Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Из всего  вышеизложенного можно сделать  следующий вывод: русское гражданское  право и гражданское воспитание на Руси (и в России тоже) настолько  тесно взаимосвязаны, что вполне уместным и справедливым представляется афористическое изречение А.Ф. Никитина — "Каковы нравы, таково и право" [26, c.28].

Однако, по нашему мнению, связь действительно  взаимна, поэтому справедлива и  обратная, так сказать, формула: "Каково право, таковы и нравы". Тем более  что нравы — продукт обыденного воспитания, предмет, объект и результат  народного воспитания.

Самое показательное, наиболее характерное для историографии  взаимосвязи педагогики и права  — это общность источников и персоналия для обеих отраслей знаний (Владимир Мономах, Максим Грек, Кирилл Туровский, Иван Пересветов, Андрей Курбский и  др.). При этом даже типично педагогические сочинения в своих названиях  содержат слова и термины, близкие  к правоведческим ("Гражданство  обычаев детских"), а в игре, как чисто педагогическом явлении, присутствуют уставно-правовые предписания [23, c.328].

При этом в них содержится конструктивная информация для первоначальных основ  параллельного правового и нравственного  воспитания.

1.3. Воспитание гражданина в современной школе

Изучение  состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд  противоречий, которые остаются барьерами  на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера [6, c.45-47]:

- узкая  ранняя профилизация;

- прагматизация  среднего общего образования;

- свертывание  подлинной гуманизации;

- игнорирование  идеи формирования и развития  всех сущностных сил человеческой  личности как основы любой  специализации;

- распад  школы как института всеобщего  образования и воспитания;

- рост  правонарушений среди подростков;

- резкое  снижение уровня образованности, общей культуры молодежи.

Главный парадокс современного гражданского воспитания: чтобы воспитать гражданина, нужно  обновить и оздоровить общество, и  наоборот: чтобы изменить общество, нужно воспитать гражданина. В  этой ситуации возникает вопрос о  том, насколько новая концепция  среднего образования отвечает требованиям  обновления общества и в каком  направлении движется школа. По мнению Б. Лихачева, реорганизация среднего образования осуществляется под  лозунгами гуманизации, гуманитаризации, демократизации. Однако остается очевидной  невостребованность знаний, одобряется социальное расслоение школы, провозглашается  развитие дарований на основе глубокой дифференциации и профильной подготовки.

На процесс  гражданского воспитания влияют социальное расслоение общества и противоречия, вызванные этим процессом. С одной  стороны, декларируются идеалы свободы, равенства, справедливости, которые  вступают в противоречия с морально и материально тяжелыми условиями  жизни, отсутствием социальной перспективы, невозможностью проявить себя в обществе. «Отсюда социальная пассивность, инфантильность, равнодушие детей и молодежи... специфическое  расслоение на социальные группы, группки, тусовки и неформальные объединения».

Демократизация  общественно-политической жизни также  влияет на характер гражданского воспитания детей. Очевидно противоречие между  устаревшей, но привычной командно-административной системой, а также соответствующими системе отношениями и новой, непривычной, демократичной и, следовательно, демократическими отношениями. У взрослых и у детей отсутствует опыт жизни в условиях демократии. Этому нужно учиться и тому, и другому поколению. Учиться соединять в себе, в восприятии жизни противоречивые понятия: свобода и ответственность, открытая принципиальность и толерантность, умение убеждать и умение уступать. Причем следует помнить, что демократии нельзя научиться один раз и навсегда. Для овладения стилем демократических отношений нужна постоянная практика демократии. Этот процесс достаточно сложный с точки зрения управления, ибо он многогранен, многоаспектен и неоднозначен [25, c.23-25].

Еще одну группу противоречий гражданского воспитания относят к духовно-идеологической области общественной жизни. В их числе главные противоречия возникают  между гуманистическими идеями обновляющегося российского общества и идеологиями  консерватизма, мелкобуржуазной псевдореволюционности, национализма и даже фашизма.

В условиях, когда речь идет о создании гражданского общества и о построении правового  государства, первоочередной задачей  педагогики как авангарда общественного  прогресса становится задача воспитания гуманного, социально-активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства, который соединяет в своем  сознании интересы государства со своими собственными [41, c.3-5].

Гражданское воспитание в современных условиях − целенаправленный, нравственно  обусловленный процесс освоения детьми и молодежью навыков демократического самоуправления, укрепления ответственности  индивида за политический, нравственный и правовой выбор, за поддержание  законопорядка, обороноспособности страны, за максимальное развитие личностью  собственных творческих способностей, их реализацию в интересах прогрессивного устойчивого развития общества и достижения собственного жизненного успеха.

Становление открытого гражданского общества, продолжение  демократических преобразований невозможно без формирования молодого поколения, обладающего такими качествами, как  гражданственность. Поэтому в настоящее  время возрастает роль патриотического  воспитания детей и подростков.

В программе  развития образования г.Казани на период до 2012 года предусмотрены мероприятия по обеспечению всестороннего развития юных казанцев, воспитания гражданственности, толерантности, привития общечеловеческих ценностей.

Патриотическое  воспитание сегодня - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная  деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций  по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных  обязанностей по защите интересов Родины.

Цель  гражданского воспитания - развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у нее профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности [15, c.138-145].

Для достижения этой цели требуется выполнение следующих  основных задач [20, c.107-110]:

  • проведение научно-обоснованной управленческой и организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания молодежи;
  • утверждение в сознании и чувствах молодежи патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной службы;
  • создание механизма, обеспечивающего эффективное функционирование целостной системы патриотического воспитания молодежи, в том числе проходящей службу в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов.

В содержании патриотического воспитания важна  социально-педагогическая направленность, основанная на таких элементах, как  позитивные мировоззренческие взгляды  и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам, важнейшим  духовно-нравственным, деятельностным качествам (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению  безопасности его граждан и другие). Социально-педагогический компонент  содержания является доминирующим и  составляет ядро патриотического воспитания. Только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими  ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, к военной  и другим, связанным с ней, видам  государственной службы [7, c.33].

Патриотическое  воспитание призвано обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком  своей роли и места в служении Отчеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы; убежденность в необходимости выполнения функции защиты Отечества в современных  условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых  для успешного выполнения обязанностей в рядах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов [11].

В современных  условиях в содержании гражданско-патриотического воспитания молодежи в качестве приоритетных выделяются следующие духовно-нравственные ценности [32, c.107]:

  • гражданственность;
  • общенациональность в государственном масштабе;
  • приоритет общественно-государственных интересов над личными;
  • лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
  • патриотизм, преданность своему Отечеству;
  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений;
  • гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Патриотическое  воспитание осуществляется по основным направлениям [51, c.44-45]:

  • духовно-нравственное - осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма;
  • историческое - познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны;
  • политико-правовое - формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства. Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц;
  • воспитание гражданственности - воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
  • профессионально-деятельностное - формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста;
  • психологическое - формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной или других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.

Вышеизложенные  позиции вошли в сложившуюся  систему патриотического воспитания школьников. Основой этого воспитания является, безусловно, учебно-воспитательный процесс, изучение программного материала  в ходе преподавания учебных дисциплин  и, в первую очередь, гуманитарного  цикла 

1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах

В процессе экономического и политического  реформирования, в ходе которого существенно  изменилась социокультурная жизнь  подрастающего поколения, возникла важная проблема – гражданское воспитание младших школьников.

Программа Министерства образования Российской Федерации государственной программы  «Патриотической воспитание граждан  Российской Федерации на 2006-2012 годы»  ориентирована на повышение общественного  статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего  профессионального, обновление его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

В связи  с этим проблема патриотического  воспитания детей и молодежи становится одной из актуальнейших. Вместе с  тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы  к ее решению как составная  часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения  и становления личности. За последнее  время всё большее распространение  приобретает взгляд на патриотизм как  на важнейшую ценность, интегрирующую  не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты [40, c.189].

Однако  существует ряд проблем, мешающих эффективной  организации работы по патриотическому  воспитанию детей и молодёжи, а  именно:

- несовершенство  законодательной базы по гражданскому  и патриотическому воспитанию;

- недостаточное  оснащение сохранившейся материально-технической  базы образовательных учреждений, военно-патриотических клубов и  объединений; 

- отсутствие  заинтересованности СМИ в пропаганде  патриотического воспитания детей  и молодёжи и подготовке их  в военной службе;

- малочисленность  высокопрофессиональных кадров  в общественных военно-патриотических  клубах и объединениях, образовательных  учреждениях, занимающихся вопросами  патриотического воспитания;

- недостаточное  программно-методическое обеспечение  образовательного процесса;

- отсутствие  системы координации деятельности  заинтересованных структур министерств,  ведомств, научных и образовательных  заведений, общественных и религиозных  организаций, занимающихся гражданским  и патриотическим воспитанием  детей и молодёжи.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников