Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 10:15, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: необходимость включения народных традиций в воспитание гражданственности младших школьников.
Цель и предмет исследования определили необходимость решения в ходе работы следующих задач:
1. Определить сущность, функции и система гражданского воспитания.
2. Проанализировать с исторической точки зрения развитие гражданского воспитания в отечественной педагогике.
3. Определить место воспитания гражданственности в современной школе.
4. Выявить особенности гражданского воспитания в начальных классах.
5. Проанализировать УМК, обеспечивающие приобщение младших школьников к культуре гражданственности.
6. Определить совместную деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников.
7. Рассмотреть гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани.
8. Выявить особенности народных традиций как средства гражданского воспитания младших школьников.
9. Определить осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование необходимости гражданского воспитание в младших классах 8
1.1. Сущность, функции и система гражданского воспитания 8
1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике 11
1.3. Воспитание гражданина в современной школе 25
1.4. Особенности гражданского воспитания в начальных классах 32
Глава 2. Приемы и методы по воспитанию гражданственности в младших классах 40
2.1. Анализ УМК, обеспечивающих приобщение младших школьников к культуре гражданственности 40
2.2. Совместная деятельность школы и семьи по гражданскому воспитанию младших школьников 45
2.3. Гражданское воспитание школьников и пути его совершенствования в г. Казани 50
Глава 3. Гражданское воспитание младших школьников посредством народных традиций 61
3.1. Народные традиции как средство гражданского воспитания младших школьников 61
3.2.Осуществление гражданского воспитания младших школьников посредством народных традиций на примере средней школы № 98 Вахитовского района г. Казани РТ 66
Заключение 71
Список использованной литературы 73

Работа содержит 1 файл

Диплом Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников.docx

— 388.73 Кб (Скачать)

Кроме того, официальное, нередко формальное, принудительное политическое воспитание в школе вступает в острое противоречие со стихийно складывающимися обыденным сознанием молодежи. Обыденное отношение школьников к личной и общественной жизни формируется в семье, в неформальном общении, под воздействием неорганизованных влияний средств массовой информации. Некоторые ребята, получая в школе гражданско-политические знания, оценки политических событий, сталкиваются в семье с равнодушным отношением к трагическим событиям в стране, с мещанскими взглядами, аполитичными высказываниями, с эгоистическим укладом семейной жизни.

1.2. Исторический анализ развития гражданского воспитания в отечественной педагогике

Взаимосвязь ражданского права и воспитания гражданина в России, правоведения и педагогики настолько естественны, что правоведы и педагоги оперируют  одними и теми же источниками.

Педагогические  идеи встречаются во многих документах права. В договоре Руси с Византией 911г. есть строки: "...и клятвою твердою  клянусь оружием своим, утвердить  такую дружбу и удостоверить ее по вере и по закону нашему" [46, c.222]. При этом и педагогика, и право опять рядом: "...Сей благоверный Всеволод... на училисца подаяние давал" [46, c.98].

Устав Ярослава Мудрого, казалось бы, юридический документ, имеет немаловажное значение для  изучения семейной педагогики и выяснения  тех сложных условий, в которых  зарождалась древнерусская педагогическая мысль. Из выделенных Я. Н. Щаповым 43 статей Устава 14 представляют прямой и непосредственный интерес для историко-педагогической науки [2].

Правоведческие  и педагогические идеи, параллельно  взаимодействуя, присутствуют в "Житии  Феодосия Печерского", и в "Поучениях" Владимира Мономаха, и в "Притчах" и "Словах" Кирилла Туровского и др. Можно было предположить, что  в "Наставлении о детях" Константина  Всеволодовича не может быть ничего, кроме педагогического. Но есть специальный  раздел — "Определение опекунам детей", в котором взаимодействуют правовые и педагогические вопросы.

Самое примечательное с точки зрения исследуемой проблемы состоит в том, что в историко-педагогических и историко-правовых источниках древней  и средневековой Руси присутствуют одни и те же источники (первоисточники).

Образцом  гармонического взаимодействия права  и педагогики является "Слово  о законе и благодати" Иллариона; этим документом одинаково оперируют  и педагоги, и правоведы. "Слово  о законе и благодати" — один из ранних памятников древнерусской  культуры, в котором затронуты  вопросы воспитания и педагогики.

Мы считаем, что заслуга Иллариона в истории  педагогической мысли XI в. состоит в  раскрытии прогрессивной роли образования, в развитии культуры и укреплении древнерусского государства, в разработке законоположений в области семейных отношений, охраны материнства и  младенчества. Без всякого преувеличения, Илларионом были заложены основы будущей  практики семейного воспитания. В  правоведческих изданиях "Слово  о законе и благодати" трактуется как первый правово-политический трактат.

Политико-правовые идеи, выражающие общественное сознание русских людей, получили более или  менее систематическое изложение  в первом дошедшем до нас письменном памятнике — "Слове о законе и благодати". О жизни и деятельности автора произведения — Иллариона  — известно немногое. Летопись отмечает его высокие нравственные и интеллектуальные достоинства. "Пресвитер, именем Ларион, муж благ, книжен и постник".

Следовательно, педагог-правовед являл собой положительный  пример, сочетая в себе идеи, дела и поведение.

Ярослав, добившись учреждения самостоятельной  митрополии в Киеве, в 1051 году выдвинул в митрополиты именно этого образованного  священника. "Слово о законе и благодати" Илларион написал еще во времена своего священства в церкви святых Апостолов в селе Берестове (предместье Киева) приблизительно между 1037 и 1050 гг.

Этот  памятник долгое время был в центре внимания историков церкви, так как  воспринимался и изучался исключительно  как церковно-учительское произведение. Впоследствии он привлек внимание филологов  как памятник древнерусской письменности. Между тем этот документ представляет собой наибольший интерес именно для историков правоведческой и  педагогической мысли.

В свое время  М.А. Алпатов охарактеризовал памятник как политическую речь, аккумулировавшую все наиболее значимые государственно-политические идеи и концепции, получившие затем  развитие в "Повести временных  лет" [35, c.95-96].

Современные ученые полагают, что в историографии  памятника вопрос о его идейно-политическом содержании остается нерешенным. При  изучении произведения такой смысловой  направленности ключевой является проблема уяснения политической идеологии, утверждаемой в нем [4, c.207, 208].

Проблематика "Слова" отразила наиболее злободневные и острые педагогические, правовые и политические вопросы современности, при рассмотрении которых автор  сформулировал определенные политические идеалы и затронул три большие  темы: выяснить соотношение закона и истины, оценить деятельность Владимира  и предпринятое им крещение Руси и  воздать хвалу Богу в целях  обеспечения будущего процветания  страны. Круг затронутых тем обширен  по объему и сложен по составу. Раскрытие  их носит явно выраженный философско-политический характер.

В первой части "Слова" дается понимание "закона" и "истины" и выясняются их взаимосвязи. Истина воспринимается Илларионом как  некий абсолютный идеал, единый для  всех времен и народов, который, хотя и имеет общий религиозный  статус, но в свое содержание включает совокупность гносеологических и нравственных моментов, позволяющих производить  оценку окружающей действительности и поведения человека. Высшей истиной объявляется Христос и его учение, и только познание и усвоение этого учения (через благодать) дает возможность в качестве оценочных критериев всех действий использовать нравственно-этический идеал христианства, сформулированный в заповедях-велениях и заповедях-запретах, определяющих модель поведения христианина в мире, а также заповедях достижения блаженства, требующих высокого внутреннего совершенства.

Важно сразу  же оговорить, что в силу присущей раннему средневековью нерасчлененности теологических и правовых категорий (в Библии, так же, как и впоследствии в Коране, записаны в качестве божественных заповедей и законов ряд норм уголовного, гражданского и семейного  права) закон обычно понимался как  божественное веление, сформулированное божественной или пророческой личностью: в Библии — Моисеем, в Коране —  Мохаммедом, в Новом Завете —  Иисусом Христом. Обращение Иллариона  к слову "закон" предполагает восприятие этой категории и в теологическом, и в юридическом смысловом  значении" [14, c.12].

Необходимо  отметить, что обращение автора к  слову "закон" предполагает также  восприятие данной категории и в  педагогическом, и смысловом значении, которые синтезируют и закон, и благодать. При этом воспитание содействует, по мнению Иллариона, формированию законопослушности, а благодать  заключает в себе наряду с теологическим  и морально-педагогическое.

Илларион  четко различает понятия "закон" как внешнее установление-предписание, регулирующее насильственными мерами поведение человека в обществе, и "истина", выражающееся в высоком  нравственном состоянии человека (в  его понимании — только христианина), не нуждающегося в силу своего совершенства в регулятивной деятельности закона, относительность которого, по мнению Иллариона, очевидна.

Закон определяет внешние поступки людей на той  ступени, когда люди еще не постигли истину. Он дан человечеству только "на приуготование к истине и  благодати, да в нем обыкнет человеческое естество", ибо человечество как  скверный сосуд, должно сначала быть омыто водою-законом, а затем оно  уже станет способным принять "млеко  благодати".

Закон, по мнению Иллариона, является предтечей  и слугой благодати и истины, т. к. подзаконное состояние не делает людей свободными, а заложенное в  его содержании рабское исполнение внешних предписаний не является свободой. Автор утверждает в своей  работе, что только познание истины предоставляет человеку свободу  в выборе своего поведения, что, между  прочим, многократно утверждается и  в Новом Завете.

Новозаветная  традиция прямо связывает возможность  ответственности за свои действия с  наличием свободы воли, указывая, что  только истина способна делать людей  свободными и предоставить им на основе познания выбор линии своего поведения, диктуемый высокими моральными принципами свободного духа. Свобода воли и  свобода действий определены нравственным статусом личности.

Интересно отметить, что закон и истина у  Иллариона не противостоят друг другу  — истина воспринимается человечеством  благодаря закону, а не вопреки  ему, утверждает Илларион, ссылаясь при  этом на положения Новозаветного  учения о том, что Иисус Христос  пришел в мир не для того, чтобы  нарушить закон, а напротив, исполнить  его.

Это весьма интересное изначальное представление  о соотношении закона, педагогики (и нравственности) с глубокой аргументацией  предпочтительности нравственных критериев  при определении формы поведения  человека в обществе. Илларион использует, по-видимому, уже сложившееся тогда  представление о едином смысловом  значении терминов "правда" и "закон".

Исследуя  значение слова "правда", В. Даль утверждает, что в России "по первому коренному  значению правдой зовется Судебник, Русская Правда, Правда Ярослава, Сборник узаконении, установлении. Правда — старое право суда, власть судить, карать и миловать, суд и расправа" [16, c.159].

По нашему мнению, при анализе этого термина  нельзя не учитывать, что общее философское  и литературное значение, присущее как самому этому слову, так и  всему связанному с ним синонимическому  ряду, включает не только юридический  аспект. В юридических категориях этот смысл также не утрачен, а, напротив, воспринят как исходное начало, в  котором юридический момент является лишь значимым структурным элементом  всего содержания. При этом в юридическом  содержании все время присутствует и педагогический смысл. Сохраняя в  абстрактном значении общий смысл, в конкретно юридическом понимании "правда", как правило, выражает специфически правовые понятия или  даже целые формулы.

В этом плане  следует отметить, что Илларион в  своем произведении утвердил определенную политико-юридическую традицию, согласно которой "правда" воспринимается и употребляется как юридическое  понятие, включающее в свое содержание и нравственную мотивацию, т. е. явно выраженный педагогический компонент.

В своем  труде он проводит идею о равноправии  всех христианских народов, неоднократно подчеркивая, что время избранничества одного народа прошло, поскольку миссия Христа заключалась в спасении всех языков, что наступил другой период, когда все равны перед Богом. Его учение одинаково распространяется на всех без исключения людей независимо от пола, возраста, социального состояния  и расовой принадлежности, т.к. все  люди починены одной истине, которая  одинакова для всех "от востока  до запада" и одни народы не могут  быть "обижены" другими. Превознесение  одного народа в ущерб другому  рождает только зависть и злобу  — чувства, несовместимые с моральными идеалами христианина, считал Илларион. Идея универсальности учения и равноправия  людей, его воспринимающих, провозглашается им как осуждение идеи избранничества и национальной ограниченности.

Связь юридических  и педагогических знаний прослеживается у Иллариона на всем протяжении его  сочинения. Он особо подчеркивает, что  политические успехи в стране зависят  от распространения в обществе образованности и книжного знания.

Интересно отметить, что эта мысль глубоко  аргументировалась еще в античную эпоху.

Так, например, в политическом трактате Платона "Государство" наилучшая форма правления ставится в зависимость от наличия у  правителей знаний. Илларион так же, как и Платон, придает большое  значение воспитанию правителя и  подготовке его к занятию политической деятельностью. Будущий верховный  правитель, рождаясь от благородных  родителей, еще с детства всей системой воспитания ("от детские  младости") подготавливается к выполнению своего высшего долга перед людьми и Богом. В то же время необходимо повторно отметить, что у Платона, как это обнаружил Плутарх, есть явные, пусть и творческие заимствования  у Ликурга.

Илларион  понимает, что огромное значение в  воспитании имеет положительный  пример, осуществляя функции и  вдохновляющие, и регулирующие, и  назидающие, и контролирующие. Создав идеальный образ правителя, Илларион пытается обнаружить его черты у  киевских князей. Он начинает с восхваления  Владимира, крестившего Русь. Илларион уверенно полагает, что Владимир правитель  законный и власть его основана на законе.

"Слово  о законе и благодати" предваряет  педагогико-правоведческие идеи "Повести  временных лет". Оно наилучшим  образом отражает взаимодействие  правоведения и педагогики, отражая  достаточно высокий уровень общей  культуры Руси того времени.

Информация о работе Народные традиции в гражданском воспитании младших школьников