Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

2. ФЛАГ

1) Сообщение подготовленного ученика  об истории российского флага.

Своим рождением российский флаг обязан отечественному флоту.

B 1667-1669 гг. в селе Дединове на  Оке была построена первая  флотилия России.

Предстояло выбирать флаг для корабля. Флаг той или иной страны показывал, что данное судно принадлежит  именно ей, является её территорией. Флаг служил опознавательным знаком корабля, а государство тем самым обозначало, что корабль находится под  его защитой.

К тому времени ведущие морские  державы уже имели свои флаги. Все они отличались несложным  изображением и простой расцветкой, поскольку было важно, чтобы они  были узнаваемы издалека. Обычно расцветка  флага включала две-три полосы. Цвета  полос соответствовали цветам государственных  или династических символов страны.

Именно от морских флагов берут  начало многие государственные флаги. В апреле 1668 г. на российские суда было приказано выдать большое количество материи белого, синего и красного цвета, но как именно располагались  эти цвета на первых российских флагах не известно.

Одни исследователи полагают, что  флаг состоял из четырёх частей. Синий крест делил полотнище  по вертикали и горизонтали, а  белый и красный цвета располагались  в шахматном порядке. По краям  полотнища шла красная кайма.

В ноябре 1990 г. комиссия, которой предстояло разработать проект нового флага  РСФСР, предложила восстановить исторический российский флаг – бело-сине-красное  полотнище. 11 декабря 1993 г. в преддверии принятия новой Конституции президент  России подписал указ “О государственном  флаге Российской Федерации”. В  соответствии с ним устанавливались  белый, синий и красный цвета  флага. Российский триколор возник, вероятно, по голландскому образцу. Красный цвет, цвет крови, как бы обозначал земной мир, синий – небесную сферу, белый – божественный свет. Красный цвет считался символом отваги и мужества, а также был синонимом красивого. Голубой цвет был символом Богоматери. Белый цвет олицетворял мир, чистоту, благородство.

Государственный флаг РФ постоянно  поднят на зданиях органов власти нашей страны. Он вывешивается в  дни государственных праздников о торжественных церемоний. Поднимается  на зданиях дипломатический представительств России за рубежом. Флаг – наша святыня, и мы должны относиться к нему с  уважением и почитанием.

2) Рассказ учителя: когда же  появился трехцветный российский  флаг?

В 1693 г. на корабле в Архангельске Пётр1 поднял флаг царя Московского. Его  официальное описание таково: верхняя  полоса – белая, средняя – синяя, нижняя – красная. На синей полосе золотой с царской короною  венчал двоеглавый орел, имеющий в  сердце красное клеймо с серебряным Святым Георгием, без змия. Под этим флагом путешествовало по Европе Великое  посольство, снаряжённое Петром 1 в 1697-1698 гг. В 1690 г. бело-сине-красный флаг стал символом Российского государства.

Это интересно: чтобы легко запомнить  расположение цветов на флаге, нужно  всего лишь запомнить слово БЕСИК (бело-сине-красный).

Задание для групп №3:

Что, по вашему мнению, символизируют  цвета флага?

ОТВЕТ:

1) древнее понимание строения  мира: внизу – физический, выше  – небесный, ещё выше – мир  божественный. Переосмысливая сверху  вниз: Вера, Надежда, Любовь;

2) белый – воздух, синий –  вода, красный – огонь;

3) Красный – символ мужества  и отваги, голубой – символ  Богоматери, белый – мир, чистота,  благородство.

Учитель: Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. “О государственном флаге РФ”  были установлены официально белый, синий и красный цвета флага.

22 августа – День Государственного  флага РФ.

3. ГИМН

1) Сообщение подготовленного ученика  об истории гимнов России.

“Гимн” - слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную  пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.

В Древней Руси торжественные церемонии  проходили под торжественные  песнопения. В эпоху Петра 1 зазвучали  торжественные канты – светские гимны, исполняющиеся на церковный  манер. При Петре 1 появился первый военный  марш, который стал неофициальным  гимном России.

Первый официальный государственный  гимн появился после победы русского оружия над наполеоновской армией. В 1813 году в Петербурге впервые исполнили  “Песнь русскому царю”, автором которой  был известный поэт, переводчик, ученый-филолог А.. Х.Востоков на мелодию английского гимна “Боже, храни короля! В 1815 году появился новый текст песни под названием “Молитва русских”:

Боже, царя храни!

Славному долги дни

Дай на земли!....

Автором этих строк был замечательный  поэт В.А.Жуковский. Через 2 года Жуковский  дополнил текст двумя строфами, а  окончательный вид гимн приобрел в 1833г., благодаря офицеру и композитору  А.Ф.Львову. Гимн Львова звучал везде  – и в армии, и во время гражданских  торжеств. Он стал государственным  гимном Российской империи.

Россия знала еще несколько  мелодий, ставших её неофициальными гимнами. Одна из них принадлежит  гению русской музыки М.И.Глинке, автору оперы “Жизнь за царя”:

Славься, славься, наш русский царь,

Господом данный нам царь-государь!....

В феврале 1917 г. вместе с монархией  ушел в прошлое и старый гимн. На улицах звучали совсем другие песни, и главное место среди них  заняла “Марсельеза”. В 1875 году народник П.Л.Лавров написал текст на русском  языке:

Отречемся от старого мира!

Отряхнем его прах с наших  ног!

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог! ………

В январе 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся Третий съезд  советов, делегаты которого стоя слушали  новый гимн республики “Интернационал”, авторами которого были поэт и революционер Э.Потье и композитор-любитель П.Дегейтер. С 1918 года он стал гимном РСФСР, а затем  СССР. “ Интернационал” оставался  гимном СССР до 1944 года, когда был  создан новый государственный гимн СССР. Этот гимн впервые прозвучал  в ночь на 1 января 1944 года. Он содействовал сплочению народа в защите Отечества  от фашистских захватчиков, звал к новым  подвигам и свершениям. Авторами нового гимна явились поэт С.В.Михалков и композитор А.В.Александров.

2) Учитель: Текст нового гимна  принадлежит известному советскому  писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.) , а музыка – композитору и  дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг.). Государственный гимн РФ был  утвержден Государственной Думой  в декабре 2000 года. Текст гимна  утвержден указом Президента  России В.В.Путина 30.12 2000г. Так,  накануне Нового года и Нового  века у России появился новый  гимн. Торжественные звуки гимна  сплачивают нацию, вселяют в  неё чувство гордости за свою  Родину, вдохновляют народ на  новые свершения – такова идея  гимна. 

Задания для групп №4:

1) Какие чувства вы испытываете,  когда слышите звуки гимна  России?

2) Как вы думаете, где исполняется  государственный гимн?

ОТВЕТ: он звучит в особо торжественных  случаях. Например, при вступлении в  должность Президента РФ, руководителей  органов государственной власти при открытии и закрытии заседаний  Совета Федерации и Государственной  Думы, во время церемоний встреч и проводов глав или официальных  представителей иностранных государств, во время проведения воинских ритуалов.

Учитель: Гимн является официальным  государственным символом. Он как  бы музыкально-поэтическое воплощение страны и её народа, и потому к  нему должно быть самое уважительное отношение.

Практическая станция.

Вопросы классу:

- Где помещается государственный  герб РФ?

- Где размещается государственный  флаг РФ?

- Когда исполняется гимн России?

Обращаясь к началу урока, где речь шла об информации к размышлению, учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании и подводит к выводам  классного часа.

Возможные выводы классного часа:

- Эти символы – часть русской  истории, воплощение её героических  и трагических страниц, отражение  жизни народов нашей страны.

- Все мы должны хорошо знать  историю государственных символов  России.

- Отношение к гербу, флагу  и гимну – это отношение  к самому государству. Оно должно  быть уважительным.

- Оскорбление государственных  символов сродни оскорблению  и государства, и его народа, и его истории и культуры.

 

3. Диспут: "Патриотизм: знак вопроса"

СЛОВАРИК ДИСПУТАНТА

ДИСПУТ – слово пришло из латинского языка и первоначально означало публичную защиту научного сочинения, написанного для получения учёной степени. Сегодня в этом значении слово не употребляется. Этим словом называют публичный спор на научную  и общественно важную тему.

ДИСПУТАНТ – лицо, участвующее  в диспуте, в спорах. Диспутанты, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину.

АРГУМЕНТИРОВАТЬ – доказывать, приводить  доводы, аргументы.

ДЕБАТЫ – обмен мнениями по каким-либо вопросам; споры.

ОППОНЕНТ – лицо, возражающее  кому-либо в диспуте; противник в  споре.

СПОР – всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, предмету; борьба, при которой  каждая из сторон отстаивает свою правоту.

СПОРЩИК – человек, который спорит, любитель спора.

ЗАКОНЫ ДИСПУТА

• Здесь нет наблюдающих. Каждый - активный участник разговора.

• Перешёптывания, неуместные шутки запрещены. Острое, меткое слово приветствуется. 

• ГОВОРИ, ЧТО ДУМАЕШЬ, ДУМАЙ, ЧТО ГОВОРИШЬ!

• Идея стоит спора. Спорь—да не вздорь!

• Тактичность, откровенность, искренность, доверие, взаимная вежливость, принципиальность—вот лучшие качества участника диспута. 

• Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит … Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

• Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа-ты, по крайней мере, испытываешь удовольствие от борьбы.  

• Спорь даже с глупцом! Удовлетворения ты не получишь, зато проверишь себя, чётче определишь свою позицию.

 Тема патриотизма – ныне  жгучая и больная тема для  нашей страны, для русских людей.  Как пробудить в ребёнке чувство  любви к Родине? Именно “пробудить”,  потому что оно есть в каждой  душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить  любить Отечество. Любовь надо  воспитывать. Именно это явилось  целью диспута “Патриотизм: знак  вопроса”.

ПОДГОТОВКА К ДИСПУТУ: 

• составить вопросы для обсуждения;

• провести анкетирование;

• подобрать цитаты по теме;

• оформить зал;

• музыкальное сопровождение

• выступление по вопросам;

• составить законы диспута, словарик диспутанта;

• написать сочинение “С чего начинается Родина”.

ЦИТАТЫ:

“Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию”.

Пётр Багратион

“Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что  именно ты в ней родился”.

Бернард Шоу

“Не спрашивая, что твоя Родина может  сделать для тебя, - спроси, что  ты можешь сделать для своей Родины”

Джон Кеннеди

“Для граждан России особенно важны  моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого  России пришлось бы забыть и о национальном суверенитете”.

Владимир Путин

НАШИ РАЗМЫШЛЕНИЯ:

Сегодня мы назвали наш диспут “Патриотизм: знак вопроса”. Вопрос не в том, нужен  или не нужен нам патриотизм. Любая  страна рассыплется в прах, если её граждан не объединяет привязанность  к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.

Мы привыкли гордиться ратными  подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой  и счастливой.

Мы справедливо гордимся нашей  культурой, но почему-то она не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.

Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не только в  истории, сколько в сегодняшнем  уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной  энергии людям.

ПАТРИОТИЗМ. РОДИНА.

“Родина – Отечество, страна, в  которой человек родился и  гражданином которой он состоит”.

“Патриотизм – любовь, преданность  и привязанность к Отечеству, своему народу”.

Д.Н. Ушаков.

Толковый словарь русского языка.

“Патриотизм – нравственный и  политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины”.

Философский словарь.

Гордитесь ли вы своей страной?

В последнее время стало модным ругать прошлое нашей страны, кричать  о покаянии. Но я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, я хочу, чтобы она  стала лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было зла и насилия. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми писателями, художниками, артистами.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников