Обучение дошкольников грамоте

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:17, курс лекций

Описание работы

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

Работа содержит 1 файл

Спецкурс - 05.09.11.-Для распечатки.doc

— 382.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 

      СПЕЦКУРС 

      «Обучение дошкольников грамоте» 

      Авторы: Журова, Варенцова, Дурова, Невская 
 

      Подготовительная  к школе группа

 

ЗАНЯТИЕ 1 

      Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

      1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

      Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

      2. Звуковой анализ слова "Книга".

      Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

      Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их /гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

      Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

      кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

      кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную  фишку/.

      книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

      книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

      кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

      При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

      Вопросы и задания детям:

      Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.

      Какой ударный гласный звук? /и/.

      Произнесите слово с ударением /книиига/.

      Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как  теперь будет звучать слово ? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

      Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

      Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

      Какой твердый согласный звук? /к/

      Игра  с заданиями:

      1. Вызвать 4 детей, предложить им  взять с доски фишки, обозначающие  звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить  слово «книга». 

      2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

      3. Задание звукам дают дети.

      Приведем  примерные задания: назвать слово  со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

      4. Работа с предложением.

      Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что  ее зовут Нина. Дети рассматривают  куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

      Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову  «Нина», чтобы получилось предложение  «Нина милая». Слово «Нина» похлопает  в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/. 

ЗАНЯТИЕ 2

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

      Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

      Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

      ХОД ЗАНЯТИЯ.

      1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

      Игра  с заданиями:

      1) На игру вызывается ребенок,  который отгадает «загадку» воспитателя.  Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

      2) Назвать: 3-й звук слова,  6-й  звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

      3) Задания звукам дают дети.

      2. Игра «Назови пару». Воспитатель  называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет  мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

      В игре должны принять участие все  дети. Игра проводится в быстром  темпе. Во время игры дети находятся  за столами.

      3. Работа над предложением. Воспитатель  показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

      Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

      4. Игра «Назовите слова». Воспитатель  предлагает назвать слова со  звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов. 

      ЗАНЯТИЕ 3.

      Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

      Ход занятия.

      1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

      2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

      Вопросы к детям после анализа слова:

      Какие согласные звуки в слове «кран»? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

      Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

      3. Звуковой анализ слова «Алена».  У доски слово разбирают 5 детей  и обозначают все звуки фишками.

      Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове  «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это  слово? /имя девочки/. Воспитатель  объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

      4. Работа над предложением: Воспитатель  берет зайца, выполняет с ним  разные движения /заяц пляшет, прыгает,  грызет, умывается, спит/, а дети  называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

      5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель. 

      ЗАНЯТИЕ 4.

      Программное содержание: Продолжать учить детей  проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить  с гласными буквами «я», «Я» и  правилами написания «Я» после  мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

      Материал  демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

      Материал  раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

      Ход занятия.

      1. Работа над предложением.

      Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет  с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

      2. Звуковой анализ слов.

      Каждому ребенку, в зависимости от степени  его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.

Информация о работе Обучение дошкольников грамоте