Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Оглянитесь  вокруг, повнимательнее приглядитесь к своим товарищам.

В жизни, к сожалению, есть другие люди, не задумывающиеся о своих поступках. Много дурных примеров. Важно научиться их видеть и противостоять им, вырабатывать в себе нравственный барьер. Вы порой  не замечаете, что ваши родители, учителя  в будничной работе воспитывают  вас, делают из вас людей. И вы принимаете это как должное. Плохому никто  не учит, но…

Вот на улице  идёт компания ребят. Впереди них  женщина с девочкой, из портфеля которой выглядывает букварь. Ребята разговаривают на том языке, который  не назовёшь литературным.

Женщина обернулась: “Ребята, на улице дети, стыдились бы”.

В ответ  ей брошена такая брань, о которой  стыдно говорить.

Как объяснить  такой поступок? Откуда у них это?

Некоторые ваши сверстники считают, что нагрубить  – это геройство. Да и вообще думают, чтобы казаться “настоящим мужчиной”, нужно курить, пить водку, быть погрубее. Тренируют себя на “настоящего мужчину” в подъездах и закоулках домов, курят, рассказывают истории с уголовным  оттенком. В этих компаниях всегда есть заводила “душа компании”, этакий сплёвывающий, небрежный, блатноватый, как бы очень взрослый парень.

В этом мире словно вечный безлунный вечер, тьма города, его тень. Кажется, и солнце сюда не заходит, также, как не доходят  до них хорошие стихи, песни, свет нормального деятельного мира. За парнями и девушками этого  мира следят детские комнаты милиции, ставят на учёт, убеждают, изолируют  от общества в колонии.

Задумывались  ли вы, ребята, о своём поведении, своих поступках?

Вы живёте среди людей. Каждый ваш поступок отражается на людях. Знайте, что есть граница между тем, что вам хочется и тем, что можно. Ваши желанья – это радость и слёзы ваших близких. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств другим людям. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо. И когда идёте в школу, то знайте, что вы гражданин России, отправляющийся по важному государственному заданию “Приобретать знания”. Успехов вам в этом пути.

А теперь предлагаю поразмышлять о смысле и ценностях жизни человека. Выполните, пожалуйста, несколько заданий.

1. Продолжи  предложения:

Хорошая жизнь – это…

Счастливый  человек – это тот, кто…

Больше  всего я ценю в людях…

Цель  моей жизни заключается в том, что…

2. Где  ты можешь проявить себя в  наибольшей мере: на уроке, на  занятиях кружка, в компании друзей, на классном часе, нигде?

3. Как  ты думаешь, где тебя больше  уважают и понимают: в семье,  в классе, в кружке, в компании  друзей, нигде?

6. Классное  руководство. Вечер русского фольклора  "Посиделки"

Задачи:

Познакомить учащихся с одной из форм общения  в русских крестьянских поселениях в прошлом – посиделки;

Показать  самобытность русского народа, проявляющуюся  в устном народном творчестве (песнях, потешках, скороговорках).

Оборудование:

Плакаты на стенах: “Милости просим!”; “Красному  гостю – красное место”; “Гость доволен – хозяин рад”;

Костюмы для ребят;

Стол  с русскими национальными блюдами;

Короб для  коробейника.

Ход вечера

I. Встреча  и величание гостей.

1 ученик. Добрый вечер,

Гости званные  и желанные!

2 ученик. Люди старые и молодые!

Женатые и холостые!

1 ученик. Милости просим на наши посиделки!

2 ученик. Гость на гость – хозяину  радость.

1 ученик. Просим на избу: красному гостю  – красное место!

2 ученик. Чайку откушать, песни послушать!

Вместе: Милости просим!

Песня:

А я чаю  накачаю,

Сладкий сахар наколю.

Приходите, заходите,

Я вас  чаем угощу.

Ой, чай, чай, чай, русский сладкий чай!

Ой, чай, самовар

Золотого  цвету.

За присест 12 чашек – 

Усталости нету!

Ой, чай, чай, чай, дает силу чай!

Всем  полезно, скажем прямо,

Молочко и масличко,

Чай со сливками покрепче -

Вот оно  здоровьичко!

Ой, чай, чай, чай, хорош напиток крепкий  чай!

Если  холодно – согреет,

Жарко –  жажду утолит,

Заболеешь, иль устанешь,

Крепкий чай надо попить.

Ой, чай, чай, чай, гостей чаем угощай!

II. Слово  учителя (рассказ о старинной  традиции посиделок в сельской  местности)

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно – собирались, чтобы  себя показать и других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать  в потехах, забавах.

Посиделки устраивались в каком-либо доме с  просторной горницей и гостеприимной  хозяйкой, которая сама любила попеть, рассказать какую-нибудь небылицу, вспомнить  про свою молодость, про горести  и радости.

На посиделки  приходили как девушки, так и  парни после трудового дня.

Посиделки были праздником для крестьянских девушек  и парней. Не всегда родители отпускали. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это.

Да и  отпустят, обязательно дадут работу: напрясть пряжи или шерсти, связать  кружево. Юноши тоже не сидели без  работы: плели лапти, из дерева вырезали донце (приспособление для прядения), нарезали гребни для расчесывания конопли.

Вот так, наверное, когда то в древности  и было положено начало народному  промыслу, которое сейчас получило название знакое всем и каждому: “Хохлома”

III. Рассказ  учеников о хохломской росписи. (Выставка предметов хохломской росписи)

1.  Издавна  делали да расписывали посуду  в лесных заволжских деревеньках  – Виноградово, Семино, Кулигино, Разводино, Хрящи. Но зовут  ее не виноградовской или кулигинской,  а хохломской.

Почему  же? А вот как это случилось.

Стук  – бряк! – катят груженные  подводы вдоль извилистых берегов  малой речки Узолы. Стук – бряк! – погромыхивает деревянный товар. Визут его в ближнее древнее село Хохлому виноградовские и разводинские мастера. Оттуда разлетятся жар-птицами миски да ложки по ярмаркам:

– Кому посуда для кашки, окрошки?

Чудо  – блюда да чашки, ложки?

– Откуда посуда?

– К вам  приехала сама золотая Хохлома!

Так и  повелось – хохлома да хохлома. Вот  и зовут по сей день расписную  золотую утварь хохломской.

2. Как  же оно начиналось, это удивительное  хохломское художество?

Разное  рассказывают старики. Говорят, будто  полтысячи лет назад поселился  в лесу за Волгой веселый мужичек – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Вот, мол , откуда на Руси пошла золотая посуда.

Это, конечно, легенда, сказка. А начало золотой  росписи ведут от древних мастеров – живописцев. Они писалииконы  на деревянных досках, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи и масляная пленка превращалась в  золотистый лак. Потом уж и посуду стали по такому способу золотить.

IV. “Что  мы знаем, что умеем”

1. Долог  зимний вечер. Горит – потрескивает  березовая лучина, тени бегают  по стене.

2. Но  вот окончена работа, можно было  повеселиться.

1. Девушки  и парни, пришедшие на посиделки,  пели песни: “Ох ты, ноченька, ночка темная”, “Выйду ль я  на реченьку”, “Ах вы, сени  мои, сени!”.

И мы с  вами давайте споем!

(Исполняется  песня “Ах вы, сени мои, сени!”.)

2. А какие  же посиделки без пляски? Для  русской плясовой мелодии характерны величавость или искрометная энергия. В народной пляске: девушка пляшет, все любуются ею. Она должна красиво ходить, двигаться.

(Танец  русский народный)

3. Ребята  и девчата раньше были мастера  до частушек, сочиняли иногда  тут же на ходу. И у нас  тоже есть мастерицы – частушечницы.

(Звучат  частушки)

V. Приход  коробейника.

– Здравствуй озорной народ!

Кто смелей – прошу вперед!

Ой, полным-полна  коробушка;

Есть  в ней лакомство для всех

Не спрошу я с вас задорого – 

Пусть наградой будет смех.

Кто загадку  отгадает, тот подарок забирает:

1. Двенадцать  братьев друг за другом ходят,  друг друга не обходят.  (Месяцы)

2. Что  было вчера и что будет завтра? (День)

3. Черная  корова весь мир поборола? (Ночь)

4. Скатерть  бела, весь мир одела. (Зима)

5. В дряхлой  избушке жили Просто и Ничего; избушка стала рушиться. Просто  вышло в двери, а Ничего в  окно. Кого задавило в избушке? (И)

6. Белое  поле,

Черное  семя,

Кто поле сеет,

тот и  разумеет. (Бумага, буквы, пишущий)

7. Утка  ныряла, ныряла и хвост потеряла. (Иголкой шьют)

8. Я бел  – как снег,

В чести  у всех.

И нравлюсь вам,

Но вред – зубам! (Сахар)

9. Белое,  а не вода,

Сладкое, да не мед,

От рогатого беру

И деточкам отдаю.

(Молоко)

10. Сидит  на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

1. Семь  раз примерь …. (Один раз отрежь)

2. Не  спрося броду, не суйся…. (В  воду)

3. Тиши  едешь …. (Дальше будешь)

4. Что  посеешь …… (То и пожнешь)

5. Без  труда не вынешь …. (И рыбку  из пруда)

Ну, а  теперь, мастера – скороговорщики, вам – слово!

1. На  дворе – трава, на траве  – дрова. Раз – дрова, два  – дрова, три – дрова.

2. От  топота копыт пыль по полю  летит.

3. Сидит  колпак да не по –колпаковски, надо колпак переколпаковать  , перевыколпаковать.

4. Стоит  поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под  колпаком.

– Быстро летит время. Пора и дальше в путь. Играть не уставать, не ушло бы дело.

1 вед.  – Коли будет мимо дорога  – не обходите нашего порога.

2 вед.  – А расскажу я вам одну  сказочку. Согласны?

– Жил  был царь, у царя был двор … (Как  вы думаете, интересную я вам расскажу сказочку?) На дворе был кол, на колу мочало – не начать ли сначала?

1 мал.  – Нет уж, давайте лучше я  расскажу другую. Слушайте, в одном  болте жила была лягушка по  имени, Квакушка по отчеству. Вздумала  лягушка – вспрыгнуть на мост, присела да и завязила хвост.  Дергала, дергала, вытащила хвост,  да завязила нос, дергала, дергала  – выдернула нос, да завязила хвост.

2 мал.  – Ну, что ты рассказываешь?  Совсем как испорченная пластинка!  Что же дальше?

1 мал.–  Что дальше? А дальше тоже: дергала,  дергала, дергала – выдернула  хвост, да завязила нос.

2 мал.–  Ну уж, хватит! Я расскажу настоящую  сказку. Хотите? Слушайте! Жил был  один мудрец. Вздумал он из  человеческих костей построить  мост через море – океан.  Собирал он кости не год,  не два, а целых сорок лет  и опустил их, чтобы они стали  мягкими, мокнуть в воду…. 

1 мал.  – Что же ты молчишь? Что  же дальше?

2 мал.  – Так ведь кости еще не  размокли.

1 вед.  – Ребята! Такими сказками парни  – озорники поддевали слишком  доверчивых людей. Дурачили так  очень долго, как в сказке  про белого бычка, пока любитель  сказок не догадывался, что  его разыгрывают.

Это докучные сказки, от слова “докучать”: слушатели  докучали рассказчику, а рассказчик – слушателям”

2 вед.  – Ну, не любо – не слушай, угощение откушай.

1 вед.  – Чайку откушать, доброе слово  послушать – милости просим!

VI. Чаепитие.

Во время  чаепития – рассказ о русских  старинных блюдах.

2 вед.  – Будьте как дома, присаживайтесь!

VII. Народные  игры.

1 вед.  – Приглашаем поиграть, свою удаль  показать.

1 затейник  – поиграем в “рыбку” или  ручеек

2 затейник  – а давно мы в жмурки  не играли.

Прощальный  хоровод – капустник.

VIII. Прощание.

1 вед.  – Играть – не уставать, не  ушло бы дело!

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников