Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

За последнее  время вследствие продолжающихся кризисных  явлений в социально-экономической, политической, культурной и т.п. сферах общественной жизни произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего  поколения, а именно, в направлении  патриотического воспитания. Поэтому, значительная роль в воспитании патриотизма  легла на начальные классы, в рамках которых происходит духовно-нравственное становление детей и подготовка их к самостоятельной жизни.

В настоящее  время в период нестабильности в  обществе, возникла необходимость вернуться  к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким  вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с  младшего школьного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает ещё в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение [22, c.6-11].

Не секрет, что представления младших школьников о гражданственности были отрывочны и поверхностны. В чём же дело? Возможно, это происходит потому, что в Программе задачи по знакомству дошкольников с Родиной были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу, селу»; «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т.п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Окружающая действительность (особенно в городе) также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре.

Эти проблемы могли быть восполнены участием в  фольклорных праздниках, посещениями  разнообразных выставок народного  искусства, в музее – краеведческих  экспозиций. Однако для младших школьников это не всегда возможно, не говоря уж о том, что такие экспозиции рассчитаны на восприятие взрослого человека, а для малышей требуется большая, педагогически грамотная переработка материала.

А как  донести до понимания детей-горожан  особенности крестьянского труда? На практике такая задача, кстати, предусмотренная  типовой Программой, решалась формально, содержательно не связываясь с природными явлениями, обрядами, пословицами и  поговорками. И это вполне объяснимо, так как большинство педагогов  сами плохо знали традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, не были проникнуты чувством понимания её древности.

Исходя  из выше изложенного наметились следующие  приоритеты [8, c.84-87]:

1. Окружающие  предметы, впервые пробуждающие  душу ребенка, воспитывающие в  нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это  поможет детям с самого раннего  возраста понять, что они –  часть великого русского народа.

2. Необходимо  широко использовать все виды  фольклора (сказки, песенки, пословицы,  поговорки, хороводы и т.д.). В  устном народном творчестве как  нигде сохранились особенности  черты русского характера, присущие  ему нравственные ценности, представление  о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности. Знакомя детей  с поговорками, загадками, пословицами,  сказками, мы тем самым приобщаем  их к общечеловеческим нравственным ценностям. В народном фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Большое  место в приобщении детей к  народной культуре должны занимать  геральдика и традиции. В них  фокусируются накопленные веками  тончайшие наблюдения за характерными  особенностями времён года, погодными  изменениями, поведением птиц, насекомых,  растений. Причём эти наблюдения  непосредственно связанны с трудом  и различными сторонами общественной  жизни человека во всей их  целостности и многообразии.

4. Очень  важно ознакомить детей с народной  декоративной росписью. Она, пленяя  душу гармонией и ритмом, способна  увлечь ребят национальным изобразительным  искусством.

Не всё, что окружает ребенка, равнозначно  в воспитательном отношении. Поэтому  очень важен правильный с точки  зрения педагогики выбор объектов, о которых следует рассказать детям.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам  хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности  края. Он должен продумать, о чем  рассказать детям, особо выделив  признаки, характерные только данной местности, доступно показать связь  родного города (села) со всей страной.

Любой уголок нашей страны неповторим. В одном  городе много заводов, фабрик, высотных домов, широких проспектов. Другой город  славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит  на берегу большой реки, а другое затерялись в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря. В каждой местности есть свои артисты, спортсмены, художники, поэты, передовые рабочие или колхозники.

Труд  в каждой местности тоже разный: в одной ведущей является труд машиностроителей, в другой – животноводов, овощеводов, в третьей – рыбаков, хлеборобов и т.д. Замечательно и  неповторимо народное творчество: умельцы  Якутии дарят миру изделия из кости, вологодские кружевницы удивляют нежностью  кружев, село Богородское радует малышей  деревянными игрушками. В начальных классах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы не верно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у ребят может и не сложиться правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Важно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нём непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди  работают на заводах, фабриках, стройках, в разных учреждениях,  в магазинах, на фермах, на полях  и т.д. (в зависимости от специфики  области). Они всегда готовы помочь  друг другу, результаты труда  людей этого края необходимы  не только тем, кто живет  в данной местности:

- в родном  городе, районе, селе, как и в других  местах, соблюдают народные традиции; отмечают общенародные знаменательные  даты, чтят память погибших героев, провожают новобранцев на службу  в армию, чествуют знаменитых  людей, ветеранов труда и т.д.;

- в родном  краю могут жить люди разных  национальностей. Они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь,  как и по всей нашей стране, люди должны беречь и охранять  природу;

- каждый  человек, любящий Родину, должен  проявить уважение к труду,  интерес к культуре родного  народа.

Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путём  простейшего анализа, обобщения  впечатлений лучше представить  себе, что их родной город или  поселок является частью страны, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории нашей  страны - рассказать о том, что они  не могут видеть в непосредственном окружении. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач  не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, а также физического воспитания.

Можно ли говорить о воспитании любви к  родному краю без сообщения детям  определенных знаний о нем? Отбор  и систематизация таких знаний проводятся с учетом умственных возможностей младших школьников: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т.е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств [38, c.33-35].

Социальное  развитие ребенка определяет, сможет ли человек полноценно жить – развиваться  и творить в обществе или его  личностные качества, его возможности  останутся невостребованными тем  же обществом. Общеизвестно, что в  раннем детстве закладываются все  основные качества будущего человека. Формируется первая модель мира –  система представлений об окружающей действительности, о самом себе, своих отношениях с окружающими. Научить ребенка жить в социуме  – основная задача педагога. Гражданская  позиция младших школьников начинает формироваться как в школе, так и в семье. В этом возрасте дети особенно доверчивы ко всему, что происходит вокруг них. Они незаметно для себя и родителей могут сделать неожиданные выводы о том, как взрослые относятся к другой стране, нации или событию.

 

Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности  в младших классах

2.1. Анализ УМК,  обеспечивающих приобщение младших  школьников к культуре гражданственности

Ныне  создано несколько интегральных курсов, обеспечивающих приобщение школьников к культуре гражданственности.

Так в  образовательной системе «Начальная школа XXI века» в объяснительной записке к программе интегрированного предмета «Окружающий мир» (автор Виноградова Н.Ф.) читаем: «способствует:

  • осознанию младшими школьниками необходимости выполнения нравственно-этических установок;
  • установлению связи между познанием природы и социальной жизнью; пониманию взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • пониманию младшими школьниками себя как индивидуальности, осознанию возможности изменить себя [33, c.41].

Основой интеграции выступают реально существующие связи человека с природой и социальной средой. Чтобы реализовать это  в средствах обучения, авторы предлагают определить принцип отбора и построения содержания. Учитывая возрастные особенности  младшего школьника, составители Программы  считают таковым принцип педоцентризма, который предполагает отбор наиболее актуальных для ребёнка знаний, необходимых  для осознания его места сначала  только в «детском» мире, овладение  новыми социальными ролями («я –  ученик», «я – школьник») с постепенным  включением его во «взрослый» мир. Например, во втором классе Учебник «Окружающий  мир» (автор Виноградова Н.Ф.) начинается темой «Кто ты такой», где ребёнок  усваивает представления о себе, своём организме, здоровье, безопасности своей жизни и т.п. Следующая  тема выводит его на понимание  правильного взаимодействия с другими  людьми («Кто живёт рядом с тобой»), а затем ученику предоставляется  право узнать, что он – член общества, гражданин государства, который имеет определённые права и обязанности (тема «Твоя Родина – Россия»). Эта содержательная линия завершается темой «Мы – жители Земли», цель которой раскрыть неразрывную связь человека с природой, невозможность существования людей на Земле вне правильного взаимодействия с ней.

В Программе  одной из содержательных линий является линия «Человек и общество» (чем  богата и знаменита родная страна; почему гражданин любит свою Родину; что значит любить свою Родину; как  трудятся, отдыхают, живут люди в  родной стране; семья как ячейка общества). Это содержание представлено темами «Родная страна»(1 кл.), «Твоя  Родина – Россия»(2 кл.), «Как трудились  люди в разные времена»(3 кл.), «Человек и общество, в котором он живёт» (4кл.).

В образовательной  системе «Гармония» в курсе «Окружающий мир» (автор Поглазова О.Т.) ученику предстоит получить первые представления об обществе и осознать, что человек (а значит, и он сам) – член семьи, член общества и гражданин Отечества, который должен выполнять свои обязанности и пользоваться определёнными правами, зафиксированными в основном законе государства – Конституции. Особое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств: чувства любви к Родине, родному краю, Отечеству. Так, например, эти цели решаются в результате изучения темы «Человек – член семьи и общества» (2 кл.), на которую отводится 4 часа:

  • Что такое семья, родственники, родословная. Семейные обязанности. Семейные праздники и традиции.
  • Что такое родина. Твой родной край. Что такое Отечество. Твоя Родина – Россия.
  • Государственная символика. Флаг и герб России. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан России.
  • Москва – столица России, её административный и культурный центр. Самые большие города России. Города – герои [24, c.17].

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников