитатель обращает внимание детей, что буква «о» в слове «полка» стоит после твердого согласного звука, а звук «о» в слове «свёкла» слышится после мягкого согласного «вь» и говорит, что звук «о» после мягкого согласного обозначается буквой «ё». Рассматривает ее вместе с детьми и обозначает звук «о» буквой «ё».

      Вызванный ребенок продолжает разбирать слово  и определяет 4, 5 и 6 звуки.

      4. Игра «Кто внимательнее».

      Воспитатель ставит на доску синюю фишку и  предлагает детям сказать, какие  гласные буквы пишутся после  твердых согласных /а, о/, под синей  фишкой ставит зеленую и предлагает сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких согласных /я, ё/. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает букву или переставляет их местами в рядах, а дети должны сказать, какой буквы нет, или что изменилось, исправить ошибку.

      5. Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям называть слова, которые начинаются со звука «й». Напоминает, что это самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 8.

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить детей с тем, что буква «ё» обозначает два звука «й» и «о» - «йо». Учить составлять предложения из 2-х слов с заданным словом. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с пройденными  гласными буквами, указка, фишки-игрушки.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами, указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением. Воспитатель предлагает детям составить предложение из 2-х слов со словом «машина». Ребенок говорит предложение, затем называет 1-е, 2-е слово. Опросить 8-10 детей.

      2. Звуковой анализ слова «терка». У доски ребенок разбирает слово, интонационно последовательно выделяет звуки, изолированно их называет, характеризует, говорит правила их обозначения и ставит соответствующие фишки или буквы.

      Вопросы к детям: После какого звука стоит буква «е»? /после мягкого согласного «ть»/. Какой ударный гласный звук в слове? /о/. Сколько твердых согласных в слове? /2/.

      3. Звуковой анализ слова «ёлка». Воспитатель предлагает послушать и назвать первый звук в слове: «йолка» /й/, напоминает, что он всегда мягкий согласный и обозначает зеленой фишкой, затем интонационно выделяет 2-й звук «йооолка» - «о» и обозначает красной фишкой, произносит несколько раз звуки «й» и «о», говорит детям, что если эти звуки идут друг за другом, то они обозначаются буквой «ё». Дети и воспитатель на фишки ставят букву «ё». Затем вызванный ребенок определяет и обозначает все последующие звуки в слове.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте