Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа
Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73
ВОПРОСЫ ДЛЯ АНКЕТИРОВАНИЯ:
1. Считаете ли вы себя патриотом?
2. Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
3. Хотели ли вы уехать из России?
4. Гордитесь ли тем, что вы – русский, а не другой национальности?
5. Вы за или против службы в армии?
6. Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
7. Помогают ли вам книги в разрешении трудных ситуаций?
8. Есть ли пример для подражания? Кто?
“Возродить Россию может только идея: её могут воссоздать только обновлённые души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По– прежнему Россия, но не прежняя.
Россия спасётся творчеством – новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями”, - пишет выдающийся мыслитель ХХ века Иван Александрович Ильин.
Родина … Россия … Край, где мы родились, где живём, это наш дом. И его надо любить и беречь! “Россия. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то …” - так писал о России поэт С.Есенин много лет тому назад.
“Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку … - писал А. Блок. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать её, чтобы будущие поколения могли с гордостью сказать: “Это моя Родина, моя Россия!”.
Цели игры:
- формирование представлений о происхождении и истории российского герба и флага;
- развитие познавательной активности, интеллекта обучающихся, расширение их кругозора;
- воспитание у обучающихся здорового национального самосознания (учить быть гражданином, любящим свою Родину, родной край), толерантности.
Игра проводится в красочно оформленном зале: плакаты с надписями “Звездный час” и “Я люблю тебя, Россия!”, большие красочные звезды разной формы, презентация (слайды с изображением русской природы), музыкальное оформление.
Участники (по 4 ученика от класса) размещаются за столами, отмеченными табличками 2 “А”, 2 “Б” с указанием имени и фамилии участника.. Маленькие жёлтые звездочки за правильные ответы крепятся под фамилией участников. У детей на груди визитки с именами. На столе у каждого участника таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 (для выбора правильного ответа), чистый лист бумаги, ручка.
Группа поддержки: товарищи, друзья, родители – заранее готовит плакаты с именем своего участника, речевка.
Ведет игру учитель.
Оборудование: Маленькие жёлтые звездочки, визитки с именами, таблички с цифрами 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, чистый лист бумаги, ручка, медаль для победителя и утешительные призы.
ХОД ИГРЫ
1. Вступительное слово ведущего.
Объявление цели, правил игры.
2. Представление участников игры и членов жюри.
Введение в игру.
Музыкальный фон.
Ученик 1: Давным-давно, в далекие времена жили-были добрые молодцы – могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину свою защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столица была в Киеве, а не в Москве, как сейчас.
Ученик 2: В конце XI в. появилось новое имя у Русского государства – Россия. Оно впервые встречается в летописях, составленных при царе Иване III (Грозном). Тогда часто употреблялось название “Россия” наряду с прежними названиями “Русь”, “Русская земля”, но со временем оно стало употребляться и самостоятельно.
Ученик 3:
Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Ученик 4: Наша Родина – Россия – большая, великая страна. Каждому человеку должны быть известны символы государства, гражданином которого он является – флаг, герб, гимн. Ведь они сопровождают нас всю жизнь. И пусть мы не всегда это замечаем, но ведь каждое событие государственного масштаба происходит под сенью этих символов. Не так ли?
Ученик 5: Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани и показывающий принадлежность к государству или какой-либо организации.
Ученик 6: Герб – это язык, на котором говорят города и рыцари, короли и епископы.
Ученик 7: Гимн – это торжественная песнь, которая прославляет историю государства, его народ, красоту и богатство природы, традиции народа.
Ученик 8: Березку милую, родную, издавна считают символом России, символом Родины, Россия и береза – эти два понятия неразделимы. Николай Рубцов писал:
Русь моя, люблю твои березы.
С первых лет я с ними жил и рос,
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Ведущий: Сегодня мы проведем игру “Звездный час”, которая посвящается России и ее символам.
Приглашаются участники игры
1 ТУР: Демонстрируются шесть картин: флаг России, вид Кремля, герб России, текст любой детской песни, рубашка – косоворотка, текст гимна России.
Вопрос 1: Полотнище определенного цвета, прикрепленное к древку или шнуру.
Вопрос
2: Отличительные знаки
Вопрос 3: Торжественная песнь.
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется меньше звезд, выбывают.
Герб – отличительный знак государства, города, изображаемый на флаге, монетах, печатях. (Словарь русского языка по Ожегову С.И.)
2 ТУР:
Иллюстраций нет, они
Вопрос 1: Сколько корон на гербе России?
Вопрос 2: Сколько щитов на гербе России?
Вопрос 3: Сколько цветов на флаге России?
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется меньше звезд, выбывают.
Музыкальная пауза.
(Исполняется
песня или танец,
3 ТУР:
Вывешиваются шесть картин с
цветами: красный, серебристый,
Вопрос 1: Основной цвет Андреевский флаг?
Вопрос 2: Какого цвета нет на гербе России?
Вопрос 3: Как чередуются полосы на государственном флаге России?
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется меньше звезд, выбывают.
Флаг – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, часто с эмблемой. (Словарь русского языка по Ожегову С.И.)
4 ТУР: Демонстрируются 4 иллюстрации: серп и молот, щит и меч, скипетр и держава, штык и перо.
Вопрос: Что держит двуглавый орел в лапах?
За каждый правильный ответ участник получает звезду; те дети, у кого окажется самое большое количество звезд, выходят в финал - их должно быть двое.
Игра с болельщиками “Аукцион”
Задание: Вспомнить как можно больше пословиц о Родине. Последний зритель, назвавший пословицу, является победителем и отдает свой голос в пользу одного из игроков.
Гимн – торжественная песня, принимаемая как символ государственного или социального единства. Хвалебная песня, музыкальное произведение. (Словарь русского языка по Ожегову С.И.)
ФИНАЛ: Играют два ученика.
Из букв слова “ПАТРИОТИЗМ” составить как можно больше имен существительных. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним.
Итоги и награждение. Музыкальный фон
Ведущий: На этом игра “Я люблю тебя, Россия!” завершилась. Молодцы!!! С заданиями все успешно справились. Надеюсь, что наша игра не пройдет для вас бесследно.
Мы лишь немного затронули интересную тему истории нашей страны, ее славы, ее доблести, ее побед и поражений. Вам, ребята, предстоит узнать еще много интересного. Историю своей страны и своего народа должен знать любой уважающий себя человек.
Ученик:
Для нас сады весною зацветают,
И нашим нивам не видать конца,
И шумным говором наш слух ласкают
Кудрявые, зеленые леса.
В колодцах наших, реках и озерах
Прозрачна и живительна вода.
По сочным травам в луговых просторах
Пасутся наши тучные стада.
Поля бескрайние, как море,
И горы в шапках снеговых,
Разливы рек в степном просторе,
Листва березок молодых…
Здесь людям радостно живется,
Здесь славен мирный труд людей.
Все это Родиной зовется:
Великой Родиной моей.
Ответы:
1 тур:
1 – флаг;
2 – флаг, герб, гимн;
3 – гимн.
2 тур:
1 – три;
2 – два;
3 – три.
3 тур:
1 – белого;
2 – зелёного;
3 – красный, голубой, белый.
4 тур:
1 – скипетр и державу.
Финал:
Патриот, зима, рот, торт, том, пот, торт, поза, пот, мор, мот, мир, рота, таз, маз, ром, призма и т.д.)
“Всё хорошее на земле от солнца,
и всё хорошее от человека”. (Пришвин)
Жизнь – как местность населена людьми. Не всех ты знаешь в лицо, о некоторых представления не имеешь. Но незримые нити связывают тебя со всеми, их проблемы – твои проблемы. Ты частичка общества, ты как бы молекула вещества, но при этом ты совершенно неповторим. И жизнь твоя, несмотря на её, быть может, внешнее сходство с иной – единственная. Жизнь человека такой экзамен, который не пересдашь.
А.М. Горький в письме к сыну Максиму десятилетнему мальчику писал:
“Ты уехал, а цветы, посаженные тобой, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка оставил после себя на Капри нечто хорошее – цветы.
Вот если бы всегда и везде, всю свою жизнь, ты оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о тебе, – легка и приятна была бы твоя жизнь.
Тогда чувствовал бы себя всем людям нужным. И это чувство сделало бы тебя богатым душой. Знай, что всегда приятнее отдать, чем взять”.
Только
тот заслуживает права
“Как я люблю людей родной России!
Они тверды. Их вспять не повернёшь!
Они своею кровью оросили
Те нивы, где сегодня входит рожь.
Их не согнули никакие беды.
И славить вечно вся земля должна
Простых людей, которым за победы
Я б звёзды перелил на ордена”.
Быть человеком на земле – это значит оставлять после себя лишь один след – память о добрых делах и нравственно прожитой жизни.
Вспомним о героях, погибших в Афганистане и Чечне. Эхо тех боёв отозвалось в различных уголках нашей Родины многочисленными похоронками.
Предоставляется слово участнику событий в Афганистане. Он рассказывает о том, как сражались наши солдаты.
Звучит песня “Офицеры”
Демонстрируются кадры кинофильма о чеченских событиях
Взаимовыручка, взаимопонимание, коллективизм стали естественной нормой поведения большинства русских людей. Как важно в трудную минуту человеческое участие, внимание.
Большое счастье встретиться с таким человеком, как Венедикт Ворожков, из Заполярья. Его девизом были слова: “Чем меньше тебе отпущено времени быть среди людей, тем больше сумей сделать для них”.
Он умер в 28 лет. Смертельную болезнь почек он заработал, когда спасал из ледяной воды тонувшего товарища. Перед смертью он писал: “Мне так много надо сделать, чтобы возвратить тепло, которое мне подарили люди… Я постоянно чувствую себя должником перед солдатами, похороненными в братских могилах, перед их матерями и вообще перед людьми”.
Задумывались ли вы, ребята, когда об этом? Как вы живёте среди людей, как возвращаете тепло и благодарность тем, которые дарят тепло своей души, дают знания, заботятся о вас.
Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников