Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Большое значение в воспитании доброты имеет  систематическое общение ребят  с природой. Родители идут на природу  с детьми не только отдохнуть, но и  с тем, чтобы вырабатывать у них  выносливость, наблюдательность, самостоятельность.

Гражданскую направленность должна носить и трудовая деятельность школьников. Одним из основных начал воспитания Гражданина представляется воспитание человека –  труженика, основным качеством которого является трудолюбие.

Трудолюбие  есть неотъемлемый признак гражданственности. Первоначальные трудовые навыки приобретаются  при выполнении учебных обязанностей. В учении сливаются познавательная и трудовая деятельность школьников. Для ребёнка учение – напряжённый труд. Надо разъяснить детям, что получение образования является правом, обязанностью и гражданским долгом каждого человека. Дети, как юные граждане, также могут немало сделать по охране природы, окружающей среды.

Нравственное  воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка  и предполагает становление его  отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений  к труду, своим обязанностям и  к самому себе. В процессе нравственного  воспитания школа формирует у  младшего школьника чувства патриотизма, интернационализма, товарищества, коллективизма, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

2.3. Гражданское  воспитание школьников и пути  его совершенствования в г.  Казани

В программе  развития образования г.Казани на период до 2015 года предусмотрены мероприятия по обеспечению всестороннего развития юных казанцев, воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей.

Программой  развития образований предусматривается  введение нового курса "Казановедение". В целях подготовки учителей к  преподаванию нового предмета организованы курсы по теме "Предметно-проблемные подходы к преподаванию современной  истории" совместно с Академией  наук РТ и городским обществом "Знание". РМК необходимо изучать и обобщать имеющийся опыт воспитания в рамках преподавания предметов и шире внедрять в практику работы педагогов города.

В основе современного образования лежит  принцип диалектического единства национального и общечеловеческого, позволяющего воспитывать чувство  принадлежности своему народу, и осознание  себя как гражданина страны и субъекта цивилизации.

Образование призвано сыграть важную роль в возрождении  и развитии языков, в обеспечении  сосуществования и взаимном развитии разных культур. Данная задача поставлена перед системой образования общими тенденциями в развитии человечества. Эту проблему наша система образования функционально решает через внедрение национально-регионального компонента в исторически сложившийся образовательный процесс.

Внедрение национального компонента в систему  образования г.Казани началось с 90-х  годов и происходит в рамках демократических  преобразований всего Российского  общества. Законодательную базу этого  процесса составляют Закон "О языках народов РТ" и Законы "Об образовании" Республики Татарстан и Российской Федерации. На региональном уровне работа по внедрению национального компонента в образование проводится на основе городской программы сохранения, изучения и развития языков народов, проживающих в г. Казани, принятой Казанским Советом народных депутатов  в 1998 году.

Неоценимо высока роль национально-регионального  компонента в воспитательном процессе: это патриотическо-гражданственное  воспитание, формирование нравственных и эстетических качеств личности ребенка посредством приобщения к традициям своего народа и достижениям  общественной культуры. При этом необходимо решать и диалектические проблемы формирования национального самосознания и воспитания толерантной личности, формирования двуязычной личности и влиянии социальных факторов на мотивацию обучения.

Проблемы, стоящие перед системой образования  в этом направлении, многогранны  и глубоки.

Каким же образом решаются эти проблемы?

В настоящее  время идет процесс накопления теоретической  базы и практического опыта. В  городе функционирует многонациональная  воскресная школа, которая тесно  взаимодействует с Ассоциацией  национально-культурных обществ республики. В этой школе изучают родной язык и культуру дети народов, численность  которых не позволяет открывать  классы в школах. В воскресной школе имеются марийское, армянское, еврейское, немецкое, чувашское, украинское, польское направления. Следует отметить опыт Авиастроительного РОО по работе с национально-культурными обществами. На базе школы № 62 работает филиал чувашского направления, на базе школы № 119 открыто марийское направление. Также на базе ЦВР открыты отделения марийской, чувашской культуры.

В учреждениях  дополнительного образования в  последнее время усилена работа по формированию интереса учащихся к  национальной культуре, истории родного  края, национальным традициям, национальным видам искусства. В таких многопрофильных  учреждениях, как ГЦДТ им. А.Алиша, ЦВР  Авиастроительного, КВВР "Заречье" Кировского, ЦДТ Ново-Савиновского, ЦВР Московского, ЦВР Приволжского, КВВР "Детская академия", ЦВР  пос. Дербышки и ЦДТ и Д микрорайона "Танкодром" Советского районов  созданы отделы национальной культуры, искусства и творчества, сохранены  ставки методистов по национальному  воспитанию. Активно вводится двуязычие  в учебный процесс. В УДО стало  больше кружков по изучению национальных, этнокультурных традиций и обычаев, объединений по возрождению народных промыслов, появляются многочисленные фольклорные коллективы, краеведческие  кружки и т.д. Например, в Авиастроительном районе около 1000 детей посещают кружки отдела развития национальной культуры и отдела народных промыслов ЦВР, в котором созданы национальные фольклорные центры: татарский, русский, чувашский, удмуртский. Состоялся фестиваль "Язык дружбы".

В УДО  г. Казани разрабатываются программы  национального воспитания учащихся. В ЦВР пос. Дербышки Советского района в ходе разработки концепции УДО  по национальному воспитанию было проведено  социологическое исследования среди  педагогов и обучающихся.

В плане  организации патриотического воспитания широкие возможности представляет преподавание ОБЖ. В Советском районе в 1992 году образован учебный центр  ОБЖ. Аналогичный центр создан в  Авиастроительном районе. Второй год в городе проводится конкурс на "Лучшего преподавателя ОБЖ". Тем не менее, необходимо серьезно подойти к преподаванию этого предмета, обеспечить выполнение учебных планов, пока еще у нас имеются вакансии преподавателей ОБЖ.

Неразрывной частью патриотического воспитания является приобщение учащихся к богатейшему  историческому и культурному  наследию Республики Татарстан; углубление знаний учащихся в области истории  своего края и осмысление через это  своей собственной истории, истории  своей семьи, народа; воспитание у  детей чувства сопричастности, неравнодушия к сегодняшнему дню родины, бережного, заботливого отношения ко всему, что было создано предыдущими  поколениями.

Эта работа очень сложна ввиду того, что долгое время многие исторические события  в нашей стране подвергались критической  оценке, изменялись многие историко-политические акценты. На разрушенном труднее  что-либо создавать. Тем большие  задачи приходится ставить и решать, используя оптимальные формы  и средства. И в этом направлении  особенно зарекомендовали себя такая  форма внеклассной работы, как  городской конкурс юных краеведов, в который включаются старшеклассники  всех районов города. Это один из немногих интеллектуальных конкурсов, который предлагается сегодня молодежи, и тем сильнее воспитательное значение его в наши дни.

Сохранению  традиций патриотического воспитания во многом способствуют школьные музеи. Созданные в своем большинстве  еще в 80-е годы энтузиастами воспитательной работы, школьные музеи и по сей  день являются носителями исторической памяти материальной и духовной жизни  народа. В настоящее время в  городе насчитывается 65 паспортизированных школьных музеев, 11 литературных, 7 этнографических, 3 музея интернациональной дружбы, 7 музеев различного профиля (археологический, геологический, экологический, педагогический и др.).

Особенности школьного музея в том, что  он создает широкое поле воспитывающе-развивающей  среды, условия для самореализации и позитивной социализации личности современного школьника. В школьных музеях ребята приобщаются к исследовательской, собирательской, оформительской, экскурсионно-лекторской и другим видам деятельности, приобретая тем самым навыки позитивного  социального поведения.

Важнейшим воспитывающим фактором музейной педагогики являются организуемые в школьных музея  встречи с интересными людьми, героями войны и труда - нашей  живой памятью, встречи, где учащиеся получают уникальные нравственные уроки  общения, доброты, внимания, мужества, стойкости, оптимизма, все то, что  даст им силы для будущей сложной  жизни в современном обществе, мире.

Вместе  с тем реализация такого богатого образовательно-воспитательного потенциала школьных музеев тормозится остающимися  нерешенными проблемами, связанными, в первую очередь, с вопросами  руководства. В настоящее время  идет сложный процесс смены руководителей, порой у руководства оказываются  случайные люди, а порой и просто музей остается без руководителя. Тем самым теряется преемственность, традиции, приостановка деятельности музея. По-видимому, необходимо поднять  персональную ответственность директоров школ за сохранность экспозиций и  функционирование школьных музеев. Требует  своего решения и вопрос стимулирования нелегкого, но благородного труда их руководителей. Все это в определенной степени позволит более свободно решать вопросы активизации деятельности школьных музеев.

С целью  активизации работы музеев, дальнейшего  развития школьного музейного дела городским управлением образования  совместно с городским дворцом  детского творчества им. А.Алиша проводятся смотры работы школьных музеев различного профиля.

Таким образом, в городе налажена четкая система  краеведческой работы со школьниками, позволяющая через различные  формы решать вопросы патриотического  воспитания.

В рамках подготовки к 64-ой годовщине ВОВ проведен смотр школьных музеев и уголков Боевой Славы, в котором приняли участие 62 музея. Финал городского конкурса состоялся 14 апреля 2009 года в Национально-культурном центре "Казань". Победителям городского конкурса музеев (гимназия № 1, школа № 133, школа № 71) были вручены призы на сумму 12 тыс.рублей. 23 марта в музее "Заречье" педагоги УДО приняли участие в конференции, проводимой Советом ветеранов по проблемам патриотического воспитания подрастающего поколения. В апреле состоялся городской смотр детских музыкальных школ, в котором принято участие 27 ДМШ системы образования. Лучшие номера были отобраны в городской концерт для ветеранов Великой Отечественной войны "Не для войны рождаются мужчины!". Данный концерт проведен 4 мая с 13.00 до 15.00 в театре им. Г.Камала с участием 300 школьников-юношей. В фойе театра была организована выставка прикладного творчества кружковцев учреждений дополнительного образования; играли баянисты, фольклорные ансамбли.

27 апреля  на базе суворовского училища  для учащихся 6-8 классов проведен  смотр строя и песни юнармейских  отрядов, в котором приняло  участие 15 команд. 1 место занял  отряд школы № 77 Авиастроительного  района.

Серьезная целенаправленная работа проведена  по подготовке и проведению общегородских  праздничных мероприятий к Дню  Победы;

- 9 мая в параде на площади Свободы приняло участие 1920 детей;

- в парке Победы в детском празднике участвовало 12000 школьников г.Казани, организовано 16 развлекательных площадок силами кружковцев и работников центров дополнительного образования;

- в митинге у парка Горького, посвященном Памяти Павшим, приняло участие 12900 школьников. Всего 9 Мая было задействовано 26820 школьников. Эту работу мы будем делать ежегодно 9 мая, в день, когда школьники стоят в одном строю с ветеранами ВОВ.

В январе 2009 года проведен городской праздник "Страна детства", "Балачак", в котором приняли участие все районы города (45 детей). Праздник был организован в форме приглашения в "Страну детства" и посвящен детям, которым предстоит жить в 21 веке. Замечательно выступили дети из детских садов №№ 25, 161 Приволжского района, № 288 Кировского района, № 179 Вахитовского района.

В феврале 2009 года состоялся слет юных казанцев. В работе слета принимали участие делегаты от различных детских общественных организаций, движений, представляющих широкий спектр интересов молодежи. Участники слета приняли обращение к жителям Казани, юным казанцам, с призывом беречь и любить родной город, способствовать его дальнейшему расцвету.

14 апреля  состоялся городской татарский  фольклорный праздник "Юность  древнего города" с участием  учащихся музыкальных школ системы  образования на базе ДМШ №  18 Приволжского района (гимназия  № 18).

Проведен  городской конкурс сочинений  старшеклассников (7, 8, 9, 10, 11 классы) "Сказанием  встает Казань", подготовлен к  печати сборник сочинении.

Авторским коллективом школы № 122 во главе  с директором Зайцевой Ж.А., к.п.н.. заслуженным  учителем РТ разработана Программа  воспитания патриотизма, развития творческой активности и интеллектуального  потенциала юных казанцев " Я - казанец": оформлена экспозиция, посвященная  истории города.

Помимо  участия в городских мероприятиях районы имели собственные планы  работы, проводились районные праздники, конкурсы.

В Кировском  районе создан журнал "Кировский  район - 1000 лет истории", составлен  паспорт историко-культурного комплекса "Адмиралтейская Слобода".

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников