Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

В Приволжском  районе в целях формирования национального  сознания, пропаганды национальной культуры и искусства прошли национальные конкурсы на татарском языке. В конкурсе "Сандугач" приняли участие 20 школ района. Конкурс был посвящен дню  рождения С.Сайдашева. Провели конкурс  чтецов и литературно-музыкальных  композиций, посвященных 115-летию Г.Тукая. Участвовало в нем 22 школы района.

Педагогическим  коллективом детского оздоровительного Центра им. Ю.Гагарина Авиастроительного  района была разработана программа "Сказанием встает Казань". Программа  заняла II место в республиканском  конкурсе по линии МО РТ. В Ново-Савиновском  районе республиканской юношеской  библиотекой создана электронная  база данных "Казань тысячелетняя". Фонд библиотеки регулярно пополняется  национально-краеведческими изданиями.

В учреждениях  образования Советского района созданы  комплексные программы по подготовке к празднованию 1000-летия Казани. Одна из них ("Казан утлары") получила диплом I степени на IV республиканском  конкурсе авторских программ (автор  Хусаинова И.В., ЦДТ и Д "Танкодром").

В Вахитовском  районе особое внимание было обращено на тематическое оформление школ, посвященное  подготовке к празднованию 1000-летия  Казани. В школе № 13 оформлена  рекреация на тему "Архитектурная  Казань", в школе № 39 - этнографический  кабинет-музей.

В школах города возрождены детские и юношеские  общественные организации, которые  вносят свой вклад в патриотическое воспитание.

В г.Казани 136135 учащихся, из них занимаются в  детских объединениях 74707 человек, что  составляет 55%. В последние года социальная активность детей возросла, формы  ее проявления стали разнообразнее.

Социально-экономические  и общественно-политические процессы, происходящие в нашей стране, своеобразно  отразились на детском движении, обусловили его демонополизацию и дифференциацию. Параллельно с ломкой, преобразованием  и обновлением традиционных структур возникает множество других организаций  происходит самосознание и организационные  самоопределения экологических, патриотических, милосерднических и других ассоциаций детей на основе общих интересов.

В г.Казани существует 23 детских общественных объединения, основным направлением деятельности которых является патриотическое воспитание.

Это историко-краеведческие  объединения: детское движение "Возрождение", созданное на базе ЦО "Заречье" Кировского района (школы №№ 8, 50, 53, интернат № 3, гимназия № 4), "Безнен тарих" (школа № 9), детское объединение "Заман" (школа № 46), "Актаир" (школа № 31), "Нирас" (школа № 13 Ново-Савиновского района), Союз краеведов (школа № 24), ШОК (школьная организация  краеведов, школа № 92 Московского  района).

Военно-патриотические объединения: "Поиск" (школа № 96 Вахитовского района). Молодежная служба безопасности (школа № 113), "Долина" (подростковый клуб Ново-Савиновского района).

В настоящее  время подростки, да и многие взрослые вследствие ухода в прошлое коммунистической идеологии, нередко оказываются  в ситуации идеологического шока и не могут воспользоваться предоставленной  свободой выбора жизненного пути. В  такой ситуации ролью объединяющей идеи для детского движения может  и должна стать идея воспитания нравственности и духовной культуры членов ДОО, формирование интереса учащихся к истории родного  края, национальной культуре, национальным традициям.

Mногое  в этом направлении делается  в республиканской организации  СНТ. В конкурсах, акциях СНТ  активно участвую многие члены  ДОО г.Казани. Так в 2007-2008 учебном году победителями акции "Моя семья" стали участники школ № 117, 134, гимназия № 5 Авиастроительного района; победителями в республиканской историко-краеведческой экспедиции "Тайна родного края" школы № 17, 40 Приволжского района, № 58, 101, 121, 161 Советского района; активные участники республиканской акции "Игрушка" (сбор книг и игрушек для детей Чеченской республики) - лицей № 116, школа № 18 Вахитовского района, школы № 15,121,161,169, гимназия № 140 Советского района, ООДМ Авиастроительного района.

В этом учебном  году ребята активно участвуют в  конкурсе "История Казани в рассказах  бабушек и дедушек", в акции "Кто, если не мы" (в рамках всероссийской  акции "Я - гражданин России"), всероссийском  конкурсе "Россия - моя родина" и др.

Все эти  мероприятия призваны содействовать  формированию ясных позиций детей, подростков, родителей, организаторов  детских объединений в вопросах патриотизма, сформированного на базе ясного понимания истории своего края. Гордость за свое Отечество - величайшая сила, без которой невозможно всестороннее воспитание человека. Для того, чтобы  любить Родину, надо знать ее историю, знать героев и их подвиги, уметь  ценить и понимать созданную и  завещанную нам нашими предками красоту.

Воспитание  действенного патриотизма немыслимо  без приобщения ребят к жизни  своего края. Здесь необходимо использовать все многообразие форм деятельности: беседы, экскурсии, выполнение самостоятельных  заданий, конкурсы, акции, участие в  практических делах.

Важной  составной частью патриотического  воспитания является привитие школьникам здорового образа жизни.

Благодаря усилиям педагогов изо дня  в день растет интерес школьников к возрождению национальных ценностей, к богатому историческому наследию, государственной символике нашего Татарстана. Символы нашей республике - флаг, герб, гимн - вбирают в себя честь, гордость, историческую память и устремление народов Татарстана. Научить школьников почитать эти  символы - задача сегодняшнего дня.

Сегодня патриотизм востребован в стране пока недостаточно, а пять-шесть  лет назад подвергался даже серьезным  нападкам. Неприязнь к своему, российскому, стала доминантой психики немалой  части населения. Беспечность ряда граждан и особенно среди молодежи выросла до такого предела, что уже  не обращается внимание на военные  приготовления в других государствах, всерьез заявляется о ненужности Российских Вооруженных Сил.

Наша  задача кардинально изменить мировоззрение  поколения и, учитывая накопленный  школами опыт, можно выразить уверенность, что это в наших силах.

 

Глава 3. Гражданское  воспитание младших школьников посредством  народных традиций

3.1. Народные  традиции как средство гражданского  воспитания младших школьников

Кризис  духовности, нравственное растление  части молодежи требуют использования  в учебно-воспитательном процессе элементов  народной педагогики, народного этикета, семейных традиций и ценностей национальных культур. Такое широкое понимание  и выделение принципа культуры как  основы внедрения национально-регионального  компонента позволяет выдвинуть  принцип: интеграцию культур. Каждое образовательно-воспитательное учреждение, разрабатывая свою программу  внедрения национально - регионального  компонента, опирается на общую концепцию, определяющую образовательную политику данного региона.

Человек и его жизнь – высшая самоценность. Если ставить конечной целью глобальную задачу воспитания личности, развитой в духе интеллектуальной и научной  свободы, то выходя из образовательного учреждения, обладая культурой, нравственностью, национальным самосознанием он сможет реализовать свой потенциал не только в своём регионе, но и будет  чувствовать себя комфортно на любой  точке страны.

Известно, что языку как учебному предмету принадлежит особая роль в идейно - нравственном, интеллектуальном и  эмоционально- эстетическом воспитании учащихся. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал  необходимость воспитания гражданственности, патриотизма, лучших человеческих качеств через язык: «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» [49, c.101]. Эти слова Ушинского говорят о чрезвычайно высокой ценности языка как учебного предмета. Ведь именно на уроках языка формируется мышление, осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность. Через язык ребенок приобщается к культурному наследию народа.

Татарский литературный язык характеризуется  высокой культурологической, филологической развитостью. На внеклассных занятиях, посвященных родному языку, доводим  до детей, что татарский язык был  одним из немногих языков в царской  России, который специально изучался в университетах, институтах, гимназиях, семинариях и академиях, выполнял в  России ряд функций государственного языка, на нем писались дипломатические  акты, деловые бумаги.

Культура  создается, реализуется и существует в общении. Как воспользоваться  этим наследием в воспитании и  обучении школьников? Старые идеалы человеческого  сердца – любовь и честь, жалость  и гордость, сострадание и жертвенность не устарели, их отсутствие выхолащивает жизнь. Знакомство с ними создает  у детей ощущение сопричастности духу народа.

Уникальным  местом встречи культур стала  Казань. На мероприятиях целесообразно  использовать тексты, раскрывающие историю, культуру, быт народов, населяющих наш  край. С Казанью связаны имена  таких ярких личностей как  Екатерина II, Пугачев, Г. Державин, М. Горький, Л. Толстой, Г. Камал, М. Джалиль, С. Сайдашев, Г. Тукай и многие другие. Где как  не на внеурочных мероприятиях знакомить  ребят с тем, как пересекались их судьбы с историей нашего края …

В системе  коммуникативно-развивающего образования, с целью более глубокого приобщения учащихся к национальной культуре, рассказываем об известном профессоре Гыйлем Камае, о танцоре Рудольфе Нуриеве, о композиторе С. Губайдуллиной, об известном враче Р. Акчурине, И. Шакирове, А. Афзаловой. Они помогают раскрытию интегрированных возможностей преподавания, развивают познавательные умения учащихся.

Известно, что каждая развитая мировая литература несет на себе отпечаток «национальной  физиономии», а творчество крупнейших национальных писателей становится символом внутренней жизни народа. В то же время литература является наиболее эффективной формой межнационального духовного и культурного общения. Именно через литературу у наших детей складывается представление об истории, образе жизни и культуре, как своего народа, так и других народов. Отсюда исключительно важная роль литературы в формировании духовного содружества народов.

На литературных вечерах, посвященных творчеству Тукая  и Пушкина, звучит ставший традиционным вопрос: как связано имя Тукая  с именами Лермонтова и Пушкина? Подумав, дети говорят, что Тукай  занимает в татарской литературе такое же место, как Пушкин в русской. Тукай очень высоко ценил творчество русского поэта и считал его своим  учителем. Именно сказки Пушкина вдохновили поэта на создание своего прекрасного, всеми любимого произведения «Шурале». Лермонтов, как и Пушкин, был любимым  поэтом Г. Тукая.

Таким образом, языки и литература разных народов  тесно переплетаются между собой, и мы изучаем их на уроках, во внеурочных мероприятиях в сопоставлении, используя  в работе материалы учебников  «Земля родная» Д.И. Лихачева, «География Татарстана» и «История Татарстана», книгу Ю. Ахметзянова «Татарские блюда». Они помогают раскрытию интегрированных  возможностей преподавания, развивают  познавательные умения учащихся.

Приоритетное  значение в работе отводится самостоятельному поиску детей. При этом учебно-воспитательный процесс переходит в стадию учебно-познавательного. Так учащиеся профильного 11 класса готовят и защищают рефераты: «Об  основании Казани», «Елабуга и елабужане», «Казань в художественной литературе». Многие учащиеся являются членами научного общества. В процессе работы им приходится побывать в библиотеке, встречаться  с интересными людьми. Эта деятельность помогает не только углубить знания, но и получить навыки ораторского искусства, монологической и диалогической  речи.

В Нижнекамском районе республики Татарстан ежегодно проводятся конкурсы на приз имени  Разиля Валиева, нашего земляка, поэта, лауреата Государственной премии имени  Г. Тукая. Сильная сторона таких  конкурсов в том, что дети не только знакомятся с жизнью поэта, но и сами участвует в процессе творчества: творят, выдумывают, сочиняют. Результат  такой работы – выявление одаренных  детей в области литературы и  словесности.

Наш земляк писатель Зульфат Хаким в своих  произведениях ставит актуальные на сегодняшний день проблемы общества. По произведению «Ускакал конь в Казань»  проводится читательская конференция, где дети определяют проблемы, поставленные автором: алкоголизм, предвзятое отношение  к книгам, задержка зарплаты; выделяют положительные и отрицательные  черты характера героев. Самое  главное – дети осознают и понимают, что воспитание начинается в семье. Ведь недаром говорят: «И птица за собой выводок водит» [45, c.56]. Как говорил видный педагог Р. Фахретдин: «Каждая семья – это опора и жизненная среда для своих птенцов. В этом окружении у них формируется характер, ребенок воспитывается как личность» [48].

Одним из важнейших факторов развития интеллекта является формирование культуры учебной  деятельности. Работа классного руководителя ведется по двум направлениям –  с родителями и учащимися.

Необходимо поддерживать тесную связь с семьями, и проводить различные мероприятия с участием родителей: «Папа, мама, я – дружная семья», «Где же вы, мои родители?», «Дружба родных дороже богатства», «Бабушкин сундук» и другие.

Для родителей  могут проводиться беседы «Режим дня и трудоспособность ученика», «Рабочее место школьника», «Организация полноценного отдыха ребенка» и др.

Классные  часы можно проводить по программе «Уроки воспитанности». Организовывать различные конкурсы и мероприятия: «А ну-ка, девочки!», КВН, конкурс на лучшего чтеца. С целью изучения родного края и приобщения учащихся к национальной культуре (и русской, и татарской), совершать экскурсии в города Набережные Челны, Елабугу, посещать музеи, концерты.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников