Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа
Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Формирование национальной культуры в школе проходит через традиции, обычаи, нравственные ценности нации, традиционные праздники “Проводы зимы”, “Навруз”, “Праздник урожая”, воспитывающие у учащихся интернационалистические убеждения. Проводимый в конце учебного года Сабантуй – самый главный из праздников. Он уже не только татарский праздник, в нем могут принимать участие дети всех национальностей. Разноголосый майдан одинаково относится к своим кумирам. Здесь проводятся разные конкурсы, особой популярностью пользуются старинные игры, которые через века сохранили свою прелесть. Это бой у бума, бег на перегонки, взяв в зубы ложку с яйцом. Самое интересное – скачки! Кульминацией праздника является национальная борьба. Детей тянет к национальному быту, к культуре, к народным традициям. Они выступают на майдане в красочных национальных костюмах. На сцене звучат поговорки и пословицы, смекалки. Сообразительности на сабантуе требуется не меньше, чем на КВН.
Все мы знаем
одно - дети наше будущее. А работа с
детьми требует от каждого учителя,
работающего в режиме инновации,
подлинного педагогического мастерства,
индивидуального творческого
Учителю
важно творчески переосмыслить
возможность восприятия, осмысления
и усвоения его учащимися не только
активного учебного содержания, но
и того воспитательного пласта, который
не «звучит» в классе, но воспринимается
на подсознательном уровне. Это сложнейшая
аналитическая работа. Всякий настоящий
учитель должен выстраивать свою
собственную образовательную
Для определения на основе собственного опыта основ гражданского воспитания младших школьников нами были разработаны тематические уроки (Приложение), которые были проведены в 3А классе общеобразовательной школы № 98 Вахитовского района города Казани Республики Татарстан.
Разработанная нами система работы по ознакомлению школьников с элементами гражданственности позволяет решить следующие задачи:
- познакомить
детей с понятием “символ”
и его значением, историей
- дать детям представления о том, что герб – это не только маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится;
- познакомить с видами гербов, учить “читать” заложенную в них информацию;
- через
гербы городов России дать
детям представления о
- знакомить
с разнообразными профессиями,
воспитывать чувство уважения
к представителям разных
- дать детям некоторые представления о нелегкой истории России;
- воспитывать чувство гордости за своих дедов, погибших в ходе ВОВ;
- воспитывать
заинтересованность историей
- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
Работа на всех уроках предусматривала большое количество наглядного материала и дидактических пособий. Качественно выполненные пособия – залог успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России выполнялся в виде аппликации, на бумаге форматом А4.
Работа, построенная таким образом, позволила детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания школьника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.
В качестве отдельного занятия мы провели вечер русского фольклора как элемент народных традиций в гражданском воспитании. В своей работе мы организовали обрядовые посиделки. Кроме игрового элемента, здесь решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:
1. "А я чаю накачаю" (знакомство с русскими народными песнями);
2. "Русские потешки";
3. "Хохломская роспись" (знакомство с народнымискусством);
На занятиях по развитию речи широко применялись скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовались пословицы: “Милости просим!”; “Красному гостю – красное место”; “Гость доволен – хозяин рад”.
На занятии знакомили с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось спеть песни, отгадать загадки, рассказать о хохломской росписи.
Это занятие
вызвало положительный
В течение недели детям исполнялись две-три песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три песни, незнакомые им. Надо отметить, что интерес детей к русским народным песням усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.
Также были
проведены уроки с
Итак, геральдика
в воспитательно-
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Исходя
из анализа опытно-
- педагоги будут заинтересованными руководителями процесса гражданского воспитания;
- будет организовано специальное обучение с использованием элементов гражданского воспитания не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- элементы гражданского воспитания будут отобраны адекватно возрасту детей.
Таким образом,
учебная деятельность значима на
всех возрастных этапах, но особенно в
младшем школьном возрасте, так как
в данном школьном возрасте начинает
формироваться учебная
В качестве итогового занятия детям предлагались вопросы о Родине, о Республике Татарстан. Цель заключалась в выявлении уровня гражданского воспитания.
В качестве наглядного материала, были выбраны контурные карты, портреты известных людей республики, изображения с гербом РТ, изучение которых является особо актуальным на современном этапе жизни общества.
В качестве самостоятельного домашнего задания детям было предложено написание сочинения на тему «Край мой - Татарстан».
Опытная работа в общеобразовательной школе № 98 г. Казани показала необходимость проведения занятий по гражданскому воспитанию с младшими школьниками.
Такие уроки могут способствовать повышению уровня гражданской подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности в учебной деятельности.
В заключение работы отметим, что осуществленное исследование, целостно представляя теорию и практику эволюции гражданского воспитания в России, вносит вклад в разработку проблемы гражданского воспитания учащихся в современной России.
Гражданское воспитание, введенное в русло социокультурного развития человека, позволило обогатить механизмы формирования гражданской культуры личности, имеющих своей целью взращивание субъектной позиции личности, ее творческой активности (самопознание, переживание, понимание, рефлексия, диалог, совестный акт, само- и культуроидентификация, смыслопостижение и смыслопорождение).
Актуализация гражданского воспитания подрастающего поколения современной России делает особенно значимой востребованность наследия прошлого и его творческую реализацию.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию элементов гражданского воспитания в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с элементами гражданского воспитания переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста.
Гражданское воспитание в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала гражданского воспитания в создании речевой среды максимально.
Исходя из анализа работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о том, что уровень гражданского воспитания детей младшего школьного возраста повышается, если:
- педагоги будут заинтересованными руководителями процесса социализации;
- будет организовано специальное обучение с использованием элементов гражданского воспитания не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;
- элементы гражданского воспитания будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и социализации, подтвердилась.
Если организована систематическая работа с детьми, элементы гражданского воспитания доступны их пониманию и осознанию.
Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников