Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа
Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73
Из всего вышеизложенного можно сделать следующий вывод: русское гражданское право и гражданское воспитание на Руси (и в России тоже) настолько тесно взаимосвязаны, что вполне уместным и справедливым представляется афористическое изречение А.Ф. Никитина — "Каковы нравы, таково и право" [26, c.28].
Однако, по нашему мнению, связь действительно взаимна, поэтому справедлива и обратная, так сказать, формула: "Каково право, таковы и нравы". Тем более что нравы — продукт обыденного воспитания, предмет, объект и результат народного воспитания.
Самое показательное, наиболее характерное для историографии взаимосвязи педагогики и права — это общность источников и персоналия для обеих отраслей знаний (Владимир Мономах, Максим Грек, Кирилл Туровский, Иван Пересветов, Андрей Курбский и др.). При этом даже типично педагогические сочинения в своих названиях содержат слова и термины, близкие к правоведческим ("Гражданство обычаев детских"), а в игре, как чисто педагогическом явлении, присутствуют уставно-правовые предписания [23, c.328].
При этом
в них содержится конструктивная
информация для первоначальных основ
параллельного правового и
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера [6, c.45-47]:
- узкая ранняя профилизация;
- прагматизация среднего общего образования;
- свертывание подлинной гуманизации;
- игнорирование
идеи формирования и развития
всех сущностных сил
- распад школы как института всеобщего образования и воспитания;
- рост
правонарушений среди
- резкое
снижение уровня
Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно обновить и оздоровить общество, и наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В этой ситуации возникает вопрос о том, насколько новая концепция среднего образования отвечает требованиям обновления общества и в каком направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.
На процесс гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».
Демократизация общественно-политической жизни также влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому, и другому поколению. Учиться соединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен и неоднозначен [25, c.23-25].
Еще одну
группу противоречий гражданского воспитания
относят к духовно-
В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового государства, первоочередной задачей педагогики как авангарда общественного прогресса становится задача воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем сознании интересы государства со своими собственными [41, c.3-5].
Гражданское
воспитание в современных условиях
− целенаправленный, нравственно
обусловленный процесс освоения
детьми и молодежью навыков
Становление открытого гражданского общества, продолжение демократических преобразований невозможно без формирования молодого поколения, обладающего такими качествами, как гражданственность. Поэтому в настоящее время возрастает роль патриотического воспитания детей и подростков.
В программе развития образования г.Казани на период до 2012 года предусмотрены мероприятия по обеспечению всестороннего развития юных казанцев, воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей.
Патриотическое воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель гражданского воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [15, c.138-145].
Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач [20, c.107-110]:
В содержании патриотического воспитания важна социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие). Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет ядро патриотического воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной и другим, связанным с ней, видам государственной службы [7, c.33].
Патриотическое
воспитание призвано обеспечить: глубокое
понимание каждым молодым человеком
своей роли и места в служении
Отчеству, основанном на высокой личной
ответственности за выполнение требований
военной и государственной
В современных условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности [32, c.107]:
Патриотическое воспитание осуществляется по основным направлениям [51, c.44-45]:
Вышеизложенные
позиции вошли в сложившуюся
систему патриотического
В процессе экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, возникла важная проблема – гражданское воспитание младших школьников.
Программа
Министерства образования Российской
Федерации государственной
В связи
с этим проблема патриотического
воспитания детей и молодежи становится
одной из актуальнейших. Вместе с
тем она обретает новые характеристики
и соответственно новые подходы
к ее решению как составная
часть целостного процесса социальной
адаптации, жизненного определения
и становления личности. За последнее
время всё большее
Однако существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи, а именно:
- несовершенство
законодательной базы по
- недостаточное
оснащение сохранившейся
- отсутствие
заинтересованности СМИ в
- малочисленность
высокопрофессиональных кадров
в общественных военно-
- недостаточное
программно-методическое
- отсутствие
системы координации
Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников