Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций
Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.
СПЕЦКУРС
«Обучение
дошкольников грамоте»
Авторы:
Журова, Варенцова, Дурова,
Невская
Подготовительная к школе группа
ЗАНЯТИЕ 1
Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.
1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.
Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.
2. Звуковой анализ слова "Книга".
Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.
Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их /гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:
Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.
кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.
кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную фишку/.
книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.
книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.
кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.
При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.
Вопросы и задания детям:
Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.
Какой ударный гласный звук? /и/.
Произнесите слово с ударением /книиига/.
Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как теперь будет звучать слово ? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.
Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/
Какой 2-о1 твердый согласный? /г/
Какой твердый согласный звук? /к/
Игра с заданиями:
1.
Вызвать 4 детей, предложить им
взять с доски фишки,
2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».
3. Задание звукам дают дети.
Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.
4. Работа с предложением.
Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.
Задание
детям-словам: выйдет слово «Нина»,
слово «милая» подойдет к слову
«Нина», чтобы получилось предложение
«Нина милая». Слово «Нина» похлопает
в ладоши. Слово «милая» назовет
1-звук этого слова /мь/.
ЗАНЯТИЕ 2
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.
Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.
Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением
Игра с заданиями:
1)
На игру вызывается ребенок,
который отгадает «загадку»
2) Назвать: 3-й звук слова, 6-й звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.
3) Задания звукам дают дети.
2.
Игра «Назови пару».
В игре должны принять участие все дети. Игра проводится в быстром темпе. Во время игры дети находятся за столами.
3.
Работа над предложением. Воспитатель
показывает детям мишку,
Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.
4.
Игра «Назовите слова». Воспитатель
предлагает назвать слова со
звуком «н» /например, носки, санки,
карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь»
/например, небо, коньки, конь/. За каждое
слово ребенок получает фишку или мелкую
игрушку. В конце игры определяется победитель,
т.е. ребенок который назвал больше всего
слов.
ЗАНЯТИЕ 3.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.
Ход занятия.
1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.
2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.
Вопросы к детям после анализа слова:
Какие
согласные звуки в слове «кран»
Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.
3.
Звуковой анализ слова «Алена».
Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это слово? /имя девочки/. Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.
4. Работа над предложением: Воспитатель берет зайца, выполняет с ним разные движения /заяц пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/, а дети называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.
5.
Игра «Назовите слова». Воспитатель
выставляет на доске зеленую, красную,
синюю фишки и предлагает детям называть
слова по этой модели /лиса, пила, река,
мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово
неверно, воспитатель читает его слово
по модели и указывает ему на ошибку. В
конце игры определяется победитель.
ЗАНЯТИЕ 4.
Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить с гласными буквами «я», «Я» и правилами написания «Я» после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.
Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.
Ход занятия.
1. Работа над предложением.
Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.
2. Звуковой анализ слов.
Каждому ребенку, в зависимости от степени его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.