Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

 

Приложения

1. Проект военно-спортивной игры «Тропою будущих солдат»

Цель: создание условий для патриотического воспитания.

Задачи:

  • организовать спортивное мероприятие,
  • способствовать воспитанию толерантного отношения,
  • привлекать родителей к совместной деятельности,
  • воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные способности у обучающихся.

Оформление зала: плакаты на военно-спортивную тематику.

Актуальность проводимого мероприятия:

В связи  с психологическими и психофизиологическими  особенностями обучающиеся младших классов очень подвижны, и интерес они проявляют к тем мероприятиям, где могут продемонстрировать ловкость, силу, смекалку и сноровку.

Предполагаемый результат: пропаганда здорового образа жизни и патриотического духа.

Этапы:

I.Детские спортивные состязания.

II.Вопросы  на военную тематику 

  1. Спортивные состязания для пап.
  2. Спортивные состязания для мам.
  3. Военно-строевая песня

Состав команды: группа из пяти учеников, 1 – папа, 1 – мама

– Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы проводим военно-спортивный праздник «Тропою будущих солдат». Прошу капитанов построить свои команды.

Звучит гимн России.

– Сегодня  в честь прошедшего праздника 23 февраля от всей души поздравляем вас и выражаем свою благодарность и восхищение! Так повелось, что именно качества, присущие настоящим мужчинам, – ответственность, чувство долга, способность встать на защиту того, что дорого, – являются основой для сильного общества. От всей души желаем защитникам Отечества земного благополучия, здоровья, радости. Пусть в вашей жизни будет больше дней, наполненных мирным спокойствием. С праздником!

Чтец 1. «Служу Отечеству не праздные слова.

В них  и любовь, и мужество, и сила.

И только Родина всегда была б жива.

Служить Отечеству – наш долг перед  Россией.

Чтец 2.

Каждый  из нас перед Отчизной

Сердцем поклясться бы мог

Жизни мы легкой не ищем

Гладких не любим дорог 

Чтец 3.

Ты –  страна, моя отчизна,

Часть того, что называлось – Русь.

Если  нужно, не жалея силы,

За тебя в атаку поднимусь.

– И сегодня  спортивный праздник мы посвящаем всем девочкам, женщинам в честь 8 Марта. Капитанов приглашаю к судейскому столику

– Мы начинаем с домашнего задания: военно-патриотическая песня 

  • Слово 1 команды – Песня «Катюша».
  • Слово 2 команды – Песня из к/ф «Солдаты» «Здравствуй, небо».
  • Слово 3 команды – Рус.нар. песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Спортивные состязания:

1. Эстафета  с палочкой

2. Ведение  мяча обручем 

3. Броски  в кольцо 

4. Прыжки  в длину.

5. Перетягивание  каната.

Жюри (учащиеся) подводят промежуточные  итоги. В это время проводится интеллектуальный конкурс на военную  тему:

Вопросы:

1. Солдатские  носки – портянки

2. Судовая  кухня – камбуз

3. Солдатская тюрьма – гауптвахта

4. Весточка с гражданки – письмо

5. Им  мечтает стать каждый солдат – генерал

6. Солдатское  пальто – шинель

7. Не подлежит обсуждению – приказ

8. Со слезами на глазах – победа

9. Дура  на войне – пуля

10. Игра  в войну – учения

11. Киллер  на войне – снайпер 

12. Царица  полей – пехота

13. Работает  на ключе – радист

14. Солдатский  дом – казарма

15. Боец  невидимого фронта – разведчик

16. Полосатая тельняшка – тельняшка

17. Самое  популярное имя на воине –  Катюша 

Заключение и выводы

Простая трансляция знаний или отработка  отдельных интеллектуальных умений не только не исчерпывают возможного спектра методов гражданского образования, но и не должны являться преобладающими. Наиболее адекватными, с точки зрения становления гражданского самосознания и гуманистических демократических  ценностей, являются интерактивные методы, которые предполагают взаимодействие всех участников образовательного процесса в решении задач. К этим методам относятся, например, дискуссии, ролевые игры, коллективные решения творческих задач, социально-значимые проекты и др. 
Именно интерактивные методы создают необходимые условия как для становления и совершенствования гражданской позиции через включение участников образовательного процесса, членов детских коллективов в осмысленное проживание и переживание индивидуальной и коллективной социально-значимой деятельности, так и для осознания и принятия ими нравственных ценностей общества.

2. Государственные символы России (сценарий классного часа)

Цели:

• формирование у учащихся патриотизма и гражданственности;

• популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна;

• расширение исторических знаний и представлений обучающихся.

Форма: классный час - размышление.

Информация к размышлению. Символы  России нужны как воплощение её истории, отражение настоящего, как выражение  патриотизма её граждан и обозначение  на международной арене, как её зрительный и музыкальный образ.

Подготовительный этап.

Необходимо подготовить:

• текст Конституции РФ (для каждой группы);

• изображения гербов России (для каждой группы);

• флаг РФ;

• герб РФ;

• видеофрагмент о необъятных просторах нашей страны (2-3 мин.).

Для организации и проведения классного  часа необходимо разделить класс  на группы по 5-6 человек. Каждая группа готовиться к классному часу в  течение 2-х дней.

Все вопросы для команд записываются на карточке.

Оформление доски.

На доске должны быть записаны:

• Тема;

• маршрут занятия;

• информация к размышлению;

• иллюстрации герба и флага РФ.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя.

Учитель сообщает тему и маршрут  занятия: познавательная станция, исследовательская  станция, практическая станция. По ходу занятия он объявляет остановки  на каждой станции. Учитель обращает внимание на информацию к размышлению  и предлагает вернуться к ней  в конце урока.

Познавательная станция.

Учитель сообщает детям о необъятных просторах нашей Родины. Под просмотр видеофильма читается стихотворение  И. Северянина “Слова солнца”:

Много видел я стран и не хуже её –

Вся земля мною нежно любима.

Но с Россией сравнить?...

С нею сердце моё,

И она для меня несравнима!

Вопрос классу: Как вы думаете, какова основная идея данного стихотворения?

Затем учитель организует обмен  мнениями учащихся по вопросам:

- Какие государственные символы  вы знаете?

- Как вы думаете, когда появляется  интерес к изучению символики  государства?

Рассказ учителя: К государственным  символам любой страны относятся  герб, флаг и гимн. Эта триада возникла не сразу. Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн. Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей Родины насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб появился в конце XV в., первый флаг - в XVIII в., а первый гимн – в XIX в.

Исследовательская станция.

Задание для групп №1.

- Что такое Конституция? (Это  основной закон государства.)

- Найдите в Конституции ст. 70. Давайте зачитаем её. Чему посвящена  эта статья? (Государственным символам.)

1. ГЕРБ

1) Сообщение подготовленного ученика  об истории российского герба.

Слово “герб” пришло в русский  язык в XVI – XVII вв. В его основе лежит  немецкое erbe, что означает “наследство”. Так уже в самом слове заложена одна из важных черт герба – стабильность, постоянство в употреблении.

Государственный герб свидетельствует  о суверенитете страны, родовой герб – о принадлежности его владельца  к определённому сословию. Герб может  указывать на земельные владения, как многие родовые гербы Средневековья, служить средством удостоверения  своего владельца. Поэтому герб, как  правило, официально утверждается высшей властью.

Откуда же возникла эмблема двуглавого орла на Руси? Первоначально историки думали, что Русь заимствовала её из Византии. Как знак императорского двора двуглавый орёл украшал  ткани, одежду и обувь императоров  и придворных. Особую популярность приобрела эта эмблема при  императорах династии Палеологов. Возможно, двуглавый орёл являлся их родовой  эмблемой. Его изображение можно  увидеть на рукописном Евангелии, принадлежавшем Дмитрию Палеологу.

В Риме орёл почитался с древнейших времён. По преданию, именно орёл, этот вестник богов, предсказал Тарквинию Древнему обретение царской власти. Распространённость эмблемы двуглавого орла на Балканах привела учёных к мысли, что именно из этого региона орёл мог попасть на Русь. Но, самое интересное, двуглавый орёл встречался и на самой Руси, причём задолго до 1497 г. Двуглавый орёл призван был символизировать мощь и независимость нашей страны. В этом качестве он и продолжил свою историю на Русской земле.

В XVI – XVII вв. в Московском царстве  использовались две государственные  печати – Большая и Малая. Они  отличались размерами, расположением  эмблем и надписями, но на обеих сохранились  изображения всадника и двуглавого орла. На Большой государственной  печати всадник помещался на груди  двуглавого орла. На Малой печати всадник  и орёл изображались на двух сторонах.

В конце 1530-х гг. двуглавый орёл приобрёл более воинственный вид, Его  начали изображать с раскрытыми клювами  и высунутыми языками. В геральдике такая эмблема называется вооружённый  орёл.

На печати Лжедмитрия I орёл изображён  с поднятыми вверх крыльями, а  над его головами – две короны, между которыми – третья, большего размера. На печатях царя Михаила  Фёдоровича крылья орла опустились, над  головами орла помещались три короны.

В первой половине XIX в. изображение  российского герба вновь изменилось. Возникло два типа государственного герба. На первом орёл с распластанными крыльями держал на груди московский герб в щите изящной, заострённой  кверху формы. Над головами орла помещалась корона. В лапах этот орёл иногда держал – в одной пучок молний и факел, а в другой – лавровый венок. Второй тип герба – орёл с поднятыми крыльями, увенчанный тремя коронами. Щит с московским гербом на его груди обрамлялся цепью  ордена Андрея Первозванного. А на крыльях  орла – 6 щитков гербами наиболее важных земель, название которых входили  в императорский титул. Последнее  изменение государственного герба  в дореволюционный период состоялось в 1882 – 1883гг.

Александр III принял выполненные художником А. И. Шарлеманем Большой, Средний и  два Малых герба. Наличие трёх типов государственного типа герба  объясняется тем, что они изображались на печатях, скреплявших разные по своей  значимости документы.

2) Чтение стихотворения учеником, подготовленным заранее.

Везде орёл, везде с ним слава!

Везде он гордый, впереди –

Крестом увенчана держава,

Святой Георгий на груди… (М. Шереметьев)

Вопрос для групп: О каком  орле идёт речь в этом четверостишии? (О двуглавом орле на гербе России.)

Учитель: Возрождение Российского  государства повлекло неизбежное возвращение  исконных российских символов, так  безоглядно преданных забвению в  советский период. История создания герба огромна. Символы безымянны, они не знают авторства, их создаёт  сама история. Возвращение двуглавого орла на герб России произошло в 1993 году Указом Президента РФ от 30.10.1993 г. Автор эскиза герба художник Государственной  герольдии при Президенте РФ Е.И.Ухналёв.

Задания для групп №2.

1) Рассмотрите изображения образцов  гербов России. Расположите их  в хронологической последовательности.

ОТВЕТ: большая государственная  печать 1577г.,

большой государственный  герб Российской империи 1882г.,

первое изображение  герба Советской  России,

Государственный герб РСФСР,

Государственный герб СССР,

Государственный герб Российской Федерации.

2) Определите, какие изменения происходили  с гербом в разные времена.

3) Опишите современный российский  герб.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников