Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

В системе «Школа 2100»  учебник «Моё Отечество» (авторы Данилов Д.Д., Тырин С.В) представляет введение в историко-обществоведческий сегмент курса «Окружающий мир». Знакомство учеников с базовыми обществоведческими знаниями (государство, история, демократия и т.п.), систематизация имеющихся у детей представлений об обществе происходит на материале истории и современности нашей страны. В конечном итоге, по утверждению авторов Программы, происходит формирование целостной предварительной картины мира младших школьников [9, c.22].

Знакомство  с отечественной историей имеет  целью не столько запоминание  отдельных событий, имён, сколько  формирование целостной картины  истории России. С этой целью история  представляется в виде смены нескольких эпох: «времена Древней Руси», «времена Московского государства», «времена Российской империи», «времена Советской  России и СССР», «современная Россия. Каждая эпоха – это определённое культурное единство жителей нашей страны.

Для 4 класса авторским коллективом разработан учебник «Человек и человечество». Работая с ним, дети осмысливают следующие проблемы: «Почему в обществе возникают конфликты и как их разрешать?», «Для чего нужны совесть и мораль?», «Что объединяет всё человечество?». На взгляд авторов, во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека, способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересованно и терпимо относится к позициям и интересам других людей.

В развивающей системе Л.В. Занкова отличительной особенностью построения курса «Мы и окружающий мир» (авторы Дмитриева Н.Я. и Казаков А.Н.) является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества в их единстве и взаимопроникновении. Вот почему уже в первом классе перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Она даётся в самом общем виде, в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нём уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям [10, c.25].

Этот  подход к развитию содержания сохраняется  и во втором классе, в котором  на первый план выступает неживая  и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи  в природе, жизнь человека и развитие общества. Поэтому доминируют естественно - научные методы познания.

Дальнейшее  развитие курса в 3-ем и 4-ом классах  продолжает эти линии, но на первый план выходят знания о человеке и  человеческом обществе. В историческом плане прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость  от природных сил и усиливалось  его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится  истории России.

Одно  из центральных мест в 4 классе занимают темы «Человек и общество», «Устройство  государственной власти». На современном  материале обобщаются все знания, полученные о человеке и человеческом обществе с первого по четвёртый  класс. Тема «Современная Россия» рассчитана на 8 часов. В её содержание входят: устройство государственной власти, символы  и праздники России, нравственные нормы жизни человека.

Итак, если ознакомиться с содержанием этих интегральных курсов, то нетрудно увидеть  в них важнейшие составляющие гражданской культуры. Вот неполный перечень вопросов, представленных в  них:

  • Человек и личность – гражданин; гражданство – правовая связь человека с государством; гражданин – человек, владеющий правами;
  • Человек и человечность, человек и культура; право на образование; человек в коллективе; добро и зло; роль морали в жизни человека и общества; долг и совесть; нравственная культура;
  • Семья, забота о членах семьи; родители и дети; семья – источник счастья человека;
  • Изменение положения человека в обществе в процессе развития общества; нации и межнациональные отношения;
  • Символы государственной власти России; устройство государственной власти.

Содержание  этих интегрированных курсов нашли  своё отражение в следующих учебниках, включённых в Перечень учебных изданий  для общеобразовательных учреждений на 2008/ 2009 учебный год [29]:

п/п

Автор, составитель

Название учебного издания

Год

Издания

Изда-

тельство

 

 

1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

7.

 

 

Плешаков А.А.

 

 

 

Вахрушев А.А.,

Бурский О.В.,

Раутиан А.С.

 

 

Поглазова О.Т.

 

 

 

 

Виноградова Н.Ф.

 

 

Вахрушев А.А. и др.

 

 

 

Дмитриева Н.Я. и др.

 

 

 

 

Чудинова Е.В.

 

«Школа России»

Мир вокруг нас. 1 – 4 кл.

 

«Классическая начальная  школа»

Мир и человек. 1 – 4 кл.

 

 

 

«Гармония»

Окружающий мир. 1 – 4 кл.

 

 

«Начальная школа XXI века»

Окружающий мир. 1 – 4 кл.

 

«Школа 2100»

Окружающий мир. 1 – 4 кл.

 

Система Л.В.Занкова

Мы и окружающий мир. 1 – 4 кл.

 

Система Д.Б.Эльконина –  В.В.Давыдова

Окружающий мир

 

 

2007

 

 

 

 

2007

 

 

 

 

 

2007

 

 

 

 

 

2007

 

 

 

2007

 

 

 

 

2007

 

 

 

 

 

2007

 

 

Просвещение

 

 

 

 

Дрофа

 

 

 

 

 

Ассоциация

XXI век

 

 

 

 

Вентана-Граф

 

 

 

Баласс

 

 

 

 

Корпорация «Фёдоров»

 

 

 

 

Вита-Пресс


 

Интегрированный характер курса «Окружающий мир» не означает механическое соединение сведений из разнородных естественнонаучных и исторических наук и цель его иная, чем сообщение определённой суммы знаний. Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня. Для ребёнка 6 – 10 лет окружающий мир представлен, прежде всего, людьми, с которыми он общается, - родителями, школой, соседями. Люди же таковы, какими они стали в процессе долгого сначала биологического, а затем исторического развития.

Представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширят не только развивающие и образовательные  возможности курса, но и его воспитательные возможности.

Формирование  необходимых гражданину знаний, отношений, принятие личностью образцов гражданственности  невозможно без синтеза личного  опыта и научной информации.

В свете  сказанного очень значим деятельностный компонент учебного процесса. Гражданское  образование и воспитание сегодня  немыслимо без моделирования  и анализа на занятиях жизненных  ситуаций – экономических, нравственных и иных, требующих применения соответствующих  знаний и умений, поиска путём решения  проблем, порождённых ситуацией, составления  плана практических действий и т.п. В такую деятельность вовлекают  учащихся и творческие формы занятия (ролевые игры, разработки проектов, создание альбомов, буклетов) [36, c.161].

2.2. Совместная  деятельность школы и семьи  по гражданскому воспитанию младших  школьников

Соглашаясь  с тем, что необходимо воспитывать  Гражданина России, многие учителя  и родители задаются вопросом: как  это сделать в условиях, когда  опорочены и приобрели негативный оттенок в общественном мнении такие  понятия, как «патриотизм», «демократия», «общественный интерес»; когда утеряно  уважение к органам государственной  власти. В таких условиях говорить о гражданском воспитании, а главное, заниматься им, дело довольно трудное.

Учителя вместе с общественностью должны искать формы и методы эффективного гражданского воспитания наших детей. Россия сегодня остро нуждается в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны. Задача родителей, учителей, политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан. А для этого нашим детям в первую очередь необходимо прививать любовь к своей Родине, чувство гражданского долга.

Возрастает  роль школы и семьи. Воспитание гражданина начинается в семье. Родители являются первыми наставниками ребёнка в  становлении его как гражданина. Через семью ребёнок осознаёт свою причастность к большой и  малой Родине, знакомится с традициями и культурой народа, представителем которой является он сам и его  родители. В семье ребёнок осваивает  свой родной язык. Семья оказывает  влияние на детей своим образом  жизни. Одним из путей повышения  эффективности воспитания детей  является совместная работа школы и  семьи.

У истоков  гражданского воспитания в России стоял  В.А. Сухомлинский. Он писал, что гражданственность  – это корень убеждений, мыслей, чувств, поступков человека. Он утверждал, что гражданственность слагается  из чувства хозяина, наследника того, что создано старшими поколениями, и из чувства ответственности  за отдельные недостатки, имеющиеся  в нашей жизни, нравственной ответственности  перед обществом.

Особую  значимость в воспитании Гражданина имеет личностный подход. Личностный подход предполагает знание не только личности школьника, но и всех отношений  воздействующих на него. Личностный подход в воспитании – это не пассивное  приспособление педагога к особенностям ученика, а активные поиски наиболее эффективных путей воспитательного  воздействия на него с учётом личностных качеств.

Воспитание  ценностных отношений сложный и  тонкий процесс. Их проявление трудно обнаружить и зафиксировать, определить степень их искренности и устойчивости, сложно учитывать все факторы, влияющие на их становление. Эта работа должна осуществляться в рамках всего образовательного процесса в школе, но в особенности  во внеурочной деятельности. Правильно организованная внеурочная среда даёт широкие личностно-ориентированные воспитательные возможности.

Различные формы коллективной внеурочной работы не всегда могут дать желаемый результат, так как проявления патриотизма  очень индивидуальны, мало осознаваемы  в младшем школьном возрасте, сложны в интерпретации. В современном  вариативном учебно-воспитательном пространстве появилась возможность  выбора формы деятельности. Но по-прежнему, важное место занимает воспитание в  ребёнке патриотизма, уважения к  историческому наследию своей Родины. И здесь большую помощь оказывает  проведение классных часов, бесед, экскурсий, которые способствуют:

– углублению знаний учащихся о Родине, своём  родном крае, месте рождения;

– более  содержательному знакомству с историей своей семьи;

– воспитанию трудолюбия;

– углублению знаний об истории, традициях, культуре народов России;

– воспитанию гражданского самосознания и причастности к родным истокам;

–формированию общественных норм морали (доброта, взаимопонимание, терпимость и т.д.);

– пониманию  учащимися их личной ответственности  за будущее страны.

Человека  воспитывает всё. Но главной воспитательной силой является школа.

Тематика  классных часов направлена на формирование гражданского самосознания у учащихся 1-4 классов, на расширение и углубление их знаний об истории своего Отечества, на воспитание любви и уважения к  Родине: научить ребёнка уважительно  относиться к своему дому, своей  семье, традициям русского народа, народным промыслам. Классные часы охватывают разные стороны жизни России в прошлом  и настоящем: культурные традиции, военные победы, символы и святыни. Классные часы, посвящённые природе родного края, позволяют расширить знания младших школьников об окружающем мире, экологических проблемах, помогут задуматься над тем, какую посильную помощь в сохранении природы они могут оказать: озеленение кабинета, высадка зелёных насаждений на пришкольном участке, уборка территории от мусора.

Деятельность  по воспитанию Гражданина может быть самой разнообразной, например, с  использованием фольклора (посиделки, вечера, театр и т.д.). Большую помощь в воспитательной работе оказывает  устное народное творчество – пословицы  и поговорки, загадки, песни, былины, которые позволяют познакомить  детей со славными подвигами богатырей  святорусских – защитников земли  Русской.

Очень важно  добиться сознания каждым учеником значимости гражданства и принадлежности к  своей Родине. С детских лет  нужно учить ребёнка уважительно  относиться к законам своей страны, основной символике государства. Вся  работа должна быть направлена на то, чтобы  ребёнок чувствовал себя комфортно  в детском коллективе, мог свободно общаться, играть, высказывать чувство  сострадания, стремился к взаимовыручке  и взаимоподдержке. Нравственное воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям, бережное отношение  к природе. А это постепенно перерастает  в любовь к Родине, своему народу. Воспитание ценностного отношения  к Родине представляется особо трудным. Образ Родины, как сложное целое  в социальном опыте ребёнка, имеет  многоуровневую структуру:

– Родина как государство;

– малая  Родина (город, село, улица и двор детства);

– родной дом (семья).

По нашему мнению, главным звеном в воспитании и обучении детей является работа в тесном контакте с родителями. Родители и педагог являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку. Взаимодействие с родителями необходимо строить на том, что не поучать их, а советовать, размышлять вместе с ними. Общаясь с родителями, необходимо показать, что они союзники учителя, и он не может обойтись без их помощи и поддержки. Задача совместной деятельности учителя, воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы. Это родительские собрания, посещение уроков, участие в подготовке и проведении бесед, классных часов, праздников, организация экскурсий, выставок.

Ученики и родители должны принимать активное участие в подготовке и проведении праздника: оформлять выставку рисунков, готовить подарки для ветеранов, читать стихи, возлагали цветы к монументу Славы.

Беречь  и любить Родину, уважительно и  внимательно относиться к людям, и с особой теплотой к людям  пожилого возраста – это главное, что необходимо усвоить дети. Общие дела и интересы школы и семьи сплачивают, помогают найти общий язык и достичь взаимопонимания. Видя такое неравнодушное отношение родителей, их поддержку и помощь, хочется делать многое.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников