Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Формирование  национальной культуры в школе проходит через традиции, обычаи, нравственные ценности нации, традиционные праздники “Проводы зимы”, “Навруз”, “Праздник урожая”, воспитывающие у учащихся интернационалистические убеждения. Проводимый в конце учебного года Сабантуй – самый главный из праздников. Он уже не только татарский праздник, в нем могут принимать участие дети всех национальностей. Разноголосый майдан одинаково относится к своим кумирам. Здесь проводятся разные конкурсы, особой популярностью пользуются старинные игры, которые через века сохранили свою прелесть. Это бой у бума, бег на перегонки, взяв в зубы ложку с яйцом. Самое интересное – скачки! Кульминацией праздника является национальная борьба. Детей тянет к национальному быту, к культуре, к народным традициям. Они выступают на майдане в красочных национальных костюмах. На сцене звучат поговорки и пословицы, смекалки. Сообразительности на сабантуе требуется не меньше, чем на КВН.

Все мы знаем  одно - дети наше будущее. А работа с  детьми требует от каждого учителя, работающего в режиме инновации, подлинного педагогического мастерства, индивидуального творческого решения  в подходе к каждому ребенку. От того, какими они вырастут, зависит  наш завтрашний день.

Учителю важно творчески переосмыслить  возможность восприятия, осмысления и усвоения его учащимися не только активного учебного содержания, но и того воспитательного пласта, который  не «звучит» в классе, но воспринимается на подсознательном уровне. Это сложнейшая аналитическая работа. Всякий настоящий  учитель должен выстраивать свою собственную образовательную концепцию, разрабатывать авторские образовательные  программы по своему предмету, изучать  и внедрять педагогические технологии. И перед каждым уроком продумывать логику его построения в том или ином классе, с учетом сложившихся сегодня взаимоотношений с классом, эмоциональной настроенностью учащегося, учетом их здоровья. Все это должно строиться не на стихийном энтузиазме, а на основе теоретической подготовки, изучения работ по психологии, педагогике и, конечно, по предмету.

3.2.Осуществление  гражданского воспитания младших  школьников посредством народных  традиций на примере средней  школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ

Для определения  на основе собственного опыта основ гражданского воспитания младших школьников нами были разработаны тематические уроки (Приложение), которые были проведены в 3А классе общеобразовательной школы № 98 Вахитовского района города Казани Республики Татарстан.

Разработанная нами система работы по ознакомлению школьников с элементами гражданственности позволяет решить следующие задачи:

- познакомить  детей с понятием “символ”  и его значением, историей происхождения  герба, многообразием гербов городов  России;

- дать  детям представления о том,  что герб – это не только  маленькая информация о городе, но то, чем город очень гордится;

- познакомить  с видами гербов, учить “читать”  заложенную в них информацию;

- через  гербы городов России дать  детям представления о разнообразии  природы нашей страны, воспитывать  любовь к родному краю, желание  сберечь природу;

- знакомить  с разнообразными профессиями,  воспитывать чувство уважения  к представителям разных профессий;

- дать  детям некоторые представления о нелегкой истории России;

- воспитывать чувство гордости за своих дедов, погибших в ходе ВОВ;

- воспитывать  заинтересованность историей своей  малой родины;

- воспитывать  в детях чувство гордости за  свою страну.

Работа  на всех уроках предусматривала большое количество наглядного материала и дидактических пособий. Качественно выполненные пособия – залог успешной работы. Демонстративный материал, гербы городов России выполнялся в виде аппликации, на бумаге форматом А4.

Работа, построенная таким образом, позволила детям не только понять смысл такого государственного символа, как герб, но и значительно расширяет знания школьника о родной стране, воспитывает в нем чувство гордости и уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота.

В качестве отдельного занятия мы провели вечер  русского фольклора как элемент  народных традиций в гражданском  воспитании. В своей работе мы организовали обрядовые посиделки. Кроме игрового элемента, здесь решались речевые задачи, с целью обогащения словаря и с целью обратить внимание детей на жанровые и языковые особенности:

1. "А я чаю накачаю" (знакомство с русскими народными песнями);

2. "Русские потешки";

3. "Хохломская роспись" (знакомство с народнымискусством);

На занятиях по развитию речи широко применялись  скороговорки, потешки с целью развития фонематического слуха и формирования грамматического строя языка. Данные занятия позволяют использовать произведения фольклора различных жанров (один из них ведущий, а другие - вспомогательные), сочетание различных видов деятельности (словесной с музыкальной, изобразительной, театрально-игровой). Таким образом, занятия носят интегрированный характер. Как организующий момент на каждом занятии использовались пословицы: “Милости просим!”; “Красному гостю – красное место”; “Гость доволен – хозяин рад”.

На занятии знакомили с бытом и традициями русского народа. Детям предлагалось спеть песни, отгадать загадки, рассказать о хохломской росписи.

Это занятие  вызвало положительный эмоциональный, желание еще раз провести такой урок.

В течение  недели детям исполнялись две-три  песни, которые детьми хорошо запоминались. На следующей неделе пели еще две-три  песни, незнакомые им. Надо отметить, что  интерес детей к русским народным песням усилился после того, как мы начали использовать их на занятиях.

Также были проведены уроки с использованием российской геральдики.

Итак, геральдика в воспитательно-образовательной  работе с детьми использовались в  интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной  деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные  режимные моменты). Свою работу мы строили  на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала геральдики в создании речевой среды максимально.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию геральдики в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя  из анализа опытно-экспериментальной  работы, можно прийти к выводу, что  наша гипотеза о том, что уровень  гражданского воспитания повышается, если:

- педагоги будут заинтересованными руководителями процесса гражданского воспитания;

- будет организовано специальное обучение с использованием элементов гражданского воспитания не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- элементы гражданского воспитания будут отобраны адекватно возрасту детей.

Таким образом, учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в  младшем школьном возрасте, так как  в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит  успех всего обучения не только в  начальном звене, но и в старших  классах, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования,  психическое развитие ребенка идет интенсивно.

В качестве итогового занятия детям предлагались вопросы о Родине, о Республике Татарстан. Цель заключалась в выявлении уровня гражданского воспитания.

В качестве наглядного материала, были выбраны  контурные карты, портреты известных людей республики, изображения с гербом РТ, изучение которых является особо актуальным на современном этапе жизни общества.

В качестве самостоятельного домашнего задания  детям было предложено написание  сочинения на тему «Край мой - Татарстан».

Опытная работа в общеобразовательной школе  № 98 г. Казани показала необходимость проведения занятий по гражданскому воспитанию с младшими школьниками.

Такие уроки  могут способствовать повышению  уровня гражданской подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности  в учебной деятельности.

 

 

 

Заключение

В заключение работы отметим, что осуществленное исследование, целостно представляя теорию и практику эволюции гражданского воспитания в России, вносит вклад в разработку проблемы гражданского воспитания учащихся в современной России.

Гражданское воспитание, введенное в русло  социокультурного развития человека, позволило обогатить механизмы  формирования гражданской культуры личности, имеющих своей целью  взращивание субъектной позиции  личности, ее творческой активности (самопознание, переживание, понимание, рефлексия, диалог, совестный акт, само- и культуроидентификация, смыслопостижение и смыслопорождение).

Актуализация  гражданского воспитания подрастающего  поколения современной России делает особенно значимой востребованность наследия прошлого и его творческую реализацию.

В процессе работы были замечены такие изменения:

- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию элементов гражданского воспитания в социализации детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное, так как вопрос все еще  остается актуальным. Однако в плане  развития методики работы с элементами гражданского воспитания переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего школьного возраста.

Гражданское воспитание в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме, как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (социализацию, ознакомление с природой, различные игры);

- в-третьих, активного включения детей;

- в-четвертых, использования развивающего потенциала гражданского воспитания в создании речевой среды максимально.

Исходя  из анализа работы, можно прийти к выводу, что наша гипотеза о  том, что уровень гражданского воспитания детей младшего школьного возраста повышается, если:

- педагоги будут заинтересованными руководителями процесса социализации;

- будет организовано специальное обучение с использованием элементов гражданского воспитания не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в других режимных моментах;

- элементы гражданского воспитания будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и социализации, подтвердилась.

Если  организована систематическая работа с детьми, элементы гражданского воспитания доступны их пониманию и осознанию.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  2. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века). — М., 2008
  3. Болотова В. А. Воспитание гражданина / В. А. Болотова // Открытая школа. – 2008. - №6. – С. 11-12
  4. Буланин Д.М. Переводы и послания М. Грека. — М., 2004. – с.207-208
  5. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. - 1991. - №7. - С. 38-44
  6. Гаязов А. С. Общество, государство: воспитание гражданина. - Уфа, 2008. - 90 с. – с.45-47
  7. Горелик Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение.- М., 2006 – с.33
  8. Губанова Е.Н., Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения// Начальная школа. – 2007. - № 6. – С. 84-87
  9. Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И., Кузнецова С.С., Саифулина Н.Г. «Моё Отечество» 3 – 4 класс (1 – 4). Методические рекомендации для учителя. – М., Баллас, 2009 – C.22
  10. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. методические пояснения к курсу №Мы и окружающий мир» 3 – 4 классы (1 – 4 ). – М.: «ЦОР 1», 2008. – C.25
  11. Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание. Материалы научно-практической конференции / Под ред. Родионовой Л.Е., Морозовой В.В., Николаевой А.И. – Издательский центр НМЦ ЮВОУО Департамента образования г. Москвы.2007 г.
  12. Замостьянов А. Просвещение и патриотизм.// Народное образование. – 2008. - № 4. – С. 183-189
  13. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической личности. — Л., 1970
  14. Золотухина Н.М. Развитие русской средневековой политико-правовой мысли.— М., 2005 – с.12
  15. Зубарева С. Край родной. Воспитание гражданина, патриота / С. Зубарева // Народное образование. – 2007. - №4. – С. 138-145
  16. Иванов А.И. Литературное наследие Максима Грека.— М., 1970 – с.159
  17. Известнова Е.И. Формирование гражданственности воспитанников в процессе правового воспитания: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2008
  18. Иорданский Н.Н. Основы практики социального воспитания. — М., 1923 – с.44
  19. Карамзин Н.М. Рассуждения философа, историка и гражданина. Соч. в 2-х т. — СПб: ОКО 2004. Т. 2. – с.217-219
  20. Кутьев В. Патриотическое воспитание молодежи проблема научного осмысления // Педагогика. - 2007. - № 7. – С. 107-110
  21. Ломоносов М.В. Для пользы общества. — М., 1990 – с. 13, 41, 192-193
  22. Мазыкина Н. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности / Н. Мазыкина // Воспитание школьников. – 2007. - №6. – С. 6-11
  23. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Семейное хозяйство // Соч. в 7-ми т. — М., 1954 – с.328
  24. Начальная школа плюс До и После. – 2008. - №1 – C.17
  25. Никитин А.Ф. О гражданском образовании. //Преподавание истории в школе, 2005. – С. 23-25
  26. Никитин А.Ф. Обычай и закон. Как они уживаются // Юридический вестник. 2006. № 10 – с.28
  27. Олесницкий М.А. Полный курс педагогики. Руководство для всех занимающихся воспитанием и обучение детей. 2-е изд. — Киев, 1895
  28. Островский В.П., Уткин А.И. История России / «Дрофа». – М.,2009 – с.87
  29. Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений на 2008/2009 учебный год// Начальная школа. – 2008. - №10
  30. Пистрака М.М. Насущные проблемы современной советской школы. — М., 1923
  31. Пнин И.П. Гражданин // Антология мировой философии. В 4-х т. — М., 1972. Т.4 – с.72
  32. Проблемы военно-патриотического и гражданского воспитания в образовательных учреждениях Москвы. Выпуск 3 / Под ред. Курнешовой Л.Е. – М.: Центр «школьная книга»., 2008. – с.107
  33. Программы. Начальные классы. – М.: Просвещение, 2008. – C.41
  34. Радищев А.Н. О законоположении // Избранные философские и общественно-политические произведения. — М., 1952 – с.454-463
  35. Ржига В.Ф. Неизданные сочинения М. Грека. — Прага, 1935—1936 – с.95-96
  36. Ривина Е. Знакомим дошкольников и младших школьников с гербом и флагом России. – М., 2008. – С.161
  37. Румянцев Н.Н. Социальное воспитание подростков как насущная задача нашего времени // Народный учитель, 1918, № 5. – с.5-35
  38. С чего начинается школа / Автор-составитель Г. П. Ников. - Уфа. - 2008. - 170 с. – с.33-35
  39. Сахаров А.Д. Тревога и надежда. — М., 1990 – с.164
  40. Сластенин В.А . Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007 – с.189
  41. Слободчиков В. Новое образование - путь к новому сообществу // Народное образование. - № 5. - 2008. - С. 3-5
  42. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х т. — М, 1988. Т.2. – с.565
  43. Соловьев С.М. Избранные труды. Записки. — М., 1983
  44. Суколенов И.В. Теория и практика гражданского образования в общеобразовательных учреждения России (историко-педагогические аспекты). Автореф. дисс. д-ра пед. наук. — М., 2008 – с.35, 37-38, 43, 55-56
  45. Татарское народное творчество. «Пословицы и поговорки» Казань. Татарское книжное издательство, 1978., 137 с. – С56
  46. Татищев В.Н. История Российская. — М.-Л.1963 – с.98, 222
  47. Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному воспитанию. — СПб., 1813
  48. Фахретдинов Р. «Наставление» Казань. «Магариф», 1992 г.: № 6, 8, 9, 10, 11
  49. Чаша мудрости. Москва. «Детская литература», 1978 г.,198 с. – С.101
  50. Шацкий С.Т. Советская школа: ее теория и практика // Народное просвещение. 1928. №№ 8—9
  51. Щуркова Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. – М., 2008 – с.44-45

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников